Автор: Пищугина Елена Викторовна Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГАПОУ "Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций"
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка урока по товароведению
Тема: "Информация о товаре"
1.
Ознакомление с алгоритмом чтения штрих-кодов, этикеток и надписей на
упаковках продовольственных товаров, с правилами проведения экспертизы
подлинности товара, его качества и полезности.
2.
Развитие умений работать с различными источниками информации, умения
выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Повышение
информативности.
3.
Воспитание у обучающихся
бережного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих, валеологической культуры
.
Методическая цель:
Использование интерактивных методов обучения и
здоровьесберегающей технологии для подготовки компетентных специалистов,
мотивированных на здоровый образ жизни.
Тип: урок ознакомления с новым материалом
Вид: устный журнал
Методы:
Методы организации коммуникаций и благоприятной атмосферы,
имитационные, рефлексивные.
Методические приемы:
Активные: анализ конкретных ситуаций, активная консультация;
Интерактивные: коммуникативная атака;
Пассивные: работа с интерактивным приложением OMS.
Межпредметные связи: « Информатика и ИКТ», «Основы микробиологии,
санитарии и гигиены» и «Профессиональные модули».
Материально-техническое оснащение:
презентация, созданная
средствами программы
MS
PowerPoint, карточки-памятки для каждого
обучающегося, компьютеры со специальной программой OMS и тестирующими
модулями, ЖК экран, ноутбук.
№
п/п
Этапы урока
Время
45
/
1
Организация начала урока
1
/
-2
/
2
Ориентационно – мотивационный этап
5
/
- 6
/
Коммуникативная атака
5
/
- 6
/
3
Операционно-исследовательский этап
15
/
- 17
/
Знакомство с правилами стандартизации
продовольственных товаров в сопровождении
презентации
5
/
- 7
/
Изучение видов штрих-кодов
3
/
- 5
/
Расчеты контрольных цифр штрих-кодов
3
/
- 5
/
4
Рефлексивно – оценочный этап
12
/
- 15
/
Самостоятельная работа
9
/
-10
/
Домашнее задание
1
/
- 2
/
Подведение итогов
2
/
- 3
/
Недаром над всеми явлениями
человеческой жизни господствует
забота о насущном хлебе…
И. П. Павлов
ХОД УРОКА:
I Организация начала урока
Здравствуйте. Я рада приветствовать учащихся и гостей на нашем уроке.
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, номер и тему урока.
Как вы понимаете тему нашего урока? О чем, по-вашему мнению, пойдет
сегодня речь? (об этикетках и знаках на упаковках товаров)
Вы можете сказать: «Зачем нам это надо? Мы же не будем товароведами
или снабженцами на предприятиях общественного питания. Мы будем
готовить из продуктов – мы повара!» А я вам отвечу – станете вы
поварами или кем-то еще пока не известно (вы еще не защитили
дипломы), а вот потребителями, покупателями в магазинах и
супермаркетах вы уже стали. И от вас зависит, чем и как вы накормите
себя и тех людей, которые вас окружают.
Предусмотреть все разнообразие товаров просто невозможно. Однако с
учетом информации, помещенной на этикетках пищевых продуктов, расчет
калорийности суточного рациона не представляет серьезных затруднений.
II Ориентационно – мотивационный этап
Коммуникативная атака:
Давайте попробуем прочитать хотя бы одну этикетку.
НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ:
Что вы можете выяснить с помощью этой этикетки? (состав продукта,
наличие пищевых добавок, пищевую ценность, вес, информацию о
производителе, срок хранения и т.д.)
Можете ли вы по составу продукта определить его качество? Если да, то
как? (это ненатуральный продукт, так как на первом месте стоит не мука
овсяная, а сахар, в продукте присутствуют эмульгаторы, консерванты и
красители)
Что обозначает запись «эмульгатор Е471»? (E471 - пищевая добавка
используемая в качестве стабилизатора и эмульгатора. Представляет
собой моно - и диглицериды жирных кислот. Не смотря на свое сложное
название добавка имеет натуральное происхождение. Производится
данный эмульгатор путем специальной обработки натуральных, в
основном растительных, и "искусственых" жирных кислот, получаемых
преимущественно из глицерина. Основное назначение данной добавки -
получение из веществ, которые в природе не смешиваются однородной
массы. В качестве примера можно сказать что при помощи добавки E471
можно без проблем смешать растительное масло и воду. Именно поэтому
добавка наиболее часто используется при приготовлении молочных
продуктов и жирных продуктов.)
Что можете сказать о его пищевой ценности? (высококалорийный продукт
– вреден для организма)
Правильно ли рассчитаны килокалории? (нет, килокалории на этикетке
занижены. 5,5*4+14,2*9+68,7*4 = 424,6 ккал)
Информация о продуктах питания, должна содержать следующие
сведения:
•
наименование продукта и его вид;
•
страна, фирма - производитель;
•
вес или объём продукта;
•
наименование основных ингредиентов, входящих в состав
продукта, включая пищевые добавки;
•
пищевая ценность (калорийность, наличие витаминов - для
продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания);
•
условия хранения;
•
срок годности (конечная дата использования или дата изготовления
и срок хранения);
•
способ приготовления (для полуфабрикатов и др.);
•
рекомендации по использованию.
А что можно выяснить о товаре по данной этикетке?
Какие знаки или маркеры вы увидели на этикетках? (штрих-код, знаки
качества)
Как вы думаете зачем они помещены на этикетку? (для определения
качества товара)
III Операционно-исследовательский этап
Сохранение своего здоровья и здоровья потомков – одна из
приоритетных задач, стоящих перед каждым человеком. Озабоченность этой
важнейшей проблемой достигла такого уровня, что для ее решения необходимо
выйти за рамки здравоохранения и объединять усилия многих институтов
гражданского общества.
