Напоминание

CОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Автор: Сусова Анастасия Эдуардовна
Должность: студент
Учебное заведение: Башкирский государственный педагогический университет им. M.Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Научная статья
Тема: CОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

CОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

А.Э.Сусова,

Башкирский государственный педагогический университет

им. M.Акмуллы (г.Уфа)

Научный руководитель: Трофимова Е.В., д.п.н., профессор

Аннотация. В статье изучена специфика работы социального педагога с

неблагополучными семьями в условиях общеобразовательной школы. Сделан

вывод

о

том,

что

работа

социального

педагога

должна

быть

регламентирована

определённым алгоритмом,

проводиться

по этапам.

Социальный педагог должен использовать комплексный подход в своей

работе, чтоб работа была эффективна. Так же, социальный педагог, должен

использовать

социально-педагогический

мониторинг,

социально-

психологические тренинги, активно проводить патронаж неблагополучных

семей и соответствовать каждой роли, которую он на себя берёт.

Ключевые слова: социальный педагог, семья, неблагополучная семья,

социальная помощь.

Annotation. The article studies the specifics of the work of a social teacher

with dysfunctional families in a general education school. It is concluded that the

work of a social teacher should be regulated by a certain algorithm, carried out in

stages. The social educator must use an integrated approach in his work in order

for the work to be effective. Also, a social educator must use social and

pedagogical

monitoring,

socio-psychological

trainings,

actively

carry

out

patronage of disadvantaged families and correspond to every role he takes on.

Keywords: social educator, family, dysfunctional family, social assistance.

Введение. В настоящее время тема работы социального педагога с

неблагополучными семьями является одной из наиболее актуальных,

поскольку в последнее время, согласно статистическим данным, увеличилось

число разводов, проблемы домашнего насилия, алкоголизма и девиантного

поведения все ещё остаются нерешенными.

Семья как социальный институт – очень тонкий и специфичный объект

социального

воздействия.

Система

семейных

взаимоотношений

имеет

сложную структуру и зависит от большого количества не только внешних, но

и внутренних факторов. Наиболее остро встает вопрос о неблагополучных

семьях, точнее о детях из неблагополучных семей, которые нуждаются в

помощи со стороны социальных работников. Таким образом, влияние на

семью не является прогнозируемым, поскольку семья – закрытая социальная

структура. Как следствие – необходимость детального изучения и понимания

функционирования семьи как организма. В противном случае разработка и

эффективное применение каких-либо технологий работы в отношении

данного социального объекта не представляется допустимым.

В этой связи, у специалиста социальной работы могут возникнуть

определенные сложности во взаимодействии с семьей, испытывающей

трудности вследствие негативного воздействия тех или иных процессов, что

может стать причиной разрушения или деформации межличностных связей

внутри неё. Как следствие, возникает потребность в разработке более

функциональных и специфичных технологий социальной работы в данной

сфере, которые позволят устранить последствия деструктивных факторов

наиболее эффективным образом.

Теоретические аспекты проблемы рассматривают в своих трудах

Холостова Е.И., Кононова Л.И., Вдовина М.В. [11], Приступа Е.Н. [7].

Практические аспекты раскрывают Овчаренко Л.Ю., Дорошенко Т.Н. [4],

Шульга Т.И. [12]. Исторические аспекты проблемы освещены в трудах

Фирсова М.В. [9], а также в учебных пособиях Холостовой Е.И. [10], Агапова

Е.П., Волощуковой К.В.

[1], Павленка П.Д. [5]. Правовые аспекты

рассматривают Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. [6], Тютченко А.М. [8],

Акмалова А.А., Капицын В.М. [2].

Изложение основного материала статьи. Для многих людей в наше

время одной из самых главных ценностей является семья. Люди ценят и

уважают институт семьи, стараются поддерживать связи друг с другом,

помогать по мере возможности. Но тенденция такова, что не все подходят к

этому ответственно. Проблемы семей всегда были актуальны в любой сфере

изучения, поэтому к данному вопросу нужно относиться серьёзно. Человек

ощущает связь с семьёй на протяжении всей своей жизни, в любых

жизненных обстоятельствах семья будет влиять на жизнь человека и

сопровождать его. Её роль крайне высока.

