Напоминание

Об организации кружковой работы

Автор: Зоя Павловна Сорокина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Байрамгуловская СОШ
Населённый пункт: Челябинская область Аргаяшский район с. Байрамгулово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Об организации кружковой работы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогическая разработка

Об организации кружковой работы

На протяжении своего развития система образования нашей страны постоянно

сталкивается с новыми задачами. Высочайший темп 21 века требует от учителя и

ученика, участников современного образовательного процесса, нового подхода, новой

мысли, готовности осваивать новые подходы в обучении. Такими новыми подходами в

последние годы стали исследовательская и проектная деятельность учащихся. Эти виды

деятельности учат мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая

знания из разных учебных предметов, самостоятельного решения возникших ситуаций.

Учёба и работа, творчество и самореализация, постепенное вовлечение учащихся в

исследовательскую деятельность – всё это даёт возможность решить важнейшие цели

образования. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность происходит

постепенно. Важным условием является вовремя замеченный интерес ученика к проблеме,

его желание работать. Учитель выступает в качестве консультанта, советчика. Логически

продуманная система в работе учителя обязательно даст результаты, дети не утратят

интерес к длительному исследованию. Личный опыт учителя должен быть на первом

месте.

Цель данной разработки – рассказать о сборе материала для газеты, как печатаются

страницы, рисунки. За 52 года педагогической деятельности мне довелось поучаствовать

во внедрении многих педагогических новаторских идей. В последние годы занимаюсь с

учениками разных возрастов исследовательской и проектной деятельностью, 10 лет веду

кружок по выпуску общешкольной газеты на программе

MAICROSOFT PABLISEHER

. В

работе кружка участвуют дети разного возраста, из разных классов. У нас проходят

заседания кружка, на которых обсуждается выпуск очередного номера, его тематика,

распределяются задания классам. Газета отражает итоги исследований учащихся.

Например, в начале моей кружковой работы, 10 лет назад, подбирая материалы к

классному часу о земляках-участниках Великой Отечественной войны, я нашла строки

башкирского поэта Рамазана Шагалеева:

Смотрю на величие гор и вод

И слышу природную песнь Урала.

Не эта ли песня родной народ

На битвы жестокие провожала.

Так понравились слова о «природной песне Урала», что начала беседу с детьми, спросив,

как они понимают смысл этих слов. Передо мной был седьмой класс. Дети из маленькой

соседней деревни. Конечно, они поняли эти прекрасные слова. Я рассказала, что мой отец

воевал, был водителем танка, спас командира танка, имел награды за отвагу, рассказала о

других родственниках, которые в тылу, в деревне Будённый, помогали выживать

эвакуированным москвичам, и о многом другом, связанном с войной. Дети слушали, а в

ответ на моё предложение узнать о своих родных, односельчанах-участниках войны,

сказали, что уже знают о нескольких. И мы наметили план действий на месяц. Через месяц

собранные

материалы

пересмотрели,

расписали

по

темам

воспоминаний.

За

фотографиями сходили, поблагодарили людей. В районном отделе образования объявили

конкурс «Моя малая Родина ». И мы с ребятами решили участвовать, ещё раз пересмотрев

материал.

Весь материал объединили, назвав «Природная песнь Урала .Многие

мавлютовцы - участники Великой Отечественной войны». За эту работу мы получили

книгу в подарок. Ребята сейчас уже взрослые, но вспоминают о том, как потрудились на

славу, по-своему рассказав о мужестве уральцев. Дети и внуки первых моих кружковцев с

удовольствием перечитали статью о «Природной силе Урала» и к 75-летию Победы в

школьной газете напечатали , но при этом разместили новые фотографии и воспоминания

своих односельчан. В 2018 году уже другие дети, учащиеся 8, 9, 10 классов, всего 8

человек,

участвовали

в

7

областном

фестивале

исследовательских

работ

старшеклассников «От старины до современности». За работу «Летопись посёлка

Маякский» получили 2-е место.

Была проделана огромная работа:

1)определили цель работы, составили план работы;

2)посетили школьный музей «Родник», изучили материалы по посёлку «Маякский»;

3) распределились на группы по подбору материала, отбору фотографий, определили

методы исследования: беседы с жителями, со старожилами, живущими в посёлке и в

Байрамгулово; 4) обратились к управляющему Зацепину И.П. с просьбой предоставить

статистические данные о работниках отделения, о засеваемых культурах; 5) учащиеся

дали задание и мне, руководителю, узнать в администрации Байрамгуловского сельского

поселения,

с какого года жителям этого посёлка пишут место рождения посёлок

Маякский и другие данные; 6) обобщили результаты, сделали выводы к 25 февраля,

чтобы вовремя оформить работу и предоставить сначала на районный конкурс.

Работа у нас шла активно: ведь все учащиеся жили в этом посёлке. Ребята подключили и

своих родственников к исследованию, родители диктовали свои воспоминания, бабушка

одной из учениц дала очень интересные фотографии, мама другой девочки помогала

фотографировать улицы, красивые дома. И вот работа отправлена на районный конкурс.

Как радостно было узнать всей дружной команде, что нам предложено выступить с

защитой проекта в Челябинске на седьмом областном фестивале исследовательских работ

старшеклассников! Теперь стояла задача сделать презентацию, выступить на фестивале.

Нужно овладеть умением выступить перед аудиторией, выступить артистично, используя

средства наглядности

и отвечая на вопросы. Выбранная для выступления ученица

справилась с задачей: материал прекрасно знала, при её непосредственном участии

готовилась презентация, она участвовала во всех эпизодах исследования. Немаловажно

было её участие в школьном хоре, танцевальном кружке – умела держать себя на

выступлении, а нашей команде выпала честь выступить первой! А. Франс сказал

однажды прекрасные слова: « Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая детей

слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но

не перегружайте их мозг. Достаточно заронить в него искру, огонь разгорится там, где для

него есть пища». Участие в выпуске школьной газеты помогло заниматься с учащимися

5-ых и 6-ых классов. внеурочной деятельностью с помощью метода проекта. Названия

проектов взяты из

«Примерной тематики проектной деятельности» Методического

письма «О преподавании учебных предметов «Русский язык», «Литература» ». Сделаны

презентации « Герои сказок народов Южного Урала», «Животный мир в произведениях

писателей Южного Урала», «Топонимия Байрамгуловского сельского поселения». Над

каждым проектом работали 2 четверти, была запланирована коллективная работа.

Современные пятиклассники и шестиклассники уже имеют понятие о проекте и

презентации, но надо было настроить детей на плодотворный труд, определить цель

работы, помогать, советовать, предлагать различные методы сбора материала. В

результате получились интересные презентации, с которыми ребята выступили перед

одноклассниками, выпустили буклеты на программе MAICROSOFT PABLISEHER.

. Такая работа требует вложения души и приводит к успеху. Когда ребёнок видит, что его

труд в газете отражён, мама читает, благодарит за поздравление к Празднику, конечно,

для следующего номера он очень постарается. Наша школьная газета публикуется на

сайте «Подслушано в МОУ Байрамгуловская СОШ», значит, читают жители нашего села.

Для печатного выпуска отведено место при входе в школу.

Думается, что эта разработка, рекомендации будут полезны в работе над школьной

газетой.