Автор: Сусова Анастасия Эдуардовна
Должность: студент
Учебное заведение: Башкирский государственный педагогический университет им. M.Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Научная статья
Тема: CОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
CОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
А.Э.Сусова,
Башкирский государственный педагогический университет
им. M.Акмуллы (г.Уфа)
Научный руководитель: Трофимова Е.В., д.п.н., профессор
Аннотация. В статье изучена специфика работы социального педагога с
неблагополучными семьями в условиях общеобразовательной школы. Сделан
вывод
о
том,
что
работа
социального
педагога
должна
быть
регламентирована
определённым алгоритмом,
проводиться
по этапам.
Социальный педагог должен использовать комплексный подход в своей
работе, чтоб работа была эффективна. Так же, социальный педагог, должен
использовать
социально-педагогический
мониторинг,
социально-
психологические тренинги, активно проводить патронаж неблагополучных
семей и соответствовать каждой роли, которую он на себя берёт.
Ключевые слова: социальный педагог, семья, неблагополучная семья,
социальная помощь.
Annotation. The article studies the specifics of the work of a social teacher
with dysfunctional families in a general education school. It is concluded that the
work of a social teacher should be regulated by a certain algorithm, carried out in
stages. The social educator must use an integrated approach in his work in order
for the work to be effective. Also, a social educator must use social and
pedagogical
monitoring,
socio-psychological
trainings,
actively
carry
out
patronage of disadvantaged families and correspond to every role he takes on.
Keywords: social educator, family, dysfunctional family, social assistance.
Введение. В настоящее время тема работы социального педагога с
неблагополучными семьями является одной из наиболее актуальных,
поскольку в последнее время, согласно статистическим данным, увеличилось
число разводов, проблемы домашнего насилия, алкоголизма и девиантного
поведения все ещё остаются нерешенными.
Семья как социальный институт – очень тонкий и специфичный объект
социального
воздействия.
Система
семейных
взаимоотношений
имеет
сложную структуру и зависит от большого количества не только внешних, но
и внутренних факторов. Наиболее остро встает вопрос о неблагополучных
семьях, точнее о детях из неблагополучных семей, которые нуждаются в
помощи со стороны социальных работников. Таким образом, влияние на
семью не является прогнозируемым, поскольку семья – закрытая социальная
структура. Как следствие – необходимость детального изучения и понимания
функционирования семьи как организма. В противном случае разработка и
эффективное применение каких-либо технологий работы в отношении
данного социального объекта не представляется допустимым.
В этой связи, у специалиста социальной работы могут возникнуть
определенные сложности во взаимодействии с семьей, испытывающей
трудности вследствие негативного воздействия тех или иных процессов, что
может стать причиной разрушения или деформации межличностных связей
внутри неё. Как следствие, возникает потребность в разработке более
функциональных и специфичных технологий социальной работы в данной
сфере, которые позволят устранить последствия деструктивных факторов
наиболее эффективным образом.
Теоретические аспекты проблемы рассматривают в своих трудах
Холостова Е.И., Кононова Л.И., Вдовина М.В. [11], Приступа Е.Н. [7].
Практические аспекты раскрывают Овчаренко Л.Ю., Дорошенко Т.Н. [4],
Шульга Т.И. [12]. Исторические аспекты проблемы освещены в трудах
Фирсова М.В. [9], а также в учебных пособиях Холостовой Е.И. [10], Агапова
Е.П., Волощуковой К.В.
[1], Павленка П.Д. [5]. Правовые аспекты
рассматривают Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. [6], Тютченко А.М. [8],
Акмалова А.А., Капицын В.М. [2].
Изложение основного материала статьи. Для многих людей в наше
время одной из самых главных ценностей является семья. Люди ценят и
уважают институт семьи, стараются поддерживать связи друг с другом,
помогать по мере возможности. Но тенденция такова, что не все подходят к
этому ответственно. Проблемы семей всегда были актуальны в любой сфере
изучения, поэтому к данному вопросу нужно относиться серьёзно. Человек
ощущает связь с семьёй на протяжении всей своей жизни, в любых
жизненных обстоятельствах семья будет влиять на жизнь человека и
сопровождать его. Её роль крайне высока.
