Автор: Смагина Анна Владимировна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБ НОУ "Лицей №111"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Живые Следы Памяти"
МБ НОУ «Лицей №111»
Кемеровская обл., г. Новокузнецк
МАСТЕР-КЛАСС
ЖИВЫЕ СЛЕДЫ ПАМЯТИ
Занятие по программе
«Пути выращивания письменно - речевой деятельности»
2 класс
Смагина Анна Владимировна
учитель начальных классов
Данное занятие – реализация курса «Пути выращивания письменно-
речевой деятельности», составленного
в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования
на основе программы В. Г. Ниорадзе «
Пути
выращивания письменно-речевой деятельности», которая является частью
учебно-методического комплекса для обучения учащихся I -
IV классов по
системе «Школа Жизни», разработанной почетным академиком РАО Шалвой
Александровичем Амонашвили.
Программа данного курса
представляет систему
нравственно-
воспитательных занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Программа реализована в рамках
духовно-нравственного направления
«Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом
ООП МБ НОУ «Лицей №111».
Лейтмотивом для всей работы стало высказывание Д.С. ЛИХАЧЁВА
« Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как
вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который
зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так
интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно».
«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов.
Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины
между собой и одинаковы для всех народов. Ложь – зло для всех.
Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.
В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для
детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование
путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он
испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в
целом…..». (Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»)
Я познакомилась с уроками выращивания письменноречевой
деятельности Валерии Гивиевны Ниорадзе. Результатом стали уроки,
интересные для меня и для детей. Мне близко в этой системе отношение к
ребенку, сам путь, которым учитель ведет ребенка к успеху, устремление
понять душу ребёнка, признать, что ребёнок – носитель огромных творческих
возможностей; необходимость помочь открыть эти знания, совместное
добывание знаний, взаимообогащение «сюрпризами», приносящие радость.
В основу этих занятий положено высказывание Святого Антония
«Господь дотоле хранит твою душу, доколе ты хранишь свой язык».
Вот пример одного из таких уроков, проведённых в своём классе. Этот
урок создаёт условия для творческого импульса в ребёнке.
Ход урока
С добрым утором, с добрым утром
Солнце в класс к нам войдёт.
Добрым делом, славным делом
Встретим солнца восход.
С добрым утором, с добрым утром
Мы друг другу говорим.
Рады встретиться мы снова,
Руки все соединим.
С добрым утором, с добрым утром!
Будем вместе мы читать,
И считать, и сказки слушать,
И друг другу помогать!
-Молодцы! Хорошо настроились. Нам сегодня понадобится хорошее
настроение и ваш оптимизм.
-А мне необходима ваша помощь и поддержка.
- Предлагаю работу сегодня организовать следующим образом.
План урока:
1. Наша тема и беседа вокруг неё.
2. Мы умеем размышлять.
3. Обогащение речи, чувств.
4. Чтение легенды.
5. Сюрприз учителя.
6. Пишем свой рассказ.
7. Подведение итога.
- Согласны? Тогда приступим.
1. Наша тема и беседа вокруг неё.
Цель: Определение главного слова на уроке.
В.А.Сухомлинский так подчеркивал важность внимательного отношения
к слову: «В начальных классах, уже с первых шагов обучения наиболее
важным элементом знаний становится СЛОВО, точнее, реальный,
окружающий мир, выражающийся в слове, которое открывается перед
ребёнком новыми, совершенно не знакомыми ему до поступления в школу,
гранями…»
- Главное Слово нашего урока спряталось в ребусе:
С+ ЛЁД
Ё=Е
-Кто разгадал? Что это за слово? (ответы детей).
-Расскажите, что вы знаете об этом слове.
2. Мы умеем размышлять.
«Если понятия, в которых Истина, превратятся в пустой звук, то
оскудеет смысл жизни, жизнь потеряет смысл». Эти слова Ш.А.
Амонашвили побуждают учителя пересмотреть, увидеть, для себя
открыть сутевое значение глубинных понятий.
-Сегодня я предлагаю вам по-другому «взглянуть» на слово «След».
-Как вы считаете, с каким из слов «СЛЕД» сегодня мы будем сочетать:
Отпечаток
Рисунок
Память
-Приведите свои примеры.
(Я видел
отпечатки следов на снегу.
Рисунок
заячьих следов был очень запутанным.)
-А может ли слово «СЛЕД» сочетаться со словом «ПАМЯТЬ»?
(Саша: «От его слов у меня остался на сердце след»).
-Ты хочешь сказать, что следы можно оставить в сердце? А какие?
Тёплые
Обидные
Добрые
Холодные
Нежные
Рубцы
Смелые
Ласковые
-А какие следы остались в вашей памяти?
(примеры детей: смелые –кто-то
оставил след памяти, спасая твою жизнь ).
-Каким вы запомнили человека, оставившего этот след?
-Подумайте, что же может оставлять СЛЕДЫ ПАМЯТИ?
