Напоминание

"Организация строевых упражнений при работе с детьми дошкольного возраста. Методика и содержание"

Автор: Мячикова Олеся Евгеньевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад комбинированного вида № 64 "Дружба"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Организация строевых упражнений при работе с детьми дошкольного возраста. Методика и содержание"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

методическое

пособие

"

Организация

строевых

упражнений

"

физкультура

в

детском

саду

Автор

:

инструктор

по

физической

культуре

высшей

квалификационной

категории

Мячикова

Олеся

Евгеньевна

Строевые упражнения являются основным средством

организации занятий физической культурой.

Во-первых

, они служат средством постепенного и умеренного

разогревания мышц, а также содействуют правильной осанки и

регулируют эмоциональный настрой занимающихся.

Во-вторых

, строевые упражнения – это наиболее

целесообразные способы организации детей, для этого

используются построения, перестроения, размыкания смыкания,

перемещение занимающихся по залу или площадке.

Строевые упражнения решают задачи воспитания коллективных

действий, чувства ритма и темпа, повышения дисциплины.

В третьих

, строевые упражнения обладают большой

зрелищностью и могут использоваться как составная часть

массовых, физкультурно-спортивных гимнастических

выступлений.

Строевые упражнения являются средством воспитания у

занимающихся дисциплинированности, организованности,

формирования правильной и красивой осанки, навыков

коллективных действий, развития чувства ритма и темпа

движений, способности соразмерять их по времени и в

пространстве. Использование строевых упражнений на

занятиях физкультуры позволяет быстро и целесообразно

размещать занимающихся в зале.

Введение

- 1 -

Строевые упражнения применяются

в различных частях занятия.

В вводной части занятия

строевые упражнения

используются для организо-

ванного начала, размещения

занимающихся для выполнения

общеразвивающих упражнений.

В основной части занятия

строевые

упражнения используются для

организации перехода от одного

вида движений к другому.

В заключительной части

эти упражнения являются хорошим

средством для того, чтобы снизить нагрузку, подготовить

учащихся к предстоящей НОД и организованно закончить

занятие.

Правильно четко подаваемые команды, многообразие

различных форм передвижений, наличие музыкального

сопровождения создают благоприятный эмоциональный фон

на занятиях физкультуры.

Строевые упражнения входят в общую классификацию

средств гимнастики.

- 2 -

- 3 -

Характеристика

строевых

упражнений

Все строевые упражнения подразделяются на четыре

подгруппы:

1. Строевые приемы.

К ним относятся такие действия

занимающихся, как выполнение команд «Становись!»,

«Ровняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!»,

повороты на месте и расчет.

2. Построения и перестроения.

Они характеризуются умением

занимающихся строиться в различные виды строя, шеренгу,

колонну, круг, а также перестраиваться в них.

3. Передвижения.

К этой группе относятся упражнения,

связанные с передвижениями различного характера и способами

их выполнения, остановками, поворотами. Например,

передвижение строевым и походным шагом, повороты в

движении, передвижения по точкам и границам зала, по

диагонали, в обход, по кругу и т.п.

4. Размыкания и смыкания.

Связаны со способами увеличения

и уменьшения интервала и дистанции строя. Они определяются

по первоначальному расположению строя. Сторона зала, вдоль

которой занимающиеся строятся перед началом занятий,

называется правой стороной, правофланговый ребенок

располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый –

к правому нижнему углу. Половина зала, соединяющая верхние

углы, называется верхняя половина, а нижние углы – нижняя

половина. Стороны и половины зала имеют свои середины.

верхняя

середина

нижняя

середина

нижний

левый

угол

верхний

левый

угол

верхний

правый

угол

нижний

правый

угол

правая

середина

левая

середина

центр

Для более четкого выполнения строевых

упражнений спортивный зал (площадка)

обозначен условными точками: центр,

середина и углы

- 4 -

- 5 -

Разновидности

строя

,

элементы

строя

Строй

– размещение занимающихся для совместных действий.

Шеренга

- строй, в котором занимающиеся размещены один

возле другого на одной линии.

Колонна

– строй, в котором занимающиеся размещены в

затылок друг другу.

