Напоминание

"Передовые инновационные технологии в преподавании иностранного языка в системе СПО"

Автор: Пашина Анжелика Николаевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ МАДК им. А.А. Николаева
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Передовые инновационные технологии в преподавании иностранного языка в системе СПО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Пашина

А

.

Н

.

Передовые инновационные технологии

в преподавании иностранного языка в системе СПО
Новые условия обучения иностранным языкам обучающихся в системе СПО, обуславливают необходимость поиска новых эффективных путей обучения иностранным языкам. Перед преподавателями иностранного языка сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности. Поскольку телекоммуникация и информационные технологии продолжают играть все возрастающую роль в повседневной и рабочей жизни любого современного специалиста, отмечается насущная необходимость разработки новых концепций и ресурсов использования информационных технологий при обучении иностранным языкам. Одним из важных вопросов является использование компьютера в обучении иностранным языкам. Работа студентов с компьютером имеет ряд преимуществ, например, возможность реализации принципа индивидуальности, наличие моментальной обратной связи, большие возможности наглядного предъявления языкового материала, объективная оценка результатов действий студентов, запись протокола последующего анализа работы студентов, активность обучаемого, обусловленная интерактивной формой работы с учебным материалом. Студент работает на персональном компьютере самостоятельно, не отвлекаясь от содержания действий по решению задач, и имеет возможность развернутого контроля собственных действий. Кроме того, студенты оказываются в условиях большего эмоционального комфорта, поскольку нет отрицательного эмоционального воздействия со стороны возможных негативных эмоций преподавателя или однокурсников. Все перечисленные характеристики учебной деятельности студентов при работе с компьютером позволяют освободить преподавателя от значительной части рутинной работы, такой как проверка выполнения отдельных упражнений, фронтального опроса, предъявления большого объема языкового материала и других рутинных действий. Это позволяет проводить аудиторное занятие более эффективно, организовав режим активной коммуникации – полноценного человеческого общения, где средствами общения становится иностранный язык и культура страны изучаемого языка. Эта возможность обеспечивается тем, что овладение средствами языка в режиме тренинга осуществляется студентами на самостоятельных подготовительных занятиях с компьютером. Так как самостоятельные занятия на компьютерах предполагают сознательное отношение к процессу учения, когда подготовка овладения языковыми средствами нацелена на решение конкретных задач (коммуникативных и вербальных), то самостоятельный тренинг должен быть
2 непосредственно связан с занятиями с преподавателем. Компьютерные программы не должны быть абстрактными, они должны быть включены в общий контекст практических коммуникативных задач и проблемных ситуаций, возникающих при общении студентов с преподавателем. В последние годы большое внимание уделяется компьютерному моделированию процесса обучения иностранному языку в системе СПО. На базе новейших информационных технологий создаются программы и электронные пособия по иностранному языку. Компьютерное моделирование иностранного языка включает создание моделей универсальных структур грамматики и лексики для иностранного языка, создание программного комплекса по иностранному языку и средствам языковой коммуникации, разработку, исследование и систематизацию в области изучения иностранного языка для компьютерного моделирования. При компьютерном моделировании иностранного языка следует выделить следующие аспекты. Во-первых, моделирование выступает как содержание, которое должно быть усвоено студентами в результате обучения и как способ познания, которым они должны овладеть. Во-вторых, моделирование является одним из учебных средств, с помощью которого формируется учебная деятельность студентов. Реализация первого аспекта предполагает формирование у студентов представлений о модельном характере изучаемых закономерностей, введение в содержание обучения понятия модель, моделирование, роли моделирования в познании, обучение построению моделей. Касаясь второго аспекта использования моделирования в обучении, необходимо подчеркнуть, что моделирование служит средством, с помощью, которого происходит познание. Студенты должны уметь не только строить модели, но и пользоваться ими. Использование компьютерного моделирования как инструмента учебной деятельности дает возможность переосмыслить традиционные подходы к изучению иностранного языка, усилить экспериментальную и исследовательскую деятельность студентов, приблизить процесс обучения к реальному процессу познания. Компьютерное моделирование может быть использовано при осуществлении самоконтроля учебной деятельности с помощью компьютера. Оно используется при дистанционном обучении иностранному языку, которое включает элементы Интернет-технологий. При таком обучении используется электронная почта, Интернет для организации онлайновых консультаций. Технология компьютерного моделирования обогащает процесс обучения иностранному языку в колледже новыми средствами, является необходимой базой для освоения новых информационных технологий и глубокого взаимодействия с компьютером в процессе будущей профессиональной деятельности. Вопрос применения Интернета в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Он касается как технологии дистанционного обучения, так и разработок использования служб Интернета
