Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся старших классов

Автор: Дельмухаметова Диана Дамировна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся старших классов







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК 37.048.4

Дельмухаметова Д.Д., студент

Гайсина Г. И., доктор пед. наук, профессор

РФ, г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Ежегодно

юноши

и

девушки,

завершившие

обучение

в

образовательной

организации,

начинают

искать

применение

своим

способностям, умениям и знаниям «во взрослой жизни». Однако перед

большинством недавних выпускников стоит такая проблема, которая связана

с выбором профессии, профиля образования и выбора вуза. Учащиеся

старших классов средней школы имеют плохое представление о том, как

будет развиваться их будущая трудовая жизнь. Все мы знаем, что правильно

выбранная профессия помогает реализовать себя в жизни, добиться

высочайших результатов в труде и профессиональной деятельности.

Актуальность

данной

статьи

заключается

в

том,

что

профориентационной

работы

в

общеобразовательных

учреждениях

недостаточно для самоопределения старшеклассников. Ведь современный

рынок труда содержит множество новых профессий, и каждый год эти

списки пополняются новыми специальностями. Однако старшеклассники

даже не имеют представления о новых профессиях, которые сейчас

существуют. Одни ученики уверены в своем выборе, а другие в полной

растерянности. Поэтому сегодня для сегодняшних выпускников требуется

очень серьезная работа по психолого-педагогическому сопровождению

профессионального

самоопределения

старшеклассников

в

условиях

современного образования.

Профессиональное самоопределение – имеет много определений и

может рассматриваться по-разному. Во-первых, как серию задач, которые

общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность

должна последовательно разрешить в течение определенного периода

времени.

Во-вторых,

как

процесс

поэтапного

принятия

решений,

посредством

которых

индивид

формирует

баланс

между

своими

предпочтениями и склонностями. В-третьих, как процесс формирования

индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная

деятельность [1, 197].

Профессиональное самоопределение - это сложный динамический

процесс

формирования

личностью

системы

своих

основополагающих

отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации

духовных и физических возможностей, формирования им адекватных

профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как

профессионала [3, с. 136-140].

К

профессиональному

самоопределению

нужно

подходить

ответственно и серьезно. И что на этапе самоопределения школа и родители

должны помогать старшеклассникам, ведь если помощь будет оказана

вовремя, то можно предотвратить негативные последствия.

Подвести каждого студента к профессиональному самоопределению и

осознанному выбору трудового жизненного пути можно только в процессе

профориентации. При этом профориентация может осуществляться путем

реализации следующих подходов [2]:

1. Фокус деятельности. При таком подходе деятельность является -

основой, условием и средством самоопределения и профессионального

развития учащихся средней школы;

2. Активирующий подход. При таком подходе студент является

субъектом собственного самоопределения и профессионального развития.

3. Подход к разработке. Здесь изменение оказания помощи в

конкретном профессиональном выборе для развития тех качеств и навыков,

которые позволят в дальнейшем самостоятельно строить и корректировать

свой выбор с учетом изменения ситуации;

4. Психологический подход. Этот подход предполагает построение

профориентационной

работы

на

основе

психологических

знаний

о

закономерностях

процесса

самоопределения

и

профессионального

становления, о методах изучения личности и о методах коррекции личности;

5. Возрастной подход. Идет профориентационная работа с учетом

возрастного периода развития человека.

Кроме того, выбор будущей деятельности во многом определяется

психологической готовностью старшеклассника к выбору профессии, а

формирование такой готовности как раз и является одной из основных задач

психолого-педагогического сопровождения.

Сегодня многие вузы организуют такое мероприятие, как день

открытых

дверей,

посетить

который

может

каждый.

Главное

информировать старшеклассников о таких мероприятиях, и может быть

лучше, если учеников туда будет сопровождать педагог или психолог. Ведь

там они могут узнать о различных направлениях, задать интересующие их

вопросы и узнать много полезной информации. Помимо дня открытых

дверей представители самих вузов выезжают в школы, где проводят

профориентационные мероприятия для старшеклассников, особенно для

высших курсов. Также есть центры занятости, куда тоже можно организовать

экскурсию. Главное, чтобы учебное заведение было заинтересовано в

профессиональной поддержке учеников, а сами ученики были уверены, что

им помогут в этот непростой период.

По результатам статьи была разработана программа поддержки

карьерного самоопределения старшеклассников. Эта программа требует

проверки и подтверждения ее эффективности.

Целью

данной

программы

является

оказание

всесторонней

(психологической, социально-педагогической, педагогической, медицинской,

технической)

помощи

старшеклассникам

в

деле

профессионального

самоопределения.