(слова, поступки,
поведение: добрые слова – нежный, тёплый след; злые слова и поступки –
рубцы, холодный след).
-А каких следов в вашем сердце осталось больше? Как вы думаете, почему?
-Скажите, а вы когда-нибудь оставляли СЛЕДЫ ПАМЯТИ? (Ответы детей:
когда мы шли на параде «Бессмертный полк»; когда я навещала свою
больную подругу; кода помогала маме ).
-Я так порадовалась, мне тепло стало на душе от ваших слов.
-Ребята, как вы думаете, чтобы оставлять следы, нужно специально
настраиваться: «Я сегодня должен оставить хороший след», или это
происходит как-то по-другому?
3. Обогащение речи, чувств
Наше слово имеет сильное значение для ребёнка и воздействует на его
духовный мир. Как отмечает В.А.Сухомлинский: «В школе должна быть,
прежде всего, высокая речевая культура, должна царить атмосфера
большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно
звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом,
как фальшивая нота для человека, обладающего высоким музыкальным
слухом. Следует посоветовать учителю: воспитывайте у детей чуткость к
эмоциональной окраске слова. Добивайтесь, чтобы слово звучало для
ученика, как музыка! Образно говоря, ученик должен стать музыкантом
слова, дорожить его правильностью, чистотой, красотой».
-Предлагаю поиграть в следопытов наших слов. Ведь часто мы видим след,
но не замечаем того, куда он нас может привести. Так и слова, звучат, а вот
какой след оставляют…..
-Я подобрала несколько слов. Попробуйте оценить их эмоциональную
окраску. Поставьте знак «+», если слово имеет положительную окраску, и «-»
-если отрицательную. Приведите примеры.
-
НАСЛЕДИТЬ
СЛЕДЯЩИЙ
-
+,-
ПРОСЛЕДИТЬ
СЛЕДОК
-,+
+
НАСЛЕДНИК
НАСЛЕДИЕ
+
+
РАССЛЕДОВАТЬ
ПОСЛЕДОВАТЕЛ
Ь
+
+
СЛЕДОПЫТ
ПРЕСЛЕДОВАТЬ
-
-Какой вывод мы можем сделать?
(Само слово может нести как
положительную, так и отрицательную нагрузку).
-Так и следы бывают разными.
4.
Слушаем легенду.
-Послушайте одну легенду из истории Древней Греции.
Некто Герострат, желая обессмертить свое имя, в 356 до н. э. поджег в
греческом городе Эфес храм Артемиды Эфесской, который выгорел дотла.
Суд приговорил Герострата к смерти и, главное, к забвению — имя
поджигателя было запрещено и писать, и произносить. Но древнегреческий
историк Феокомп (IV в. до н. э.), рассказавший о преступлении Герострата,
сохранил для потомков и его имя. Позднее труды Феокомпа, сохранившиеся в
отрывках, стали основой для работы позднейших историков, также
рассказывавших о поджоге храма Артемиды и соответственно о самом
преступнике. Таким образом, Герострат добился своего: приобрел
бессмертную, пусть и позорную, славу — славу Герострата.
Его
преступление обычно считают особо тяжким потому, что он поджег одно
из прекраснейших архитектурных сооружений античности, бывшее якобы
одним из семи чудес света. Но это неверно: «чудом света» назвали новый
храм Артемиды Эфесской, который жители этого города построили на
месте, где стоял храм, сожженный Геростратом. Иносказательно: слава,
равная вечному позору; постыдная известность человека, который
прославился только путем разрушения того, что создано другими (неодобр.,
презрит.). Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях
— «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры
Герострата».
-А как этот рассказ связан с нашим главным словом?
-Давайте порассуждаем, а зачем человеку становится важным оставлять
следы?
Оставляя следы в Душе, в Сердце, мы оставляем память о себе.
Другие люди своими поступками оставляют у нас в сердце память.
Мы становимся лучше, если оставляем добрые следы.
Важно оставлять следы не только для своего Сердца.
Из добрых следов складывается путь к своему Храму.
-Посмотрите, какие Великие Следы оставили известные художники,
скульпторы, архитекторы. (презентация).
-Расскажите об одном из словосочетаний с помощью одного, предложения.
Каким количеством слов мы можем заполнить предложение? (Записать на
доске).
…… ЖИВЫЕ СЛЕДЫ……..
(Возможный набросок предложения:
Каждый человек с доброй душой и
горячим Сердцем оставляет самые светлые Живые Следы в своём Храме и в
Сердцах других людей для того, чтобы вспоминать, чтобы в тебя верили и
помогали стремиться к лучшему.)
-Какое красивое предложение у вас получилось.
5.
Сюрприз учителя.
Должен привести детей в чувство радости, восторга, наполнить урок
красивыми образами, чтобы устремить детей к высоким мыслям, о
которых писал В.А. Сухомлинский.
-Переходим к следующей части нашего урока, что мы сейчас должны делать?
