Автор: Хакимова Юлия Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им.Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМСЯ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Хакимова Юлия Андреевна студент
Научный руководитель:
д.п.н., профессор Гайсина Г.И.
МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С
ОБУЧАЮЩИМСЯ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ
СИТУАЦИИ
Развитие социальной работы как профессионального вида деятельности
и области межпрофессионального взаимодействия социального педагога и
классного руководителя, призванных оказать поддержку обучающемуся и его
семье,
требует
установления
единого
понятийного
аппарата
профессионального действия. Именно поэтому создание унифицированной
формы работы необходимо для формирования общего представления у
сотрудников
общеобразовательного
учреждения
о
последовательности
действий при возникновении трудных жизненных ситуаций, а также для
последующего оперативного решения проблем и регулирования вопросов по
оказанию помощи.
В последние годы факты и статистические данные, представленные в
ежегодном национальном докладе "О положении детей в Российской
Федерации", доказали кризисное социально-экономическое положение детей
в нашем обществе: резко обозначилось противоречие между миром взрослых
и миром детей, а также непонимание и отчуждение взрослых из детского
мира увеличилось.
Дети стали более самостоятельными и независимыми от своих
родителей,
а
во
взрослом
обществе
нет
реальных
возможностей
и
механизмов для постепенной интеграции подростков в серьезные дела
общества; основные качественные показатели жизнеобеспечения детей по-
прежнему
очень
низкие:
расширение
семейной
бедности
в
России;
ухудшение здоровье детей и подростков, увеличение числа детей с
социальными условиями и социально значимыми заболеваниями; показатели
ухудшения
физического
развития;
положение
детей-сирот
и
детей,
оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов особенно
тяжелое; уровень социальной патологии в детской среде очень высок:
тенденция роста детской преступности, безнадзорности и бездомных детей; в
связи с увеличением числа родителей, злонамеренно не выполняющих свои
обязанности, растет число социальных сирот. увеличение.
В современной России приняты масштабные социально-экономические
и правовые меры по реализации Конвенции Организации Объединенных
Наций о правах ребенка, создан специальный механизм контроля за
выполнением принятых обязательств. Наиболее характерной тенденцией в
развитии современной российской системы социальной защиты детей
является более детальное разграничение объектов социальной помощи,
особенно переход от системы социального обеспечения всех детей к
социальной защите конкретных детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, для оказания им адресной помощи и расширения объекта
социальной помощи.
К сожалению, несмотря на усилия государства, статус-кво защиты
детей и реализации их прав привлекает разумное внимание. Сегодня мы
должны осознать, что социальные катаклизмы в детской среде достигли
опасных
масштабов
для
российского
общества,
являются
мощным
нестабильным фактором для долгосрочных действий и угрожают социальной
безопасности общества. Нынешняя ситуация определяет, что значительная
часть детского населения страны остро нуждается в поддержке.
Таким образом, позиция специалистов однозначна: основным методом
воздействия
на
неблагополучные
семьи
должно
стать
проведение
профилактической
работы,
усиление
контроля
за
неблагополучными
семьями, как со стороны государственных социальных служб, так и со
стороны общественных организаций. Лишение родительских прав должно
являться крайней мерой, когда все другие способы воздействия исчерпаны.
Для восстановления конструктивных отношений в таких семьях
существуют специальные технологии социальной работы. Для адекватного
выбора целей работы с родителями ребенка, подвергающегося насилию,
необходимо провести всестороннюю оценку ситуации, в которой находится
ребенок, определить степень риска и тяжесть воздействия ситуации на
ребенка. Выбор метода работы с родителями зависит от целей, которые
ставит перед собой специалист предотвращение и профилактика жестокого
обращения,
работа
с
его
последствиями,
активизация
родительского
потенциала, обеспечение безопасности ребенка).
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей,
социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи
включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической
деятельности
родителей,
направленной
на
формирование
у
детей
определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера,
образ жизни семьи в целом.
В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено
значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение
родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.