Рассматривая развитие страны в последние годы, можно отметить, что
изменения в политике, экономике, и в целом в социальной сфере явно
отражаются на материальном состоянии большой части семей, а также на
взаимоотношения внутри семей. При упадке достатка страдают все члены
семьи, и это ярко отражается на жизни детей. Исходя из этой тенденции,
начало
расти
количество
семей, в которых
просматривается упадок
педагогического потенциала, мало обращается внимание на важность
семейных ценностей, заметен рост насилия в семейно-бытовых отношениях
[3].
Данные признаки говорят нам, что семьи в наше время переживают
тяжёлую кризисную обстановку в развитии. Главное последствие всего этого
–
увеличение
количества
неблагополучных
семей
с
различными
отклонениями о нормы поведения, вплоть до наркомании и алкоголизма
внутри семей. И в данное время это уже не новость для многих людей. Таких
семей всё больше и больше, и ситуация никаким образом не улучшается, а
методы решения проблемы доходят до «уголовного» уровня.
В нашем обществе количество таковых семей уже давно перешагнуло
все возможные пороги. А проблемы преследуют семьи шаг за шагом. Все
кризисные ситуации, которые переживают родители, прямо отражаются на
их детях. Поэтому, явную актуальность имеет и работа социального педагога.
Они
работают со всеми видами неблагополучных семей,
стараются
поддерживать семьи, помогать детям. Социальный педагог работает с
семьями, где ребёнок живёт в вечном эмоциональном напряжении, в ссорах
со своими родителями по причине различных проблем, с семьями, где
родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, а также с семьями,
где родители хронически больны либо являются инвалидами различных
групп.
В современном мире, в нашем обществе, объектом оказания помощи и
социально-педагогической деятельности очень часто становятся именно
неполные семьи, которые состоят из одного родителя. У таких семей
достаточно часто возникают материальные проблемы, а в связи с тем, что
единственный родитель должен обеспечивать не только в денежном
эквиваленте своих детей, то хромает и воспитание, потому что часто не
хватает времени на банальную проверку домашнего задания. Социальный
педагог призван помогать таким семьям, помогать детям индивидуально,
вносить вклад в укрепление семьи и семейных ценностей. Эта работа имеет
неизмеримую важность в наше время.
В
нашей
стране
последние
годы
достаточно
неблагоприятная
эмоциональная и бытовая обстановка в семьях. Увеличение числа разводов,
снижение рождаемости, риск физической опасности для ребёнка в семье и
остальные последствия сложной материальной ситуации в семьях призывают
социального педагога как можно быстрее принимать меры по решению
проблем и как можно быстрее выявлять такие семьи. Для своевременной и
грамотной работы, социальной педагог должен знать, как выявлять детей из
таких
семей,
по каким
признакам дети из
неблагополучных семей
выделяются и как правильно подбирать методы решения проблем.
На становление и грамотное формирование личности любого человека
в малом возрасте важнейшую роль оказывает внутрисемейная жизнь. Это
заключается не только во взаимоотношениях ребёнка и родителей, но и
самих взрослых между собой. На нервную деятельность ребёнка прямое
влияние имеют родительские ссоры, конфликты, ложь, драки между
родителями. И это всё, обычно, происходит на глазах ребёнка. Всё это
говорит о том, что данная семья находится в кризисном состоянии. Это
свидетельствует
о
том,
что
такой
семейный
союз
можно
назвать
неблагополучным, и такой семье нужна помощь. Потому что, в таких семьях,
дети получают серьёзные психологические травмы, что плачевно сказывается
на их будущем благополучии и судьбе в целом. Но травмы бывают и не
только детские.
Исходя из этого, можно сделать вывод - эмоциональная устойчивость,
поведение и душевное состояние ребёнка является измерителем семейного
благополучия.
Неблагополучная семья – семья с низким социальным статусом, в
какой-либо определённой сфере жизнедеятельности или нескольких сразу.
Семья, которая не справляется со своими функциями, их адаптивные
способности существенно понижены, процесс воспитания ребёнка внутри
семьи проходит с огромными трудностями, отстаёт от признанных норм.
Видов семей огромное количество. И каждая семья нуждается в
поддержке и помощи, которую предполагает работа социального педагога.
