Автор: Шишина Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Поволжский государственный колледж"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Межличностные отношения и конфликты"
Министерство образования и науки Самарской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
по ООД.10 «Обществознание»
на тему: «Межличностные отношения и конфликты»
для обучающихся по специальности
40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Самара, 2022 г.
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
2
Разработчик: Шишина Т.И., преподаватель обществознания ГБПОУ «ПГК»
В методической разработке открытого урока раскрыта методика внедрения и реа-
лизации прикладного модуля с профессионально-ориентированными заданиями для спе-
циальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» на занятиях по общеобразова-
тельной дисциплине «Обществознание».
Актуальность методической разработки заключается в новой методике, основыва-
ющейся на четырех инновационных технологиях: интенсификации учебного процесса,
интеграции содержания общеообразовательных дисциплин с профессиональными моду-
лями, профессионализации содержания общеобразовательных дисциплин, цифровизации
процесса обучения.
Созданию методической разработки предшествовало прохождение курса повыше-
ния квалификации по программе «Методика преподавания общеобразовательной дисци-
плины «Обществознание» с учетом профессиональной направленности основных образо-
вательных программ среднего профессионального образования»
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
3
Пояснительная записка
Методическая разработка урока «Межличностные отношения и кон-
фликты» подготовлена при проведении мастер-класса для преподавателей
обществознания в учреждениях СПО. Данный урок включает в себя профес-
сионально-ориентированную составляющую и основывается на принципах
деятельностного подхода в обучении, способствующего развитию личности
обучающихся через формирование общих компетенций, которые выступают
сегодня инвариантной основой образовательного и воспитательного процес-
сов и способствуют созданию благоприятных условий для внедрения новых
ФГОС СОО и ФГОС СПО.
Проведение урока организуется с применением различных форм и ме-
тодов:
Интенсификация учебного процесса реализуется в форме интерактив-
ногоурока-лекция с применением проблемных ситуаций и мультимедиа обо-
рудования. На уроке интерактивной лекции применяются активные методы
обучения:
разбор
проблемных
ситуаций,
обосновывающих
проблематику
лекции; обсуждение; проблемные ситуации с демонстрацией графиков, таб-
лиц. Данные методы дают возможность обучающимся принимать активное
участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими одногрупп-
никами, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему.
Интеграциясодержания
общеобразовательной
дисциплины
«Обще-
ствознание» определяется в межпредметной связи с общеобразовательной
дисциплиной
«Психология»,
с
общепрофессиональными
дисциплинами
ОП.04 «Гражданское право и гражданский процесс», ОП.06 «Криминология
и предупреждение преступлений», ОП.07 «Уголовное право», ПМ 01 «Опе-
ративно-розыскная деятельность, а также слиянии образовательных резуль-
татов ФГОС СПО и ФГОС СОО. Данная интеграцияпозволяет повысить ак-
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
4
тивизацию обучающихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемо-
му материалу, будущей профессиональной деятельности.
Профессионализация занятиязавязана на решении проблемных ситуа-
ций, связанных с будущей профессиональной деятельностью, определением
эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций в соответствии с
законодательством РФ. Таким образом, решение профессиональных задач
помогает обучающимся лучше усвоить базовые знания по дисциплине, фор-
мирует мотивацию к обучению, следовательно, значительно повышает ре-
зультаты обучения по дисциплине «Обществознание».
Цифровизация образовательного процесса реализуется в использова-
нии преподавателем ИКТ-технологий, подготовке мультимедийной презен-
тации по теме урока, что позволяет повысить наглядность обуче-
ния,систематизирует усвоенные знания.
Открытый урок по теме «Межличностные отношения и конфликты»
был проведен в группе студентов 1 курса, проходящих обучение специально-
сти «Правоохранительная деятельность». Урок направлен на реализацию об-
щего уровня – базовой подготовки студентов 1 курса колледжа, на формиро-
вание общих и профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятель-
ства. Приниматьрешения и совершать юридические действия в точном
соответствии сзаконом.
ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуаль-
ного права.
ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность лично-
сти, общества игосударства, охранять общественный порядок.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной
сферы.
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
5
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстре-
мальных ситуациях,предупреждать и разрешать конфликты в процессе
профессиональной деятельности.
ОК 06. Осуществлять поиск и использование информации, необходи-
мой для эффективного выполнения профессиональных задач, профес-
сионального и личностного развития.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
Организационная структура урока
Профессия/
специальность
СПО 40.02.02 Правоохранительная деятельность
Тема урока
Межличностные отношения и конфликты
Цели
Получить представление о понятиях "межличностные отноше-
ния"
и
"конфликт",
освоить
способы
управления
конфликта-
ми.Научиться работать в группе, получить навыки аналитического
мышления и самопрезентации.
Тип урока
Комбинированный
Задачи урока
предметные:
рассмотреть
сущность
понятия
«конфликт»,
«межлич-
ностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов,
рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации;
метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оце-
нивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства вы-
двигаемых положений;
личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением дру-
гого человека; проявлять терпение и доброжелательность
Планируемые ре-
зультаты
Предметные: студенты научатся сохранять достоинство в кон-
фликте, будут допускать существование различных точек зрения,
принимать другое мнение и позицию, приходить к общему реше-
нию, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации,
выделять главное.
Метапредметные: познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, форму-
лируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем;
обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оцени-
вают способную учебную деятельность, свои достижения; анали-
зируют
и
характеризуют
эмоциональное
состояние
и
чувства
окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном
успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выра-
жают положительное отношение к процессу познания, адекватно
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
6
понимают причины успешности/неуспешности учебной деятель-
ности.
Основное содержа-
ние темы, понятия и
термины
Конфликт,
конфликтная
ситуация,
инцидент,
сотрудничество,
компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
Образовательные
ресурсы
Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный
материал.
Использованная ли-
тература
1.Обществознание,
10
класс,
Боголюбова
Л.Н.,
Лазебниковой
А.Ю., Телюкиной М.В., 2018.2.Фесенко О. П., Колесникова С. В.
Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфлик-
ты. Учебное пособие / под ред. Фельдштейн Д. И. М.: НОУ ВПО
Московский
психолого-социальный
университет,
Флинта
2018,
128 с.3.Анцупов А.Я. Конфликтология. Теория и практика: /А.Я.
Анцупов,
А.И.
Шипилов.-
5-е
изд.,
перераб.
и
доп.
–
М.;
СПб.;Нижний Новгород: Питер, 2018.- -503 с. 4.Колобов О.А.
Технологии предупреждения и разрешения конфликтов// Вестник
Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2017. №3. С.199-
2035.Конституция РФ.
Формы организации
учебной деятельно-
сти учащихся
Индивидуальная, групповая
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность препода-
вателя
Деятельность обучающихся
характеристика
основных видов
деятельности
формируемые
УУД
1. Организаци-
онный момент-
3 мин.
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к
уроку.
Демонстрация слайда №
1
Приветствуют педа-
гога. Организуют
рабочее место.
Быстрое включе-
ние в деловой
ритм.
2. Актуализация
знаний и спосо-
бов действий -3
мин.
Проверим знания по теме
прошлых
уроков
«Меж-
личностные отношения и
конфликты»,
ответив
на
вопросы:
1. Что такое общение?
2. Что происходит в ре-
зультате общения?
3.Что такое межличност-
ные отношения?
4. Что такое конфликт?
Отвечают на по-
ставленные вопро-
сы.
Познавательные:
дают определения
понятиям; Регуля-
тивные: контроль
знаний по преды-
дущей теме уро-
ков.
3. Постановка
учебной задачи-
2 мин.
- Кто скажет, какая тема
сегодняшнего урока?