В программе участвуют подростки 9-11 классов, которым сложно

принимать профессиональные решения.

Исследование

проводилось:

на

базе

СОШ

с.

Шафраново

МР

Альшеевский район РБ в сентябре-декабре 2022 году.

В исследовании приняли участие 44 ученика, средний возраст которых

составил шестнадцать лет.

При разработке программы, планируется комплексная диагностика

профессионального

самоопределения

старшеклассников.

Для

этого

используется ряд методик, разработанных мировыми психологами.

В

начале

и

конце

программы

ученикам

предлагается

пройти

тестирование на готовность к выбору профессии по В.Б. Успенскому.

Констатирующий

эксперимент

включал

в

себя

проведение

исследования с помощью четырех методик: тестирование Дж. Голланда

«Профессиональный

тип»,

дифференциально-

диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова и опросник по изучению

интересов, для построения «карты интересов».

Для наглядность, данные по тестированию обучающихся представлены

в виде диаграммы на рисунках 1-3.

30%

13%

27%

3%

14%

13%

Реалистический

Интеллектуальный

Социальный

Офисный

Предпринимательский

Артистический

Рисунок 1 – Данные тестирования по Дж. Голланду

«Профессиональный тип»

Методика показала, что наиболее распространенным типом личности

среди учеников (29%) является реалистический тип личности. Эти ученики

предпочитают выполнять задачи, требующие силы, скорости и подвижности,

которые требуют практических навыков. Они делают все возможное и всегда

доводят дело до конца.

27% десятиклассников имеют доминирующую социальную личность.

Учащиеся этого высшего класса предпочитают деятельность, связанную с

образованием,

обучением,

лечением

и

консультированием.

Они

чувствительны, активны, всегда руководствуются социальными нормами и

могут понять эмоциональное состояние другого человека. Кроме того,

старшеклассники с социальным типом личности склонны хорошо говорить.

16%

23%

17%

31%

13%

Человек – природа

Человек – техника

Человек – человек

Человек – знак

Человек – худо-

жественный образ

Рисунок 2 – Данные тестирования по дифференциально-

диагностическому опроснику Е.А.Климова.

Согласно методике, 17% учеников предпочитают работать с

людьми. В эту группу входят профессии, связанные с управлением,

преподаванием и образованием. Ученики, принадлежащие к этому

направлению, очень общительны и легко находят общий язык с разными

людьми.

Физика и математика.

Химия.

Электроника.

Техника.

География.

Биология.

Литература и журна-

листика.

История.

Педагогика и воспи-

тание.

Медицина.

Сфера обслуживания.

Искусство.

Военное искусство,

спорт.

Рисунок 3 – Данные тестирования по «Опроснику по изучению

интересов»

Таким образом, с помощью методики, было выявлено, какие отрасли

деятельности преобладают у девятых-одиннадцатых классов:

Электроника – 16%;

Физика и математика – 13%;

Техника и литература и журналистика – по 11% соответственно;

Сфера обслуживания и медицина – по 10%;

Критерии и показатели готовности школьника к самостоятельному

выбору профиля обучения.

Также в начале и в конце программы было проведено тестирование для

выявления готовности к выбору профессии по В.Б. Успенскому. Данные

представлены на рисунке 4.

Н

е

г

о

т

о

в

н

о

с

т

ь

.

Н

и

з

к

а

я

г

о

т

о

в

н

о

с

т

ь

.

С

р

е

д

н

я

я

г

о

т

о

в

н

о

с

т

ь

.

В

ы

с

о

к

а

я

г

о

т

о

в

н

о

с

т

ь

.

0

5

10

15

20

25

6

8

20

10

2

6

21

15

До программы

После программы

Рисунок 4 – диаграмма готовности старшеклассников к выбору

профессии.

По данными рисунка 4, по результатам программы неготовыми к

выбору

профессии

оказались

около

5%

старшеклассников,

низко

подготовленными – 14%, учениками со средней готовностью – 48% и с

высокой – 34%.

Таким образом, программа по сопровождению профессионального

самоопределения

обучающихся

способствовала

осознанному

выбору

будущей деятельности, определению способностей и возможностей каждого,

а также повышению информированности старшеклассников о рынке труда.

Список литературы

1.

Богданова, Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности

[Текст] / Г. В. Богданова // Журнал молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 497-499.

2.

Деянова, А. В. Педагогические условия эффективности профессионального

самоопределения старшеклассников / А. В. Деянова, Г. П. Юрьева // концепт.- 2015.- № 05

(май).

3.

Левицкая, И. А. Профессиональное самоопределение как социокультурный

процесс [Текст] / И. А. Левицкая // Вестник КГУ. - 2014 г. - № 2. С. 136- 140.