Напоминание

"Межличностные отношения и конфликты"

Автор: Шишина Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Поволжский государственный колледж"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Межличностные отношения и конфликты"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования и науки Самарской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

по ООД.10 «Обществознание»

на тему: «Межличностные отношения и конфликты»

для обучающихся по специальности

40.02.02 «Правоохранительная деятельность»

Самара, 2022 г.

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

2

Разработчик: Шишина Т.И., преподаватель обществознания ГБПОУ «ПГК»

В методической разработке открытого урока раскрыта методика внедрения и реа-

лизации прикладного модуля с профессионально-ориентированными заданиями для спе-

циальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» на занятиях по общеобразова-

тельной дисциплине «Обществознание».

Актуальность методической разработки заключается в новой методике, основыва-

ющейся на четырех инновационных технологиях: интенсификации учебного процесса,

интеграции содержания общеообразовательных дисциплин с профессиональными моду-

лями, профессионализации содержания общеобразовательных дисциплин, цифровизации

процесса обучения.

Созданию методической разработки предшествовало прохождение курса повыше-

ния квалификации по программе «Методика преподавания общеобразовательной дисци-

плины «Обществознание» с учетом профессиональной направленности основных образо-

вательных программ среднего профессионального образования»

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

3

Пояснительная записка

Методическая разработка урока «Межличностные отношения и кон-

фликты» подготовлена при проведении мастер-класса для преподавателей

обществознания в учреждениях СПО. Данный урок включает в себя профес-

сионально-ориентированную составляющую и основывается на принципах

деятельностного подхода в обучении, способствующего развитию личности

обучающихся через формирование общих компетенций, которые выступают

сегодня инвариантной основой образовательного и воспитательного процес-

сов и способствуют созданию благоприятных условий для внедрения новых

ФГОС СОО и ФГОС СПО.

Проведение урока организуется с применением различных форм и ме-

тодов:

Интенсификация учебного процесса реализуется в форме интерактив-

ногоурока-лекция с применением проблемных ситуаций и мультимедиа обо-

рудования. На уроке интерактивной лекции применяются активные методы

обучения:

разбор

проблемных

ситуаций,

обосновывающих

проблематику

лекции; обсуждение; проблемные ситуации с демонстрацией графиков, таб-

лиц. Данные методы дают возможность обучающимся принимать активное

участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одногрупп-

никами, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему.

Интеграциясодержания

общеобразовательной

дисциплины

«Обще-

ствознание» определяется в межпредметной связи с общеобразовательной

дисциплиной

«Психология»,

с

общепрофессиональными

дисциплинами

ОП.04 «Гражданское право и гражданский процесс», ОП.06 «Криминология

и предупреждение преступлений», ОП.07 «Уголовное право», ПМ 01 «Опе-

ративно-розыскная деятельность, а также слиянии образовательных резуль-

татов ФГОС СПО и ФГОС СОО. Данная интеграцияпозволяет повысить ак-

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

4

тивизацию обучающихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемо-

му материалу, будущей профессиональной деятельности.

Профессионализация занятиязавязана на решении проблемных ситуа-

ций, связанных с будущей профессиональной деятельностью, определением

эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций в соответствии с

законодательством РФ. Таким образом, решение профессиональных задач

помогает обучающимся лучше усвоить базовые знания по дисциплине, фор-

мирует мотивацию к обучению, следовательно, значительно повышает ре-

зультаты обучения по дисциплине «Обществознание».

Цифровизация образовательного процесса реализуется в использова-

нии преподавателем ИКТ-технологий, подготовке мультимедийной презен-

тации по теме урока, что позволяет повысить наглядность обуче-

ния,систематизирует усвоенные знания.

Открытый урок по теме «Межличностные отношения и конфликты»

был проведен в группе студентов 1 курса, проходящих обучение специально-

сти «Правоохранительная деятельность». Урок направлен на реализацию об-

щего уровня – базовой подготовки студентов 1 курса колледжа, на формиро-

вание общих и профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятель-

ства. Приниматьрешения и совершать юридические действия в точном

соответствии сзаконом.

ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуаль-

ного права.

ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность лично-

сти, общества игосударства, охранять общественный порядок.

ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной

сферы.

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

5

ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстре-

мальных ситуациях,предупреждать и разрешать конфликты в процессе

профессиональной деятельности.

ОК 06. Осуществлять поиск и использование информации, необходи-

мой для эффективного выполнения профессиональных задач, профес-

сионального и личностного развития.

ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.

Организационная структура урока

Профессия/

специальность

СПО 40.02.02 Правоохранительная деятельность

Тема урока

Межличностные отношения и конфликты

Цели

Получить представление о понятиях "межличностные отноше-

ния"

и

"конфликт",

освоить

способы

управления

конфликта-

ми.Научиться работать в группе, получить навыки аналитического

мышления и самопрезентации.

Тип урока

Комбинированный

Задачи урока

предметные:

рассмотреть

сущность

понятия

«конфликт»,

«межлич-

ностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов,

рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации;

метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оце-

нивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства вы-

двигаемых положений;

личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением дру-

гого человека; проявлять терпение и доброжелательность

Планируемые ре-

зультаты

Предметные: студенты научатся сохранять достоинство в кон-

фликте, будут допускать существование различных точек зрения,

принимать другое мнение и позицию, приходить к общему реше-

нию, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации,

выделять главное.

Метапредметные: познавательные: самостоятельно выделяют и

формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, форму-

лируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем;

обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оцени-

вают способную учебную деятельность, свои достижения; анали-

зируют

и

характеризуют

эмоциональное

состояние

и

чувства

окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном

успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выра-

жают положительное отношение к процессу познания, адекватно

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

6

понимают причины успешности/неуспешности учебной деятель-

ности.

Основное содержа-

ние темы, понятия и

термины

Конфликт,

конфликтная

ситуация,

инцидент,

сотрудничество,

компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный

материал.

Использованная ли-

тература

1.Обществознание,

10

класс,

Боголюбова

Л.Н.,

Лазебниковой

А.Ю., Телюкиной М.В., 2018.2.Фесенко О. П., Колесникова С. В.

Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфлик-

ты. Учебное пособие / под ред. Фельдштейн Д. И. М.: НОУ ВПО

Московский

психолого-социальный

университет,

Флинта

2018,

128 с.3.Анцупов А.Я. Конфликтология. Теория и практика: /А.Я.

Анцупов,

А.И.

Шипилов.-

5-е

изд.,

перераб.

и

доп.

М.;

СПб.;Нижний Новгород: Питер, 2018.- -503 с. 4.Колобов О.А.

Технологии предупреждения и разрешения конфликтов// Вестник

Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2017. №3. С.199-

2035.Конституция РФ.

Формы организации

учебной деятельно-

сти учащихся

Индивидуальная, групповая

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность препода-

вателя

Деятельность обучающихся

характеристика

основных видов

деятельности

формируемые

УУД

1. Организаци-

онный момент-

3 мин.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к

уроку.

Демонстрация слайда №

1

Приветствуют педа-

гога. Организуют

рабочее место.

Быстрое включе-

ние в деловой

ритм.

2. Актуализация

знаний и спосо-

бов действий -3

мин.

Проверим знания по теме

прошлых

уроков

«Меж-

личностные отношения и

конфликты»,

ответив

на

вопросы:

1. Что такое общение?

2. Что происходит в ре-

зультате общения?

3.Что такое межличност-

ные отношения?

4. Что такое конфликт?

Отвечают на по-

ставленные вопро-

сы.

Познавательные:

дают определения

понятиям; Регуля-

тивные: контроль

знаний по преды-

дущей теме уро-

ков.

3. Постановка

учебной задачи-

2 мин.