-При подготовке к занятию, мне повстречалась картина известного философа,
писателя, художника Н.К.Рериха «Знаки» (1924)
-Какие чувства она у вас вызвала?
-Расскажите, что вы увидели?
- А как она сочетается с нашим главным словом? (Человек вернулся к своим
следам, чтобы ему стало так же хорошо, как было тогда, когда он оставил
эти следы).
-Как вы думаете, что Великий Учитель оставил нам?
6.
Пишем свой рассказ.
- Какие слова открылись нам по–новому?
-Напишите, создайте свой рассказ о том, что узнали на занятии.
Слушание рассказов.
ЖИВЫЕ СЛЕДЫ ПАМЯТИ
Бедарева Василиса
О «Следах» я узнала на занятиях в школе. Следы, это те следы, которые
мы оставляем, пока идём к своему Храму. Доброе, весёлое дело сделал –
хороший, тёплый след оставил, злое дело сделал – большой, плохой след
оставил. Надо помнить, что твои «следы» остаются у людей в душе, в сердце,
в памяти. По оставленным «следам,» мы судим о человеке, и мы оставляем
«следы», для того, чтобы люди узнавали нас.
Следы оставлять важно, потому что люди должны знать, кто ты такой.
Хотела бы оставлять только хорошие следы.
Кочадзе Екатерина
На занятиях в школе мы говорили о слове «след». Я всегда думала, что
следы остаются только от ног, но это оказалось не так. На самом деле следы
оставляют слова, поступки, поведение, которые остаются в душе. И
происходит это само собой.
Эти следы бываю добрые, тёплые, смелые, злые, тёмные. Например,
моя подруга Катя заболела, я её пришла навестить. Думаю, что о себе
оставила хороший след. Или про злой след – это когда я с кем-нибудь
поссорилась.
И ещё хотела сказать очень важное: человек не может жить без Живых
Следов Памяти, если человек не оставляет следов, то он не существует.
Каретникова Марина
Я хочу вам рассказать, что следы есть у всех, но человек сам не может
сказать какие следы он оставляет у других людей. Слова, жесты, поступки
человека, этим ты можешь приласкать или обидеть человека и не заметить
этого. А люди заметят и будут говорить про тебя. Следы, которые ты
оставляешь, важны, чтобы люди помнили тебя и, чтобы была вера в людях.
Филиппова Дана
Живые следы памяти – мир самой Души. Все следы остаются в Храме
нашей души. Когда сделаешь что-то хорошее для человека, для мира, то
получается, что делаешь это для себя, для своего Духа. Ведь тогда внутри
наступает умиротворение.
7.
Подведение итогов.
Про картину "Знаки Христа" 1924г.
В своих экспедиционных дневниках Н.К.Рерих сообщает, что в
предгорьях Гималаев они столкнулись со сказанием о пребывании Христа.
"Впоследствии мы убедились, насколько по Индии, Ладакху и Центральной
Азии распостранена легенда о пребывании в этих местах Христа во время
его долговременного отсутствия, указанного в Писаниях". Рериха удивило,
что буддисты в своих горных монастырях сохраняют высокий и близкий
всем народам облик Христа. "И не диво, что учения Христа и Будды сводят
все народы в одну семью, но диво то, что светлая идея общины выражена
так ясно..."
Картина была создана на основе записей Елены Ивановны Рерих.
Художник изобразил на ней Христа, сидящего на холме и смотрящего на
пески, залитые луною. Далеко внизу виднеются холмы, подернутые
ночной
синевой. "И взяв бамбуковую трость, он очертил квадрат вокруг отпечатка
Его следа, прибавив: "Истинно говорю - ногою человеческою", потом
отпечатав ладонь, также заключил ее в квадрат: "Истинно - рукою
человеческою". Между квадратами он начертил подобие колонны и покрыл
как бы полусферой. Он говорил: "О, как Аум проникает в сознание
человеческое!" "Вот Я сделал пестик и над ним дугу, и заложил основание на
четыре стороны. Когда ногами и руками человеческими будет построен
Храм, где процветет заложенный мною пестик, пусть моим путем пройдут
строители. Почему ждем пути, когда он перед нами?" И встав, тростью
смешал начертанное. "Когда имя Христа произнесено будет, тогда
выступит начертание. Запомнив мое созвездие, квадрат и девять звезд
засияют над Храмом. Знаки ступни и руки будут начертаны над Камнем
краеугольным. Так это Сам сказал накануне новолуния. Жар пустыни был
велик".
Скупость изобразительной трактовки сюжета, полное отсутствие
какого-либо намека на "божественность" персонажей героев полотна,
суровая оголенность пустынного пейзажа - все подчеркивает жизненную
важность Завета Христа, выраженного через всем понятные человеческие
символы. Наверное, в назидании все
творить своим трудом заключается
смысл этой загадочной картины."
- Всегда важно помнить, что, идя по жизни, мы своими руками, словами,
ногами оставляем следы в своём Сердце и Сердцах других людей.