Фланг

– правая и левая оконечности строя.

Фронт

- сторона строя, в которую занимающиеся обращены

лицом.

Тыл

– сторона строя, противоположная фронту.

Интервал

- расстояние по фронту между занимающимися.

Дистанция

– расстояние между занимающимися в глубину

строя в колонне.

Ширина строя

– расстояние между флангами.

Глубина строя

– расстояние между первой и последней

шеренгой или между направляющим и замыкающим в колонне.

Разомкнутый строй

– строй, в котором занимающиеся в

шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах

в один шаг или на интервалах, указанных преподавателем.

Сомкнутый строй

– строй, строй, в котором занимающиеся в

шеренгах расположены по фронту один от другого на

интервалах, равных ширине ладони.

Построение

- действия учащихся по команде или распоряжению

инструктора для принятия определенного строя.

Перестроение

- действия занимающихся по команде или

распоряжению инструктора, связанные с переменой вида строя.

- 6 -

Строевые

упражнения

Строевые упражнения

- совместное действие занима-ющихся

в том или ином строю.

Направляющий

- занимающийся, двигающийся в колонне

первым в указанном направлении.

Замыкающий

- занимающийся, двигающийся в колонне

последним.

Основная стойка

- стойка при которой ребенок стоит прямо;

пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены;

плечи развернуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со

сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии

бедра; голов держит прямо; смотрит вперед.

Размыкание

- действия занимающихся, связанные с

увеличением интервала и дистанции.

Смыкание

- уплотнение разомкнутого строя.

Дробление

- деление колонны на две (или более)

Сведение - соединение двух колонн (или более)

Предварительная команда - команда, подаваемая инструктором

отчетливо, громко и протяжно, чтобы сообщить занимающимся

какие действия им придется выполнять.

- 7 -

Строевые

упражнения

Исполнительная команда

- команда, подаваемая инструктором

после паузы, громко, отрывисто и энергично.

Походный шаг

- шаг, при котором нога выносится свободно,

ставится на пол без акцента, руки производят свободные

движения.

Строевой шаг

- шаг, при котором нога выносится прямая, с

оттянутым носком и ставится твердо на всю ступню.

Поворот

- вращательное движение тела вокруг вертикальной

оси.

Обход

- передвижение вдоль границ зала.

Скрещение

- фигура, образованная в результате пересечения

двух встречных колонн в одной из точек зала.

- 8 -

Строевые

упражнения

Противоход -

движение направляющего и за ним всей

колонны в противоположном направлении вдоль строя.

"Змейка"

- это передвижение противоходом попеременно

налево и направо.

Диагональ

- передвижение колонны от одного угла к другому

через центр.

По мере овладения техникой передвижений, фигуры

усложняются различными заданиями: переход с ходьбы на бег;

прыжки, танцевальные шаги и т.д.

Занимающиеся должны знать, что все строевые движения

начинаются с левой ноги, а танцевальные - с правой.

- 9 -

Строевые

приёмы

Движение на месте:

выполняется по команде « На месте шагом

(бегом) - Марш!»

Команда:

«Направляющий, на месте!», подаётся для всякого

движения шагом (даже на один шаг).

Остановка движения на месте:

выполняется по команде «Группа -

Стой!» подаётся с постановкой левой ноги, затем делается ещё

один шаг правой и приставляется левая нога.

Переход из движения на месте к передвижению вперед

фронтом

( шеренгой): по команде «Прямо!» - подаётся под левую

ногу, затем делается шаг правой на месте и с левой ноги

начинается движение вперёд.

«Два (три, четыре и т.д.) шага вперед (назад, в сторону) – Марш!»

Переход из строевого шага на походный

: выполняется по

команде «Вольно!» или «Обычным марш!».

Переход с ходьбы на бег: выполняется по команде «Бегом –

Марш».

Переход с бега на ходьбу

: выполняется по команде «Шагом -

Марш!», она подаётся под левую ногу, затем делается еще два

шага бегом и с левой ноги начинается ходьба.