- Кто скажет, какая тема

сегодняшнего урока?

- Что нам сегодня пред-

стоит повторить?

Объявление темы, учеб-

ных результатов и хода

Формулируют тему

и цели урока.

Регулятивные:

формулируют те-

му урока, прини-

мают учебные за-

дачи, сформули-

рованные вместе с

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

7

Этапы урока

Деятельность препода-

вателя

Деятельность обучающихся

характеристика

основных видов

деятельности

формируемые

УУД

занятия (презентация)

-Данная тема урока поз-

воляет углубить право-

ведческие знания, знако-

мит с основами профес-

сиональной деятельности

юриста.

Демонстрация слайда №

2-3

Тема урока: «Межлич-

ностные отношения и

конфликты».

План урока

1. Понятие «межлич-

ностные отношения»

2. Понятие «конфликт».

1.

3.

Основные

стадии

(этапы) конфликта.

2.

4.

Структура

«конфлик-

та».

3.

5. Типы «конфликта»

4.

6. Функции «конфликта»

5.

7.

Способы

и

условия

успешногоразрешения

конфликта.

Проблемный

вопрос

урока:

Почему важно научиться

правильно

разрешать

межличностные

кон-

фликты?

учителем.

5. Повторение

знаний и спосо-

бов действий- 15

мин.

Используя прием «мозго-

вой

штурм»,

сформули-

руйте понятие «межлич-

ностные

отношения»

и

«конфликт».

1.

Понятие

«межлич-

ностные

отноше-

ния»слайд 4

Итак,

межличностные

отношения-это

отноше-

ния в малой группе, воз-

никающие между хорошо

знакомыми

людьми

в

процессе их постоянного

Называют синонимы

этого слова, форму-

лируют понятие.

Выдвигают

свои

версии.

Коммуникатив-

ные: высказывают

свое мнение, при-

слушиваются к

мнению других,

оформляют свои

мысли в устной

форме, слушают и

понимают речь

других, организо-

вывают учебное

взаимодействие в

группе,

Познавательные:

формируют такие

понятия как

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

8

Этапы урока

Деятельность препода-

вателя

Деятельность обучающихся

характеристика

основных видов

деятельности

формируемые

УУД

общения.

2. Понятие «конфликт»

слайд 5

Итак, конфликт - столк-

новение

противополож-

ных интересов, взглядов,

стремлений,

серьёзное

разногласие.

Давайте подумаем, поче-

му

возникают

конфлик-

ты?

Вы

верно

определили,

что

причинами

возник-

новения могут стать раз-

ные

интересы,

взгляды,

установки,

поведение

темперамент

человека,

его общая культура.

3. Основные стадии

(этапы) конфликта

слайд 6

Внимательно

рассмотри-

те схему на слайде. Как

можно

более

точно

назвать эти ступени?

Нам предстоит более по-

дробно

вспомнить

каж-

дый

этап,

который

про-

ходит конфликт в своем

развитии.

4. Структура «кон-

фликта» слайд 7

Структура

или

модель

конфликта выглядит

следующим образом:

Конфликтная ситуация

– Инцидент – Кон-

фликтное

взаимо-

действие

разре-

шение конфликта.

Изучают схему, от-

вечают на вопрос.

Отвечают на вопрос

Изучают

схему,

от-

вечают на вопрос.

«межличностные

отношения»,

«конфликт», кон-

фликтная ситуа-

ция,

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

9

Этапы урока

Деятельность препода-

вателя

Деятельность обучающихся

характеристика

основных видов

деятельности

формируемые

УУД

-

Какими

бывают

кон-

фликты?

