Автор: Дельмухаметова Диана Дамировна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся старших классов
УДК 37.048.4
Дельмухаметова Д.Д., студент
Гайсина Г. И., доктор пед. наук, профессор
РФ, г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Ежегодно
юноши
и
девушки,
завершившие
обучение
в
образовательной
организации,
начинают
искать
применение
своим
способностям, умениям и знаниям «во взрослой жизни». Однако перед
большинством недавних выпускников стоит такая проблема, которая связана
с выбором профессии, профиля образования и выбора вуза. Учащиеся
старших классов средней школы имеют плохое представление о том, как
будет развиваться их будущая трудовая жизнь. Все мы знаем, что правильно
выбранная профессия помогает реализовать себя в жизни, добиться
высочайших результатов в труде и профессиональной деятельности.
Актуальность
данной
статьи
заключается
в
том,
что
профориентационной
работы
в
общеобразовательных
учреждениях
недостаточно для самоопределения старшеклассников. Ведь современный
рынок труда содержит множество новых профессий, и каждый год эти
списки пополняются новыми специальностями. Однако старшеклассники
даже не имеют представления о новых профессиях, которые сейчас
существуют. Одни ученики уверены в своем выборе, а другие в полной
растерянности. Поэтому сегодня для сегодняшних выпускников требуется
очень серьезная работа по психолого-педагогическому сопровождению
профессионального
самоопределения
старшеклассников
в
условиях
современного образования.
Профессиональное самоопределение – имеет много определений и
может рассматриваться по-разному. Во-первых, как серию задач, которые
общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность
должна последовательно разрешить в течение определенного периода
времени.
Во-вторых,
как
процесс
поэтапного
принятия
решений,
посредством
которых
индивид
формирует
баланс
между
своими
предпочтениями и склонностями. В-третьих, как процесс формирования
индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная
деятельность [1, 197].
Профессиональное самоопределение - это сложный динамический
процесс
формирования
личностью
системы
своих
основополагающих
отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации
духовных и физических возможностей, формирования им адекватных
профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как
профессионала [3, с. 136-140].
К
профессиональному
самоопределению
нужно
подходить
ответственно и серьезно. И что на этапе самоопределения школа и родители
должны помогать старшеклассникам, ведь если помощь будет оказана
вовремя, то можно предотвратить негативные последствия.
Подвести каждого студента к профессиональному самоопределению и
осознанному выбору трудового жизненного пути можно только в процессе
профориентации. При этом профориентация может осуществляться путем
реализации следующих подходов [2]:
1. Фокус деятельности. При таком подходе деятельность является -
основой, условием и средством самоопределения и профессионального
развития учащихся средней школы;
2. Активирующий подход. При таком подходе студент является
субъектом собственного самоопределения и профессионального развития.
3. Подход к разработке. Здесь изменение оказания помощи в
конкретном профессиональном выборе для развития тех качеств и навыков,
которые позволят в дальнейшем самостоятельно строить и корректировать
свой выбор с учетом изменения ситуации;
4. Психологический подход. Этот подход предполагает построение
профориентационной
работы
на
основе
психологических
знаний
о
закономерностях
процесса
самоопределения
и
профессионального
становления, о методах изучения личности и о методах коррекции личности;
5. Возрастной подход. Идет профориентационная работа с учетом
возрастного периода развития человека.
Кроме того, выбор будущей деятельности во многом определяется
психологической готовностью старшеклассника к выбору профессии, а
формирование такой готовности как раз и является одной из основных задач
психолого-педагогического сопровождения.
Сегодня многие вузы организуют такое мероприятие, как день
открытых
дверей,
посетить
который
может
каждый.
Главное
–
информировать старшеклассников о таких мероприятиях, и может быть
лучше, если учеников туда будет сопровождать педагог или психолог. Ведь
там они могут узнать о различных направлениях, задать интересующие их
вопросы и узнать много полезной информации. Помимо дня открытых
дверей представители самих вузов выезжают в школы, где проводят
профориентационные мероприятия для старшеклассников, особенно для
высших курсов. Также есть центры занятости, куда тоже можно организовать
экскурсию. Главное, чтобы учебное заведение было заинтересовано в
профессиональной поддержке учеников, а сами ученики были уверены, что
им помогут в этот непростой период.
По результатам статьи была разработана программа поддержки
карьерного самоопределения старшеклассников. Эта программа требует
проверки и подтверждения ее эффективности.
Целью
данной
программы
является
оказание
всесторонней
(психологической, социально-педагогической, педагогической, медицинской,
технической)
помощи
старшеклассникам
в
деле
профессионального
самоопределения.
В программе участвуют подростки 9-11 классов, которым сложно
принимать профессиональные решения.
