Напоминание

Решение уравнений

Автор: Кузнецова Роза Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 7 им. И.А.Кобеляцкого
Населённый пункт: п.Чульман Нерюнгринского района Республики Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Решение уравнений







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Решение уравнений с примерами-помощниками в начальной школе.

Кузнецова Роза Николаевна, учитель начальных классов, СОШ №7 имени И.

А. Кобеляцкого п.Чульман Нерюнгринского района Республики Саха

(Якутия)

Решить уравнение — значит, найти такие значения неизвестных, при

которых уравнение превращается в верное равенство. То есть найти такое

число, которое можно поставить в уравнение вместо х и получить верное

равенство.

В начальных классах учащиеся должны овладеть элементами логических

действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Учитель

начальных классов должен развивать основы логического мышления. Но в

каждом классе есть дети, которые не могут строить умозаключения,

приводить доказательства, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в

конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Все мы знаем, как иногда нелегко детям запомнить: «Чтобы найти

неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель» или «Чтобы

найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность» и

т.д.. И если сначала часть детей запоминает эти формулировки, то по

истечении времени мало кто помнит их. Бывает, что и сильные по

математике учащиеся ошибаются.

После того, как пришлось много работать со слабыми учащимися, я пришла к

выводу, что нужны какие-то «подсказки» или «помощники» при решении

уравнений. Предлагаю вам метод, как научить слабоуспевающих детей

решать уравнения с примерами-помощниками или примерами-

подсказчиками. Кому какая формулировка нравится. Я обычно называю

такие примеры помощниками.

Решаем уравнение с примерами-помощниками.

Записываем уравнение: 5456 - х = 2343

Над уравнением записываем пример-помощник:

1)

Над каждым знаком ставим карандашом такой же знак (над знаком «минус»

ставим «минус, над знаком «равно» ставим «равно».

- =

5456 - х = 2343

2)

Над числами записываем пример на вычитание в пределах 10. Например, 8-

3=5 или 10-6=4.

Внимание! Недопустимо, чтобы два компонента имели одинаковое значение:

8-4=4 или 5+5=10.

6 - 4 = 2

5456 - х = 2343

3)

Над значением Х число примера-помощника обводим в кружок, как будто

его «прячем» (я его обозначила жирным шрифтом). При объяснении я

закрываю это число пальцем или ручкой.

6 - 4 = 2

5456 - х = 2343

4)

Как найти Х? Смотрим на пример-помощник, он нам подсказывает, как

именно.

В нашем случае, как найти 4? От 6 вычесть 2.

5)

Но у нас не 6, а 5456. И не 2, а 2343. Значит, от числа 5456 надо вычесть

2343.

5456-2343=3113

Х=3113

Выполняем проверку.

Решаем другое уравнение: х : 47 = 119

: =

х : 47 = 119

8 : 2 = 4

Х : 47 = 119

8 : 2 = 4

Х : 47 = 119 Как найти 8?

8 = 2 * 4

Х = 47 * 119

Х = 5593

Если даже малое количество детей научатся решать уравнения таким

способом после того, как эти уравнения им были очень трудны, значит,

нужно и этот способ использовать.

Особенно когда видишь, что лица детей озаряются улыбкой от того, что он

осознал: «Я смог! У меня получилось!»