5. Типы «конфликта»

слайд 8

Несмотря

на

все

свое

разнообразие, конфликты

бывают:

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ -

между

двумя

людьми

(самый

распространен-

ный;

проявляется

при

столкновении точек зре-

ния,

характеров,

убеж-

дений);

МЕЖДУ ГРУППОЙ И

ЛИЧНОСТЬЮ

- между

группой людей и одним

человеком

(групповые

нормы поведения, ценно-

сти расходятся с тако-

выми у отдельных членов

группы);

МЕЖГРУППОВОЙ

-

между разными группа-

ми

людей

(может

воз-

никнуть между группами

или частями группы);

ВНУТРИЛИЧНОСТ-

НЫЙ - т.е. "внутри" од-

ного

человека

(между

долгом и совестью).

6.

6.

Функции

«конфлик-

та» слайд 9

Функции конфликта бы-

вают

позитивные

и

негативные.

В любом явлении всегда

есть

положительные

и

Изучают

схему,

от-

вечают на вопрос.

Познавательные:

формируют такие

понятия,

как:инцидент, со-

трудничество,

компромисс, при-

способление, из-

бегание, подчине-

ние.Изучают ос-

новные стадии и

способы выхода из

конфликтной си-

туации. Осу-

ществляют поиск

нужной информа-

ции, выделять

главное.

Личностные:

осмысливают тра-

диции и ценности

современного об-

щества, оценива-

ют собственную

учебную деятель-

ность, свои до-

стижения, анали-

зируют и характе-

ризуют эмоцио-

нальное состояние

и чувства окру-

жающих, строят

свои взаимоотно-

шения с их учё-

том.

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

10

Этапы урока

Деятельность препода-

вателя

Деятельность обучающихся

характеристика

основных видов

деятельности

формируемые

УУД

отрицательные

стороны.

При эффективном управ-

лении

конфликтом

его

последствия

могут

иг-

рать

и

положительную

роль.

7.

7.

Способы

и

условия

успешного

разрешения

конфликта.

8.

Слайд 10- 11

Какой бы не была причи-

на

конфликта

самое

главное найти выход, ко-

торый устраивал бы всех.

Какие же бывают спосо-

бы выхода из конфликт-

ной ситуации?

6. Закрепление

знаний и спосо-

бов действий- 13

мин

1. Тестирование в Гугл

форме. – 3 мин.

Поясняет

задание,

наце-

ливает

на

самостоятель-

ную работу.

2.

Работа с кейсом –

10 мин.

Ребята, сейчас вам нужно

разделиться на 3 группы

для

практической

рабо-

ты. Вам необходимо ре-

шить

проблему,

зало-

женную

в

кейсе.

Вы

должны

предложить

не

менее

2

альтернативных

способов

решения

про-

блемы.

(Вручение

кейсов

на

пе-

чатной

основе

уча-

щимся и гостям уро-

ка).

Выполняют тест

«Межличностные

отношения»

Делятся

на

группы,

выполняют задание.

1 ситуация:В дан-

ной ситуации

наиболее эффектив-

ными методами раз-

решения спора бу-

дет построение диа-

лога, совместное

разрешение ситуа-

ции при помощи

компромисса. До-

статочно организо-

вать собрание и

принять решение,

что часть площади

во дворе отводится

под индивидуальные

Коммуникатив-

ные: высказывают

свое мнение, при-

слушиваются к

мнению других,

оформляют свои

мысли в устной

форме, слушают и

понимают речь

других.

Познавательные:

формируют такие

понятия как «кон-

фликт», кон-

фликтная ситуа-

ция, инцидент, со-

трудничество,

компромисс, при-

способление, из-

бегание, подчине-

ние.

Личностные:

осмысливают тра-

диции и ценности

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

11

Этапы урока

Деятельность препода-

вателя

Деятельность обучающихся

характеристика

основных видов

деятельности

формируемые

УУД

3.

Выступление

ко-

манд (по 2 челове-

ка)

Давайте вернемся к про-

блемному вопросу, кото-

рый

мы

поставили

в

начале урока.

Почему важно научиться

правильно

разрешать

межличностные

кон-

фликты?

парковки, а другая

часть остается сто-

ронникам произ-

вольной парковки).

