Напоминание

МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМСЯ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Автор: Хакимова Юлия Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им.Акмуллы
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОБУЧАЮЩИМСЯ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Хакимова Юлия Андреевна студент

Научный руководитель:

д.п.н., профессор Гайсина Г.И.

МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С

ОБУЧАЮЩИМСЯ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ

СИТУАЦИИ

Развитие социальной работы как профессионального вида деятельности

и области межпрофессионального взаимодействия социального педагога и

классного руководителя, призванных оказать поддержку обучающемуся и его

семье,

требует

установления

единого

понятийного

аппарата

профессионального действия. Именно поэтому создание унифицированной

формы работы необходимо для формирования общего представления у

сотрудников

общеобразовательного

учреждения

о

последовательности

действий при возникновении трудных жизненных ситуаций, а также для

последующего оперативного решения проблем и регулирования вопросов по

оказанию помощи.

В последние годы факты и статистические данные, представленные в

ежегодном национальном докладе "О положении детей в Российской

Федерации", доказали кризисное социально-экономическое положение детей

в нашем обществе: резко обозначилось противоречие между миром взрослых

и миром детей, а также непонимание и отчуждение взрослых из детского

мира увеличилось.

Дети стали более самостоятельными и независимыми от своих

родителей,

а

во

взрослом

обществе

нет

реальных

возможностей

и

механизмов для постепенной интеграции подростков в серьезные дела

общества; основные качественные показатели жизнеобеспечения детей по-

прежнему

очень

низкие:

расширение

семейной

бедности

в

России;

ухудшение здоровье детей и подростков, увеличение числа детей с

социальными условиями и социально значимыми заболеваниями; показатели

ухудшения

физического

развития;

положение

детей-сирот

и

детей,

оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов особенно

тяжелое; уровень социальной патологии в детской среде очень высок:

тенденция роста детской преступности, безнадзорности и бездомных детей; в

связи с увеличением числа родителей, злонамеренно не выполняющих свои

обязанности, растет число социальных сирот. увеличение.

В современной России приняты масштабные социально-экономические

и правовые меры по реализации Конвенции Организации Объединенных

Наций о правах ребенка, создан специальный механизм контроля за

выполнением принятых обязательств. Наиболее характерной тенденцией в

развитии современной российской системы социальной защиты детей

является более детальное разграничение объектов социальной помощи,

особенно переход от системы социального обеспечения всех детей к

социальной защите конкретных детей, находящихся в трудной жизненной

ситуации, для оказания им адресной помощи и расширения объекта

социальной помощи.

К сожалению, несмотря на усилия государства, статус-кво защиты

детей и реализации их прав привлекает разумное внимание. Сегодня мы

должны осознать, что социальные катаклизмы в детской среде достигли

опасных

масштабов

для

российского

общества,

являются

мощным

нестабильным фактором для долгосрочных действий и угрожают социальной

безопасности общества. Нынешняя ситуация определяет, что значительная

часть детского населения страны остро нуждается в поддержке.

Таким образом, позиция специалистов однозначна: основным методом

воздействия

на

неблагополучные

семьи

должно

стать

проведение

профилактической

работы,

усиление

контроля

за

неблагополучными

семьями, как со стороны государственных социальных служб, так и со

стороны общественных организаций. Лишение родительских прав должно

являться крайней мерой, когда все другие способы воздействия исчерпаны.

Для восстановления конструктивных отношений в таких семьях

существуют специальные технологии социальной работы. Для адекватного

выбора целей работы с родителями ребенка, подвергающегося насилию,

необходимо провести всестороннюю оценку ситуации, в которой находится

ребенок, определить степень риска и тяжесть воздействия ситуации на

ребенка. Выбор метода работы с родителями зависит от целей, которые

ставит перед собой специалист предотвращение и профилактика жестокого

обращения,

работа

с

его

последствиями,

активизация

родительского

потенциала, обеспечение безопасности ребенка).

