Автор: Шепилко Наталья Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Уральский техникум "Рифей"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие обучающихся с нарушением слуха при изучении учебной дисциплины общепрофессионального цикла Основы экономики по адаптивной программе профессиональной подготовки "Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин" для лиц с ОВЗ.
Развитие обучающихся с нарушением слуха при изучении учебной
дисциплины общепрофессионального цикла Основы экономики по
адаптивной программе профессиональной подготовки «Оператор
электронно-вычислительных и вычислительных машин»
(для лиц с ОВЗ).
В современном обществе перед образовательными учреждениями стоят
задачи связанные с созданием условий для обеспечения прав граждан на
качественное профессиональное образование.
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
учреждение
Свердловской
области
«Уральский
техникум
«Рифей»
осуществляя концепцию своего развития, создает в своих стенах систему
условий,
гарантирующую
реализацию
прав
людей
с
ограниченными
возможностями
(в
частности
с
нарушением
слуха)
на
качественное
профессиональное
образование,
обеспечивающее
профессиональное
саморазвитие и самореализацию личности, ее максимально эффективную
социально – профессиональную адаптацию в обществе.
Работа над методической темой «Особенности обучения обучающихся с
нарушением
слуха
при
изучении
учебной
дисциплины
общепрофессионального цикла ОПД.02 Основы экономики по адаптивной
программе
профессиональной
подготовки
«Оператор
электронно-
вычислительных и вычислительных машин» (для лиц с ОВЗ) имеет
практические
результаты
в
виде
учебно-методического
обеспечения
предмета, что в свою очередь позволяет создавать условия для социализации
обучающихся в обществе, творческих способностей обучающихся, развития
познавательной сферы личности, а так же формированию усидчивости,
внимательности, трудолюбия, осознания значимости выбранной своей
профессии.
Традиционно, человека с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) характеризуют как индивида, требующего создания специальных
условий для получения образования при освоении учебных программ,
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности,
обеспечение условий ее сопровождения.
Поэтому, одним из главных
направлений своей педагогической работы я считаю индивидуальный подход
к обучающимся, личностно-ориентированные технологии обучения, учет
индивидуальных особенностей развития, социальный статус, характер,
отношение к учебе, стараюсь найти необходимые приемы для воздействия.
Моя педагогическая деятельность направлена на изучение особенностей
обучающихся с ограниченными возможностями (в частности с нарушениями
слуха) и создание условий для эффективного обучения учащихся с
нарушением слуха при изучении дисциплины «Основы экономики»
Процесс обучения – это взаимодействие двух систем общения – языка
жестов и языка слов. В процессе обучения язык жестов обогащается и
развивается. Главное – направленность на преодоление, коррекцию и
компенсацию последствий глухоты. Основной проблемой учащихся с
нарушением слуха является коммуникация и доступ к информации. Изучение
предмета «Основы экономики» способно сыграть существенную роль в
создании безбарьерной образовательной среды, дополнив существующую
технологическую базу обучения и реабилитации обучающихся с нарушением
слуха в среду слышащих людей.
Процесс обучения нацелен на более полную коррекцию и компенсацию
(и/или замещение) ограничений жизнедеятельности обучающихся. Процесс
обучения
это
специально
организованное,
целенаправленное,
последовательно изменяющееся взаимодействие учащихся с педагогом и
сурдопереводчиком:
Задачи процесса обучения:
•
Развивающая – развитие и формирование психических процессов и
свойств личности, его познавательной активности, логических приемов и
операций, интереса и способностей, творческих возможностей.
•
Коррекционная – преодоление последствий глухоты в психическом и
физическом развитии.
•
Воспитательная – создание условий для усвоения мировоззренческих
принципов,
способствовать
умственному,
нравственному,
трудовому,
эстетическому воспитанию учащихся с нарушением слуха, а так же
воздействовать на мотивационную сферу личности учащегося, формировать
его ценностные ориентации и потребности».
Деятельность преподавателя складывается из следующих основных
типичных компонентов: целевая установка; определение содержания и
порядка
деятельности
учащихся
(создание
ориентировочной
основы
действий);
собственно
обучающая
деятельность;
руководство
познавательной
и
учебно-производственной
деятельностью
учащихся;
контроль; подведение итогов.
•
Целевой ориентир – обеспечить развитие личности и подготовить к
самостоятельной, трудовой и общественной деятельности.