Некоторые семьи нуждаются в помощи в срочном порядке, в симбиозе с
другими ведомствами и структурами поддержки семей. Но также и есть
семьи, которые не сильно, но всё же влияют на развитие и воспитание
ребёнка. К таким семьям тоже нужно применять меры, которые помогут им
разобраться в своей жизни и исправить те элементы, которые ставят их детей
в неудобное жизненное положение, что является для него эмоциональным
стрессом. Социальный работник призван работать со всеми детьми, которые
оказываются в трудных ситуациях из-за своих родителей.
В
качестве
основных
социально-психологических
характеристик
неблагополучных семей можно выделить социально-бытовую ситуацию в
жизни ребёнка, причины определения как неблагополучных, низкий уровень
доходов, безработица, употребление алкоголя, скандалы, равнодушное
отношение к детям, отношения между членами семьи, трудности ребёнка из
неблагополучной семьи в обучении, общении со сверстниками и взрослыми,
девиантное поведение. Все эти характеристики приводят семью в категорию
«неблагополучной» и определяют ее как объект работы социального
педагога.
Целью
работы
социального
педагога
является
возведение
благоприятных условий для развития ребёнка во всех аспектах, оказание
ребёнку комплексной и грамотной социально-психологической помощи, а
также защита ребёнка в его жизненном пространстве от вреда, который могут
ему
принести
различные
элементы.
Социальный
педагог
является
посредником
между
ребёнком
и
взрослым,
между
ребёнком
и
его
окружением. Так же он выступает в роли наставника для самого ребёнка при
настройке общения с ним или его окружением.
Социальный педагог должен обеспечить профилактику негативных
явлений социального, физического, материального плана. Социальный
педагог, исходя из специфики своей работы, сам выходит на общение и
контакт с семьёй, потому что многие семьи не обращаются за помощью, а
помощь
им
необходима.
Для
этого
социальный
педагог
использует
различные методы, чтобы выявить проблемных детей в этой сфере, а после
уже выходит на контакт со всей семьёй, чтобы углубиться в изучении
проблемы. Поэтому, первоначальным объектом воздействия является сам
ребёнок, а только потом социальный педагог выходит на семью, где уже и
решаются проблемы либо индивидуально с родителем, либо со всей семьёй в
целом, в зависимости от ситуации.
Деятельность социального педагога с семьёй включает в себя три
основных
составляющих
социально
педагогической
помощи:
образовательную, посредническую, психологическую.
Образовательная помощь заключается в том, чтобы помочь ребёнку в
воспитании и обучении.
Психологическая
помощь
включает
в
себя
психологическую
поддержку и коррекцию психологического состояния.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга.
Главная цель – объединить членов семьи общим делом в неформальной
обстановке. Это может быть, как традиционный совместный вечерний
просмотр фильмов или игра в настольную игру, либо более глобальное,
вовлечение в деятельность, а точнее организация детских праздников,
выставок,
конкурсов
и
летнего
отдыха.
Важно,
чтобы
благородная
деятельность семьи шла не только на своё благо, но и на благо других людей.
У социального педагога имеют три роли. Они используются при работе
с семьёй:
Советник. Советник должен доносить до родителей информацию,
которая говорит о том, что важно взаимодействовать с детьми. Так же,
обязанностью этой роли является разработка педагогических советов по
воспитанию ребёнка, предложение методов воспитания, информирование по
специфики этапов развития ребёнка и особенности каждого из этапов в
отдельности.
Консультант. Данная роль требует качественных юридических знаний.
Консультант проводит консультации, раскрывая особенности семейного
законодательства. Роль предполагает более узкую и индивидуальную работу
с семьёй. Нужно рассказывать о способах создания таких условий, при
которых развитие ребёнка будет правильным и грамотным, так же предлагает
конкретные методы для решения проблем в неблагополучных семьях.
Защитник.
Данная
роль
предполагает
работу
с
максимально
запущенной ситуацией. Призван защищать права ребёнка в том случае, если
родители находятся в полной деградации личности, неадекватного поведения
в связи с алкоголизмом, наркоманией, жестоким отношением к детям,
полной разрухи в быту. Из такого состояния родителей выходят проблемы
человеческого отношения родителей к детям, что ставит жизнь их ребёнка
под угрозу.
Одной из основных форм работы социального педагога с семьёй
является социальный патронаж. Социальный патронаж представляет собой
посещение семьи на дому с целью диагностики и контроля бытовой
обстановки.
