Автор: Ильина Альбина Робертовна
Должность: директор
Учебное заведение: ГКОУ УР "Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, КАРАКУЛИНСКИЙ РАЙОН, с. КАРАКУЛИНО
Наименование материала: статья
Тема: Формирование жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ интеллектуальными нарушениями через духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания
Формирование жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями)
через духовно-нравственное воспитание на уроках
истории и обществознания
Коррекционная
школа ставит перед учителем-дефектологом три
основные задачи — дать обучающимся знания, умения и навыки по
общеобразовательным
предметам
и
по
труду,
воспитать
у
них
положительные
личностные
качества
—
честность,
правдивость,
доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду,
корригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их
к социальной адаптации, к жизни в социуме. Полноценная социальная
адаптация обучающихся с нарушением интеллекта
невозможна без
формирования системы их духовно-нравственного и правового сознания.
Этический
опыт,
который
сравнительно
легко
приобретается
нормативно
развивающимися
детьми,
тяжелее
усваивается
детьми,
которые имеют определенные отклонения в развитии, тем более, если это
дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей. В частности, им
малодоступны большинство моральных понятий; они их, чаще всего, не
дифференцируют. А ограниченность социальных контактов и отношений
значительно сужает возможность для приобретения детьми морального
опыта и подражания. Все это представляет серьезное препятствие для
усвоения содержания моральных понятий, принципов, критериев, а,
соответственно и для формирования морального мировоззрения. Именно
потому дети с особыми образовательными потребностями наиболее
нуждаются в специальной работе по формированию у них моральных
понятий, нравственных норм, духовного здоровья.
Перед нашим обществом стоит важная цель - формирование
духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего
свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на
защиту государственных интересов России. Это означает, что нам,
россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой
мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль
патриота.
Колоссальные
потенциальные
возможности
для
духовно-
нравственного влияния на школьников с ОВЗ имеет учебный материал по
истории. В нём содержится большое количество морально-этических
суждений. На уроках я напрямую вывожу
учеников на осмысление
отношений к человеку и обществу. Исторический материал курса создает
представление о наиболее важных сторонах жизни общества, труде народа,
борьбе за свободу и независимость; раскрываются традиции, трудовые и
героические дела народов нашей страны, содержатся яркие примеры
служения своему Отечеству. Уроки истории способствуют формированию
знаний о православной вере, о православном искусстве, о духовных
учителях.
Новые педагогические технологии и формы урока
позволяют
учителю пробудить
живой интерес
к изучаемому, а сами уроки
превращаются в часы воодушевления.
Интересно, поучительно и
увлекательно
проходят уроки-путешествия, «Круглые столы», уроки-
практикумы и др.
Работая по данному направлению, учитываю и особенность того, что
школьники с интеллектуальными нарушениями испытывают большие
трудности в усвоении исторических знаний, так как, исторические факты
не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины
прошлого приходится воссоздавать в их воображении. У таких детей круг
общественно - исторических представлений беден, а во многих случаях
отсутствует совсем. Лишённые возможности широкого речевого общения
и получения информации, способствующие развитию представлений о
Родине, ее прошлом и настоящем, эти дети не воспринимают многих
явлений
и
событий
общественной
жизни.
Социальный
опыт
их
ограничивается, по существу, рамками личных потребностей. Дети с
нарушением интеллекта нуждаются в осмыслении окружающего мира и
происходящих в нем событий, явлений. Дети, лишенные родительского
попечения, внимания, семейной теплоты и в большинстве своём имеющие
отрицательный опыт общения и асоциальное поведение, именно в школе –
интернате приобретают морально-нравственные качества личности.
Только в условиях специального обучения с применением особых
приемов, у учащихся начинают создаваться правильные первоначальные
общественно-исторические представления, о прошлом, и настоящем нашей
Родины, нашего общества.
Жизненный опыт школьника, который
воспитывается в условиях социального учреждения, беден, представления
о мире фрагментарны, не систематизированы, поэтому очень важно
приводить их в систему, расширять, уточнять представления детей.
При объяснении элементов прошлых событий применяю прием
оживления имеющихся исторических образов и событий через применение
иллюстраций, ИКТ.
В 7 классе знакомлю обучающихся с историческим событием
Крещения Руси при князе Владимире. С изучения данной темы начинается
знакомство
обучающихся
с
православной
верой,
дается
общее
представление
об
учении
христианства,
формируется
уважительное
отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам
жизни. На примерах заповедей Иисуса Христа прививаю в детях
общечеловеческие, высшие моральные
ценности.
Через работу с
родителями (законными представителями) способствую тому, чтобы дети
во внеурочное время посещали храм святого великомученика и целителя
Пантелеймона в
с. Каракулино.