Основная функция информации о товаре — это доведение до
сведения потребителя (поставщика, продавца и др.) сведений о
потребительских свойствах товара, об условиях и режимах правильного
хранения, транспортирования, выбора, использования и утилизации товара.
Изготовитель и/или продавец несет ответственность за полное соответствие
товара заявленной о нем информации.
Право потребителя на информацию регулируется нормами закона РФ "О
защите прав потребителей" и Гражданским кодексом РФ, а требования к
содержанию и способам предоставления информации о товарах установлены
указами президента и постановлениями правительства РФ, соответствующими
решениями уполномоченных органов исполнительной власти и нормативными
документами на конкретные группы и виды товаров.
Средства товарной информации . Информация о товаре доводится до
сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации,
прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов
товаров.
Маркировка - это часть информации, которая наносится изготовителем
(продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки,
листки-вкладыши и пр. Содержание и способы нанесения маркировки для
каждого вида товара указываются в стандартах.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МАРКИРОВКА или ЭКОМАРКИРОВКА -
комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге
в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных
обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных
условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку),
этикетку или в сопроводительную документацию.
Экомаркировка информирует покупателей об экологических
свойствах продукции, но не только. Есть знаки соответствия в системах
сертификации по экологическим требованиям, знаки, характеризующие
технологию производства и возможность вторичной переработки продукции, и
ряд других. Некоторые приняты на международном и общенациональном
уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм.
Регистр стандартов
пищевых продуктов РФ
Знаки соответствия — это обозначения, которые наносятся на товар и
(или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям
нормативных или технических документов. Знаки соответствия
классифицируются на международные, региональные и национальные.
Примером регионального знака соответствия может служить знак европейского
экономического сообщества "СЕ".
Манипуляционные знаки наносят в основном на транспортную тару
или упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно-
разгрузочных работ
Штриховой код (баркод или barcode) - это графическая метка, в которой по
определенным правилам закодирована информация. Как правило, это алфавитно-
цифровой код-идентификатор.
Изображение штрих-кодовой метки создают на компьютере при помощи
специализированных шрифтов. Помимо изображения штрихового кода на макете
упаковки или этикетки может присутствовать поле с алфавитно-цифровым
Знаки лауреатов конкурсов:
а — знак лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области качества;
б — знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров России»;
в — знак
лауреата конкурса «Российская марка»;
г — эмблема «Знак качества XXI
века»
эквивалентом штрих-кода и дополнительная текстовая и графическая информация,
предназначенная для прочтения человеком.
Штриховой код был разработан еще в 1932 году задолго до появления
вычислительных машин, но востребован тогда не был. Практическое применение
идея штрихового кодирования получила с появлением и широким
распространением вычислительной техники. В Великобритании первой отраслью,
широко применившей штриховое кодирование, стала пищевая промышленность.
Здесь была опробована система штриховых кодов "point of sale". Вслед за
производителями пищевой продукции к использованию штриховых кодов активно
подключились книгоиздатели, розничная и оптовая торговля, упаковочное и тарное
производство. Это дало заметный положительный эффект. Например, в торговле
резко повысилась производительность труда кассиров, снизились расходы на
расфасовку и подготовку товаров к продаже, уменьшились затраты на
бухгалтерию. По оценкам специалистов, в результате применения этого новшества
прибыль предприятий розничной торговли повысилась в пределах 50-200%, а
общая экономия одного супермаркета оценивалась в 1% от общей суммы его
товарооборота.
Сейчас штриховой код наносится на 98-99% продукции, выпускаемой за
рубежом.
Это метод автоматизированного сбора данных самого различного характера.
С его помощью можно быстро и точно не только собирать, но и передавать
информацию на вычислительные машины. К тому же он надежен и не столь дорог
по сравнению с другими методами сбора статистических данных.
Источником информации при этом является штриховой код , представляющий
собой чередование штрихов и промежутков разной ширины. Такими штрихами
закодирована либо цифровая, либо буквенная информация.
Для расшифровки штриховых кодов пользуются специальным
приспособлением - сканером .
Луч от светового карандаша или от подвижного лазерного устройства
направляется на штрихи и, отражаясь от линий, передается в устройство для
считывания. Отраженный луч преобразуется в электрические сигналы разной силы
(в зависимости от ширины штрихов и промежутков), которые затем и
расшифровываются в виде цифр и букв.
В Российской Федерации Комитет по стандартизации, метрологии и
сертификации (Госстандарт России) разрабатывает свои собственные стандарты
для штрих-кодов. Однако полностью учитываются требования EAN -
Международной ассоциации товарной нумерации.
С помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее
существенных параметрах продукции.
Принтер этикеток и штрих-
кодов
IV Рефлексивно – оценочный этап
Обучающиеся пересаживаются за компьютеры и выполняют задания модулей
OMS: первый модуль состоит из 10 заданий, которые выполняются
последовательно. Результат засчитывается после выполнения всех заданий.
Отчет включает результат выполнения каждого задания и общую оценку.
Самостоятельная работа: Чтение этикеток
Работа со штрих-кодами
Модуль содержит 5 заданий, которые выполняются последовательно. Результат
засчитывается после выполнения всех заданий. Отчет включает результат
выполнения каждого задания и общую оценку.
Домашнее задание: Возьмите любой продукт и проведите экспертизу этикетки.
Подведение итогов:
Подведение итогов урока. Выставление оценок с комментариями за
работу в журнал
«Плюс – минус – интересно (полезно)»
На экране нарисована таблица:
+
-
Интересно (полезно)
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные
эмоции.
В графу “–” обучающиеся выписывают все, что у них отсутствует или
осталось непонятным.
В графу “интересно” обучающиеся выписывают все то, что запомнилось
на уроке, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.