Изменение характера и темпа передвижения

. Команды: «Шире

шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-же!», «Идти не в ногу!»,

«Идти в ногу!», «Полный шаг!», «Полшага!» подаются под левую

ногу.

Повороты в движении

. Команда: «Напра - Во!», исполнительная

команда подаётся под правую ногу, затем делается шаг левой ногой

и поворот направо.

Для поворота налево исполнительная команда подаётся под левую

ногу.

- 10 -

Строевые

приёмы

По команде «Кругом - Марш!»

исполнительная команда

подаётся под правую ногу, затем делается шаг левой (счет раз),

полшага правой вперед и немного влево и, резко повернувшись

в сторону левой руки на носках (счет два), с левой ноги

начинается движение в новом направлении (счет три).

Повороты в движении бегом

выполняются по тем же

командам, что и при движении шагом.

"Остановись!"

- команда, при которой занимающиеся

принимают положение, предшествующее этой команде.

"Разойдись!"

- команда, при которой занимающиеся расходятся

для самостоятельных действий.

Разновидности ходьбы.

Походная (или обычная), на носках, на пятках, на внутренней

и наружной стороне стоп, с опорой руками о колени,

пригнувшись, крадучись, с высоким подниманием бедра (сгибая

ноги вперёд), в полуприседе, в приседе, выпадами, приставными

и переменными шагами, скрестными шагами вперёд и в сторону,

«острый шаг» (выполняется перекатом с носка на всю стопу),

пружинный шаг (выполняется с резким подъёмом на полупальцы

после небольшого приседа), с различными положениями рук.

- 11 -

Строевые

приёмы

Разновидности бега.

Обычный бег, с высоким подниманием бедра, со сгибанием

ног назад; со взмахом прямых ног вперёд (назад или в стороны),

скрестным шагом вперёд и в сторону, спиной вперёд, с

поворотами с различными положениями рук.

Разновидности прыжков и подскоков.

На двух и на одной ноге, ноги врозь и вместе, ноги врозь

скрестно, с ноги на ногу, с различными положениями рук; с

поворотами, с движениями рук, туловища, ног.

Разновидности танцевального шага.

Приставной, переменный, шаг вальса, мазурки, венгерки,

польки, шаг галопа вперед и в сторону.

- 12 -

Построения

и

перестроения

Построения и перестроения характеризуются умением

занимающихся строиться в различные виды строя: шеренгу,

колонну, круг а также перестраиваться в них.

Построение в шеренгу.

Команда «В одну (две, три и т.д.)

шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду,

становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от

него.

Построение в колонну.

Команда: «В колонну по одному (два,

три, четыре и т.д.) становись!». Группа выстраивается за

преподавателем в затылок (или за направляющим).

Построение в круг:

по распоряжению, например «Встаньте в

круг!» либо "В круг - становись!".

Для построения в круг из шеренги возможны два способа:

1) воспитанники берутся за руки, а инструктор, левой рукой

захватывает правую руку направляющего, двигается по кругу и

соединяет руки направляющего и замыкающего.

2) инструктор становится напротив ребенка, посередине шеренги

на расстоянии нескольких шагов, дает распоряжение: "Держась

за руки, построиться в круг!. Ребенок в середине шеренги стоит

на месте, а остальные двигаются, держась за руки, влево и

вправо от него, образуя круг вокруг инструктора.

Перестроение из одной шеренги в две:

после предварительного расчёта на 1-й и 2-й подаётся команда:

«В две шеренги - Стройся!» По этой команде вторые номера

делают левой ногой шаг назад (счет раз), правой, не приставляя

ее, шаг вправо (счёт два) и, вставая в затылок первому,

приставляют левую ногу (счёт три).

Для обратного перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу

- Стройся!».

Перестроение из одной шеренги в три:

после

предварительного расчёта (по три) подаётся команда: «В три

шеренги стройся!». По этой команде вторые номера стоят на

месте, первые номера делают шаг правой ногой вперед (счет

раз), левой ногой, не приставляя ее, шаг влево (два), и

приставляя правую ногу, становятся впереди вторых номеров

(счет 3).Третьи номера делают шаг левой ногой назад (счет 1),

шаг правой в сторону (счет 2) и, приставляя левую ногу,

становятся в затылок вторым номерам (счет 3) . Для обратного

перестроения подаётся команда: «В одну шеренгу стройся!».

