Автор: Кузнецова Роза Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 7 им. И.А.Кобеляцкого
Населённый пункт: п.Чульман Нерюнгринского района Республики Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Решение уравнений
Решение уравнений с примерами-помощниками в начальной школе.
Кузнецова Роза Николаевна, учитель начальных классов, СОШ №7 имени И.
А. Кобеляцкого п.Чульман Нерюнгринского района Республики Саха
(Якутия)
Решить уравнение — значит, найти такие значения неизвестных, при
которых уравнение превращается в верное равенство. То есть найти такое
число, которое можно поставить в уравнение вместо х и получить верное
равенство.
В начальных классах учащиеся должны овладеть элементами логических
действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Учитель
начальных классов должен развивать основы логического мышления. Но в
каждом классе есть дети, которые не могут строить умозаключения,
приводить доказательства, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в
конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Все мы знаем, как иногда нелегко детям запомнить: «Чтобы найти
неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель» или «Чтобы
найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность» и
т.д.. И если сначала часть детей запоминает эти формулировки, то по
истечении времени мало кто помнит их. Бывает, что и сильные по
математике учащиеся ошибаются.
После того, как пришлось много работать со слабыми учащимися, я пришла к
выводу, что нужны какие-то «подсказки» или «помощники» при решении
уравнений. Предлагаю вам метод, как научить слабоуспевающих детей
решать уравнения с примерами-помощниками или примерами-
подсказчиками. Кому какая формулировка нравится. Я обычно называю
такие примеры помощниками.
Решаем уравнение с примерами-помощниками.
Записываем уравнение: 5456 - х = 2343
Над уравнением записываем пример-помощник:
1)
Над каждым знаком ставим карандашом такой же знак (над знаком «минус»
ставим «минус, над знаком «равно» ставим «равно».
- =
5456 - х = 2343
2)
Над числами записываем пример на вычитание в пределах 10. Например, 8-
3=5 или 10-6=4.
Внимание! Недопустимо, чтобы два компонента имели одинаковое значение:
8-4=4 или 5+5=10.
6 - 4 = 2
5456 - х = 2343
3)
Над значением Х число примера-помощника обводим в кружок, как будто
его «прячем» (я его обозначила жирным шрифтом). При объяснении я
закрываю это число пальцем или ручкой.
6 - 4 = 2
5456 - х = 2343
4)
Как найти Х? Смотрим на пример-помощник, он нам подсказывает, как
именно.
В нашем случае, как найти 4? От 6 вычесть 2.
5)
Но у нас не 6, а 5456. И не 2, а 2343. Значит, от числа 5456 надо вычесть
2343.
5456-2343=3113
Х=3113
Выполняем проверку.
Решаем другое уравнение: х : 47 = 119
: =
х : 47 = 119
8 : 2 = 4
Х : 47 = 119
8 : 2 = 4
Х : 47 = 119 Как найти 8?
8 = 2 * 4
Х = 47 * 119
Х = 5593
Если даже малое количество детей научатся решать уравнения таким
способом после того, как эти уравнения им были очень трудны, значит,
нужно и этот способ использовать.
Особенно когда видишь, что лица детей озаряются улыбкой от того, что он
осознал: «Я смог! У меня получилось!»