3 в преподавании. Интернет как техническое средство обмена информацией увеличивает дальность и расширяет зону действия вербальных форм информации. Интернет как система массовой и межличностной коммуникации позволяет довести информацию до многих потребителей и установить обмен информацией между ними, а также с создателями того или иного сайта. Спектр ресурсов Интернета, обучающих речевой деятельности на английском языке, достаточно широк, таким образом, одним из вариантов использования ресурсов Интернета является поиск материалов для занятий. Кроме применения материалов, найденных в Интернете, можно проводить занятия, уже разработанные в сети Интернет. Непосредственное обучение иностранному языку с использованием Интернета должно отвечать следующим принципиальным положениям: самостоятельная практика каждого обучаемого, руководство преподавателя посредством интерактивности, эффективная обратная связь, коллективность занятий, разнообразие видов самостоятельной деятельности. Кроме того, необходимо также выполнение основных методических принципов: коммуникативности, сознательности, опоры на родной язык обучаемых, наглядности, положительного эмоционального фона. Чтобы использовать определенный сайт Интернета в целях преподавания, он должен в той или иной степени удовлетворять этим требованиям. На многих сайтах предусмотрена возможность связи с их создателями. В процессе обучения с использованием Интернета у студентов вырабатываются и совершенствуются навыки и умения осуществления поиска материалов по данному вопросу, их чтения, перевода и оценки, конспектирования, написания письма для пересылки по электронной почте, написание статьи или доклада с изложением разных точек зрения. Можно говорить о том, что с помощью Интернета возможно эффективно проводить не только обучение чтению на иностранном языке, но и осуществлять коммуникативность обучения, что не всегда возможно при использовании книжных учебников. Кроме того, существует прекрасная возможность технически более быстрой корректировки и изменения текстов и заданий, чем при использовании бумажного учебника. Использование Интернета повышает интерес к обучению, позволяет оживить учебный процесс. Интернет содержит практически неограниченный объем материала, что дает возможность выбора и экспериментирования, а также использование возможностей электронного текста (гиперссылки, возможность коррекции текста), других служб Интернета (электронная почта, радио, конференции и так далее). В результате проведения занятий с использованием материалов Интернета можно ожидать повышение интереса у студентов к учебному материалу, к изучению иностранного языка, развитие способности к межкультурной коммуникации. Цели, стоящие сегодня перед системой образования СПО и перед языковым образованием в частности, требуют новых способов организации учебного материала. Речь, конечно же, идёт об использовании в процессе преподавания английского языка современных образовательных технологий –
4 технологий развития критического мышления, творческого мышления, проблемного и развивающего обучения, технологии интеграции. Преподаватели-новаторы пытаются на своих уроках показать наглядно механизм работы в рамках различных технологий. На наш взгляд, не одна, а несколько технологий могут быть задействованы при организации обучения иностранному языку с помощью применения метода кейсов. Сейчас взят активный курс на практическую направленность обучения: учим эффективно то, что в дальнейшем, несомненно, используем в жизни. Моделируется определённая жизненная ситуация (обязательно реальная или приближенная к реальности), случай (case), и данный для изучения языковой материал тренируется многократно, всесторонне, тем самым обучаемые овладевают, да ещё и применяют свои языковые знания в конкретике жизни. Таким образом, приобретённая коммуникативная компетентность становится главной, ключевой, т.е. жизненно-необходимой. Любая образовательная технология (в том числе и метод кейсов) предполагает индивидуальную траекторию движения по учебному материалу. Ученик превращается в субъект обучения, он «учится учиться» сам. В этом случае цели образования становятся не только многопрофильными («широкими»), но и многоуровневыми («глубокими»). Выбирая образовательную технологию или совокупность технологий, учитель внутренне дифференцирует процесс обучения, оно становится индивидуальным для каждого, так как каждый обучаемый имеет и свои цели обучения, и свой уровень обученности, и свои интеллектуальные возможности. То есть вполне реальна ситуация, когда приходится выстраивать не одну общую траекторию движения, а много траекторий, ведущих в нужном направлении. Все эти траектории в пределах одного кейса увязываются в одно целое. Исходя из этого, в данном методе обучения (кейс- технологии) может проектироваться одна общая цель и множество частных задач. Кейс метод используют при коммуникативно-ориентированном обучении языку, предлагая обучаемым для анализа те или иные коммуникативные ситуации. Этот метод очень эффективен для «анализа иноязычного дискурса» и формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык. В процессе изучения анализируется аутентичное использование языка, случаи фразеологии и идиоматики, механика обмена репликами, фонетические особенности английской речи. Главное требование к кейс-методу состоит в том, что ситуация для изучения должна быть реальна, а кейс-технологии учат анализировать эти конкретные реальные ситуации, в них нет места фантазии, а только факты и анализ. Конечно же, преимущественно данная технология используется на старшем этапе, она предъявляет определённые требования к общему уровню владения обучающимся иностранным языком, и применение её на занятиях по иностранному языку позволяет задействовать все виды речевой деятельности. Например, изучающее (поисковое) чтение, если кейс