Перестроение производится в обратной последовательности.

- 13 -

Построения

и

перестроения

Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три,

четыре и т.д.) поворотом в движении.

После предварительно расчета группы по два (три, четыре и т.д.)

на месте и в движении, на одной из границ зала или площадки,

при движении группы налево (направо) – Марш! После поворота

первой двойки (тройки, четверки и т.д.) следующие делают

поворот под команду своего замыкающего на том же месте что и

первые.

- 14 -

Построения

и

перестроения

После перестроения группа продолжает движение в сомкнутом

строю. В зависимости от задач урока здесь же можно дать

указание об интервале и дистанции с тем, что - бы не размыкать

колонну потом специально. Например: «Налево в колонну по три,–

Марш! Интервал и дистанция два шага».

Для обратного перестроения подаются команды: «Напра –Во!

(Нале – Во!»).«В обход направо (налево) в колону по одному

шагом – Марш!». По этой команде направляющий начинает

движение в указанном направлении, за ним следуют остальные по

росту, вся колона обозначает шаг на месте, последовательно

включаясь в движение.

Перестроение из колонны по одному в колонну по три

уступом.

После предварительного расчета по три подается команда:

«Первые номера два (три, четыре и т.д.) шага вправо, третьи

номера два (три, четыре и т.д.) шага влево – Марш!»

Для обратного перестроения подается команда: «На свои места

шагом – Марш!» Перестроение выполняется приставными шагами.

Преподаватель ведет подсчет по два.

Перестроение из колонны по одному в колонны по 2-4-8 и т.д.

дроблением и сведением.

Команды:

1.«Через центр - Марш!», как правило, подаётся на одной из

середин зала или площадки.

2. «В обход направо и налево в колонны по одному - Марш!»

Подаётся на противоположной стороне. По этой команде первые

номера идут направо, вторые номера налево в обход;

3. «Через середину в колонну по два - Марш! Команда подаётся

при встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось

перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно

построить в колонны по 4, 8 и т.д.

Обратное перестроение называется разведением и слиянием;

Например, из колонны по два в колонну по одному. Команды: «В

обход направо и налево в колонну по одному шагом - Марш!»

По этой команде правая колонна идёт направо в обход,

Левая - налево в обход. При встрече колонн на противоположной

стороне подаётся команда: «Через центр в колонну по одному -

Марш!». Затем, «Налево (направо) в обход – Марш!».

- 15 -

Построения

и

перестроения

- 16 -

Методика

обучения

перестроениям

детей

разных

возрастных

групп

1-я МЛАДШАЯ ГРУППА

Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале

года лучше применять построение врассыпную, так как дети ещё

плохо ориентируются, и на организованное в определенную

форму построение уходит слишком много времени.

В первое время построения проводятся с небольшой группой

детей, по 6-8 человек. Постепенно к построениям привлекается

вся группа.

Все построения проводятся с помощью воспитателя. Он

показывает каждому ребенку его место среди других детей. Если

после этого ребенок плохо ориентируется при построении,

воспитатель подходит к нему, берет за руку и отводит на место. В

младшей группе дети становятся в пары с помощью воспитателя,

кто с кем хочет.

Для построения в круг.

1 приём.

Дети становятся сначала в линейку, берутся за руки.

Воспитатель берёт за руку первого и последнего в шеренге и

замыкает круг.

2 приём.

На пол ставится стул или кладётся какой-нибудь яркий

предмет (кегля, кубик и тд.), которые обозначают центр круга.

Воспитатель предлагает детям ,стать вокруг этого предмета

лицом к нему, взявшись за руки, а затем сделать круг как можно

больше, отходя назад. Воспитатель всегда становится с детьми

в круг, следит, чтобы дети его не сужали.

- 17 -

Методика

обучения

перестроениям

детей

разных

возрастных

групп

2- я МЛАДШАЯ ГРУППА

Дети, особенно во второй половине года, уже более

самостоятельны при построениях. По указанию воспитателя они

легко и достаточно быстро становятся в круг, пары друг с другом.

