Автор: Гринько Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №33 г. Донецка"
Населённый пункт: г. Донецк
Наименование материала: Статья
Тема: Внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях современной образовательной организации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГУМАНИТАРНАЯ ГИМНАЗИЯ № 33 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях
современной образовательной организации
Гринько Наталья Ивановна,
учитель начальных классов
Внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях
современной образовательной организации
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по проблеме
внедрения здоровье сберегающих технологий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья учащихся в начальной школе.
Даны рекомендации по
преодолению перегрузки учащихся и сохранению психического и физического
здоровья всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: сохранение и укрепление здоровья, психолого-
педагогические технологии здоровье сбережения, принципы и критерии
здоровье сбережения, начальное образование.
Учитель должен знать и чувствовать,
что на его совести - судьба каждого ребёнка,
что от его духовной культуры и идейного
богатства зависит разум, здоровье….
В.А.Сухомлинский.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся – одна из важнейших задач
современной
системы
образования.
В
условиях
сложившейся
сложной
обстановки, межличностных связей и отношений государственный курс
образовательной политики предусматривает пропаганду здорового образа
жизни, воспитания здорового молодого поколения, которому предстоит жить и
работать. Ведь именно поэтому одним из основных документов учебно-
воспитательного процесса является Концепция формирования здорового
образа жизни детей и учащейся молодежи РФ.
Главная задача каждого учителя – построить так свою работу так, чтобы
не только не навредить физическому и психологическому здоровью ребенка, но
повысить его интерес и мотивацию к обучению. Мы, педагоги, должны создать
такую образовательно-воспитательную среду, которая бы способствовала
духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка,
через обеспечение доступности качественного образования. Мы должны
научить каждого обучающегося бережно относится к своему здоровью,
понимать значимость здоровья для собственного самоутверждения.
Школа должна привлечь учащихся к процессу строительства собственного
здоровья через:
знакомство учащихся с традициями и обычаями бережного отношения
человека к собственному здоровью;
создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения
собственного здоровья;
формирование у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью
как бесценному дару природы;
создание возможности учащимся демонстрировать свои достижения и
усилия по сохранению здоровья;
эффективную работу по преодолению вредных привычек, учащихся
средствами физической культуры и занятием спортом, через внедрение
здоровье сберегающих технологий.
Именно
в
начальной
школе
закладываются
основы
всего
вышеизложенного. Именно в начальной школе формируется человек, которому
предстоит строить будущее благополучное и здоровое общество и государство.
Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должно превратиться в
единственный вид деятельности. Ребёнок лишь тогда полюбит школу, когда
учитель щедро откроет перед ним те же радости, которые были у него раньше.
Здоровье, здоровье и еще раз здоровье - не боялся повторять В.А.
Сухомлинский [2, с.31]. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависят
их
духовная
жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если
измерить все заботы и тревоги о детях в течение первых четырёх лет обучения,
то добрая половина их – о здоровье.
Любые промахи педагога, такие как создание стрессовых ситуаций,
несоблюдение
элементарных
санитарно-гигиенических
требований
к
проведению
урока,
несоответствие
требований
педагога
возрастным
и
психологическим возможностям обучающегося, чрезмерная интенсификация
учебного процесса и отсутствие целенаправленной работы по формированию
здорового
образа
жизни,
могут
серьезно
повлиять
на
психическое,
эмоциональное и физическое развитие ребенка.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию
педагогами
режима
дня,
двигательной
активности,
снятия
напряжения,
соблюдение
личной
гигиены,
разнообразные
формы
физкультурно-
оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровье
сберегающих педагогических технологий.
Здоровье сберегающие технологии - это системный подход к обучению и
воспитанию, построенный на формировании, укреплении и сохранении
здоровья школьников. В их основе лежат незыблемые принципы здоровье
сбережения, которые сформулировал профессор Н.П. Смирнов. А именно:
«Не навреди!» — применение таких приемов, которые бы уже были
проверены практикой и не наносили никакого вреда ребенку.
Непрерывность и преемственность — работа по формированию здорового
образа жизни должна проводится на каждом уроке и во внеурочное время.
Субъект-субъектные взаимоотношения — каждый обучающийся должен
принимать
непосредственное
участие
в
здоровье
сберегающих
мероприятиях.
Соответствие
содержания
и
организации
обучения
возрастным
особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала
должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях
педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — обязательное внимание фиксируется прежде
всего на успехах ребенка, а уж потом указывается на его промахи и
недостатки.
Активность — активное включение в работу предупреждает риск
переутомления [10, с.39].
При
комплексном
использовании
различных
технологий,
ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение
здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении
поставленной цели.
Несомненно, при использовании здоровье сберегающих технологий
необходимо исходить из личностно-ориентированного похода. Ведь каждый
учитель строит свою работу с учетом особенностей каждого ученика с целью
наиболее полного раскрытия его потенциала.
Что включают в себя здоровье сберегающие технологии?
Прежде
всего
это
грамотная
организация
учебно-воспитательного
процесса с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм, таких как
освещение
и
проветривание
классов,
подбор
парты
нужной
высоты,
достаточное количество живых цветов, правильно составленное расписание,
которое чередует умственную нагрузку с физической и эмоциональной.
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять
особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных
методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает
выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных
затрат. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить
перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать
важность сохранения здоровья.