Рассматривая развитие страны в последние годы, можно отметить, что

изменения в политике, экономике, и в целом в социальной сфере явно

отражаются на материальном состоянии большой части семей, а также на

взаимоотношения внутри семей. При упадке достатка страдают все члены

семьи, и это ярко отражается на жизни детей. Исходя из этой тенденции,

начало

расти

количество

семей, в которых

просматривается упадок

педагогического потенциала, мало обращается внимание на важность

семейных ценностей, заметен рост насилия в семейно-бытовых отношениях

[3].

Данные признаки говорят нам, что семьи в наше время переживают

тяжёлую кризисную обстановку в развитии. Главное последствие всего этого

увеличение

количества

неблагополучных

семей

с

различными

отклонениями о нормы поведения, вплоть до наркомании и алкоголизма

внутри семей. И в данное время это уже не новость для многих людей. Таких

семей всё больше и больше, и ситуация никаким образом не улучшается, а

методы решения проблемы доходят до «уголовного» уровня.

В нашем обществе количество таковых семей уже давно перешагнуло

все возможные пороги. А проблемы преследуют семьи шаг за шагом. Все

кризисные ситуации, которые переживают родители, прямо отражаются на

их детях. Поэтому, явную актуальность имеет и работа социального педагога.

Они

работают со всеми видами неблагополучных семей,

стараются

поддерживать семьи, помогать детям. Социальный педагог работает с

семьями, где ребёнок живёт в вечном эмоциональном напряжении, в ссорах

со своими родителями по причине различных проблем, с семьями, где

родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, а также с семьями,

где родители хронически больны либо являются инвалидами различных

групп.

В современном мире, в нашем обществе, объектом оказания помощи и

социально-педагогической деятельности очень часто становятся именно

неполные семьи, которые состоят из одного родителя. У таких семей

достаточно часто возникают материальные проблемы, а в связи с тем, что

единственный родитель должен обеспечивать не только в денежном

эквиваленте своих детей, то хромает и воспитание, потому что часто не

хватает времени на банальную проверку домашнего задания. Социальный

педагог призван помогать таким семьям, помогать детям индивидуально,

вносить вклад в укрепление семьи и семейных ценностей. Эта работа имеет

неизмеримую важность в наше время.

В

нашей

стране

последние

годы

достаточно

неблагоприятная

эмоциональная и бытовая обстановка в семьях. Увеличение числа разводов,

снижение рождаемости, риск физической опасности для ребёнка в семье и

остальные последствия сложной материальной ситуации в семьях призывают

социального педагога как можно быстрее принимать меры по решению

проблем и как можно быстрее выявлять такие семьи. Для своевременной и

грамотной работы, социальной педагог должен знать, как выявлять детей из

таких

семей,

по каким

признакам дети из

неблагополучных семей

выделяются и как правильно подбирать методы решения проблем.

На становление и грамотное формирование личности любого человека

в малом возрасте важнейшую роль оказывает внутрисемейная жизнь. Это

заключается не только во взаимоотношениях ребёнка и родителей, но и

самих взрослых между собой. На нервную деятельность ребёнка прямое

влияние имеют родительские ссоры, конфликты, ложь, драки между

родителями. И это всё, обычно, происходит на глазах ребёнка. Всё это

говорит о том, что данная семья находится в кризисном состоянии. Это

свидетельствует

о

том,

что

такой

семейный

союз

можно

назвать

неблагополучным, и такой семье нужна помощь. Потому что, в таких семьях,

дети получают серьёзные психологические травмы, что плачевно сказывается

на их будущем благополучии и судьбе в целом. Но травмы бывают и не

только детские.

Исходя из этого, можно сделать вывод - эмоциональная устойчивость,

поведение и душевное состояние ребёнка является измерителем семейного

благополучия.

Неблагополучная семья – семья с низким социальным статусом, в

какой-либо определённой сфере жизнедеятельности или нескольких сразу.

Семья, которая не справляется со своими функциями, их адаптивные

способности существенно понижены, процесс воспитания ребёнка внутри

семьи проходит с огромными трудностями, отстаёт от признанных норм.

Видов семей огромное количество. И каждая семья нуждается в

поддержке и помощи, которую предполагает работа социального педагога.

