Автор: Морскова Наталья Алексеевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ республики Марий Эл "Марийский радиомеханический техникум"
Населённый пункт: город Йошкар- Ола, республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Система подготовки к олимпиадам по иностранному языку
Система подготовки к олимпиадам по иностранному языку
Морскова Наталья Алексеевна
Преподаватель иностранных языков
Марийского радиомеханического техникума
Олимпиады осуществляют поиск юных талантов, определяют наиболее
подготовленных, одаренных учащихся, проявивших особый интерес к изучаемому
предмету. Значит, участие в олимпиаде по английскому языку стимулируют углубленное
изучение предмета, служит развитию интереса к английскому языку.
Для начала давайте рассмотрим структуру и характер олимпиадных заданий.
Для
обеспечения
комплексного
характера
проверки
уровня
коммуникативной
компетенции учеников все олимпиады проводятся по пяти конкурсам:
-конкурс понимания устной речи (Listening)
-конкурс понимания письменной речи (Reading)
-лексико-грамматический тест (Use of English)
-конкурс письменной речи (Writing)
-конкурс устной речи (Speaking)
Общие трудности при выполнении заданий на олимпиаде.
- трудности, обусловленные условиями аудирования (внешние шумы, помехи, акустика,
видимое наличие или отсутствие собеседника);
- трудности, обусловленные индивидуальными особенностями говорящего (возраст, пол,
образование, дефекты речи собеседника);
- трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаего материала
(использование большого количества незнакомой лексики, идиом, разговорных формул и
т.д.)
Общие рекомендации к выполнению заданий олимпиады:
1. Внимательно читать инструкции и формулировки заданий.
2. Быстро проработать самые лёгкие задания, после чего переходить к более трудным.
3. Обязательно выполнить все задания.
4. Не тратить попусту время на очень сложные вопросы. Если вам кажется , что один из
двух ответов – правильный, выберите его и идите дальше
5. Иногда вы не знаете ответ, но у вас есть необъяснимое чувство, что один из
предполагаемых вариантов правильный. Это и есть интуиция. Проверьте, как она работает
Существует система упражнений, которая направлена на развитие навыков
аудирования.
1.Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение
считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения.
2.Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать
аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование - аудирование на
узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.
3.Упражнения на тренировку памяти.
-Согласиться или опровергнуть утверждение. Ответить на вопросы. Такое аудирование
называется подготовленным;
-Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом;
-Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же
последовательности;
-Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;
-Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной
теме.
C
истема упражнений, которая направлена на развитие навыков чтения.
1.В процессе подготовки к олимпиаде читайте больше газет, журнальных,
энциклопедических статей на английском языке.
2.Необходимо давать учащимся установку. Работая с разделом Reading, рекомендуется
читайте сначала сами вопросы, а не тексты. Так вы начнете читать текст уже с
пониманием того, на что нужно обратить внимание и какую информацию искать.
3. Объясните учащимся, что в текстах для чтения всегда содержится определённый
процент незнакомых слов, поэтому необходимо:
-Игнорировать неизвестные слова, если они не мешают выполнить поставленную
задачу
-Вычленять смысловую информацию
-Работать по ключевым словам
-Интерпретировать и трансформировать текст
4. При выполнении заданий пытайтесь угадать значение неизвестных слов из контекста.
Если это сделать не удаётся, воспользуйтесь словарём.
5. Найдите по одному синониму и антониму к каждому слову. Выпишите из словаря
соответствующие предложения, выучите их наизусть.
C
истема упражнений, которая направлена на развитие навыков выполнения
лексико- грамматического теста
1. Прочитайте предложение, которое необходимо дополнить.
2. Обязательно читайте все варианты ответов A, B, C, D. Может оказаться, что более чем
один вариант содержит необходимую структуру. Определите эти два варианта. Сравните
и выберите наиболее подходящий.
3. Расходуйте время с умом. Не пытайтесь отыскать ошибки в самих вариантах ответов.