Исследование
проводилось:
на
базе
СОШ
с.
Шафраново
МР
Альшеевский район РБ в сентябре-декабре 2022 году.
В исследовании приняли участие 44 ученика, средний возраст которых
составил шестнадцать лет.
При разработке программы, планируется комплексная диагностика
профессионального
самоопределения
старшеклассников.
Для
этого
используется ряд методик, разработанных мировыми психологами.
В
начале
и
конце
программы
ученикам
предлагается
пройти
тестирование на готовность к выбору профессии по В.Б. Успенскому.
Констатирующий
эксперимент
включал
в
себя
проведение
исследования с помощью четырех методик: тестирование Дж. Голланда
«Профессиональный
тип»,
дифференциально-
диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова и опросник по изучению
интересов, для построения «карты интересов».
Для наглядность, данные по тестированию обучающихся представлены
в виде диаграммы на рисунках 1-3.
30%
13%
27%
3%
14%
13%
Реалистический
Интеллектуальный
Социальный
Офисный
Предпринимательский
Артистический
Рисунок 1 – Данные тестирования по Дж. Голланду
«Профессиональный тип»
Методика показала, что наиболее распространенным типом личности
среди учеников (29%) является реалистический тип личности. Эти ученики
предпочитают выполнять задачи, требующие силы, скорости и подвижности,
которые требуют практических навыков. Они делают все возможное и всегда
доводят дело до конца.
27% десятиклассников имеют доминирующую социальную личность.
Учащиеся этого высшего класса предпочитают деятельность, связанную с
образованием,
обучением,
лечением
и
консультированием.
Они
чувствительны, активны, всегда руководствуются социальными нормами и
могут понять эмоциональное состояние другого человека. Кроме того,
старшеклассники с социальным типом личности склонны хорошо говорить.
16%
23%
17%
31%
13%
Человек – природа
Человек – техника
Человек – человек
Человек – знак
Человек – худо-
жественный образ
Рисунок 2 – Данные тестирования по дифференциально-
диагностическому опроснику Е.А.Климова.
Согласно методике, 17% учеников предпочитают работать с
людьми. В эту группу входят профессии, связанные с управлением,
преподаванием и образованием. Ученики, принадлежащие к этому
направлению, очень общительны и легко находят общий язык с разными
людьми.
Физика и математика.
Химия.
Электроника.
Техника.
География.
Биология.
Литература и журна-
листика.
История.
Педагогика и воспи-
тание.
Медицина.
Сфера обслуживания.
Искусство.
Военное искусство,
спорт.
Рисунок 3 – Данные тестирования по «Опроснику по изучению
интересов»
Таким образом, с помощью методики, было выявлено, какие отрасли
деятельности преобладают у девятых-одиннадцатых классов:
•
Электроника – 16%;
•
Физика и математика – 13%;
•
Техника и литература и журналистика – по 11% соответственно;
•
Сфера обслуживания и медицина – по 10%;
Критерии и показатели готовности школьника к самостоятельному
выбору профиля обучения.
Также в начале и в конце программы было проведено тестирование для
выявления готовности к выбору профессии по В.Б. Успенскому. Данные
представлены на рисунке 4.
Н
е
г
о
т
о
в
н
о
с
т
ь
.
Н
и
з
к
а
я
г
о
т
о
в
н
о
с
т
ь
.
С
р
е
д
н
я
я
г
о
т
о
в
н
о
с
т
ь
.
В
ы
с
о
к
а
я
г
о
т
о
в
н
о
с
т
ь
.
0
5
10
15
20
25
6
8
20
10
2
6
21
15
До программы
После программы
Рисунок 4 – диаграмма готовности старшеклассников к выбору
профессии.
По данными рисунка 4, по результатам программы неготовыми к
выбору
профессии
оказались
около
5%
старшеклассников,
низко
подготовленными – 14%, учениками со средней готовностью – 48% и с
высокой – 34%.
Таким образом, программа по сопровождению профессионального
самоопределения
обучающихся
способствовала
осознанному
выбору
будущей деятельности, определению способностей и возможностей каждого,
а также повышению информированности старшеклассников о рынке труда.
Список литературы
1.
Богданова, Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности
[Текст] / Г. В. Богданова // Журнал молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 497-499.
2.
Деянова, А. В. Педагогические условия эффективности профессионального
самоопределения старшеклассников / А. В. Деянова, Г. П. Юрьева // концепт.- 2015.- № 05
(май).
3.
Левицкая, И. А. Профессиональное самоопределение как социокультурный
процесс [Текст] / И. А. Левицкая // Вестник КГУ. - 2014 г. - № 2. С. 136- 140.