2 ситуация: Необ-

ходимо зафиксиро-

вать на камеру или

диктофон факт

нарушения, а при

вызове участкового

заручиться под-

держкой соседей.

Полиция будет дей-

ствовать только в

случае постоянного,

непрекращающегося

лая. Необходимо

понимать, что все

собаки лают - это их

природа, - суще-

ствует множество

причин лая: 1. Ску-

ка, недостаточная

физическая актив-

ность животного. 2.

Возбуждение от но-

вого объекта, ра-

дость. 3. Голод, хо-

лод или жара. 4. Лай

на движущийся объ-

ект. Сосед обязан

натренировать пи-

томца, если своим

поведением он пуга-

ет других людей.

Если же животное

лает по причине

дурного обращения,

ситуацию урегули-

рует статья 245 УК

РФ «жестокое об-

ращение с живот-

ными».

3 ситуа-

ция:Необходимо

современного об-

щества, оценива-

ют собственную

учебную деятель-

ность, свои до-

стижения, анали-

зируют и характе-

ризуют эмоцио-

нальное состояние

и чувства окру-

жающих, строят

свои взаимоотно-

шения с их учё-

том.

Коммуникатив-

ные: высказывают

свое мнение, при-

слушиваются к

мнению других,

оформляют свои

мысли в устной

форме, слушают и

понимают речь

других.

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

12

Этапы урока

Деятельность препода-

вателя

Деятельность обучающихся

характеристика

основных видов

деятельности

формируемые

УУД

зафиксировать на

камеру или дикто-

фон факт наруше-

ния. Напомнить о

статье 6.24 КоАП

РФ «о запрете куре-

ния табака». В слу-

чае неповиновения

сосед обязан выпла-

тить администра-

тивный штраф от

500 до 1000 руб.

7. Рефлексия – 2

мин

Что нового узнали?

Пригодятся ли вам зна-

ния в вашей профессио-

нальной деятельности?

Отвечают на вопро-

сы

Регулятивные:

оценивают свою

работу на уроке

8. Подведение

итогов урока-2

мин

Выставление

отметок

за

тест и за работу команд.

Начинайте каждый

день с улыбки, и тогда

мир улыбнется вам в

ответ!!!

Желаем вам удачи!!!

Слушают педагога

Регулятивные:

оценивают свою

работу на уроке

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

13

Список рекомендуемой литературы:

1.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей тех-

нического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник.

— М., 2019.

2.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей тех-

нического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практи-

кум. — М., 2019.

3.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей тех-

нического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контроль-

ные задания. — М., 2019.

4.

Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Трениро-

вочные задания. — М., 2019.

5.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.—

М., 2019.

6.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.—

М., 2019

7.

Фесенко О. П., Колесникова С. В. Практикум по конфликтологии, или

Учимся разрешать конфликты. Учебное пособие / под ред. Фель-

дштейн Д. И. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный уни-

верситет, Флинта 2018, 128 с.

8.

Анцупов А.Я. Конфликтология. Теория и практика: /А.Я. Анцупов,

А.И. Шипилов.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.; СПб.; Нижний Новгород:

Питер, 2018.- -503 с.

9.

Колобов О.А. Технологии предупреждения и разрешения конфликтов//

Вестник

Нижегородского

ун-та

им.

Н.И.

Лобачевского.

2017.

№3.

С.199-203

10.

Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

14

11.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом

от 30.11.1994№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

12.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом

от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

13.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом

от 26.11.2001

14.

№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

15.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом

от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

15

Приложение 1

Инструмент проверки теста «Межличностные конфликты»

№ вопроса

Ответ

1

Конфликт

2

Разрешение конфликта

3

Приспособление, конфликтное поведение

4

Медиатором

5

Эскалация

6

Инцидент

7

Приспособление

8

Проявление конфликтного поведения.

