"Отсутствие активного отдыха - причина многих болезней" (из опыта работы учителя физкультуры Малашкина С.Н.)
Автор: Малашкин Сергей Николаевич Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ "Хужирская СОШ"
Населённый пункт: п. Хужир, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Отсутствие активного отдыха - причина многих болезней" (из опыта работы учителя физкультуры Малашкина С.Н.)
Отсутствие активного отдыха – причина многих болезней
(Из опыта работы учителя физкультуры МБОУ «Хужирская средняя общеобразовательная
школа» Ольхонского района)
Малашкин С.Н.
Главная задача любого детского учреждения состоит в том, чтобы решать задачи
образования, обеспечивая сохранение здоровья детей. Эту задачу современная школа, к
сожалению, не выполняет. Рост уровня детской заболеваемости по различным видам
болезней составил 200-700%. Причин этого много. Среди них – недостаточное понимание
педагогами характера влияния учебного процесса на здоровье детей, их валеологическая
неграмотность.
Причиной многих заболеваний учащихся является недостаток их двигательной
активности – гиподинамия. Резкий спад в двигательной активности ребенка происходит с
его приходом в школу. Движения ребенка ограничены не только во время уроков, но и на
переменах (короткие перемены, стесненные условия коридора, холод на улице). По
данным санитарной медицины, с приходом в школу двигательная активность детей
уменьшается как минимум в 2 раза. К этому следует прибавить длительное сидение за
выполнением домашних заданий, за телевизором, за компьютером.
Ограниченность движений ребенка в сочетании с напряженной умственной
работой приводит к его быстрой утомляемости и в конечном счете способствует развитию
заболеваний нервной, сердечно-сосудистой системы, ухудшению зрения. Уже в начальной
школе у многих детей обнаруживается нарушение осанки, искривление позвоночника, что
в дальнейшем может привести к сколиозу и другим серьезным заболеваниям. Какой же
следует сделать вывод? Уменьшить учебную нагрузку учитель не в силах: есть учебные
программы, которые нужно выполнять. Значит, надо думать над тем, как увеличить
двигательную активность детей, организовать их активный отдых в середине учебного
процесса.
В нашей школе, где серьезно работают над проблемой здоровья детей, учебный год
поделен на 5 четвертей. Длинная третья четверть поделена: в конце февраля имеются
промежуточные каникулы. Дети не переутомляются, могут активно отдохнуть,
отключившись от учебного процесса. В результате такого отдыха работоспособность
детей меняется: дети начинают процесс как бы заново. Оставшееся время учебы проходит
без особого напряжения. Повышается успеваемость.
В обычных школах двигательная активность детей ограничивается уроками
физкультуры, кроме тех, кто посещает различные секции. Я веду в школе «спортивные
игры» или «час здоровья», как мы его называем. Причем занятия проводятся с учетом
интереса детей. Например, сегодня играем в волейбол, на следующем занятии все могут
заняться фитнесом или просто сделать пробежку по нашей школьной тропе, состоящей из
7 станций, собрать мусор, совместив тем самым полезное с приятным. За счет такого часа
здоровья недельная нагрузка двигательной активности увеличивается в 2-2,5 раза.
Все мы знаем и много говорим о пользе утренней зарядки. Но по данным опроса,
проведенного лет 5 назад на общешкольном родительском собрании, зарядку делали лишь
3% от числа опрашиваемых. Мы ввели утреннюю зарядку, которую перед первым уроком
в 5-11 классах проводит физорг, в начальных классах – учитель. Это дало нам ряд
преимуществ: уменьшились опоздания на урок, ведь надо прийти заранее, подготовиться к
уроку. Дети, которые еще «не проснулись», после зарядки становятся бодрее,
соответственно лучше работают.
Я как учитель физкультуры, прежде всего заинтересованный вопросом сохранения
здоровья детей, понимаю, что такая работа не должна носить разовый кампанейский
характер, здоровье детей должно стать объектом постоянной заботы и внимания всего
педколлектива.
В начале учебного года после медицинского осмотра детей администрацией школы
совместно с медработником составляется полная картина состояния здоровья всех детей в
каждом классе и по всем видам болезней. Зная состояние здоровья каждого школьника,
администрация школы, медработники и родители могут своевременно проводить
профилактические мероприятия.
Забота о здоровье детей у нас в школе органически сочетается с заботой о здоровье
учителя. Час здоровья для учащихся стал отличным часом здоровья и для всех членов
педколлектива и техработников.
Чего же мы добились, повысив двигательную активность детей?
1.
Снижается утомляемость детей и повышается их работоспособность.
2.
Уровень заболеваемости детей ниже на 5-7%, чем в районе. Заболеваемость
детей по отдельным видам болезней держится примерно на одном уровне
(хронический тонзиллит – 4,2%, нервные болезни – 1,2%, сердечно-сосудистые
– 0,8%, миопия (близорукость) – 4,1%, искривление осанки – 2,1%,
плоскостопие – 1%)
3.
Выросли спортивные показатели школы.
На сегодняшний день актуально для каждой школы понять, что
здоровьесберегающая технология учебного процесса – это активизация двигательной
активности. Без этого ничто не поможет сохранить здоровье школьника.