В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными
деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в
росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к
ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями
стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким
семьям и детям из этих семей.
Социально-экономические преобразования на любом этапе развития
общества
всегда
сопровождаются
изменениями
в
социализирующих
потенциалах основных институтов воспитания подрастающих поколений,
снижением эффективности их влияния на взрослеющую личность, ведут к
несформированности у детей свойств субъекта деятельности, общения,
самосознания, вызывают определенные деформации в социальном опыте.
Как
результат,
отмечается
неразвитость
социально-коммуникативных
качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии,
неосвоенность минимума социальных ролей, затруднения в адаптации и
интеграции в систему социальных отношений.
Такие дети, чаще всего, оказываются в трудной жизненной ситуации и
нуждаются в адресной социальной помощи и поддержке. Трудной считается
ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека, которую он
не может преодолевать самостоятельно.
Следовательно, понятие «трудная жизненная ситуация» определяется
как временная, объективно или субъективно создающаяся; как неизбежное
событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональное напряжение и
стрессы; как препятствие в реализации важных жизненных целей, с
которыми
нельзя
справиться
с
помощью
привычных
средств,
с
использованием одних внутренних ресурсов. В основе трудной жизненной
ситуации лежит совокупность факторов, причин, форм.
К
детям,
оказавшимся
в
трудной
ситуации
относятся
дети,
жизнедеятельность
которых
объективно
нарушена
сложившимися
обстоятельствами, характеризуется неопределенностью исхода, возможным
неблагополучием в определенных сферах, которые они не в состоянии
преодолевать самостоятельно или с помощью семьи.
Сущность оказания социально-педагогической поддержки и помощи
таких детей заключается в совместном с ребенком проектировании путей
преодоления
трудностей,
разрешении
проблем,
усиления
жизненных
ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для
самореализации, самозащиты, самовоспитания.
Центральной
проблемой
социально-педагогической
поддержки
и
помощи детям, находящимся на государственном попечении, становится
преодоление социальной беспомощности, развитие самостоятельности в
жизненном
самоопределении,
поддержки
в
вопросах
получения
качественного
образования,
успешной
постинтернатной
адаптации,
сформированность
социальных
знаний
и
умений,
хорошая
ориентированность в своих правах и обязанностях, способность адекватно
реагировать на жизненные ситуации.
Для этого необходимо: создание в таких учреждениях развивающей
образовательно-воспитательной
среды,
базирующейся
на
принципах
безусловного
уважения
личности
ребенка,
его
фундаментальных
потребностей
и
интересов,
собственной
активности воспитанников
в
общении, деятельности, взаимодействии с другими людьми, мотивации на
успех и благополучие в самостоятельной жизни, обогащение социального
опыта; проведение целенаправленной подготовки детей к самостоятельной
жизни в процессе реализации комплекса программ: «Развивающие занятия»,
«Школа интенсивного обучения и развития», «Мастерская будущего»,
«Успешным может быть каждый», «Как найти свое место в будущем»,
«Искусство человеческих отношений», «Мой жизненный путь», включающие
разделы: «Я и мой жизненный путь», «Я - автор моей жизни» и другие.
Технология реализации каждой из названных программ строится на
том, что социальный педагог испытывает искренний интерес к воспитаннику
как к личности; верит в его силы; уважает его опыт, потребности и права;
позволяет ему думать самостоятельно, не критикует по пустякам, а
поддерживает и помогает в разрешении трудностей, умеет договариваться,
передавать ответственность, способствует тому, чтобы молодой человек
научился изменять свое поведение, следуя тем правилам и ценностям,
которые делают его жизнь самостоятельной, независимой и свободной в
принятии решений.
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном
положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся
литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее
эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в
социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю,
индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика,
патронаж,
беседы,
оказание
психолого-педагогической
материальной
помощи.
А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в
социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала,
для получения положительного результата её надо проводить в системе.
Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей
из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще
всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и
преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания,
оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.