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей,

социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи

включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической

деятельности

родителей,

направленной

на

формирование

у

детей

определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера,

образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено

значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение

родителям к детям, разрушен психологический уклад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными

деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в

росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к

ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями

стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким

семьям и детям из этих семей.

Социально-экономические преобразования на любом этапе развития

общества

всегда

сопровождаются

изменениями

в

социализирующих

потенциалах основных институтов воспитания подрастающих поколений,

снижением эффективности их влияния на взрослеющую личность, ведут к

несформированности у детей свойств субъекта деятельности, общения,

самосознания, вызывают определенные деформации в социальном опыте.

Как

результат,

отмечается

неразвитость

социально-коммуникативных

качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии,

неосвоенность минимума социальных ролей, затруднения в адаптации и

интеграции в систему социальных отношений.

Такие дети, чаще всего, оказываются в трудной жизненной ситуации и

нуждаются в адресной социальной помощи и поддержке. Трудной считается

ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека, которую он

не может преодолевать самостоятельно.

Следовательно, понятие «трудная жизненная ситуация» определяется

как временная, объективно или субъективно создающаяся; как неизбежное

событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональное напряжение и

стрессы; как препятствие в реализации важных жизненных целей, с

которыми

нельзя

справиться

с

помощью

привычных

средств,

с

использованием одних внутренних ресурсов. В основе трудной жизненной

ситуации лежит совокупность факторов, причин, форм.

К

детям,

оказавшимся

в

трудной

ситуации

относятся

дети,

жизнедеятельность

которых

объективно

нарушена

сложившимися

обстоятельствами, характеризуется неопределенностью исхода, возможным

неблагополучием в определенных сферах, которые они не в состоянии

преодолевать самостоятельно или с помощью семьи.

Сущность оказания социально-педагогической поддержки и помощи

таких детей заключается в совместном с ребенком проектировании путей

преодоления

трудностей,

разрешении

проблем,

усиления

жизненных

ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для

самореализации, самозащиты, самовоспитания.

Центральной

проблемой

социально-педагогической

поддержки

и

помощи детям, находящимся на государственном попечении, становится

преодоление социальной беспомощности, развитие самостоятельности в

жизненном

самоопределении,

поддержки

в

вопросах

получения

качественного

образования,

успешной

постинтернатной

адаптации,

сформированность

социальных

знаний

и

умений,

хорошая

ориентированность в своих правах и обязанностях, способность адекватно

реагировать на жизненные ситуации.

Для этого необходимо: создание в таких учреждениях развивающей

образовательно-воспитательной

среды,

базирующейся

на

принципах

безусловного

уважения

личности

ребенка,

его

фундаментальных

потребностей

и

интересов,

собственной

активности воспитанников

в

общении, деятельности, взаимодействии с другими людьми, мотивации на

успех и благополучие в самостоятельной жизни, обогащение социального

опыта; проведение целенаправленной подготовки детей к самостоятельной

жизни в процессе реализации комплекса программ: «Развивающие занятия»,

«Школа интенсивного обучения и развития», «Мастерская будущего»,

«Успешным может быть каждый», «Как найти свое место в будущем»,

«Искусство человеческих отношений», «Мой жизненный путь», включающие

разделы: «Я и мой жизненный путь», «Я - автор моей жизни» и другие.

Технология реализации каждой из названных программ строится на

том, что социальный педагог испытывает искренний интерес к воспитаннику

как к личности; верит в его силы; уважает его опыт, потребности и права;

позволяет ему думать самостоятельно, не критикует по пустякам, а

поддерживает и помогает в разрешении трудностей, умеет договариваться,

передавать ответственность, способствует тому, чтобы молодой человек

научился изменять свое поведение, следуя тем правилам и ценностям,

которые делают его жизнь самостоятельной, независимой и свободной в

принятии решений.

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном

положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся

литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее

эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в

социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю,

индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика,

патронаж,

беседы,

оказание

психолого-педагогической

материальной

помощи.

А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в

социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала,

для получения положительного результата её надо проводить в системе.

Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей

из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще

всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и

преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания,

оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.