"Информация о товаре"

Автор: Пищугина Елена Викторовна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГАПОУ "Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций"
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка урока по товароведению
Тема: "Информация о товаре"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 19»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

БИНАРНОГО ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЕ

«

Физиология питания с основами товароведения

продовольственных товаров

»

ПО ТЕМЕ:

«Информация о товаре»

В ГРУППЕ II КУРСА № 15

Подготовила:

преподаватель

Е.В. Пищугина

ВОЛГОГРАД

2014


ТЕМА УРОКА: «ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ»

Цели урока:

1.
Ознакомление с алгоритмом чтения штрих-кодов, этикеток и надписей на упаковках продовольственных товаров, с правилами проведения экспертизы подлинности товара, его качества и полезности.
2.
Развитие умений работать с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы. Повышение информативности.
3.
Воспитание у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, валеологической культуры .
Методическая цель:
Использование интерактивных методов обучения и здоровьесберегающей технологии для подготовки компетентных специалистов, мотивированных на здоровый образ жизни.
Тип:
урок ознакомления с новым материалом
Вид:
устный журнал
Методы:
Методы организации коммуникаций и благоприятной атмосферы, имитационные, рефлексивные.
Методические приемы:
 Активные: анализ конкретных ситуаций, активная консультация;  Интерактивные: коммуникативная атака;  Пассивные: работа с интерактивным приложением OMS.
Межпредметные связи: «
Информатика и ИКТ», «Основы микробиологии, санитарии и гигиены» и «Профессиональные модули».
Материально-техническое оснащение:
презентация, созданная средствами программы MS PowerPoint, карточки-памятки для каждого обучающегося, компьютеры со специальной программой OMS и тестирующими модулями, ЖК экран, ноутбук.



п/п

Этапы урока

Время

45

/
1
Организация начала урока
1 / -2 / 2
Ориентационно – мотивационный этап
5 / - 6 / Коммуникативная атака 5 / - 6 / 3
Операционно-исследовательский этап
15 / - 17 / Знакомство с правилами стандартизации продовольственных товаров в сопровождении презентации 5 / - 7 / Изучение видов штрих-кодов 3 / - 5 / Расчеты контрольных цифр штрих-кодов 3 / - 5 / 4
Рефлексивно – оценочный этап
12 / - 15 / Самостоятельная работа 9 / -10 / Домашнее задание 1 / - 2 / Подведение итогов 2 / - 3 /
Недаром над всеми явлениями

человеческой жизни господствует

забота о насущном хлебе…

И. П. Павлов

ХОД УРОКА:

I Организация начала урока
 Здравствуйте. Я рада приветствовать учащихся и гостей на нашем уроке.  Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, номер и тему урока.  Как вы понимаете тему нашего урока? О чем, по-вашему мнению, пойдет сегодня речь? (об этикетках и знаках на упаковках товаров)  Вы можете сказать: «Зачем нам это надо? Мы же не будем товароведами или снабженцами на предприятиях общественного питания. Мы будем готовить из продуктов – мы повара!» А я вам отвечу – станете вы поварами или кем-то еще пока не известно (вы еще не защитили дипломы), а вот потребителями, покупателями в магазинах и супермаркетах вы уже стали. И от вас зависит, чем и как вы накормите себя и тех людей, которые вас окружают. Предусмотреть все разнообразие товаров просто невозможно. Однако с учетом информации, помещенной на этикетках пищевых продуктов, расчет калорийности суточного рациона не представляет серьезных затруднений.
II Ориентационно – мотивационный этап

Коммуникативная атака:
 Давайте попробуем прочитать хотя бы одну этикетку.
НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ:  Что вы можете выяснить с помощью этой этикетки? (состав продукта, наличие пищевых добавок, пищевую ценность, вес, информацию о производителе, срок хранения и т.д.)  Можете ли вы по составу продукта определить его качество? Если да, то как? (это ненатуральный продукт, так как на первом месте стоит не мука овсяная, а сахар, в продукте присутствуют эмульгаторы, консерванты и красители)  Что обозначает запись «эмульгатор Е471»? (E471 - пищевая добавка используемая в качестве стабилизатора и эмульгатора. Представляет собой моно - и диглицериды жирных кислот. Не смотря на свое сложное название добавка имеет натуральное происхождение. Производится данный эмульгатор путем специальной обработки натуральных, в основном растительных, и "искусственых" жирных кислот, получаемых преимущественно из глицерина. Основное назначение данной добавки - получение из веществ, которые в природе не смешиваются однородной массы. В качестве примера можно сказать что при помощи добавки E471 можно без проблем смешать растительное масло и воду. Именно поэтому добавка наиболее часто используется при приготовлении молочных продуктов и жирных продуктов.)  Что можете сказать о его пищевой ценности? (высококалорийный продукт – вреден для организма)
 Правильно ли рассчитаны килокалории? (нет, килокалории на этикетке занижены. 5,5*4+14,2*9+68,7*4 = 424,6 ккал) Информация о продуктах питания, должна содержать следующие сведения: • наименование продукта и его вид; • страна, фирма - производитель; • вес или объём продукта; • наименование основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки; • пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов - для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания); • условия хранения; • срок годности (конечная дата использования или дата изготовления и срок хранения); • способ приготовления (для полуфабрикатов и др.); • рекомендации по использованию.  А что можно выяснить о товаре по данной этикетке?  Какие знаки или маркеры вы увидели на этикетках? (штрих-код, знаки качества)  Как вы думаете зачем они помещены на этикетку? (для определения качества товара)
III Операционно-исследовательский этап