Обычно все варианты сами по себе грамматически правильные. Однако лишь один
вариант является верным в контексте данного предложения.
4. В олимпиадных заданиях может встретиться незнакомая лексика. Это нормально, и
этого не нужно бояться. Если вы не понимаете одно слово, подумайте: можете ли вы при
этом понять смысл предложения или текста в целом? Часто оказывается, что та часть
выражений, которую вы не знаете, не столь важна для выполнения задания.
5. Не тратьте время на размышления о том, что вы не знаете.
C
истема упражнений, которая направлена на развитие навыков выполнения
письменных заданий
1.Для развития письменной речи нужно много читать, причем лучший эффект можно
получить, если читать специализированные материалы по совершенствованию письма на
английском языке. Например, предлагаю изучать материалы ресурса English Oxford Living
Dictionaries,
Read Write Think или The Easy Essay, где есть четкие инструкции по
написанию каждого мини-раздела сочинения. То есть можно пошагово писать эссе,
тренируясь писать сочинения нужного объема и структуры.
2.Учите особенностям письма. Перед написанием любой работы необходимо определить
стиль изложения мыслей.
3.Перед началом письма важно выделить или подчеркнуть в задании ключевые слова, на
которые стоит обратить особое внимание и понять, кому адресовано данное письмо,
какова цель письменного задания и что оно должно включать.
4.Учите правилам пунктуации и лексическим словосочетаниям, а также определенным
клише.
5.Самый главный совет -
это, конечно, практика. Нужно тренироваться писать на
английском языке как можно чаще и везде: общаться на англоязычных форумах,
оставлять комментарии в соцсетях и к интересным интернет-материалам. Можно читать
новости и статьи интересующей тематики и писать свое мнение, дискутировать с другими
посетителями сайта, высказывая свою точку зрения и аргументировать ее в письменном
виде. Чем больше практиковаться в заданиях раздела Writing, тем лучше. Приучите
учеников писать хотя бы небольшие тексты на английском каждый день.
6.При подготовке к олимпиаде тренируйте выполнять задания на время. На олимпиаде нет
возможности долго обдумывать текст, начать писать по теме нужно довольно быстро.
Дайте 5 минут на планирование в начале работы и оставьте еще 5-10 минут в конце тура
на подсчет слов и проверку написанного.
C
истема упражнений, которая направлена на развитие навыков выполнения
конкурса устной речи:
Что касается самого ответа на олимпиаде, то есть несколько советов:
1. Помнить про жанр: в любом выступлении обязательно должно быть вступление,
привлечение внимания, заключение.
2.
Использовать план, данный в задании, чтобы раскрыть все аспекты, при этом
использовать средства логической связи как мостики-переходы.
3. Слушать собеседника - не задавать вопросы о том, что уже прозвучало.
4. Быть готовым к неожиданным вопросам.
5. Соблюдать нормы вежливости - быть вежливым, взаимодействовать с собеседником.
6. Отрабатывать навыки устной речи систематически на уроках, а не от случая к случаю.
При этом использовать соответствующие данной ситуации речевые конструкции.
В заключении хочется отметить, что подготовка к выполнению олимпиадных заданий
должна охватывать все аспекты речевой деятельности и вестись систематически, причем
не только на уроках, но и самостоятельно дома. Для того, чтобы преуспеть, нужно изучить
наиболее часто встречающиеся форматы олимпиадных заданий, варианты работ прошлых
лет. Конечно, точно узнать, какое задание достанется на туре, невозможно до самой
олимпиады,
однако
отдельные
типы
заданий
встречаются
из
года
в
год,
от
муниципального этапа до заключительного. Многие из них аналогичны заданиям
международных языковых экзаменов: FCE, CAE, TOEFL, IELTS. Если разобраться с
ними, прочитать специальную литературу и проделать множество упражнений, то на
самой олимпиаде получится сэкономить время, решать задания спокойно и быстро.