Напоминание

Формирование жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ интеллектуальными нарушениями через духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания

Автор: Ильина Альбина Робертовна
Должность: директор
Учебное заведение: ГКОУ УР "Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, КАРАКУЛИНСКИЙ РАЙОН, с. КАРАКУЛИНО
Наименование материала: статья
Тема: Формирование жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ интеллектуальными нарушениями через духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ

(интеллектуальными нарушениями)

через духовно-нравственное воспитание на уроках

истории и обществознания

Коррекционная

школа ставит перед учителем-дефектологом три

основные задачи — дать обучающимся знания, умения и навыки по

общеобразовательным

предметам

и

по

труду,

воспитать

у

них

положительные

личностные

качества

честность,

правдивость,

доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду,

корригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их

к социальной адаптации, к жизни в социуме. Полноценная социальная

адаптация обучающихся с нарушением интеллекта

невозможна без

формирования системы их духовно-нравственного и правового сознания.

Этический

опыт,

который

сравнительно

легко

приобретается

нормативно

развивающимися

детьми,

тяжелее

усваивается

детьми,

которые имеют определенные отклонения в развитии, тем более, если это

дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей. В частности, им

малодоступны большинство моральных понятий; они их, чаще всего, не

дифференцируют. А ограниченность социальных контактов и отношений

значительно сужает возможность для приобретения детьми морального

опыта и подражания. Все это представляет серьезное препятствие для

усвоения содержания моральных понятий, принципов, критериев, а,

соответственно и для формирования морального мировоззрения. Именно

потому дети с особыми образовательными потребностями наиболее

нуждаются в специальной работе по формированию у них моральных

понятий, нравственных норм, духовного здоровья.

Перед нашим обществом стоит важная цель - формирование

духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего

свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на

защиту государственных интересов России. Это означает, что нам,

россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой

мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль

патриота.

Колоссальные

потенциальные

возможности

для

духовно-

нравственного влияния на школьников с ОВЗ имеет учебный материал по

истории. В нём содержится большое количество морально-этических

суждений. На уроках я напрямую вывожу

учеников на осмысление

отношений к человеку и обществу. Исторический материал курса создает

представление о наиболее важных сторонах жизни общества, труде народа,

борьбе за свободу и независимость; раскрываются традиции, трудовые и

героические дела народов нашей страны, содержатся яркие примеры

служения своему Отечеству. Уроки истории способствуют формированию

знаний о православной вере, о православном искусстве, о духовных

учителях.

Новые педагогические технологии и формы урока

позволяют

учителю пробудить

живой интерес

к изучаемому, а сами уроки

превращаются в часы воодушевления.

Интересно, поучительно и

увлекательно

проходят уроки-путешествия, «Круглые столы», уроки-

практикумы и др.

Работая по данному направлению, учитываю и особенность того, что

школьники с интеллектуальными нарушениями испытывают большие

трудности в усвоении исторических знаний, так как, исторические факты

не опираются на наблюдения и непосредственный опыт детей, картины

прошлого приходится воссоздавать в их воображении. У таких детей круг

общественно - исторических представлений беден, а во многих случаях

отсутствует совсем. Лишённые возможности широкого речевого общения

и получения информации, способствующие развитию представлений о

Родине, ее прошлом и настоящем, эти дети не воспринимают многих

явлений

и

событий

общественной

жизни.

Социальный

опыт

их

ограничивается, по существу, рамками личных потребностей. Дети с

нарушением интеллекта нуждаются в осмыслении окружающего мира и

происходящих в нем событий, явлений. Дети, лишенные родительского

попечения, внимания, семейной теплоты и в большинстве своём имеющие

отрицательный опыт общения и асоциальное поведение, именно в школе –

интернате приобретают морально-нравственные качества личности.

Только в условиях специального обучения с применением особых

приемов, у учащихся начинают создаваться правильные первоначальные

общественно-исторические представления, о прошлом, и настоящем нашей

Родины, нашего общества.

Жизненный опыт школьника, который

воспитывается в условиях социального учреждения, беден, представления

о мире фрагментарны, не систематизированы, поэтому очень важно

приводить их в систему, расширять, уточнять представления детей.

При объяснении элементов прошлых событий применяю прием

оживления имеющихся исторических образов и событий через применение

иллюстраций, ИКТ.

В 7 классе знакомлю обучающихся с историческим событием

Крещения Руси при князе Владимире. С изучения данной темы начинается

знакомство

обучающихся

с

православной

верой,

дается

общее

представление

об

учении

христианства,

формируется

уважительное

отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам

жизни. На примерах заповедей Иисуса Христа прививаю в детях

общечеловеческие, высшие моральные

ценности.

Через работу с

родителями (законными представителями) способствую тому, чтобы дети

во внеурочное время посещали храм святого великомученика и целителя

Пантелеймона в

с. Каракулино.

