"Живые Следы Памяти"

Автор: Смагина Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБ НОУ "Лицей №111"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Живые Следы Памяти"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБ НОУ «Лицей №111» Кемеровская обл., г. Новокузнецк МАСТЕР-КЛАСС ЖИВЫЕ СЛЕДЫ ПАМЯТИ Занятие по программе «Пути выращивания письменно - речевой деятельности» 2 класс Смагина Анна Владимировна учитель начальных классов Данное занятие – реализация курса «Пути выращивания письменно- речевой деятельности», составленного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы В. Г. Ниорадзе « Пути выращивания письменно-речевой деятельности», которая является частью учебно-методического комплекса для обучения учащихся I - IV классов по системе «Школа Жизни», разработанной почетным академиком РАО Шалвой Александровичем Амонашвили. Программа данного курса представляет систему
нравственно-

воспитательных занятий
для детей в возрасте от 7 до 11 лет. Программа реализована в рамках духовно-нравственного направления «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом ООП МБ НОУ «Лицей №111». Лейтмотивом для всей работы стало высказывание Д.С. ЛИХАЧЁВА «
Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как

вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который

зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так

интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно».

«По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов. Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро. В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом…..». (Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном») Я познакомилась с уроками выращивания письменноречевой деятельности Валерии Гивиевны Ниорадзе. Результатом стали уроки, интересные для меня и для детей. Мне близко в этой системе отношение к ребенку, сам путь, которым учитель ведет ребенка к успеху, устремление понять душу ребёнка, признать, что ребёнок – носитель огромных творческих возможностей; необходимость помочь открыть эти знания, совместное добывание знаний, взаимообогащение «сюрпризами», приносящие радость. В основу этих занятий положено высказывание Святого Антония «Господь дотоле хранит твою душу, доколе ты хранишь свой язык». Вот пример одного из таких уроков, проведённых в своём классе. Этот урок создаёт условия для творческого импульса в ребёнке.
Ход урока
С добрым утором, с добрым утром Солнце в класс к нам войдёт. Добрым делом, славным делом Встретим солнца восход. С добрым утором, с добрым утром Мы друг другу говорим. Рады встретиться мы снова, Руки все соединим.
С добрым утором, с добрым утром! Будем вместе мы читать, И считать, и сказки слушать, И друг другу помогать! -Молодцы! Хорошо настроились. Нам сегодня понадобится хорошее настроение и ваш оптимизм. -А мне необходима ваша помощь и поддержка. - Предлагаю работу сегодня организовать следующим образом.
План урока:
1. Наша тема и беседа вокруг неё. 2. Мы умеем размышлять. 3. Обогащение речи, чувств. 4. Чтение легенды. 5. Сюрприз учителя. 6. Пишем свой рассказ. 7. Подведение итога. - Согласны? Тогда приступим.
1. Наша тема и беседа вокруг неё.
Цель: Определение главного слова на уроке. В.А.Сухомлинский так подчеркивал важность внимательного отношения к слову: «В начальных классах, уже с первых шагов обучения наиболее важным элементом знаний становится СЛОВО, точнее, реальный, окружающий мир, выражающийся в слове, которое открывается перед ребёнком новыми, совершенно не знакомыми ему до поступления в школу, гранями…»
- Главное Слово нашего урока спряталось в ребусе: С+ ЛЁД Ё=Е -Кто разгадал? Что это за слово? (ответы детей). -Расскажите, что вы знаете об этом слове.
2. Мы умеем размышлять.
«Если понятия, в которых Истина, превратятся в пустой звук, то оскудеет смысл жизни, жизнь потеряет смысл». Эти слова Ш.А. Амонашвили побуждают учителя пересмотреть, увидеть, для себя открыть сутевое значение глубинных понятий. -Сегодня я предлагаю вам по-другому «взглянуть» на слово «След». -Как вы считаете, с каким из слов «СЛЕД» сегодня мы будем сочетать: Отпечаток Рисунок Память -Приведите свои примеры. (Я видел
отпечатки
следов на снегу.
Рисунок
заячьих следов был очень запутанным.) -А может ли слово «СЛЕД» сочетаться со словом «ПАМЯТЬ»? (Саша: «От его слов у меня остался на сердце след»). -Ты хочешь сказать, что следы можно оставить в сердце? А какие? Тёплые Обидные Добрые Холодные Нежные Рубцы Смелые Ласковые -А какие следы остались в вашей памяти? (примеры детей: смелые –кто-то оставил след памяти, спасая твою жизнь ).
-Каким вы запомнили человека, оставившего этот след? -Подумайте, что же может оставлять СЛЕДЫ ПАМЯТИ? (слова, поступки, поведение: добрые слова – нежный, тёплый след; злые слова и поступки – рубцы, холодный след). -А каких следов в вашем сердце осталось больше? Как вы думаете, почему? -Скажите, а вы когда-нибудь оставляли СЛЕДЫ ПАМЯТИ? (Ответы детей: когда мы шли на параде «Бессмертный полк»; когда я навещала свою больную подругу; кода помогала маме ). -Я так порадовалась, мне тепло стало на душе от ваших слов. -Ребята, как вы думаете, чтобы оставлять следы, нужно специально настраиваться: «Я сегодня должен оставить хороший след», или это происходит как-то по-другому?
3. Обогащение речи, чувств
Наше слово имеет сильное значение для ребёнка и воздействует на его духовный мир. Как отмечает В.А.Сухомлинский: «В школе должна быть, прежде всего, высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обладающего высоким музыкальным слухом. Следует посоветовать учителю: воспитывайте у детей чуткость к эмоциональной окраске слова. Добивайтесь, чтобы слово звучало для ученика, как музыка! Образно говоря, ученик должен стать музыкантом слова, дорожить его правильностью, чистотой, красотой». -Предлагаю поиграть в следопытов наших слов. Ведь часто мы видим след, но не замечаем того, куда он нас может привести. Так и слова, звучат, а вот какой след оставляют…..
-Я подобрала несколько слов. Попробуйте оценить их эмоциональную окраску. Поставьте знак «+», если слово имеет положительную окраску, и «-» -если отрицательную. Приведите примеры. - НАСЛЕДИТЬ СЛЕДЯЩИЙ - +,- ПРОСЛЕДИТЬ СЛЕДОК -,+ + НАСЛЕДНИК НАСЛЕДИЕ + + РАССЛЕДОВАТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛ Ь + + СЛЕДОПЫТ ПРЕСЛЕДОВАТЬ - -Какой вывод мы можем сделать? (Само слово может нести как положительную, так и отрицательную нагрузку). -Так и следы бывают разными.
4.