В начале им разрешают становиться в колонну друг за другом в

любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают

занимать определенное место среди других детей. Чтобы

добиться этого, воспитатель постоянно напоминает, что нужно

запомнить, кто за кем стоит в колонне, шеренге, кто с кем ходит в

паре. Если ребенок затрудняется найти своё место, воспитатель

подсказывает, за кем он должен встать.

Дети приучаются становиться в шеренгу, т.е. вдоль одной

линии, один возле другого с обращением в одну сторону лицом.

Проще всего встать в шеренгу из построения друг за другом в

затылок (колонну). Из этого положения воспитатель предлагает

детям повернуться всем направо или налево. Так как дети ещё

плохо знают стороны, воспитатель становится с одной из сторон

колонны, примерно посередине ее, и говорит детям, чтобы они

повернулись лицом к нему.

Другой способ: дети дети строятся в шеренгу, ориентируясь по

нанесенным краской или мелом линиям, становятся на них

носочками.

Методика

обучения

перестроениям

детей

разных

возрастных

групп

2- я МЛАДШАЯ ГРУППА

Для построения в круг можно на пол положить связанную

концами веревку или начертить линию.

Другой способ: воспитатель становится против середины

шеренги на расстоянии нескольких шагов от неё и предлагает

детям, стоящим на концах шеренги, двигаться к нему, образуя

круг. Дети при этом держатся за руки.

Воспитатель показывает детям, как поворачиваться,

переступая на месте. При поворотах широко используются

зрительные ориентиры (лицом к стене, окну).

Во время перемещений на занятиях используется те же

способы, что и в предыдущей возрастной группе.

КОМАНДЫ ДЛЯ ПЕРЕСТРОЕНИЙ И НАЧАЛА УПРАЖНЕНИЙ.

Команд нет. Распоряжения просты и немногочисленны. При

строевых упражнениях:

"Постройтесь за Сережей!"

- для построения друг за другом.

"Идите за мной!"

- для ходьбы друг за другом.

"Остановитесь!"

- для остановки.

"Побежали!"

- для бега.

"Идите на носочках!"

- для профилактических упражнений.

"Сделай шаг назад"

- для построения в колонну, звенья. При

общеобразовательных упражнениях.

"Расставьте ноги, руки опустите"

- для исходного положения.

"Молодцы! Хорошо!"

- для окончания.

- 18 -

Методика

обучения

перестроениям

детей

разных

возрастных

групп

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Для закрепления навыков самостоятельного построения в круг,

в пары, в колонну, в шеренгу воспитатель предлагает детям

интересные задания в водной части занятия: построиться в

определенном порядке, затем по сигналу разбежаться по всему

залу, а по повторному сигналу снова быстро стать на свои места.

Чаще всего для таких упражнений применяются звуковые сигналы:

удар в бубен, хлопки, слово, прекращение музыки.

Могут быть использованы и зрительные сигналы: поднятая и

опущенная рука, зеленый и красный флажок и др.

В колонну и шеренгу дети средней группы приучаются

становиться по росту. Надо чаще напоминать, чтобы они

становились по свободнее, не касались друг друга. Детей

приучают также становиться друг за другом ровно по одной

полоске. Воспитатель объясняет, что, стоя в одну линеечку (в

шеренгу), надо стараться поставить носочки ровно, так, чтобы они

все были на одной линии.

Дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пары

со своим соседом и, обратно, из пар в колонну, как на месте, так

и во время ходьбы.

Воспитатель учит детей перестраиваться из одной колонны или

шеренги в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет

детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число

детей, и назначает ведущего. По сигналу ведущие выходят на

условные места, за ними становятся ребята.

- 19 -

Методика

обучения

перестроениям

детей

разных

возрастных

групп

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Позже дети перестраиваются в звенья на ходу - во время

ходьбы по залу врассыпную или вокруг зала друг за другом.

Услышав сигнал о перестроении в звенья, ведущие направляются

к заранее указанным местам, останавливаются и поворачиваются

лицом к воспитателю. Остальные ребята становятся за ведущими

друг за другом в свои звенья. В начале обучения ведущим можно

дать флажки или повязки разного цвета, чтобы детям было легче

находить своё звено.