•
Содержательный
–
определяется
нормативными
документами
(учебный план, рабочая программа);
Предмет «Основы экономики», как один из важнейших дисциплин в
системе профессионального образования.
Главной
задачей
в
образовательной
деятельности
должна
быть
подготовка обучающегося к тому, с чем он столкнется по окончанию учебы.
Без этого обучение теряет свою социальную значимость и практический
смысл.
История
и
современное
состояние
специального
образования
и
социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и
жизнедеятельности показывает тесную взаимосвязь и взаимодействие двух
педагогических отраслей: социальной педагогики и специальной педагогики,
которые являются взаимодополняющими компонента процесса помощи
общества таким людям и их семьям.
Подготовка неслышащей молодежи к профессии – это проблема
социально – экономического характера. Она возникает уже на этапе обучения
ребенка
в начальной и средней школе. Как показывает практика, при
овладении школьными программами, многие дети с трудом усваивают
естественно – научный цикл – математику, химию, физику, биологию. Это, в
свою очередь, сказывается на снижении учебной мотивации. Соответственно,
лишь незначительная часть ребят продолжает обучение в 10-11 классах, с
целью получения в дальнейшем высшего образования. Основная масса
учеников с нарушениями слуха нуждается в организации специальной
профильной
подготовки
с
ориентацией
на
определенную
область
профессиональной деятельности.
В
некоторой
степени
облегчить
адаптацию
выпускников
к
самостоятельной жизни могут занятия по предмету «Основы экономики»,
которые проводятся на
III-м курсе обучения. Конечно, с основами
экономических знаний необходимо знакомить обучающихся в более раннем
возрасте, например в школе. С самого раннего возраста нужно объяснять
детям, что в любую вещь, в любой продукт вложен труд многих людей.
У самого простого предмета есть своя стоимость и своя ценность. Но к
сожалению, как показывает практика ни в школе, ни в семье не уделяют
должного внимания обучению этим знаниям. Например, в лучшем случае на
бытовом уровне учащиеся могут дать определение экономики и ассоциируют
с понятием « экономить». Считается одной из важнейших дисциплин в
системе профессионального образования является экономика (в учебном
плане техникума это - дисциплина основы экономики, преподавание которой
носит не только обучающий, но в значительной мере воспитывающий
характер.
Проблема
обучения
экономике
глухих
учащихся
в
специальной
литературе практически разработано очень мало. Имеющиеся исследования
посвящены главным образом методике преподавания экономики, (основы
экономической культуры) в средних классах. Поэтому, конечно возникают
трудности, сомнения.
Недостаточное развитие словесной речи и отставание в уровне развития
познавательной деятельности глухих обучающихся ещё полностью не
преодолевается даже после получения основного общего образования, что
делает процесс преподавания экономики в техникуме сложным. Вместе с тем
информация, получаемая глухими и слабослышащими на уроках экономики,
в известном смысле более значима для них, чем для слышащих, которые вне
учебного заведения получают достаточно большой объём информации (через
СМИ, телепередачи, радио, кино, лекции, беседы и т.д.), что в значительной
степени способствует и усвоению материала. Глухие и слабослышащие
учащиеся основную информацию такого рода получают непосредственно на
занятиях, это осложняет задачи обучения.
При обучении основам экономики наиболее важной и сложной задачей
является формирование системы экономических понятий. Недостаточное
развитие
речи,
узкий
кругозор
глухих
и
слабослышащих
учащихся
препятствует обобщению полученной информации, выделению в ней
главного,
составления
чётких
определений
основных
экономических
понятий.
Позднее развитие речи глухих и слабослышащих
сказывается на
формировании
словесно-логического
мышления,
задерживает
развитие
наглядно-образного мышления.
В сознании глухих обучающихся наглядные образы долго доминируют
над словесными значениями, недоразвитие речи задерживает формирование
наглядных обобщений. Это в свою очередь накладывает отпечаток на
формирование понятий.
Трудности усвоения научных понятий глухими и слабослышащими
обчающимися обусловлены также и тем, что эти понятия связаны с другими
понятиями.
Для
овладения
экономическими
понятиями
обучающиеся
должны научиться устанавливать причинно-следственные связи между
фактами, явлениями и самими экономическими понятиями, каждая из
которых может существовать только в связи с другими понятиями.
Для
усвоения
учебного
материала
глухими
и
слабослышащими
обучающимися
значительную
роль
играет
использование
наглядного
материала (таблицы, схемы).
