"Отсутствие активного отдыха - причина многих болезней" (из опыта работы учителя физкультуры Малашкина С.Н.)

Автор: Малашкин Сергей Николаевич
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ "Хужирская СОШ"
Населённый пункт: п. Хужир, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Отсутствие активного отдыха - причина многих болезней" (из опыта работы учителя физкультуры Малашкина С.Н.)
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Отсутствие активного отдыха – причина многих болезней (Из опыта работы учителя физкультуры МБОУ «Хужирская средняя общеобразовательная школа» Ольхонского района) Малашкин С.Н. Главная задача любого детского учреждения состоит в том, чтобы решать задачи образования, обеспечивая сохранение здоровья детей. Эту задачу современная школа, к сожалению, не выполняет. Рост уровня детской заболеваемости по различным видам болезней составил 200-700%. Причин этого много. Среди них – недостаточное понимание педагогами характера влияния учебного процесса на здоровье детей, их валеологическая неграмотность. Причиной многих заболеваний учащихся является недостаток их двигательной активности – гиподинамия. Резкий спад в двигательной активности ребенка происходит с его приходом в школу. Движения ребенка ограничены не только во время уроков, но и на переменах (короткие перемены, стесненные условия коридора, холод на улице). По данным санитарной медицины, с приходом в школу двигательная активность детей уменьшается как минимум в 2 раза. К этому следует прибавить длительное сидение за выполнением домашних заданий, за телевизором, за компьютером. Ограниченность движений ребенка в сочетании с напряженной умственной работой приводит к его быстрой утомляемости и в конечном счете способствует развитию заболеваний нервной, сердечно-сосудистой системы, ухудшению зрения. Уже в начальной школе у многих детей обнаруживается нарушение осанки, искривление позвоночника, что в дальнейшем может привести к сколиозу и другим серьезным заболеваниям. Какой же следует сделать вывод? Уменьшить учебную нагрузку учитель не в силах: есть учебные программы, которые нужно выполнять. Значит, надо думать над тем, как увеличить двигательную активность детей, организовать их активный отдых в середине учебного процесса. В нашей школе, где серьезно работают над проблемой здоровья детей, учебный год поделен на 5 четвертей. Длинная третья четверть поделена: в конце февраля имеются промежуточные каникулы. Дети не переутомляются, могут активно отдохнуть, отключившись от учебного процесса. В результате такого отдыха работоспособность детей меняется: дети начинают процесс как бы заново. Оставшееся время учебы проходит без особого напряжения. Повышается успеваемость. В обычных школах двигательная активность детей ограничивается уроками физкультуры, кроме тех, кто посещает различные секции. Я веду в школе «спортивные игры» или «час здоровья», как мы его называем. Причем занятия проводятся с учетом интереса детей. Например, сегодня играем в волейбол, на следующем занятии все могут заняться фитнесом или просто сделать пробежку по нашей школьной тропе, состоящей из 7 станций, собрать мусор, совместив тем самым полезное с приятным. За счет такого часа здоровья недельная нагрузка двигательной активности увеличивается в 2-2,5 раза.
Все мы знаем и много говорим о пользе утренней зарядки. Но по данным опроса, проведенного лет 5 назад на общешкольном родительском собрании, зарядку делали лишь 3% от числа опрашиваемых. Мы ввели утреннюю зарядку, которую перед первым уроком в 5-11 классах проводит физорг, в начальных классах – учитель. Это дало нам ряд преимуществ: уменьшились опоздания на урок, ведь надо прийти заранее, подготовиться к уроку. Дети, которые еще «не проснулись», после зарядки становятся бодрее, соответственно лучше работают. Я как учитель физкультуры, прежде всего заинтересованный вопросом сохранения здоровья детей, понимаю, что такая работа не должна носить разовый кампанейский характер, здоровье детей должно стать объектом постоянной заботы и внимания всего педколлектива. В начале учебного года после медицинского осмотра детей администрацией школы совместно с медработником составляется полная картина состояния здоровья всех детей в каждом классе и по всем видам болезней. Зная состояние здоровья каждого школьника, администрация школы, медработники и родители могут своевременно проводить профилактические мероприятия. Забота о здоровье детей у нас в школе органически сочетается с заботой о здоровье учителя. Час здоровья для учащихся стал отличным часом здоровья и для всех членов педколлектива и техработников. Чего же мы добились, повысив двигательную активность детей? 1. Снижается утомляемость детей и повышается их работоспособность. 2. Уровень заболеваемости детей ниже на 5-7%, чем в районе. Заболеваемость детей по отдельным видам болезней держится примерно на одном уровне (хронический тонзиллит – 4,2%, нервные болезни – 1,2%, сердечно-сосудистые – 0,8%, миопия (близорукость) – 4,1%, искривление осанки – 2,1%, плоскостопие – 1%) 3. Выросли спортивные показатели школы. На сегодняшний день актуально для каждой школы понять, что здоровьесберегающая технология учебного процесса – это активизация двигательной активности. Без этого ничто не поможет сохранить здоровье школьника.