Можно строиться вокруг водящего в несколько кружков. Дети

ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих,

берутся за руки и образуют круг. Водящие могут находиться на

площадке в любом месте. Воспитатель приучает поддерживать

определенную величину круга, следит, чтобы дети не сужали, не

расширяли и не разрывали его.

Направо, налево и кругом дети поворачиваются переступая на

месте, без применения специальных строевых приёмов.

Указания для построения, перестроения и поворотов

воспитатель дает в форме простого распоряжения, а не команд.

"Постройтесь в колонну"

- для построения друг за другом.

"Вперед! Прямо - Марш!"

- для ходьбы.

"На месте!"

- для ходьбы на месте.

"Группа, стой!"

- для остановки.

"Сережа, выводи свое звено"

- для построения в звенья.

"Повернуться ко мне и ещё раз ко мне"

- для поворота кругом.

- 20 -

Методика

обучения

перестроениям

детей

разных

возрастных

групп

СТАРШАЯ ГРУППА

В старшей группе дети уже довольно самостоятельны при

построения в колонну, круг, они умеют перестраиваться из

колонны в пары, в звенья, как на месте, так и при передвижении.

Самостоятельно строятся дети в два или несколько кругов.

Круг из колонны по два дети образуют следующим образом:

стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу, берутся за

руки с рядом стоящими, первые и последние в шеренгах

соединяют руки, все отходят назад - образуя круг. Из пар или

колонны по два можно перестроиться и в два круга. В этом случае

дети по сигналу воспитателя поворачиваются не лицом друг к

другу, а спиной, берутся за руки с рядом стоящими, крайние в

шеренгах замыкают круги. Этим же приёмом проводится

построение из нескольких звеньев в несколько кружков.

При построении детей учат соблюдать определенный порядок:

становиться по росту, ровняться в затылок друг другу в колонне,

выравнивать шеренгу по носкам.

Перестроения в звенья в старшей группе осуществляются

более чётко и организованно. Во время ходьбы вокруг зала

воспитатель предлагает перестроиться в 2-4 звена. Когда

ведущий колонны дойдет до середины зала, он делает несколько

шагов на месте, в это время воспитатель называет тех детей,

которые будут ведущими в звеньях, первое звено поворачивается

и идет по залу, за ним следующие звенья. Воспитатель говорит:

"Первые на месте". По этому сигналу дети продолжают идти на

место до команды "Стой".

- 21 -

Методика

обучения

перестроениям

детей

разных

возрастных

групп

СТАРШАЯ ГРУППА

В движении дети осваивают также ходьбу змейкой и

расхождение из колонны по одному в разные стороны, с

последующим слиянием в пары. Ходьба змейкой выполняется по

распоряжению инструктора: "Змейкой!" По этой команде

направляющий заходит правым (левым) плечом вперед и

начинает движение навстречу колонне, сохраняя интервал между

встречными в один шаг.

Расхождение из колонны по одному в разные стороны

производится так: колонна проходит через центр зала до

противоположной стороны, воспитатель подаёт команду: "Один

налево, другой направо!". Образуются две колонны, движущиеся

по залу в разные стороны. Когда они встретятся у середины

противоположной стены, воспитатель говорит: "Парами через

центр зала!". Соединяясь по двое, дети идут парами. Затем они

снова расходятся по одному так и идут парами вокруг зала.

Дети осваивают и некоторые способы размыкания. В колонне

они размыкаются на вытянутые руки вперед. Для этого

направляющий остается на месте, а все остальные поднимают

руки вперед и отходят назад так, чтобы не касаться впереди

стоящего. После этого руки опускают. В кругу и шеренге дети

размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети

одновременно по указанию воспитателя; "На вытянутые руки в

стороны разомкнись!" - поднимают руки в стороны и расходятся

вправо и влево так, чтобы не мешать друг другу.

- 22 -

Методика

обучения

перестроениям

детей

разных

возрастных

групп

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

В этой группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее

упражнений. Разучиваются некоторые новые упражнения.