При изучении темы «Культура и
искусство Киевской Руси» подчёркиваю, что принятие христианства
привело к развитию русской культуры и искусства; раскрываю значение
деятельности монахов-летописцев для истории России. Увлекателен
рассказ о Сергии Радонежском – святом, просиявшем как солнце на
русской земле. На его примере учащиеся видят, как жили на Руси
необыкновенные люди – духовные наставники народа. При изучении
данной темы я использую отрывки из поэмы о Сергии Радонежском.
Школьники с великим интересом и воодушевлением слушают историю
мальчика Варфоломея.
В целях воспитания патриотизма, нравственных качеств на уроках
использую устное народное творчество, художественные произведения
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К. Симонова, А. Твардовского, О.
Бергольц и др.
На примерах великих князей, полководцев, учёных и других
исторических деятелей
у обучающихся
формируются духовно-
нравственные качества личности: справедливость,
милосердие, честь,
достоинство, ответственность, чувство долга, честность, забота о
старших и младших, толерантность;
представления о вере, духовной
культуре. Воспитывается чувство гордости за русский народ.
На
протяжении всего курса истории я раскрываю роль Русской православной
церкви в духовном возрождении, единении земли русской. Проявлением
высоких нравственных качеств могут служить такие примеры в истории,
как героическое сопротивление русских людей против монголо-татарского
нашествия; героизм и мужество всего народа в Отечественной войне 1812
года; подвиг жен декабристов, последовавших в Сибирь за своими
мужьями; мужество и взаимопомощь советских людей, проявленные в
тылу врага и в фашистских концлагерях и т. п. При изучении темы
«Героизм тружеников тыла» также даю материал об Удмуртии в годы
Великой
Отечественной
войны.
Зачитываю
текст
благодарственной
телеграммы И.В. Сталина к сотрудникам и воспитанникам Каракулинского
детского дома за вклад в дело Победы. На таких примерах формируется
чувство сопричастности к истории Родины через судьбы земляков, родных
и близких, непосредственных участников этих событий.
В каждом классе в программу по истории включен краеведческий
материал.
Через
изучение
истории
родной
школы,
села,
района,
Республики побуждаю в детях чувства патриотизма, гордости, уважения к
родному краю, людям труда. В основном данные уроки провожу в
школьной музейной комнате, посещаем районный краеведческий музей.
Применяю уроки-экскурсии по улицам села, заочные или виртуальные
экскурсии по памятным и историческим местам Удмуртии.
Внеклассная работа по предмету обогащает духовный мир ребёнка.
Участие
в
различных
конкурсах,
олимпиадах,
викторинах,
интеллектуальных играх развивает навыки самостоятельной работы,
выражения собственной позиции.
По курсу обществознания в 8-9 классах разработан цикл уроков по
духовно-нравственному воспитанию по темам: «Из истории социальных
норм», «Мораль, нравственность», «Моральные требования и поведение
людей», «Правила вежливости», «Нормы права», «Сходства и различия
норм права и норм морали», «Семья под защитой государства. Правовое
регулирование семейных отношений», «Ребёнок в семье. Права и
обязанности родителей», «Права и обязанности детей в семейных
отношениях», «Правовые основы школьной жизни». На этих уроках я
максимально использую такие приёмы, как: художественное слово
(пословицы и поговорки о добре, зле, терпимости, милосердии, о семейных
ценностях); отрывки из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький
принц», Марка Разумного «Чтобы сердце не болело» и др.; использую
психологические тренинги: «Шкала мнений», «Я хороший, потому что…»,
«Я поступаю плохо, когда…»; ролевые, деловые игры: «Добрые слова»,
«Правила
для
нас»;
«Вернисажи»
на
разную
тематику;
решение
ситуационных задач; анализ отрывков художественных произведений;
моральную оценку. Выработать самостоятельность мышления, открыть
свою душу помогают небольшие творческие работы – задания, ответ на
которые можно найти только в собственной голове, опираясь на
собственный нравственный опыт и взгляд. Это и небольшие сочинения на
разные темы, плакаты, иллюстрации к обсуждаемым темам или рассказам.
Развитие общества на современном этапе порождает много проблем,
которые необходимо обсуждать с учениками коррекционной школы и
оценивать происходящее. На уроках мы затрагиваем проблемы нищих и
бездомных детей, брошенных родителями, проблемы преступности и
многое другое. Такие беседы очень актуальны для наших детей, они живо
откликаются и активно участвуют в них. Многие из них на себе испытали
все тяготы жизни, пройдя через огонь и воду. И здесь очень важно, чтобы
обиженные жизнью дети почувствовали поддержку, теплоту и внимание.
Таким образом, реализация всех образовательных и воспитательных
задач курса истории и обществознания способствует формированию
мировоззрения, духовно-нравственной культуры детей с ОВЗ. Их взгляды
и убеждения, которые удалось сформировать за годы обучения в школе, в
частности, на уроках истории и обществознания, помогут обучающимся с
ограниченными возможностями
правильно оценивать свои и чужие
поступки, события, происходящие в России и мире; занять активную
жизненную позицию в сообществе людей.