- Что нам сегодня пред-
стоит повторить?
Объявление темы, учеб-
ных результатов и хода
Формулируют тему
и цели урока.
Регулятивные:
формулируют те-
му урока, прини-
мают учебные за-
дачи, сформули-
рованные вместе с
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
7
Этапы урока
Деятельность препода-
вателя
Деятельность обучающихся
характеристика
основных видов
деятельности
формируемые
УУД
занятия (презентация)
-Данная тема урока поз-
воляет углубить право-
ведческие знания, знако-
мит с основами профес-
сиональной деятельности
юриста.
Демонстрация слайда №
2-3
Тема урока: «Межлич-
ностные отношения и
конфликты».
План урока
1. Понятие «межлич-
ностные отношения»
2. Понятие «конфликт».
1.
3.
Основные
стадии
(этапы) конфликта.
2.
4.
Структура
«конфлик-
та».
3.
5. Типы «конфликта»
4.
6. Функции «конфликта»
5.
7.
Способы
и
условия
успешногоразрешения
конфликта.
Проблемный
вопрос
урока:
Почему важно научиться
правильно
разрешать
межличностные
кон-
фликты?
учителем.
5. Повторение
знаний и спосо-
бов действий- 15
мин.
Используя прием «мозго-
вой
штурм»,
сформули-
руйте понятие «межлич-
ностные
отношения»
и
«конфликт».
1.
Понятие
«межлич-
ностные
отноше-
ния»слайд 4
Итак,
межличностные
отношения-это
отноше-
ния в малой группе, воз-
никающие между хорошо
знакомыми
людьми
в
процессе их постоянного
Называют синонимы
этого слова, форму-
лируют понятие.
Выдвигают
свои
версии.
Коммуникатив-
ные: высказывают
свое мнение, при-
слушиваются к
мнению других,
оформляют свои
мысли в устной
форме, слушают и
понимают речь
других, организо-
вывают учебное
взаимодействие в
группе,
Познавательные:
формируют такие
понятия как
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
8
Этапы урока
Деятельность препода-
вателя
Деятельность обучающихся
характеристика
основных видов
деятельности
формируемые
УУД
общения.
2. Понятие «конфликт»
слайд 5
Итак, конфликт - столк-
новение
противополож-
ных интересов, взглядов,
стремлений,
серьёзное
разногласие.
Давайте подумаем, поче-
му
возникают
конфлик-
ты?
Вы
верно
определили,
что
причинами
возник-
новения могут стать раз-
ные
интересы,
взгляды,
установки,
поведение
темперамент
человека,
его общая культура.
3. Основные стадии
(этапы) конфликта
слайд 6
Внимательно
рассмотри-
те схему на слайде. Как
можно
более
точно
назвать эти ступени?
Нам предстоит более по-
дробно
вспомнить
каж-
дый
этап,
который
про-
ходит конфликт в своем
развитии.
4. Структура «кон-
фликта» слайд 7
Структура
или
модель
конфликта выглядит
следующим образом:
Конфликтная ситуация
– Инцидент – Кон-
фликтное
взаимо-
действие
–
разре-
шение конфликта.
Изучают схему, от-
вечают на вопрос.
Отвечают на вопрос
Изучают
схему,
от-
вечают на вопрос.
«межличностные
отношения»,
«конфликт», кон-
фликтная ситуа-
ция,
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
9
Этапы урока
Деятельность препода-
вателя
Деятельность обучающихся
характеристика
основных видов
деятельности
формируемые
УУД
-
Какими
бывают
кон-
фликты?