Дети учатся ровняться в шеренгу (команда "Ровняйся!"),

поворачивая голову и ориентируясь на грудь третьего (не считая

себя) ребенка. Правофланговый стоит в это время по стойке

"смирно". Выполнив задание, дети поворачивают голову прямо.

Носки у всех детей должны находиться на одной линии.

По команде "Смирно!" дети принимают основную стойку: стоят

подтянуто, ровно, но без лишнего напряжения, пятки вместе, носки

врозь на ширину стопы, колени выпрямлены, голова прямо, плечи

слегка отведены, руки свободно опущены и выпрямлены, пальцы

полусогнуты, большой палец на середине бедра.

В положении "смирно" дети стоят недолго, это промежуточное

положение перед поворотами, началом движения и т.п. По

команде "Вольно!" дети, не сходя с места, расслабляются,

перенося тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в

колене.

Дети осваивают простейший расчет на "первый-второй". После

того, как дети научились рассчитываться, им показывают

перестроение из одной шеренги в две. Перестроение

осуществляется по команде: "Вторые номера, делай два (три и

более) шага вперед, марш!", или "Первые номера, делай два (три

и т.д.) шага вперед, марш!". В обоих случаях дети станут в

шеренги в шахматном порядке.

- 23 -

Методика

обучения

перестроениям

детей

разных

возрастных

групп

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Проводятся упражнения в ходьбе змейкой в колонне по одному

и парами.

По одному и парами дети расходятся в разные стороны после

прохождения через середину зала. Воспитатель указывает: "Пара

- налево, пара - направо! и т.п. Образуются колонны, движущиеся

парами по залу в разные стороны. Встретившись у середины

противоположной стены, они по указанию воспитателя:

"Четверками через середину зала, марш!" - соединяются в

шеренги по четыре - первая пара одной колонны с первой парой

второй колонны и т.д. и идут до конца зала. Воспитатель

объясняет и показывает, что во время поворотов на углах идущие

ближе к середине зала должны делать более мелкие шаги, а

идущие с наружного края - более широкие, чтобы шеренга

оставалась ровной и не ломалась.

Из построения в три колонны разучивается размыкание и

смыкание приставными шагами в стороны. Для этого воспитатель

обозначает колонны соответствующими номерами: первая,

вторая, третья. Вторая остается на месте при размыкании.

Первая и третья колонны получают задание сделать

определенное количество приставных шагов вправо и влево.

Размыкание происходит по команде: "От середины на три шага

приставными шагами разом-кнись! Раз, два, три!". Для смыкания

подается команда: "К середине приставными шагами сомкнись!"

- 24 -

1 Вариант:

Дети разбиваются на две команды. от каждой команды

выбираются два космонавта. Все остальные участники - летчики.

Летчики по команде педагога расходятся по площадке.

По команде "В одну шеренгу становись!" строятся. Все летчики

занимают свои места и стоят по стойке "смирно", не

шевелясь.Капитаны проверяют строй и докладывают педагогу о

количестве нарушителей строя в своей команде.

2 Вариант:

Дети делятся на 4 команды, в каждой назначается капитан. Для

удобства детям можно раздать ленты 4 цветов или гирлянды на

шею. В углах зала ставят кубы 4 цветов, дети подходят к кубу

своего назначенного цвета. Первым всегда стоит капитан. Пока

звучит музыка дети, раскрыв руки в стороны «летают» по залу,

как самолеты. Как только музыка замолкает, педагог громко один

раз подает команду: «Внимание, летчики, на аэродром в

шеренгу!». Выигрывает команда построившаяся первой. Также

подаются команды «В круг!», «В колонну по одному!»

Игры

на

перестроения

Игра

"

Летчики

на

аэродром

"

- 25 -

Под танцевально-игровую музыку дети выполняют любые

движения (бег, прыжки, танец). С прекращением музыки дети

замирают и ждут звукового сигнала педагога. Под бубен (хлопок)

все строятся в установленной месте в шеренгу. По свистку

(притопу, удар в барабан) строятся там же в колонну.