Некоторые семьи нуждаются в помощи в срочном порядке, в симбиозе с

другими ведомствами и структурами поддержки семей. Но также и есть

семьи, которые не сильно, но всё же влияют на развитие и воспитание

ребёнка. К таким семьям тоже нужно применять меры, которые помогут им

разобраться в своей жизни и исправить те элементы, которые ставят их детей

в неудобное жизненное положение, что является для него эмоциональным

стрессом. Социальный работник призван работать со всеми детьми, которые

оказываются в трудных ситуациях из-за своих родителей.

В

качестве

основных

социально-психологических

характеристик

неблагополучных семей можно выделить социально-бытовую ситуацию в

жизни ребёнка, причины определения как неблагополучных, низкий уровень

доходов, безработица, употребление алкоголя, скандалы, равнодушное

отношение к детям, отношения между членами семьи, трудности ребёнка из

неблагополучной семьи в обучении, общении со сверстниками и взрослыми,

девиантное поведение. Все эти характеристики приводят семью в категорию

«неблагополучной» и определяют ее как объект работы социального

педагога.

Целью

работы

социального

педагога

является

возведение

благоприятных условий для развития ребёнка во всех аспектах, оказание

ребёнку комплексной и грамотной социально-психологической помощи, а

также защита ребёнка в его жизненном пространстве от вреда, который могут

ему

принести

различные

элементы.

Социальный

педагог

является

посредником

между

ребёнком

и

взрослым,

между

ребёнком

и

его

окружением. Так же он выступает в роли наставника для самого ребёнка при

настройке общения с ним или его окружением.

Социальный педагог должен обеспечить профилактику негативных

явлений социального, физического, материального плана. Социальный

педагог, исходя из специфики своей работы, сам выходит на общение и

контакт с семьёй, потому что многие семьи не обращаются за помощью, а

помощь

им

необходима.

Для

этого

социальный

педагог

использует

различные методы, чтобы выявить проблемных детей в этой сфере, а после

уже выходит на контакт со всей семьёй, чтобы углубиться в изучении

проблемы. Поэтому, первоначальным объектом воздействия является сам

ребёнок, а только потом социальный педагог выходит на семью, где уже и

решаются проблемы либо индивидуально с родителем, либо со всей семьёй в

целом, в зависимости от ситуации.

Деятельность социального педагога с семьёй включает в себя три

основных

составляющих

социально

педагогической

помощи:

образовательную, посредническую, психологическую.

Образовательная помощь заключается в том, чтобы помочь ребёнку в

воспитании и обучении.

Психологическая

помощь

включает

в

себя

психологическую

поддержку и коррекцию психологического состояния.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга.

Главная цель – объединить членов семьи общим делом в неформальной

обстановке. Это может быть, как традиционный совместный вечерний

просмотр фильмов или игра в настольную игру, либо более глобальное,

вовлечение в деятельность, а точнее организация детских праздников,

выставок,

конкурсов

и

летнего

отдыха.

Важно,

чтобы

благородная

деятельность семьи шла не только на своё благо, но и на благо других людей.

У социального педагога имеют три роли. Они используются при работе

с семьёй:

Советник. Советник должен доносить до родителей информацию,

которая говорит о том, что важно взаимодействовать с детьми. Так же,

обязанностью этой роли является разработка педагогических советов по

воспитанию ребёнка, предложение методов воспитания, информирование по

специфики этапов развития ребёнка и особенности каждого из этапов в

отдельности.

Консультант. Данная роль требует качественных юридических знаний.

Консультант проводит консультации, раскрывая особенности семейного

законодательства. Роль предполагает более узкую и индивидуальную работу

с семьёй. Нужно рассказывать о способах создания таких условий, при

которых развитие ребёнка будет правильным и грамотным, так же предлагает

конкретные методы для решения проблем в неблагополучных семьях.

Защитник.

Данная

роль

предполагает

работу

с

максимально

запущенной ситуацией. Призван защищать права ребёнка в том случае, если

родители находятся в полной деградации личности, неадекватного поведения

в связи с алкоголизмом, наркоманией, жестоким отношением к детям,

полной разрухи в быту. Из такого состояния родителей выходят проблемы

человеческого отношения родителей к детям, что ставит жизнь их ребёнка

под угрозу.

Одной из основных форм работы социального педагога с семьёй

является социальный патронаж. Социальный патронаж представляет собой

посещение семьи на дому с целью диагностики и контроля бытовой

обстановки.