Положительные результаты даёт организация тематических экскурсий.
Данные практические занятия, экскурсии особенно важны для обучения
глухих и слабослышащих обучающихся, и играют большую роль в
получении
информации
с
помощью
наглядных
средств.
Организую
тематические экскурсии: в Свердловский Областной Краеведческий музей
(Типы экономических систем); Магазин «Калина» (оптовая продажа),
остановочный
комплекс
(розничная
продажа),
Шарташский
рынок
(Механизм рыночной экономики); « Сбербанк », «Банк ВТБ » и др. (Банки.
Система
Российских
банков
и
ее
роль
в
экономическом
развитии
предприятия); Производственные мастерские техникума «Рифей»: ювелирная
мастерская, типография, мастерская по обработке камня (Общественное
производство и его экономические результаты)
Проблемное обучение, активизирующее мыслительную деятельность
обучающихся, играет весьма важную роль при обучении. Инертность
мышления глухих и слабослышащих учащихся, недостаточное умение их
самостоятельно делать умозаключения вызывает необходимость в разработке
методов проблемного обучения, учитывающих специфику познавательной
деятельности этих обучающихся. У глухих и слабослышащих обучающихся
не может быть сформировано «экономическое понятие» только со слов
преподавателя или учебника. Для этого нужна активная умственная
деятельность, направленная на то, чтобы выделить существенное в явлениях,
предметах и обобщить его.
Одним из главных средств, для активизации умственной деятельности
обучающихся на уроках основы экономики является постановка перед ними
стимулирующих и активизирующих вопросов. Особенно эффективным это
средство является при сообщении новых знаний. При создании проблемных
ситуаций возникает возможность объективно устанавливать уровень знаний
учащихся.
Предлагаемая
самостоятельная
работа
слабослышащих
в
сочетании с устным опросом дают возможность не только объективно
определить
степень
их
понимания
экономического
материала,
но
и
активизировать процесс развития речи и словесно-логического мышления
обучающихся, например:
Какие экономические ресурсы вы будете использовать, осуществляя
трудовую деятельность по своей профессии?
Представьте себе что вы - владелец, какого - либо объекта собственности
(квартиры, машины, и .т.д.). Какие основные права вы имеете по отношению
к этому?
Вы - будущий работник какого - либо предприятия, учреждения. Какие
формы оплаты труда будут на вас распространяться?
Из вашей заработной платы будут вычитаться определенные вычеты как
социального характера, так и многие другие. Приведите пример подобных
вычетов и т.д.
Обучающиеся с удовольствием выполняют домашние задания в форме
презентаций. Например, тема: «Типы экономических систем» (результат:
ребята
используют
растровый
графический
редактор
Microsoft
Paint
(создание и коррекция фотографий и рисунков), применяя уже полученные
знания на занятиях профессионального цикла.
Широкое использование наглядных средств, создание проблемных
ситуаций с помощью активизирующих проблемных вопросов позволяет
повышать эффективность формирования понятий и усвоения учебного
материала глухими и слабослышащими.
Педагогическая деятельность преподавателя предполагает постоянно
искать новые методы и приемы, позволяющие давать необходимый уровень
знаний и добиваться его усвоения. Профессиональная деятельность педагога
в такой ситуации выходит за рамки традиционной преподавательской
деятельности,
тесно
переплетаясь
с
различными
видами
социально-
педагогической, психотерапевтической и другими видами деятельности.
Шепилко Наталья Витальевна,
преподаватель ГАПОУ СО «Уральский техникум «Рифей»
г. Екатеринбург
Список используемой литературы
1.
Аксенова Л. И. Социальная педагогика, Академия 2008 г.
2.
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.
учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-224с.
3.
Вельгрус В.М. Трудовая и профессиональная подготовка неслышащих
школьников.- Екатеринбург, 2004. – 175с.
4.
Гонеева А.Д. Основы коррекционной педагогики, Академия 2005 г.
5.
Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические
рекомендации./
под.ред.
Л.М.Шипициной,
Л.П.Назаровой.
–
СПб.:
«Детство-Пресс»,2007. – 64с.
6.
Колеченко А.К.Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для
преподавателей . СПб.:КАРО, 2006. – 368с.
7.
Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. С90 фак. пед.
ин-тов / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред.
М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 2008. – 384с.
8.
Ульенкова У. В. Организация и содержание специальной
психологической помощи детям с проблемами в развитии, Академия 2007
г.