Данная
форма
работа
позволят
социальному
педагогу
установить и поддерживать связь с семьёй. Данная форма помогает быстрее
выявлять
проблемные
ситуации
и
даёт
возможность
оказать
незамедлительную помощь семье.
Для патронажа требуется соблюдение этих принципов. Социальный
педагог должен информировать семью о своих визитах и рассказывать о
целях визита, потому что семья имеет право на добровольное принятие
помощи и на конфиденциальность жизни семьи.
При определении технологий работы с неблагополучными семьями,
прежде всего, необходимо определить семью как «неблагополучную»
согласно следующим критериям:
− низкий жизненный уровень;
− неполная семья;
− неблагоприятный эмоциональный фон в семье, конфликтность;
− деформация нравственных ценностей семьи, алкоголизм и наркомания
родителей.
На основе данных показателей специалист решает, какой именно
технологией социальной работы следует воспользоваться.
Технологию социальной работы можно определить, как отрасль
социальных технологий, включающую совокупность средств, методов и
инструментов, направленную на осуществление социальной работы в форме
помощи
и
поддержки
нуждающихся
слоев
населения.
Технология
социальной работы как область знаний носит как прикладной, так и
практический характер.
Технология социальной работы с неблагополучными семьями – это
область научной и практической деятельности, смысл которой заключается в
оказании помощи семьям, пребывающим в состоянии неблагополучия, его
профилактике, диагностике и реабилитации путем применения общих и
специфических для данной области технологий социальной работы.
Выводы. Таким образом, резюмируя вышеизложенную информацию,
мы
можем
сказать,
что
деятельность
социального
педагога
с
неблагополучными
семьями
в
общеобразовательной
школе
является
достаточно сложной работой. Социальный педагог должен разбираться в
нескольких сферах жизни, быстро реагировать на проблемы, быть устойчив к
стрессу и значительно образован. В работе социального педагога очень
важно
тщательно
подходить
к
выбору
методов
работы
с
семьями,
разбираться в их видах и уметь определять эти виды. Важно соблюдать этапы
работы, находить подход в каждой ситуации внутри неблагополучной семьи,
общаться со всеми её представителями и оказывать своевременную помощь.
Так же, важность работы социального педагога очень сложно
переоценить, ибо каждое действие социального педагога должно быть
продумано и структурировано, иначе он может допустить ошибку, которая
пойдёт во вред не только ему, но и семье, и ребёнку, который находится в
неблагополучной семье.
Литература:
1. Агапов Е.П. Волощукова К.В. История социальной работы: учеб.
пособие / Е.П. Агапов, К.В. Волощукова. – М.: Дашков и К: Академцентр,
2010. – 255 с.
2. Акмалова А.А. Теория государства и права. Вопросы и ответы: учеб.
пособие / А.А. Акмалова. – М.: Юриспруденция, 2004. – 180 с.
3. Ахинов Г.А. Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов,
С.В. Калашников. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 272 с.
4. Овчаренко Л.Ю. Технология экстренной психологической помощи //
СОТИС Социальные технологии, исследования. – 2016. – № 3 (77). – С. 37-
43.
5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: избр.
работы: учеб. пособие / П.Д. Павленок. – 9-е изд., испр. и доп. – М. Дашков и
К, 2010. – 565 с.
6. Поддубная Т.Н. Социальная защита семьи и детства в Российской
Федерации: справ. соц. педагога и соц. работника / Т.Н. Поддубная, А.О.
Поддубный. – Ростов-н /Д: Феникс, 2015. – 511 с.
7. Приступа Е.Н. Теория социальной работы: учеб. и практикум для
академ. бакалавриата / Е.Н. Приступа. – М.: Юрайт, 2015. – 415 с.
8.
Тютченко
А.М.
Социально-правовые
механизмы
реализации
социальной
защиты
населения
//
СОТИС
Социальные
технологии,
исследования. – 2016. – № 3 (77). – С. 7-18.
9. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие
для вузов. / М.В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 247 с.
10. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика:
учеб. для бакалавров / Е.И. Холостова. – М.: Юрайт, 2012. – 905 с.
11. Холостова Е.И. Теория социальной работы: учеб. для бакалавров /
Е.И. Холостова, Л.И. Конова, М.В. Вдовина. – М.: Юрайт, 2012. – 345 с.
12. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: пособие для
студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Социальная работа,
[по курсу «Семьеведение»] – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.