Данная

форма

работа

позволят

социальному

педагогу

установить и поддерживать связь с семьёй. Данная форма помогает быстрее

выявлять

проблемные

ситуации

и

даёт

возможность

оказать

незамедлительную помощь семье.

Для патронажа требуется соблюдение этих принципов. Социальный

педагог должен информировать семью о своих визитах и рассказывать о

целях визита, потому что семья имеет право на добровольное принятие

помощи и на конфиденциальность жизни семьи.

При определении технологий работы с неблагополучными семьями,

прежде всего, необходимо определить семью как «неблагополучную»

согласно следующим критериям:

− низкий жизненный уровень;

− неполная семья;

− неблагоприятный эмоциональный фон в семье, конфликтность;

− деформация нравственных ценностей семьи, алкоголизм и наркомания

родителей.

На основе данных показателей специалист решает, какой именно

технологией социальной работы следует воспользоваться.

Технологию социальной работы можно определить, как отрасль

социальных технологий, включающую совокупность средств, методов и

инструментов, направленную на осуществление социальной работы в форме

помощи

и

поддержки

нуждающихся

слоев

населения.

Технология

социальной работы как область знаний носит как прикладной, так и

практический характер.

Технология социальной работы с неблагополучными семьями – это

область научной и практической деятельности, смысл которой заключается в

оказании помощи семьям, пребывающим в состоянии неблагополучия, его

профилактике, диагностике и реабилитации путем применения общих и

специфических для данной области технологий социальной работы.

Выводы. Таким образом, резюмируя вышеизложенную информацию,

мы

можем

сказать,

что

деятельность

социального

педагога

с

неблагополучными

семьями

в

общеобразовательной

школе

является

достаточно сложной работой. Социальный педагог должен разбираться в

нескольких сферах жизни, быстро реагировать на проблемы, быть устойчив к

стрессу и значительно образован. В работе социального педагога очень

важно

тщательно

подходить

к

выбору

методов

работы

с

семьями,

разбираться в их видах и уметь определять эти виды. Важно соблюдать этапы

работы, находить подход в каждой ситуации внутри неблагополучной семьи,

общаться со всеми её представителями и оказывать своевременную помощь.

Так же, важность работы социального педагога очень сложно

переоценить, ибо каждое действие социального педагога должно быть

продумано и структурировано, иначе он может допустить ошибку, которая

пойдёт во вред не только ему, но и семье, и ребёнку, который находится в

неблагополучной семье.

Литература:

1. Агапов Е.П. Волощукова К.В. История социальной работы: учеб.

пособие / Е.П. Агапов, К.В. Волощукова. – М.: Дашков и К: Академцентр,

2010. – 255 с.

2. Акмалова А.А. Теория государства и права. Вопросы и ответы: учеб.

пособие / А.А. Акмалова. – М.: Юриспруденция, 2004. – 180 с.

3. Ахинов Г.А. Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов,

С.В. Калашников. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 272 с.

4. Овчаренко Л.Ю. Технология экстренной психологической помощи //

СОТИС Социальные технологии, исследования. – 2016. – № 3 (77). – С. 37-

43.

5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: избр.

работы: учеб. пособие / П.Д. Павленок. – 9-е изд., испр. и доп. – М. Дашков и

К, 2010. – 565 с.

6. Поддубная Т.Н. Социальная защита семьи и детства в Российской

Федерации: справ. соц. педагога и соц. работника / Т.Н. Поддубная, А.О.

Поддубный. – Ростов-н /Д: Феникс, 2015. – 511 с.

7. Приступа Е.Н. Теория социальной работы: учеб. и практикум для

академ. бакалавриата / Е.Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2015. – 415 с.

8.

Тютченко

А.М.

Социально-правовые

механизмы

реализации

социальной

защиты

населения

//

СОТИС

Социальные

технологии,

исследования. – 2016. – № 3 (77). – С. 7-18.

9. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие

для вузов. / М.В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 247 с.

10. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика:

учеб. для бакалавров / Е.И. Холостова. – М.: Юрайт, 2012. – 905 с.

11. Холостова Е.И. Теория социальной работы: учеб. для бакалавров /

Е.И. Холостова, Л.И. Конова, М.В. Вдовина. – М.: Юрайт, 2012. – 345 с.

12. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: пособие для

студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Социальная работа,

[по курсу «Семьеведение»] – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.