Автор: Покрышкина Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР тема: "Зимушка - зима"
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности в старшей группе комбинированной
направленности для детей с ТНР
Тема: «Зимушка - зима»
Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о зиме, как о времени года.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закрепить знания детей о зиме, как о времени года, признаках зимы,
сезонных изменениях в природе, названия зимних месяцев;
- развитие фонематического слуха;
- формировать представления о влиянии зимы на состояние природы, жизни
зверей, птиц и людей, через дидактическую игру: «Хорошо – плохо»;
-
учить употреблять глаголы в прошедшем времени.
Коррекционно - развивающие:
-
развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней
природы;
- развивать фантазию, сообразительность, логическое мышление, во время
отгадывания загадок;
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию
речи с движением.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение, любовь к природе, умение слушать
друг друга;
- воспитывать самоконтроль за речью.
Предварительная работа: просмотр презентаций о зиме, зимнем времени
года, Чтение рассказов, стихов и загадок о зиме, рассматривание
иллюстраций, составление рассказов по картинкам, беседы о зиме.
Проведение дидактических и речевых игр: «Хорошо – плохо», «Четвертый
лишний», «Какая? Какой? Какие?», «А что вчера?» (употребление глаголов в
прошедшем времени)
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Зима»,
картинки с изображением признаков зимы, зимних месяцев, птиц, людей в
зимний период, мяч.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о красивом времени года,
а о каком угадайте:
Загадка о зиме:
Во дворе замерзли лужи.
Целый день поземка кружит.
Стали белыми дома.
Это к нам пришла...
Ответы детей: Зима.
Слайд № 1 (картинки зимы)
Воспитатель: Зима - удивительное время года, она зачаровывает своей
белизной и загадочностью, картину зимы всегда рисует снег, деревья
нарядились в белые одежды, здания стоят в белых шапках.
Тихо падают с неба невесомые пушистые снежинки. Прежде чем упасть, они
долго кружат в воздухе. Всё вокруг белое…
Белым снегом замело,
Все кругом — белым-бело.
Закружилися снежинки,
Рассыпаясь серебром,
И блестят сосульки-льдинки,
Примостившись под окном.
Хорошо, когда пора
Снежная приходит
И у самого двора
Белым снегом бродит.
Воспитатель: Это стихи о зиме. А сейчас мы поговорим о признаках зимы,
какие из них вы знаете?
Ответы детей: Стало холодно, дни стали короткие, а ночи длинные, исчезли
насекомые, листва, улетели некоторые птицы, солнце светит, но не греет,
люди одевают теплую одежду, приходят морозы, земля покрывается снегом,
реки и озера покрылись льдом.
Слайд № 2 (картинки признаки зимы)
Воспитатель: А сколько месяцев длится зима?
Ответы детей: Зима длится три месяца.
Воспитатель: Давайте мы с помощью загадок, назовем эти месяцы.
Из трёх зимних братьев,
Он первым явился.
Морозом и снегом,
Успел поделиться! (Декабрь)
По счету первым он идет,
С него начнется новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано – …(Январь)
После братца января
Очередь пришла моя.
А со мной два снежных друга:
Зимняя метель и вьюга. (Февраль)
Слайд № 3 (картинки с изображением зимних месяцев)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в речевую игру: «Какая? Какой?
Какие?»
Игра:
Зима (какая?) – снежная, морозная, холодная.
Мороз (какой?) – крепкий, зимний, суровый
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
День (какой? – морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный.
Лед (какой?) – (холодный, крепкий, гладкий, прозрачный, твердый.
Сосулька (какая?) – ледяная, прозрачная, мокрая, холодная.
Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый.
Слайд № 4 (картинки с изображением зимы, снега, снежинок,
льда, сосулек, снеговика)
Воспитатель: Давайте подумаем и назовем, что бывает зимой хорошо, а что
плохо?
Игра: «Хорошо - плохо»
Хорошо:
- Много снега, можно лепить снежную бабу;
- Снег покрывает землю и защищает растения от мороза;
- Деревья имеют возможность отдохнуть;
- Можно кататься на санках, лыжах, коньках;
- Зима дарит нам веселые новогодние праздники;
- Дед Мороз и Снегурочка принесут нам подарки.
Плохо:
- Снег засыпал всё, поэтому животные и птицы остались без пищи;
- На улице скользко, можно упасть;
- Можно простудиться и заболеть;
- Снег засыпал всё: дворникам много работы;
- Зимой нет зеленой травы и на деревьях нет листочков.
Слайд № 5 (картинки с изображением)
Воспитатель: Нам нужно с вами отдохнуть.
Физминутка: «Зимушка-зима»
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по
воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и
конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Воспитатель: А теперь смотрим на экран, я вам буду показывать картинки, а
вы скажете, что здесь лишнее.
Игра: «Четвертый лишний»
«Снег, иней, радуга, лед» Слайд № 6
«Мороз, морозильник, мороженое, море». Слайд № 7
«Воробей, синичка, снегирь, ласточка». Слайд № 8
«Холод, роса, мороз, стужа». Слайд № 9
«Коньки, лыжи, велосипед, санки». Слайд № 10
«Шарф, шорты, варежки, шуба» Слайд № 11
Ответы детей:
Игры с мячом
Воспитатель: Еще мы можем с вами проиграть в игру с мячом: «Много –
один» (бросаю мяч ребенку он отвечает)
Морозы – мороз
Снежинки – снежинка
Снеговики – снеговик
Сугробы – сугроб
Льдинки – льдинка
Метели – метель
Холода – холод
Снегопады – снегопад
Снегири – снегирь
Сосульки – сосулька
Игра: «А что вчера?»
(употребление глаголов в прошедшем времени)
Сегодня снег блестит, а вчера – блестел.
Сегодня снег тает, а вчера - таял.
Сегодня снег хрустит, а вчера – хрустел.
Сегодня снег идет, а вчера шел.
Сегодня снег ложится, а вчера – ложился.
Сегодня снег кружится, а вчера – кружился.
Сегодня снег падает, а вчера – падал.
Сегодня снег сверкает, а вчера – сверкал.
Итог занятия: О каком времени года мы сегодня говорили?
Что нового узнали о зиме? Какая игра вам больше всего понравилась?