"Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча…"

Автор: Касияди Татьяна Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Волошка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: конспект НОД по познавательному развитию
Тема: "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча…"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Департамент образования
Администрации города Ноябрьска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛОШКА
»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Конспект НОД

по познавательному развитию в средней группе

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча…»
Подготовила: воспитатель Касияди Татьяна Григорьевна
Цель: воспитать чувства гражданственности и патриотизма , любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Задачи: - познакомить детей с жилищем русского человека; - разъяснить понятие горница, рассказать о ее устройстве; - воспитывать интерес к русским традициям. ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель: Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли. - В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно усадят, и на девочек полюбуюсь: какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут. Комната, в которой мы с вами сейчас находимся, в избе называлась горницей. Постарайтесь запомнить это слово. Как вы думаете, что в горнице самое главное? Без чего в избе жить невозможно? - Конечно, не случайно говорят: «Печь всему голова». Голова - значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы детей). А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (дрова). Да, печь и накормит и обогреет. А случалось и так: нагуляются дети, не горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что еще можно сушить на печи? (грибы, ягоды, травы). А еще, дети, печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? (простудятся и т.п.) Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников - простуда пройдет. Вот почему говорят: «Печь - всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит. А еще, дети, что есть в горнице, какая мебель? (Столы, лавки, сундуки). Сундуки для чего нужны? А еще и люлька для малыша. А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках). Столы в избах были болыние, потому что и семьи немалые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять. Самым главным в семье был самый старший мужчина - дедушка. Как дед скажет, так и будет. Даже за столом во время еды все его слушали. А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по болыпим праздникам - уж очень дорогими они были! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть.
Если кто-то вперед него ложку опустит - тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Поперек батьки в пекло не лезь!». Кто сколько успеет до рта ложку донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению. А еще печь делит горницу на две основные части. Одна половина, левая, женская. Ее так называли потому. что здесь хозяйки делали домашние дела. Это место за печкой называли бабий кут. Кут - означает угол. Давайте посмотрим, что в нем находится. (посуда, все, что нужно для печи: кочерга, ухват). А в другой стороне горницы - правой - стоит стол обеденный, лавки, сундуки, икона висит. Здесь, на этой стороне, окно, поэтому угол самый светлый. На окне -занавески, на полу - половики. Правая половина горницы была самой нарядной, красивой и называли эту часть горницы – красный угол. А теперь давайте поиграем - немножко «поживем» в нашей горнице. Вспомните правила гостеприимства, приветствия. Звучит запись русской народной мелодии «Ах вы, сени, мои сени...». Воспитатель предлагает детям повеселиться: подпевать, поплясать под музыку. А что такое сени? Сени, дети, это такая прихожая. Можно сказать, что изба начиналась с сеней. С улицы заходили в сени, а из сеней дверь вела в горницу. Дети, вы заметили, как много мы с вами узнали новых слов сегодня? Давайте их вспомним: - Что такое горница? - На какие две части делит печь горницу? - Какие комнаты были в избах? - Как назывался инвентарь в избах? Вот сколько интересного вы узнали и можете рассказать своим домашним!