Слушаем легенду.
-Послушайте одну легенду из истории Древней Греции. Некто Герострат, желая обессмертить свое имя, в 356 до н. э. поджег в греческом городе Эфес храм Артемиды Эфесской, который выгорел дотла. Суд приговорил Герострата к смерти и, главное, к забвению — имя поджигателя было запрещено и писать, и произносить. Но древнегреческий историк Феокомп (IV в. до н. э.), рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков и его имя. Позднее труды Феокомпа, сохранившиеся в отрывках, стали основой для работы позднейших историков, также рассказывавших о поджоге храма Артемиды и соответственно о самом преступнике. Таким образом, Герострат добился своего: приобрел бессмертную, пусть и позорную, славу — славу Герострата. Его преступление обычно считают особо тяжким потому, что он поджег одно из прекраснейших архитектурных сооружений античности, бывшее якобы одним из семи чудес света. Но это неверно: «чудом света» назвали новый храм Артемиды Эфесской, который жители этого города построили на месте, где стоял храм, сожженный Геростратом. Иносказательно: слава, равная вечному позору; постыдная известность человека, который
прославился только путем разрушения того, что создано другими (неодобр., презрит.). Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях — «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата». -А как этот рассказ связан с нашим главным словом? -Давайте порассуждаем, а зачем человеку становится важным оставлять следы?  Оставляя следы в Душе, в Сердце, мы оставляем память о себе. Другие люди своими поступками оставляют у нас в сердце память.  Мы становимся лучше, если оставляем добрые следы.  Важно оставлять следы не только для своего Сердца.  Из добрых следов складывается путь к своему Храму. -Посмотрите, какие Великие Следы оставили известные художники, скульпторы, архитекторы.
(презентация).
-Расскажите об одном из словосочетаний с помощью одного, предложения. Каким количеством слов мы можем заполнить предложение? (Записать на доске). …… ЖИВЫЕ СЛЕДЫ…….. (Возможный набросок предложения: Каждый человек с доброй душой и горячим Сердцем оставляет самые светлые Живые Следы в своём Храме и в Сердцах других людей для того, чтобы вспоминать, чтобы в тебя верили и помогали стремиться к лучшему.) -Какое красивое предложение у вас получилось.
5.

Сюрприз учителя.
Должен привести детей в чувство радости, восторга, наполнить урок красивыми образами, чтобы устремить детей к высоким мыслям, о которых писал В.А. Сухомлинский. -Переходим к следующей части нашего урока, что мы сейчас должны делать?
-При подготовке к занятию, мне повстречалась картина известного философа, писателя, художника Н.К.Рериха «Знаки» (1924) -Какие чувства она у вас вызвала? -Расскажите, что вы увидели? - А как она сочетается с нашим главным словом? (Человек вернулся к своим следам, чтобы ему стало так же хорошо, как было тогда, когда он оставил эти следы). -Как вы думаете, что Великий Учитель оставил нам?
6.