Победителем является тот, кто хорошо слушает сигнал и быстро

встает в определенное построение. Звучит команда

"Разойдись!", и игра начинается сначала.

Игра

"

Разойдись

и

становись

"

Дети движутся по залу согласно схеме, каждый раз задание

каким способом идти меняется.

1. Пройти как солдаты – маршем;

2. «Кавалеристы» - прямой галоп;

3. «Разведчики» - пройти в приседе;

4. «Летчики» - ходьба на носочках, руки в стороны, следить за

осанкой.

Игра

"

Разминка

по

диагонали

"

1.

2.

3.

- 26 -

ПЕРЕСТРОЕНИЯ

1.

И п. — основная стойка, флажки внизу. 1 — флажки вперед;

2 — флажки вверх; 3 — флажки в стороны; 4 — исходное

положение (4 раза).

2.

И. п. — основная стойка, флажки внизу. 1-2 — правую ногу

отставить назад на носок, флажки вверх; 3-4 — вернуться в

исходное положение. То же левой ногой

(2 раза).

3.

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, флажки у груди.

1 — поворот вправо (влево), правую (левую) руку в сторону;

2 — исходное положение (4 раза).

4.

И. п.— основная стойка, флажки у груди. 1-2— присесть,

флажки вынести вперед; 3-4 — исходное положение

(4 раза).

5.

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 —

флажки в стороны; 2 — наклон вперед к левой (правой) ноге;

3 — выпрямиться, руки в стороны; 4 — исходное положение

(2 раза в каждую сторону).

6.

И. п. — основная стойка, флажки в согнутых руках у

груди.. На счет 1-8 маршировать на месте.

Упражнения

с

флажками

- 27 -

Упражнение носит торжественный, праздничный характер.

Исполняется под марш Г. Свиридова.

Вступление:

Принять основную стойку и держать.

Первая часть:

1.

1-8 – хлопки перед собой на каждый счет;

2.

1-8 – восемь шагов на месте с хорошей работой рук.

Повторить упражнения части 1-2.

3.

1-8 – хлопки на счет 1,3, 5, 7;

4.

1-8 – удары левой ногой на счет 1, 3, 5, 7.

Повторить упражнения части 3 -4.

5.

1-16 – маршировать по 4 шага с поворотом вокруг оси,

заканчивая лицом в и.п.

Вторая часть:

1.

1-4 – два приставных шага влево, руки на пояс;

5-8 – два приставных шага вправо, руки на пояс.

2.

1-2 – приставной шаг влево, руки в стороны и вниз;

3-4 – повторить движение счета 1-2;

5-8 – повторить вправо движения на счет 1-4.

Строевые

упражнения

«

Парадный

марш

»

- 28 -

3.

1 – левая нога вперед - книзу, правую руку вперед - книзу,

левую руку вниз;

2 – приставить левую ногу, правую руку вниз;

3- 4 – повторить движения на счет 1-2 с другой рукой и ногой;

5- 8 – повторить движения на счет 1-4.

Повторить упражнения части 3.

4.

1-2 – руки вперед;

3-4 – руки вверх;

5-6 – руки в стороны;

7-8 – руки вниз.

5.

1-2 – руки в стороны;

3-4 - руки вверх;

5-6 - руки вперед;

7-8 – руки вниз.

6.

1-4 – правую руку в сторону, держать;

5-8 – правую руку согнуть, пальцы к голове (отдать честь).

7.

1-4 - правую руку в сторону, держать;

5-8 – правую руку вниз.

Третья часть:

Повторить упражнения первой части.

- 29 -

С.А.Козлова "Воспитатель по Фк в ДОУ", учебное пособие

Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов "Теория и методика физического

воспитания и спорта" - 2011

М.Л.Журавин "Гимнастика" учебник для студентов - 2009

Л.Д.Глазырина "Физическая культура - дошкольникам" -

М.,2004

Н.В. Полтавцева "Физическая Культура в дошкольном

детстве" - М., 2005

Е.Н. Вавилова "Учите бегать, прыгать, лазить, метать":

Пособие для воспитателей детского сада, - М., Просвещение,

2014

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Список

используемой

литературы

- 30 -