Учителя начальной школы стараются строить свои уроки на здоровье
сберегающей основе. А именно:
Чередование различных видов учебной деятельности, таких как опрос,
письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с наглядными пособиями,
решение примеров, задач, практическая работа, самостоятельная работа и
т.д. (не менее 4-7 видов за урок);
Чередование методов обучения (словесные, наглядные, практические). На
каждый метод – 7-10 минут;
Использование
на
уроке
методов,
способствующих
активизации
инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие
методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа
действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные
методы
(ученики
в
роли
учителя,
обучение
действием,
обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как
исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие
(интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
Включение в содержание урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни, формированием отношения к человеку и его
здоровью как к ценности. На различных уроках практически любая
изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных
фактов,
способствующих
формированию
правильного
отношения
учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику
детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным
поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
Создание на уроках благоприятного психологического климата и ситуации
успеха.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к
каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика
выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор–
вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к
раскрытию способностей каждого ребенка.
Отдых является обязательной составляющей плодотворной работы. Для
детей начальной школы это особенно важно. Работать без перерыва в течение
40-ка
минут
им
не
свойственно,
вследствие
этого
быстро
теряется
концентрация, пропадает интерес к материалу и все это сопровождается общей
усталостью.
Для того чтобы снять зрительное, умственное и физическое напряжение
необходимо проводить физминутки. Проводят физкультминутку на 15 - 20
минуте
от
начала
урока.
Иногда
бывает
целесообразным
проведение
физкультминутки дважды за урок. Продолжительность 2-3 минуты.
Физминутки – это активный отдых и коррекционная работа.
Основные требования к физминуткам:
-упражнения должны быть просты по структуре, интересны и знакомы детям,
-они должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
Используются
упражнения
с
проговариванием
стихов:
«Буратино»,
«Ванька-встанька», «Матрёшки» и т.д.
Больше
внимания
учителя
уделяют коррекционным
паузам. Коррекционные паузы включают в себя гимнастику для глаз, точечный
массаж, массаж ушей, самомассаж пальцев и кистей рук, пальчиковую
гимнастику, упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения.
Гимнастика для глаз снимает усталость с глаз, повышает остроту зрения.
Самомассаж пальцев и кистей рук проводится перед деятельностью,
сопровождающей нагрузку на руки.
Пальчиковая гимнастика проводится учителями в младших классах для
того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук. Упражнения на
релаксацию
помогают
снять
напряжение
со
всего
тела,
успокоиться,
расслабиться.
Актуальными
на
сегодняшний
день
являются минутки
релаксации,
дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, цветотерапия, массаж активных
точек, использование музыкальных средств (В. Крутицкого, Р. Шумана, П.
Чайковского), прогулки на свежем воздухе.
Совершенно недопустимо для каждого учителя – это форсированное
изучение учебного материала. Стремление выполнить на уроке все, что
запланировано, не смотря на состояние и поведение детей. Некоторым детям
совершенно непосилен курс учителя на то, чтобы «не пропала ни одна минута
урока». В.А. Сухомлинский утверждал в том, что этот «ускоренный» темп
непосилен и вреден даже для совершенно здоровых детей. Чрезмерное
умственное напряжение приводит к тому, что у детей тускнеют глаза,
затуманивается взгляд, движения становятся вялыми. И вот ребенок уже ни на
что не способен, ему бы только на свежий воздух, а учитель держит его «в
упряжке» и понукает: скорее, скорее... [2, с.40].
Можно много говорить о здоровье сберегающих технологиях, но нельзя
забывать и о таких прописных истинах, от которых напрямую зависит здоровье
ребенка. Это правильное и сбалансированное питание учащихся, объем и время
выполнения
домашних
заданий,
эмоциональная
окраска
процесса
самостоятельного умственного труда дома, пропорциональная физическая
нагрузка,
пребывание
на
свежем
воздухе
и
закаливание
организма.
Самовоспитание красоты осанки — один из главных стимулов, побуждающих
учеников ежедневно делать утреннюю гимнастику. [7, с.59]
Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для
успешного умственного труда:
1. Втягиваться в работу постепенно; как после ночного сна, так и после
отдыха или каникул.
2.
Подбирать
удобный
для
себя
индивидуальный
ритм
работы.
Оптимальным
ученый
считает
равномерный,
средний
темп.
Утомляет
неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее
наступает утомление.
3.
Соблюдать
привычную
последовательность
и
систематичность
умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно
выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены
видов умственного труда.
4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это
поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности,
поддержанию ее на оптимальном уровне.
5. Необходимо организовывать кратковременный отдых, активно включать
в режим дня занятия.
...Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если
ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью
кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на
вершине этой гармонии тела и духа. Забота о человеческом здоровье, тем более
о здоровье ребенка, - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и
правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является радость творчества.
Таким образом, формирование здоровой личности школьника возможно
при
обеспечении
действенной
взаимосвязи
физического
воспитания
с
целенаправленным развитием его личности в специально созданной и
гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию
самоуправления,
адекватности
самооценки,
креативности
и
коммуникативности, при активном использовании здоровье сберегающих
технологий.
Литература:
1.
Березин И.П. Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - К. Рад. Школа, 230.с.
2.
Василенко Л.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности. Х., «Ранок»,
2000.
3.
В.А Сухомлинский. Об умственном воспитании. К. «Радянська школа»,
1983, - 224 с.
4.
В.А Сухомлинский. Сердце отдаю детям» Киев. «Радянська школа», 1972.
5.
Куценко Г.И., .Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни -СПб., 1997.
6.
Лещинский Л. А. Берегите здоровье. М., «Физкультура и спорт», 1993.
7.
Ленсгафт, Ю.Б. Избранные сочинения. М. «Педагогика», 1988.
8.
Психология. Под ред. Мельникова.В. М., «Физкультура и спорт», 1987.
9.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.