"Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

Автор: Тимофеева Клавдия Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чулпанская СОШ"
Населённый пункт: село Чулпан, Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.
За последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития. На современном уроке не должно быть скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха, зато должна присутствовать радость от преодоления трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельность учащегося. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника к самостоятельности. Все мы знаем, что основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». По определению, «проект» - это совокупность определенных дейс твий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: 1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспе римента, анализа, построения гипотез, обобщения); 5) развивают системное мышление. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. На уроках литературы в 9 классе отводится всего 1-2 часа на тему: «Общая характеристика литературы 18 века». Но мы не должны забывать, какой вклад внесли поэты тех времен в нашу литературу. Поэтому, я считаю, что учащиеся должны более подробно узнать о жизни писателей и поэтов 18 века. Чтобы привить интерес к столь давней эпохе, мы с ребятами решили сделать проект «Поэты 18 века». Рекомендую ребятам изучить литературу, заглянуть на языковые сайты в Интернете, поработать со словарями, если необходимо, даю советы по организации исследования. После того, как ученики заинтересуются, составляем вместе с ними программу исследовательской деятельности, составляем план реферата, делаем обзор литературы. Ребята в течение нескольких недель готовили данные проекты. Систематически ребята рассказывали о своей работе, а я давала им практические советы. Основными этапами исследования становятся следующие: 1) выбор темы; 2) постановка проблемы; 3) пути решения: а) поиск информации; б) работа с литературой; в) наблюдение; г) анализ; д) синтез. 4) итоговая конференция. Учащиеся изучили биографии поэтов. Прочитав их главные труды, они сделали выводы об их вкладе в русскую литературу. Также с ребятами 5 класса во внеурочное время делали книжки-малышки по теме: «Корни с чередованием». Тема довольно актуальна, так как встречается в ОГЭ и ЕГЭ. Детям интересно было работать, так как мы не просто рисовали буквы, но и к каждому корню рисовали картинки. Ребята были довольно увлечены данной работой. После такой работы я увидела, что ребята стали более грамотны. Итак, научно-исследовательская работа способствует формированию мировоззрения ребят, значительно расширяет кругозор в области филологии. Технология научного исследования даёт импульс к самообразованию, саморазвитию, самоанализу, самоорганизации. Учение – двусторонний процесс: учитель – ученик. Научно- исследовательская работа с учащимися значительно помогает и учителю: расширяет его
знания в области своего предмета, способствует профессиональному росту, даёт возможность помочь одарённым детям найти себя. Стоящая перед современной школой задача формирования активной, творческой, разносторонне образованной личности немыслима без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности и проведение итоговых конференций – одно из важнейших условий развития такой личности. Главная черта учащихся, занимающихся исследовательской работой, - наличие у них потребности узнавать новое, поделиться на конференциях тем, что они узнали и что вошло в их сознание, подтолкнуть других к узнаванию нового. Главным результатом своей деятельности как учителя считаю следующее: 1) формирование учащихся работать: находить и читать лингвистическую литературу, создавать текст и редактировать его, обобщать исследование, выступать перед аудиторией; 2) положительная мотивация школьников на изучение русского языка и литературы, следствием чего является развитие языковой личности учащегося; 3) помощь учащимся в выборе профессии.