Напоминание

Значение лыжной подготовки в образовательном процессе школьников

Автор: Чеканова Ольга Александровна
Должность: учитель по физической культуре
Учебное заведение: МОУ Дмитровская СОШ№9
Населённый пункт: Дмитров
Наименование материала: статья
Тема: Значение лыжной подготовки в образовательном процессе школьников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Значение лыжной подготовки в образовательном процессе

В учебном процессе лыжная подготовка занимает особо важное место.

Передвижение на лыжах по различному рельефу местности всесторонне

воздействует на организм, способствует развитию сердечнососудистой и

дыхательной

систем,

повышает

силу,

выносливость,

совершенствует

координацию движений, пребывание на свежем воздухе при различных

температурных условиях закаляет организм занимающихся.

Во время занятий при передвижении на лыжах обучающимся

начальных классов приходится выполнять однообразную и монотонную

работу, что вызывает более быстрое утомление молодого организма.

Поэтому

одной

из

наиболее

важной

задачи

является

повышение

эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому усвоению

обучающимися учебного материала, пробуждая интерес к занятиям на

лыжах. С этой целью на уроках по лыжной подготовке нужно чередовать

передвижение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению

техники элементов спусков и подъемов, включая игры и игровые задания.

Для закрепления навыков в технике способов передвижения можно

проводить соревнования внутри группы на достижение более высоких

количественных показателей.

Большую часть лыжных ходов обучающиеся не могут освоить на одном

занятии. Для изучения техники передвижения каким-либо ходом, поворотов,

спусков и других элементов отводится несколько уроков, которые связанны

между собой. Так как каждый элемент лыжной подготовки требует разного

времени обучения, то изучение одного заканчивается, другого начинается, а

какого-либо третьего еще продолжается.

При

изучении

нового

способа

передвижения

на

лыжах

применяется коллективное

обучение.

Но,

имея

разный

уровень

подготовленности, некоторые обучающихся опережают своих товарищей в

освоении нового материала. В таких случаях чтобы не замедлять процесс

обучения и не снижать активность обучающихся, на определенных этапах

обучения нужно распределить обучающихся на подгруппы по уровню

подготовленности

так,

чтобы,

передвигаясь

по

двум

лыжням

(по

внутреннему и наружному кругу), они могли успешно осваивать технику.

При раздельном передвижении не мешая друг другу, и не образовывая

помехи для прохождения дистанции, обучающиеся могут спокойно и не

торопясь осваивать технику ходов.

Программный раздел «Лыжная подготовка» начинается с изучения и

совершенствования

техники

ступающего

и

скользящего

шага.

После

освоения переходим к технике попеременного двушажного хода. Затем

изучаются и совершенствуются одновременные ходы, способы подъемов,

спусков и поворотов в движении, преодоления бугров и впадин на склонах.

Попеременный двухшажный ход довольно сложный по координации

движений и является одним из основных способов передвижения на лыжах.

Поэтому при обучении и совершенствовании этого хода особое внимание

уделяется согласованности работе ног и рук, что непосредственно в

дальнейшем влияет на скорость передвижения и технику выполнения этого

хода. Цикл движений данного хода состоит из двух скользящих шагов и

сопровождающих их толчков разноименными палками. В период окончания

отталкивания ногой голень, бедро и туловище образуют прямую линию.

Движение рук состоит из следующих элементов: вынос руки с палкой

вперед, постановка палки на снег, отталкивание палкой вниз-назад. Обучение

одновременным

ходам

на

уроках

лыжной

подготовки

начинается

с

бесшажного хода. Этот ход является достаточно простым по координации

движений. У обучающихся, при его изучении, не возникает особых

сложностей .

На уроках лыжной подготовки предусмотрено изучение различных

способов торможений, спусков и поворотов.Обучающиеся осваивают и

совершенствуют подъемы «полуелочкой» и «елочкой».

При обучении и совершенствовании обращается внимание на основные

ошибки: чрезмерное или недостаточное отведение носка лыжи в сторону,

большой наклон туловища вперед или малый наклон , недостаточно сильное

отталкивание палками. Важным является постановка лыжи на ребро, что

увеличивает устойчивость обучающихся, выполняющих подъем на склоне.

После

того

как

обучающиеся

усвоили

технику

одновременных

и

попеременных ходов, технику подъемов, спусков и торможений на лыжах,

начинается изучение конькового хода.

Роль лыжной подготовки в системе физического воспитания огромна.

Лыжная подготовка не только укрепляет здоровье и развивает организм, но и

является

одним

из

комплексных

средств

воспитания:

всесторонняя

физическая подготовленность («работа всех мышц», овладение основами

движения

и

сложных

действий

в

изменяющихся

условиях),

совершенствование функций организма.

Занятия по лыжной подготовке укрепляют сердечнососудистую систему,

улучшают работу сердечных мышц, нормализуют кровяное давление и

процессы обмена веществ – все это положительно сказывается на

естественном уровне иммунитета. Кроме этого, физические нагрузки при

температуре ниже нуля обладают закаливающим эффектом, повышая

защитные функции организма. Вдобавок, лыжный спорт ведет к выработке

гормонов радости – эндорфинов – что так важно в борьбе с депрессией.

Несмотря на то, что обычные, беговые, лыжи в последнее время теряют свою

популярность, не нужно забывать о таком доступном и эффективном виде

спорта, как классические лыжи. Прогулка на лыжах, особенно в зимнем лесу,

способна зарядить вас энергией на всю неделю.