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

16

Приложение 2

Ситуационные задачи

Ситуация 1.Соседи многоквартирного дома вступили в конфликт, вызван-

ный распределением парковочных мест на дворовой территории. Одни сосе-

ди настаивают на организации четкой разметки, в соответствии с которой

каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы

выступают за возможность свободной расстановки автомобилей.

Ситуация 2. Молодой человек купил долгожданную собаку. Собака часто

лает и бросается на всё, что движется. В ночное время скулит. Соседи неод-

нократно указывали владельцу на шумное поведение животного.

Ситуация 3. ГражданинСмирнов имеет пагубную привычку курить на ма-

ленькой лестничной площадке. Табачный дым легко проникает в соседние

квартиры. Соседи неоднократно просили его выходить курить на улицу, но

он их просьбы игнорирует.

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

17

Приложение 3

Инструмент оценки ситуационных задач

Ситуация 1.Соседи многоквартирного дома вступили в конфликт, вызван-

ный распределением парковочных мест на дворовой территории. Одни сосе-

ди настаивают на организации четкой разметки, в соответствии с которой

каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы

выступают за возможность свободной расстановки автомобилей.

Решение проблемы: (В данной ситуации наиболее эффективными методами

разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситу-

ации при помощи компромисса.Достаточно организовать собрание и при-

нять решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные

парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки).

Ситуация 2. Молодой человек купил долгожданную собаку. Собака часто

лает и бросается на всё, что движется. В ночное время скулит. Соседи неод-

нократно указывали владельцу на шумное поведение животного.

Решение проблемы:Необходимо зафиксировать на камеру или диктофон

факт нарушения, а при вызове участкового заручиться поддержкой соседей.

Полиция будет действовать только в случае постоянного, непрекращающе-

гося лая. Необходимо понимать, что все собаки лают - это их природа, -

существует множество причин лая: 1. Скука, недостаточная физическая

активность животного; 2. Возбуждение от нового объекта, радость;3. Го-

лод, холод или жара. 4. Лай на движущийся объект.

Сосед обязан натренировать питомца, если своим поведением он пугает

других людей. Если же животное лает по причине дурного обращения, ситу-

ацию урегулирует статья 245 УК РФ «жестокое обращение с животны-

ми».

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

18

Ситуация 3. ГражданинСмирнов имеет пагубную привычку курить на ма-

ленькой лестничной площадке. Табачный дым легко проникает в соседние

квартиры. Соседи неоднократно просили его выходить курить на улицу, но

он их просьбы игнорирует.

Решение: Необходимо зафиксировать на камеру или диктофон факт нару-

шения. Напомнить о статье 6.24 КоАП РФ «о запрете курения табака». В

случае неповиновения сосед обязан выплатить административный штраф

от 500 до 1000 рублей.

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

19

Приложение 4

Критерии оценки ответа студента

Оценка

Критерии оценки ответа студента

«Отлично»

1) Полно и аргументировано отвечает по содержа-

нию задания;

2)

обнаруживает

понимание

материала,

может

обосновать свои суждения, применить знания

на практике, привести необходимые примеры

не только по учебнику, но и самостоятельно со-

ставленные;

3) излагает материал последовательно и правильно;

4) опирается на знания конфликтологии;

5) найдено и озвучено не менее 2-х способов реше-

ния конфликта.

«Хорошо»

Студент дает ответ, удовлетворяющий тем же тре-

бованиям, что и для оценки «5», но допускает

1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

«Удовлетворительно»

Студент обнаруживает знание и понимание основ-

ных положений данного задания, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточно-

сти в определении понятий;

2)

не

умеет достаточно глубоко и

доказательно

обосновать

свои

суждения

и

привести

свои

примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допуска-

ет ошибки.

«Неудовлетворительно» Студент:

демонстрирует незнание ответа на соответ-

ствующее задание,

допускает ошибки в формулировке опреде-

лений, искажающие их смысл,

беспорядочно и неуверенно излагает матери-

ал.