5. Типы «конфликта»
слайд 8
Несмотря
на
все
свое
разнообразие, конфликты
бывают:
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ -
между
двумя
людьми
(самый
распространен-
ный;
проявляется
при
столкновении точек зре-
ния,
характеров,
убеж-
дений);
МЕЖДУ ГРУППОЙ И
ЛИЧНОСТЬЮ
- между
группой людей и одним
человеком
(групповые
нормы поведения, ценно-
сти расходятся с тако-
выми у отдельных членов
группы);
МЕЖГРУППОВОЙ
-
между разными группа-
ми
людей
(может
воз-
никнуть между группами
или частями группы);
ВНУТРИЛИЧНОСТ-
НЫЙ - т.е. "внутри" од-
ного
человека
(между
долгом и совестью).
6.
6.
Функции
«конфлик-
та» слайд 9
Функции конфликта бы-
вают
позитивные
и
негативные.
В любом явлении всегда
есть
положительные
и
Изучают
схему,
от-
вечают на вопрос.
Познавательные:
формируют такие
понятия,
как:инцидент, со-
трудничество,
компромисс, при-
способление, из-
бегание, подчине-
ние.Изучают ос-
новные стадии и
способы выхода из
конфликтной си-
туации. Осу-
ществляют поиск
нужной информа-
ции, выделять
главное.
Личностные:
осмысливают тра-
диции и ценности
современного об-
щества, оценива-
ют собственную
учебную деятель-
ность, свои до-
стижения, анали-
зируют и характе-
ризуют эмоцио-
нальное состояние
и чувства окру-
жающих, строят
свои взаимоотно-
шения с их учё-
том.
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
10
Этапы урока
Деятельность препода-
вателя
Деятельность обучающихся
характеристика
основных видов
деятельности
формируемые
УУД
отрицательные
стороны.
При эффективном управ-
лении
конфликтом
его
последствия
могут
иг-
рать
и
положительную
роль.
7.
7.
Способы
и
условия
успешного
разрешения
конфликта.
8.
Слайд 10- 11
Какой бы не была причи-
на
конфликта
самое
главное найти выход, ко-
торый устраивал бы всех.
Какие же бывают спосо-
бы выхода из конфликт-
ной ситуации?
6. Закрепление
знаний и спосо-
бов действий- 13
мин
1. Тестирование в Гугл
форме. – 3 мин.
Поясняет
задание,
наце-
ливает
на
самостоятель-
ную работу.
2.
Работа с кейсом –
10 мин.
Ребята, сейчас вам нужно
разделиться на 3 группы
для
практической
рабо-
ты. Вам необходимо ре-
шить
проблему,
зало-
женную
в
кейсе.
Вы
должны
предложить
не
менее
2
альтернативных
способов
решения
про-
блемы.
(Вручение
кейсов
на
пе-
чатной
основе
уча-
щимся и гостям уро-
ка).
Выполняют тест
«Межличностные
отношения»
Делятся
на
группы,
выполняют задание.
1 ситуация:В дан-
ной ситуации
наиболее эффектив-
ными методами раз-
решения спора бу-
дет построение диа-
лога, совместное
разрешение ситуа-
ции при помощи
компромисса. До-
статочно организо-
вать собрание и
принять решение,
что часть площади
во дворе отводится
под индивидуальные
Коммуникатив-
ные: высказывают
свое мнение, при-
слушиваются к
мнению других,
оформляют свои
мысли в устной
форме, слушают и
понимают речь
других.
Познавательные:
формируют такие
понятия как «кон-
фликт», кон-
фликтная ситуа-
ция, инцидент, со-
трудничество,
компромисс, при-
способление, из-
бегание, подчине-
ние.
Личностные:
осмысливают тра-
диции и ценности
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
11
Этапы урока
Деятельность препода-
вателя
Деятельность обучающихся
характеристика
основных видов
деятельности
формируемые
УУД
3.
Выступление
ко-
манд (по 2 челове-
ка)
Давайте вернемся к про-
блемному вопросу, кото-
рый
мы
поставили
в
начале урока.
Почему важно научиться
правильно
разрешать
межличностные
кон-
фликты?
парковки, а другая
часть остается сто-
ронникам произ-
вольной парковки).