Пишем свой рассказ.

-
Какие слова открылись нам по–новому? -Напишите, создайте свой рассказ о том, что узнали на занятии. Слушание рассказов. ЖИВЫЕ СЛЕДЫ ПАМЯТИ
Бедарева Василиса

О «Следах» я узнала на занятиях в школе. Следы, это те следы, которые мы оставляем, пока идём к своему Храму. Доброе, весёлое дело сделал – хороший, тёплый след оставил, злое дело сделал – большой, плохой след оставил. Надо помнить, что твои «следы» остаются у людей в душе, в сердце, в памяти. По оставленным «следам,» мы судим о человеке, и мы оставляем «следы», для того, чтобы люди узнавали нас. Следы оставлять важно, потому что люди должны знать, кто ты такой. Хотела бы оставлять только хорошие следы.
Кочадзе Екатерина
На занятиях в школе мы говорили о слове «след». Я всегда думала, что следы остаются только от ног, но это оказалось не так. На самом деле следы оставляют слова, поступки, поведение, которые остаются в душе. И происходит это само собой. Эти следы бываю добрые, тёплые, смелые, злые, тёмные. Например, моя подруга Катя заболела, я её пришла навестить. Думаю, что о себе оставила хороший след. Или про злой след – это когда я с кем-нибудь поссорилась. И ещё хотела сказать очень важное: человек не может жить без Живых Следов Памяти, если человек не оставляет следов, то он не существует.
Каретникова Марина
Я хочу вам рассказать, что следы есть у всех, но человек сам не может сказать какие следы он оставляет у других людей. Слова, жесты, поступки человека, этим ты можешь приласкать или обидеть человека и не заметить
этого. А люди заметят и будут говорить про тебя. Следы, которые ты оставляешь, важны, чтобы люди помнили тебя и, чтобы была вера в людях.
Филиппова Дана
Живые следы памяти – мир самой Души. Все следы остаются в Храме нашей души. Когда сделаешь что-то хорошее для человека, для мира, то получается, что делаешь это для себя, для своего Духа. Ведь тогда внутри наступает умиротворение.
7.

Подведение итогов.
Про картину "Знаки Христа" 1924г. В своих экспедиционных дневниках Н.К.Рерих сообщает, что в предгорьях Гималаев они столкнулись со сказанием о пребывании Христа. "Впоследствии мы убедились, насколько по Индии, Ладакху и Центральной Азии распостранена легенда о пребывании в этих местах Христа во время его долговременного отсутствия, указанного в Писаниях". Рериха удивило, что буддисты в своих горных монастырях сохраняют высокий и близкий всем народам облик Христа. "И не диво, что учения Христа и Будды сводят все народы в одну семью, но диво то, что светлая идея общины выражена так ясно..." Картина была создана на основе записей Елены Ивановны Рерих. Художник изобразил на ней Христа, сидящего на холме и смотрящего на пески, залитые луною. Далеко внизу виднеются холмы, подернутые ночной синевой. "И взяв бамбуковую трость, он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: "Истинно говорю - ногою человеческою", потом отпечатав ладонь, также заключил ее в квадрат: "Истинно - рукою человеческою". Между квадратами он начертил подобие колонны и покрыл как бы полусферой. Он говорил: "О, как Аум проникает в сознание человеческое!" "Вот Я сделал пестик и над ним дугу, и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами и руками человеческими будет построен
Храм, где процветет заложенный мною пестик, пусть моим путем пройдут строители. Почему ждем пути, когда он перед нами?" И встав, тростью смешал начертанное. "Когда имя Христа произнесено будет, тогда выступит начертание. Запомнив мое созвездие, квадрат и девять звезд засияют над Храмом. Знаки ступни и руки будут начертаны над Камнем краеугольным. Так это Сам сказал накануне новолуния. Жар пустыни был велик". Скупость изобразительной трактовки сюжета, полное отсутствие какого-либо намека на "божественность" персонажей героев полотна, суровая оголенность пустынного пейзажа - все подчеркивает жизненную важность Завета Христа, выраженного через всем понятные человеческие символы. Наверное, в назидании все творить своим трудом заключается смысл этой загадочной картины." - Всегда важно помнить, что, идя по жизни, мы своими руками, словами, ногами оставляем следы в своём Сердце и Сердцах других людей.