Автор: Зоя Павловна Сорокина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Байрамгуловская СОШ
Населённый пункт: Челябинская область Аргаяшский район с. Байрамгулово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Об организации кружковой работы
Педагогическая разработка
Об организации кружковой работы
На протяжении своего развития система образования нашей страны постоянно
сталкивается с новыми задачами. Высочайший темп 21 века требует от учителя и
ученика, участников современного образовательного процесса, нового подхода, новой
мысли, готовности осваивать новые подходы в обучении. Такими новыми подходами в
последние годы стали исследовательская и проектная деятельность учащихся. Эти виды
деятельности учат мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая
знания из разных учебных предметов, самостоятельного решения возникших ситуаций.
Учёба и работа, творчество и самореализация, постепенное вовлечение учащихся в
исследовательскую деятельность – всё это даёт возможность решить важнейшие цели
образования. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность происходит
постепенно. Важным условием является вовремя замеченный интерес ученика к проблеме,
его желание работать. Учитель выступает в качестве консультанта, советчика. Логически
продуманная система в работе учителя обязательно даст результаты, дети не утратят
интерес к длительному исследованию. Личный опыт учителя должен быть на первом
месте.
Цель данной разработки – рассказать о сборе материала для газеты, как печатаются
страницы, рисунки. За 52 года педагогической деятельности мне довелось поучаствовать
во внедрении многих педагогических новаторских идей. В последние годы занимаюсь с
учениками разных возрастов исследовательской и проектной деятельностью, 10 лет веду
кружок по выпуску общешкольной газеты на программе
MAICROSOFT PABLISEHER
. В
работе кружка участвуют дети разного возраста, из разных классов. У нас проходят
заседания кружка, на которых обсуждается выпуск очередного номера, его тематика,
распределяются задания классам. Газета отражает итоги исследований учащихся.
Например, в начале моей кружковой работы, 10 лет назад, подбирая материалы к
классному часу о земляках-участниках Великой Отечественной войны, я нашла строки
башкирского поэта Рамазана Шагалеева:
Смотрю на величие гор и вод
И слышу природную песнь Урала.
Не эта ли песня родной народ
На битвы жестокие провожала.
Так понравились слова о «природной песне Урала», что начала беседу с детьми, спросив,
как они понимают смысл этих слов. Передо мной был седьмой класс. Дети из маленькой
соседней деревни. Конечно, они поняли эти прекрасные слова. Я рассказала, что мой отец
воевал, был водителем танка, спас командира танка, имел награды за отвагу, рассказала о
других родственниках, которые в тылу, в деревне Будённый, помогали выживать
эвакуированным москвичам, и о многом другом, связанном с войной. Дети слушали, а в
ответ на моё предложение узнать о своих родных, односельчанах-участниках войны,
сказали, что уже знают о нескольких. И мы наметили план действий на месяц. Через месяц
собранные
материалы
пересмотрели,
расписали
по
темам
воспоминаний.
За
фотографиями сходили, поблагодарили людей. В районном отделе образования объявили
конкурс «Моя малая Родина ». И мы с ребятами решили участвовать, ещё раз пересмотрев
материал.
Весь материал объединили, назвав «Природная песнь Урала .Многие
мавлютовцы - участники Великой Отечественной войны». За эту работу мы получили
книгу в подарок. Ребята сейчас уже взрослые, но вспоминают о том, как потрудились на
славу, по-своему рассказав о мужестве уральцев. Дети и внуки первых моих кружковцев с
удовольствием перечитали статью о «Природной силе Урала» и к 75-летию Победы в
школьной газете напечатали , но при этом разместили новые фотографии и воспоминания
своих односельчан. В 2018 году уже другие дети, учащиеся 8, 9, 10 классов, всего 8
человек,
участвовали
в
7
областном
фестивале
исследовательских
работ
старшеклассников «От старины до современности». За работу «Летопись посёлка
Маякский» получили 2-е место.
Была проделана огромная работа:
1)определили цель работы, составили план работы;
2)посетили школьный музей «Родник», изучили материалы по посёлку «Маякский»;
3) распределились на группы по подбору материала, отбору фотографий, определили
методы исследования: беседы с жителями, со старожилами, живущими в посёлке и в
Байрамгулово; 4) обратились к управляющему Зацепину И.П. с просьбой предоставить
статистические данные о работниках отделения, о засеваемых культурах; 5) учащиеся
дали задание и мне, руководителю, узнать в администрации Байрамгуловского сельского
поселения,
с какого года жителям этого посёлка пишут место рождения посёлок
Маякский и другие данные; 6) обобщили результаты, сделали выводы к 25 февраля,
чтобы вовремя оформить работу и предоставить сначала на районный конкурс.
Работа у нас шла активно: ведь все учащиеся жили в этом посёлке. Ребята подключили и
своих родственников к исследованию, родители диктовали свои воспоминания, бабушка
одной из учениц дала очень интересные фотографии, мама другой девочки помогала
фотографировать улицы, красивые дома. И вот работа отправлена на районный конкурс.
Как радостно было узнать всей дружной команде, что нам предложено выступить с
защитой проекта в Челябинске на седьмом областном фестивале исследовательских работ
старшеклассников! Теперь стояла задача сделать презентацию, выступить на фестивале.
Нужно овладеть умением выступить перед аудиторией, выступить артистично, используя
средства наглядности
и отвечая на вопросы. Выбранная для выступления ученица
справилась с задачей: материал прекрасно знала, при её непосредственном участии
готовилась презентация, она участвовала во всех эпизодах исследования. Немаловажно
было её участие в школьном хоре, танцевальном кружке – умела держать себя на
выступлении, а нашей команде выпала честь выступить первой! А. Франс сказал
однажды прекрасные слова: « Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая детей
слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но
не перегружайте их мозг. Достаточно заронить в него искру, огонь разгорится там, где для
него есть пища». Участие в выпуске школьной газеты помогло заниматься с учащимися
5-ых и 6-ых классов. внеурочной деятельностью с помощью метода проекта. Названия
проектов взяты из
«Примерной тематики проектной деятельности» Методического
письма «О преподавании учебных предметов «Русский язык», «Литература» ». Сделаны
презентации « Герои сказок народов Южного Урала», «Животный мир в произведениях
писателей Южного Урала», «Топонимия Байрамгуловского сельского поселения». Над
каждым проектом работали 2 четверти, была запланирована коллективная работа.
Современные пятиклассники и шестиклассники уже имеют понятие о проекте и
презентации, но надо было настроить детей на плодотворный труд, определить цель
работы, помогать, советовать, предлагать различные методы сбора материала. В
результате получились интересные презентации, с которыми ребята выступили перед
одноклассниками, выпустили буклеты на программе MAICROSOFT PABLISEHER.
. Такая работа требует вложения души и приводит к успеху. Когда ребёнок видит, что его
труд в газете отражён, мама читает, благодарит за поздравление к Празднику, конечно,
для следующего номера он очень постарается. Наша школьная газета публикуется на
сайте «Подслушано в МОУ Байрамгуловская СОШ», значит, читают жители нашего села.
Для печатного выпуска отведено место при входе в школу.
Думается, что эта разработка, рекомендации будут полезны в работе над школьной
газетой.