2 ситуация: Необ-
ходимо зафиксиро-
вать на камеру или
диктофон факт
нарушения, а при
вызове участкового
заручиться под-
держкой соседей.
Полиция будет дей-
ствовать только в
случае постоянного,
непрекращающегося
лая. Необходимо
понимать, что все
собаки лают - это их
природа, - суще-
ствует множество
причин лая: 1. Ску-
ка, недостаточная
физическая актив-
ность животного. 2.
Возбуждение от но-
вого объекта, ра-
дость. 3. Голод, хо-
лод или жара. 4. Лай
на движущийся объ-
ект. Сосед обязан
натренировать пи-
томца, если своим
поведением он пуга-
ет других людей.
Если же животное
лает по причине
дурного обращения,
ситуацию урегули-
рует статья 245 УК
РФ «жестокое об-
ращение с живот-
ными».
3 ситуа-
ция:Необходимо
современного об-
щества, оценива-
ют собственную
учебную деятель-
ность, свои до-
стижения, анали-
зируют и характе-
ризуют эмоцио-
нальное состояние
и чувства окру-
жающих, строят
свои взаимоотно-
шения с их учё-
том.
Коммуникатив-
ные: высказывают
свое мнение, при-
слушиваются к
мнению других,
оформляют свои
мысли в устной
форме, слушают и
понимают речь
других.
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
12
Этапы урока
Деятельность препода-
вателя
Деятельность обучающихся
характеристика
основных видов
деятельности
формируемые
УУД
зафиксировать на
камеру или дикто-
фон факт наруше-
ния. Напомнить о
статье 6.24 КоАП
РФ «о запрете куре-
ния табака». В слу-
чае неповиновения
сосед обязан выпла-
тить администра-
тивный штраф от
500 до 1000 руб.
7. Рефлексия – 2
мин
Что нового узнали?
Пригодятся ли вам зна-
ния в вашей профессио-
нальной деятельности?
Отвечают на вопро-
сы
Регулятивные:
оценивают свою
работу на уроке
8. Подведение
итогов урока-2
мин
Выставление
отметок
за
тест и за работу команд.
Начинайте каждый
день с улыбки, и тогда
мир улыбнется вам в
ответ!!!
Желаем вам удачи!!!
Слушают педагога
Регулятивные:
оценивают свою
работу на уроке
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
13
Список рекомендуемой литературы:
1.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей тех-
нического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник.
— М., 2019.
2.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей тех-
нического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практи-
кум. — М., 2019.
3.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей тех-
нического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контроль-
ные задания. — М., 2019.
4.
Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Трениро-
вочные задания. — М., 2019.
5.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.—
М., 2019.
6.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.—
М., 2019
7.
Фесенко О. П., Колесникова С. В. Практикум по конфликтологии, или
Учимся разрешать конфликты. Учебное пособие / под ред. Фель-
дштейн Д. И. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный уни-
верситет, Флинта 2018, 128 с.
8.
Анцупов А.Я. Конфликтология. Теория и практика: /А.Я. Анцупов,
А.И. Шипилов.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.; СПб.; Нижний Новгород:
Питер, 2018.- -503 с.
9.
Колобов О.А. Технологии предупреждения и разрешения конфликтов//
Вестник
Нижегородского
ун-та
им.
Н.И.
Лобачевского.
2017.
№3.
С.199-203
10.
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
14
11.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом
от 30.11.1994№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
12.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом
от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
13.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом
от 26.11.2001
14.
№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
15.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом
от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
15
Приложение 1
Инструмент проверки теста «Межличностные конфликты»
№ вопроса
Ответ
1
Конфликт
2
Разрешение конфликта
3
Приспособление, конфликтное поведение
4
Медиатором
5
Эскалация
6
Инцидент
7
Приспособление
8
Проявление конфликтного поведения.