При изучении темы «Культура и

искусство Киевской Руси» подчёркиваю, что принятие христианства

привело к развитию русской культуры и искусства; раскрываю значение

деятельности монахов-летописцев для истории России. Увлекателен

рассказ о Сергии Радонежском – святом, просиявшем как солнце на

русской земле. На его примере учащиеся видят, как жили на Руси

необыкновенные люди – духовные наставники народа. При изучении

данной темы я использую отрывки из поэмы о Сергии Радонежском.

Школьники с великим интересом и воодушевлением слушают историю

мальчика Варфоломея.

В целях воспитания патриотизма, нравственных качеств на уроках

использую устное народное творчество, художественные произведения

А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К. Симонова, А. Твардовского, О.

Бергольц и др.

На примерах великих князей, полководцев, учёных и других

исторических деятелей

у обучающихся

формируются духовно-

нравственные качества личности: справедливость,

милосердие, честь,

достоинство, ответственность, чувство долга, честность, забота о

старших и младших, толерантность;

представления о вере, духовной

культуре. Воспитывается чувство гордости за русский народ.

На

протяжении всего курса истории я раскрываю роль Русской православной

церкви в духовном возрождении, единении земли русской. Проявлением

высоких нравственных качеств могут служить такие примеры в истории,

как героическое сопротивление русских людей против монголо-татарского

нашествия; героизм и мужество всего народа в Отечественной войне 1812

года; подвиг жен декабристов, последовавших в Сибирь за своими

мужьями; мужество и взаимопомощь советских людей, проявленные в

тылу врага и в фашистских концлагерях и т. п. При изучении темы

«Героизм тружеников тыла» также даю материал об Удмуртии в годы

Великой

Отечественной

войны.

Зачитываю

текст

благодарственной

телеграммы И.В. Сталина к сотрудникам и воспитанникам Каракулинского

детского дома за вклад в дело Победы. На таких примерах формируется

чувство сопричастности к истории Родины через судьбы земляков, родных

и близких, непосредственных участников этих событий.

В каждом классе в программу по истории включен краеведческий

материал.

Через

изучение

истории

родной

школы,

села,

района,

Республики побуждаю в детях чувства патриотизма, гордости, уважения к

родному краю, людям труда. В основном данные уроки провожу в

школьной музейной комнате, посещаем районный краеведческий музей.

Применяю уроки-экскурсии по улицам села, заочные или виртуальные

экскурсии по памятным и историческим местам Удмуртии.

Внеклассная работа по предмету обогащает духовный мир ребёнка.

Участие

в

различных

конкурсах,

олимпиадах,

викторинах,

интеллектуальных играх развивает навыки самостоятельной работы,

выражения собственной позиции.

По курсу обществознания в 8-9 классах разработан цикл уроков по

духовно-нравственному воспитанию по темам: «Из истории социальных

норм», «Мораль, нравственность», «Моральные требования и поведение

людей», «Правила вежливости», «Нормы права», «Сходства и различия

норм права и норм морали», «Семья под защитой государства. Правовое

регулирование семейных отношений», «Ребёнок в семье. Права и

обязанности родителей», «Права и обязанности детей в семейных

отношениях», «Правовые основы школьной жизни». На этих уроках я

максимально использую такие приёмы, как: художественное слово

(пословицы и поговорки о добре, зле, терпимости, милосердии, о семейных

ценностях); отрывки из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький

принц», Марка Разумного «Чтобы сердце не болело» и др.; использую

психологические тренинги: «Шкала мнений», «Я хороший, потому что…»,

«Я поступаю плохо, когда…»; ролевые, деловые игры: «Добрые слова»,

«Правила

для

нас»;

«Вернисажи»

на

разную

тематику;

решение

ситуационных задач; анализ отрывков художественных произведений;

моральную оценку. Выработать самостоятельность мышления, открыть

свою душу помогают небольшие творческие работы – задания, ответ на

которые можно найти только в собственной голове, опираясь на

собственный нравственный опыт и взгляд. Это и небольшие сочинения на

разные темы, плакаты, иллюстрации к обсуждаемым темам или рассказам.

Развитие общества на современном этапе порождает много проблем,

которые необходимо обсуждать с учениками коррекционной школы и

оценивать происходящее. На уроках мы затрагиваем проблемы нищих и

бездомных детей, брошенных родителями, проблемы преступности и

многое другое. Такие беседы очень актуальны для наших детей, они живо

откликаются и активно участвуют в них. Многие из них на себе испытали

все тяготы жизни, пройдя через огонь и воду. И здесь очень важно, чтобы

обиженные жизнью дети почувствовали поддержку, теплоту и внимание.

Таким образом, реализация всех образовательных и воспитательных

задач курса истории и обществознания способствует формированию

мировоззрения, духовно-нравственной культуры детей с ОВЗ. Их взгляды

и убеждения, которые удалось сформировать за годы обучения в школе, в

частности, на уроках истории и обществознания, помогут обучающимся с

ограниченными возможностями

правильно оценивать свои и чужие

поступки, события, происходящие в России и мире; занять активную

жизненную позицию в сообществе людей.