 Сохранение своего здоровья и здоровья потомков – одна из приоритетных задач, стоящих перед каждым человеком. Озабоченность этой важнейшей проблемой достигла такого уровня, что для ее решения необходимо выйти за рамки здравоохранения и объединять усилия многих институтов гражданского общества. Основная функция информации о товаре — это доведение до сведения потребителя (поставщика, продавца и др.) сведений о потребительских свойствах товара, об условиях и режимах правильного хранения, транспортирования, выбора, использования и утилизации товара. Изготовитель и/или продавец несет ответственность за полное соответствие товара заявленной о нем информации. Право потребителя на информацию регулируется нормами закона РФ "О защите прав потребителей" и Гражданским кодексом РФ, а требования к содержанию и способам предоставления информации о товарах установлены указами президента и постановлениями правительства РФ, соответствующими решениями уполномоченных органов исполнительной власти и нормативными документами на конкретные группы и виды товаров.
Средства товарной информации
. Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Маркировка
- это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и пр. Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в стандартах. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА или ЭКОМАРКИРОВКА - комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию. Экомаркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции, но не только. Есть знаки соответствия в системах сертификации по экологическим требованиям, знаки, характеризующие технологию производства и возможность вторичной переработки продукции, и ряд других. Некоторые приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм.
Регистр стандартов

пищевых продуктов РФ


Знаки соответствия
— это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативных или технических документов. Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные.
Примером регионального знака соответствия может служить знак европейского экономического сообщества "СЕ".
Манипуляционные знаки
наносят в основном на транспортную тару или упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно- разгрузочных работ

Штриховой код
(баркод или barcode) - это графическая метка, в которой по определенным правилам закодирована информация. Как правило, это алфавитно- цифровой код-идентификатор. Изображение штрих-кодовой метки создают на компьютере при помощи специализированных шрифтов. Помимо изображения штрихового кода на макете упаковки или этикетки может присутствовать поле с алфавитно-цифровым Знаки лауреатов конкурсов: а — знак лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области качества; б — знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров России»; в — знак лауреата конкурса «Российская марка»; г — эмблема «Знак качества XXI века»
эквивалентом штрих-кода и дополнительная текстовая и графическая информация, предназначенная для прочтения человеком. Штриховой код был разработан еще в 1932 году задолго до появления вычислительных машин, но востребован тогда не был. Практическое применение идея штрихового кодирования получила с появлением и широким распространением вычислительной техники. В Великобритании первой отраслью, широко применившей штриховое кодирование, стала пищевая промышленность. Здесь была опробована система штриховых кодов "point of sale". Вслед за производителями пищевой продукции к использованию штриховых кодов активно подключились книгоиздатели, розничная и оптовая торговля, упаковочное и тарное производство. Это дало заметный положительный эффект. Например, в торговле резко повысилась производительность труда кассиров, снизились расходы на расфасовку и подготовку товаров к продаже, уменьшились затраты на бухгалтерию. По оценкам специалистов, в результате применения этого новшества прибыль предприятий розничной торговли повысилась в пределах 50-200%, а общая экономия одного супермаркета оценивалась в 1% от общей суммы его товарооборота. Сейчас штриховой код наносится на 98-99% продукции, выпускаемой за рубежом. Это метод автоматизированного сбора данных самого различного характера. С его помощью можно быстро и точно не только собирать, но и передавать информацию на вычислительные машины. К тому же он надежен и не столь дорог по сравнению с другими методами сбора статистических данных. Источником информации при этом является
штриховой код
, представляющий собой чередование штрихов и промежутков разной ширины. Такими штрихами закодирована либо цифровая, либо буквенная информация.
Для расшифровки штриховых кодов пользуются специальным приспособлением -
сканером
. Луч от светового карандаша или от подвижного лазерного устройства направляется на штрихи и, отражаясь от линий, передается в устройство для считывания. Отраженный луч преобразуется в электрические сигналы разной силы (в зависимости от ширины штрихов и промежутков), которые затем и расшифровываются в виде цифр и букв. В Российской Федерации Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) разрабатывает свои собственные стандарты для штрих-кодов. Однако полностью учитываются требования EAN - Международной ассоциации товарной нумерации. С помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции.
Принтер этикеток и штрих-

кодов



IV Рефлексивно – оценочный этап

Обучающиеся пересаживаются за компьютеры и выполняют задания модулей OMS: первый модуль состоит из 10 заданий, которые выполняются последовательно. Результат засчитывается после выполнения всех заданий. Отчет включает результат выполнения каждого задания и общую оценку.
Самостоятельная работа: Чтение этикеток




Работа со штрих-кодами
Модуль содержит 5 заданий, которые выполняются последовательно. Результат засчитывается после выполнения всех заданий. Отчет включает результат выполнения каждого задания и общую оценку.


Домашнее задание:
Возьмите любой продукт и проведите экспертизу этикетки.
Подведение итогов:
Подведение итогов урока. Выставление оценок с комментариями за работу в журнал
«Плюс – минус – интересно (полезно)»
На экране нарисована таблица: + - Интересно (полезно) В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу “–” обучающиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” обучающиеся выписывают все то, что запомнилось на уроке, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.