Автор: Трифонова Ольга Боргановна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 39"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС
Тема: "Правописание. Корни –гор-гар, зар – зор"
Цели урока : 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать способности к мыслительной деятельности.
2) образовательная: познакомить с чередованием О и А в корнях гор-гар, зор-зар;
3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.
Тип урока : «изучение нового материала»
Оборудование : ноутбук, аудиоприложение к учебнику, толковые словари, карточки с заданием.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
1. Мотивация к деятельности
Цель: включение учащихся в
деятельность на личностно –
значимом уровне
Встаньте, пожалуйста, прямо, молча поздоровайтесь с нашими
гостями. Давайте улыбнёмся друг другу, как наше солнышко
улыбается нам. Садитесь.
(Включение в деловой ритм)
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Начинаем урок, записываем число.
Подготовка класса к
уроку
Ученики готовят учебные
принадлежности.
Самоопределение (Л)
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками (К)
2.Актуализация знаний
1)Цель: устранить пробелы в
знаниях учащихся
2) Цель: обеспечить развитие
познавательного интереса
учащихся
- О чём мы говорили на прошлом уроке? Мы познакомились с
орфограммой «Корни с чередованием букв а и о».
- Где, в какой морфеме находится данная орфограмма?
- От чего зависит правописание корней с чередующимися
гласными?
(От суффикса, ударения, значения корней, согласных букв в
составе корня.)
- Можно ли подобрать проверочные слова и проверить
орфограмму? Почему?
- Нет, это корни с чередованием гласных. Для правильного
написания нужно знать правило.
1.Устно отвечают.
(П),
(Р),
(Л)
3. Постановка учебной задачи
Цель : обеспечение
восприятия, формулирование и
осмысление темы урока.
Работа в группах. (Вспоминаем правила работы в
группах.)
- Перед вами на доске слова, : гора, гореть, гористый,
загар, угар, горный, загорать, горелый, огарок.
1. Задание:
- Выделите корень и определите, однокоренные ли это
слова? (Нет)
– Почему? (Они имеют разные лексические значения, хотя
их корни звучат и пишутся одинаково)
2. Задание.
- Разведите эти слова по их родовым гнёздам, по группам,
найдите однокоренные слова (в тетради).
(Отвечает группа, которая быстрее выполнила задание).
(На доске появляется образец для самопроверки):
Гора, гористый, горный – значение «возвышаться».
Гореть, загар, угарный – значение «пылать».
– Сегодня мы будем работать со словами, корень которых
имеет значение «пылать».
– Рассмотрите внимательно слова, записанные в два
столбика на доске.
гореть угар
горелый огарок
загорать загар
– Прочитайте слова первого столбика. значение всех ли
слов вам известно? Как нам поступить, если мы не знаем
лексическое значение слов? (Посмотреть в словаре,
спросить у взрослых, посмотреть в интернете. Группы
получают задания определить значение слов угар, огарок).
- Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она
Отвечают на вопрос,
ставят цель,
предполагают результат,
предлагают план
действий.
Формулирование
цели, темы
(П – общеучебное)
( Р)
Постановка вопросов
( К)
Формулирование
проблемы ( П –
логическое)
находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная
пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в
корне гор–гар? (От ударения).
- Прочитайте слова, значение всех ли слов вам известно?
Как нам поступить, если мы не знаем лексическое значение
слов? (Посмотреть в словаре, спросить у взрослых,
посмотреть в интернете. Группы получают задания
определить значение слов).
Заря, зарница, зарядка.
Заразить, зорька, заревой.
Озарить, заряд, зарево.
- Найдите «третье лишнее»:
(Почему это третье лишнее? Неоднокоренные слова,
другое значение корня.)
Заря зорька
Зарница зарево
Озарить
заревой
– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная
пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она
находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная
пишется в корне? И а и о! То, что слышится.
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в
корне -зор – -зар-
-О чём мы сегодня будем говорить? (О правописании
корней гор – гар, зар – зор.) Записываем тему урока.
(Формулируем цели и задачи).
- Сформулируйте правило. – Давайте посмотрим в
учебник, правильно ли мы сформулировали правило? (Стр.
186, таблица).
- О чём мы с вами не сказали? (О словах – исключениях.
Посмотреть в словарях значение слов - исключений, какая
группа быстрее это сделает).
– Для того чтобы лучше запомнить правило, составим
алгоритм. (Дети составляют при помощи заготовок
алгоритм.)
4. Работа по теме урока
Цель: обеспечить усвоение
темы урока
- Что мы сейчас будем делать? (Выполнять упражнения для
закрепления темы.)
1. Объяснительный диктант.
Выбираем по два человека из команды, за каждый правильный
ответ (прокомментировать и объяснить, применяя правило и
алгоритм).
- Для чего мы с вами сделали это задание? (Для закрепления
правила и алгоритма действия).
Выполняют задание:
- отвечают на вопросы;
- делают упражнения,
учатся рассуждать.
(Р) (Л)
(П)
( Р)
( П )
Сотрудничество в
поиске и выборе ( К)
2. Какая группа быстрее найдёт в тексте слова с нашей
орфограммой «Правописание корней…».
Физминутка.
информации
5 .Закрепление
Цель : закрепление изученного
материала
Этап самопроверки. (слова на доске в презентации).
1. Буквенный диктант. Самостоятельная работа.
Предлагается 7 словосочетаний. Списывать их не нужно.
Инструктаж. Пример выполнения работы: 1) а, 2) о и т.д.
1. заг.рать на солнце
2. г..релые спички
3. Угасание з…ри
4. разг.релся спор
5. зарница
6. ог.рок свечи
7. разг.релся костер
В тетради учеников это должно выглядеть так:
1) о, 2) о, 3) а, 4) о, 5) а, 6) а, 7) о.
(На доске слайд для самопроверки).
- Поднимите смайлики те, которые не испытывали
трудностей при выполнении этого задания! А у кого
возникли трудности? Что вам нужно делать?
-С какой целью мы с вами выполняли эти задания?
Закрепляют материал,
полученный ранее,
выполняют задание,
(Л) Контроль ( Р)
Оценка ( Р)
Коррекция ( Р)
Умение
структурировать
знания, выбор наиболее
эффективных способов
решения задач
( П – общеучебные).
(Л)
6 Подведение итогов урока
Цел ь: анализ урока
Фронтальный опрос, беседа по теме урока, что оказалось
трудным, что осталось непонятым?
Выясняют, что было
повторено, что хорошо
помним и понимаем, а
что предстоит подучить и
закрепить
Контроль (Р)
Коррекция (Р)
Выделение (К)
7. Рефлексия деятельности
Учитель уточняет, достигли ли мы поставленной цели, достиг ли
её каждый из учеников, предлагает оценить свою деятельность
Осуществляют
самооценку собственной
(Л)
Умение выражать свои
мысли ( К)
Цель : закрепление и
коррекция способов
действия, оценивание
учащимися собственной
учебной деятельности.
Д/з: стр. 187, упр. 93.
на уроке - Анализ собственных результатов.
Саморефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
- Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
Сегодня на уроке я узнал(а) (что?)
Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?)
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?)
Осталось непонятным (что?)
Покажите мне кружочки, какое у вас сейчас настроение?
деятельности,
деятельности всего
класса: достигли ли мы
цели, которую поставили
перед собой?
Рефлексия ( П)
Смыслообразование
( Л)