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
16
Приложение 2
Ситуационные задачи
Ситуация 1.Соседи многоквартирного дома вступили в конфликт, вызван-
ный распределением парковочных мест на дворовой территории. Одни сосе-
ди настаивают на организации четкой разметки, в соответствии с которой
каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы
выступают за возможность свободной расстановки автомобилей.
Ситуация 2. Молодой человек купил долгожданную собаку. Собака часто
лает и бросается на всё, что движется. В ночное время скулит. Соседи неод-
нократно указывали владельцу на шумное поведение животного.
Ситуация 3. ГражданинСмирнов имеет пагубную привычку курить на ма-
ленькой лестничной площадке. Табачный дым легко проникает в соседние
квартиры. Соседи неоднократно просили его выходить курить на улицу, но
он их просьбы игнорирует.
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
17
Приложение 3
Инструмент оценки ситуационных задач
Ситуация 1.Соседи многоквартирного дома вступили в конфликт, вызван-
ный распределением парковочных мест на дворовой территории. Одни сосе-
ди настаивают на организации четкой разметки, в соответствии с которой
каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы
выступают за возможность свободной расстановки автомобилей.
Решение проблемы: (В данной ситуации наиболее эффективными методами
разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситу-
ации при помощи компромисса.Достаточно организовать собрание и при-
нять решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные
парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки).
Ситуация 2. Молодой человек купил долгожданную собаку. Собака часто
лает и бросается на всё, что движется. В ночное время скулит. Соседи неод-
нократно указывали владельцу на шумное поведение животного.
Решение проблемы:Необходимо зафиксировать на камеру или диктофон
факт нарушения, а при вызове участкового заручиться поддержкой соседей.
Полиция будет действовать только в случае постоянного, непрекращающе-
гося лая. Необходимо понимать, что все собаки лают - это их природа, -
существует множество причин лая: 1. Скука, недостаточная физическая
активность животного; 2. Возбуждение от нового объекта, радость;3. Го-
лод, холод или жара. 4. Лай на движущийся объект.
Сосед обязан натренировать питомца, если своим поведением он пугает
других людей. Если же животное лает по причине дурного обращения, ситу-
ацию урегулирует статья 245 УК РФ «жестокое обращение с животны-
ми».
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
18
Ситуация 3. ГражданинСмирнов имеет пагубную привычку курить на ма-
ленькой лестничной площадке. Табачный дым легко проникает в соседние
квартиры. Соседи неоднократно просили его выходить курить на улицу, но
он их просьбы игнорирует.
Решение: Необходимо зафиксировать на камеру или диктофон факт нару-
шения. Напомнить о статье 6.24 КоАП РФ «о запрете курения табака». В
случае неповиновения сосед обязан выплатить административный штраф
от 500 до 1000 рублей.
ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
19
Приложение 4
Критерии оценки ответа студента
Оценка
Критерии оценки ответа студента
«Отлично»
1) Полно и аргументировано отвечает по содержа-
нию задания;
2)
обнаруживает
понимание
материала,
может
обосновать свои суждения, применить знания
на практике, привести необходимые примеры
не только по учебнику, но и самостоятельно со-
ставленные;
3) излагает материал последовательно и правильно;
4) опирается на знания конфликтологии;
5) найдено и озвучено не менее 2-х способов реше-
ния конфликта.
«Хорошо»
Студент дает ответ, удовлетворяющий тем же тре-
бованиям, что и для оценки «5», но допускает
1-2 ошибки, которые сам же исправляет.
«Удовлетворительно»
Студент обнаруживает знание и понимание основ-
ных положений данного задания, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточно-
сти в определении понятий;
2)
не
умеет достаточно глубоко и
доказательно
обосновать
свои
суждения
и
привести
свои
примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допуска-
ет ошибки.
«Неудовлетворительно» Студент:
демонстрирует незнание ответа на соответ-
ствующее задание,
допускает ошибки в формулировке опреде-
лений, искажающие их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает матери-
ал.