5 представлен обучаемым в письменной форме, аудирование, если кейс представлен в устной форме, устно-речевое общение (коммуникация, рассуждение, убеждение, дискуссия), письменная речь, если это написание на основе рассмотренной ситуации отчёта, эссе, писем различного вида. Несомненным достоинством кейс-метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучаемого, его жизненной позиции, установок, его мироощущения. В кейс-технологиях преодолевается классический дефект традиционного обучения, который связан с шаблонностью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции здесь много. Иногда хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль. Учитель помогает учащимся рассуждать, спорить, а не навязывает им своё решение. Обучаемым с самого начала говорится о том, что они сами принимают решение, идут к самостоятельным выводам. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант, составлять план его осуществления. Если в течение учебного года такой подход применяется многократно, то у обучаемых вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. В кейсе должна быть описана личная ситуация главных персонажей. Это важный элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызвать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни. Проблемы кейса должны быть понятны обучаемому. Это вызывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию). Хороший кейс формирует различного рода компетенции с помощью выбранной реальной ситуации, которую обучаемый может взять за образец, встречающийся в жизни, то есть хороший кейс-это добротный инструмент для выработки ключевых компетенций. На занятиях иностранного языка, одним из современных методов является использование технологии «веб-квеста». Обучающиеся посвящают достаточно много времени Интернету. Задача преподавателя научить их использовать его ресурсы для изучения иностранного языка. Существует ряд заданий с использованием ресурсов Интернета, одним из них и является «веб-квест». Образовательный веб-квест – (webquest) – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
6 Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы, веб-сайта и т.п. Веб-квест имеет следующую структуру: ‒ введение (Introduction) – краткое описание темы веб-квеста; ‒ задание (Task) – формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата; ‒ порядок работы и необходимые ресурсы (Process) – описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб- квестом; ‒ оценка (Evaluation) – описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте; ‒ заключение (Conclusion) – краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест; ‒ использованные материалы (Resources) – ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста; ‒ комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб- квест. Применение веб-квеста при изучении иностранного языка преследует несколько целей: ‒ развитие информационно-коммуникационной компетенции; ‒ внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; ‒ знакомство обучающихся с методикой использования веб- квестов; ‒ при обучении иностранному языку, организация самостоятельной работы обучающихся; ‒ развитие умения работать в сотрудничестве. Одним из современных инновационных подходов к обучению иностранным языкам в системе СПО является метод проектов.
7 Основным направлением в развитии современной системы образования является использование на практике компетентностного подхода. Такой тип подхода означает, что умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания, значительно важнее, чем просто обладать широким кругозором без умения применить его для решения практических задач. Одним из основных современных активных инновационных методов обучения в данных условиях, на наш взгляд, является применение метода проектов. Популярность метода проектов объясняется тем, что он не только помогает всем студентам успешно усваивать учебный материал, но и позволяет развивать их творческий потенциал, умение самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию. Направленность этого метода на получение практического результата, а также ориентация на интересы и нужды студентов делает его незаменимым в современных условиях. Необходимость обращения к такой форме работы обусловлена рядом имеющихся в ней достоинств, связанных с ориентацией студентов на свою будущую специальность, на стимулирование их интереса к определенной проблеме, на активизацию самостоятельной работы. Проектная деятельность предусматривает, через решение одной или нескольких проблем, показать практическое применение полученных знаний с учетом выбранной специальности. Поэтому, чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Успех реализации метода проектов во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях, а также правильно выявленной степени владения учащимися навыками и умениями необходимыми для проектной деятельности и распределения ролей при работе над проектами в соответствии со степенью имеющихся навыков и умений. Таким образом, хотелось бы отметить, что обучение студентов по проектной методике позволяет: 1. Повысить мотивацию к изучению иностранного языка; 2. Использовать на практике приобретенные в процессе обучения иностранному языку знания и умения; 3. Расширить образовательный кругозор; 4. Создать условия для формирования навыков профессионального общения. Метод проектов формирует инициативность, умение взвешивать все обстоятельства, рассчитывать силы, формировать наблюдательность, настойчивость, самостоятельность, способность работать в команде.
8 Применение данного метода направлено не только на профессиональное обучение, но и влияет на личностное развитие обучаемого. Таким образом, применение инновационных методов в учебном процессе является показателем высокой квалификации преподавателя, качественно нового уровня преподавания иностранного языка в системе СПО.
Список используемых источников
1. Антонова К.Н., Башмакова Н.И. Интерактивное обучение иностранному языку в вузе. – СПб.: ГПА, 2006. – 96 с. 2. Колесова Т.В. Информационные технологии в обучении иностранным языкам. – Мар. Гос. ун-т, Йокшар-Ола, 2010 – 139 с. 3. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение. М.: Р. Валент, 2011 4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий. Учебно-методическое пособие. Феникс; М:Глосса-Пресс, 2010. – 182 с. 5. Якушева И.В. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых ВУЗах. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012