Авторы: Сухова Яна Геннадьевна, Петрова Светлана Кузьминична Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Аист"
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Музейная педагогика"
Я. Г. Сухова, С.К. Петрова - воспитатели
МБДОУ «Детский сад «Аист»
г. Новый Уренгой ЯНАО
Музейная педагогика.
В век инноваций и компьютерных технологий люди совсем стали
забывать о старом способе знакомства с прошлым – музеями. На
сегодняшний день становится наиболее популярным использование музейной
педагогики в детских садах, школах.
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно
связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение,
история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и России она
зародилась более 100 лет назад, сам термин, «Музейная педагогика» начал
употребляться в нашей стране только в 70-е годы.
Сегодня в нашу педагогическую практику начинает прочно входить
многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников
образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина
на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как
образовательную систему, то есть она способна решать образовательную,
развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.
Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться
предметным миром. Познание осуществляется путем накопления
чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания
и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные.
Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно
новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог
встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет
кругозор, представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся
к более раннему приобщению детей к музею.
Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить,
образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является
эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не
секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью.
Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой
словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и
поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.
Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило,
чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости,
особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных предметов
следует ограничивать, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».
В условиях ДОУ невозможно создать экспозиции, соответствующие
требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-
музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для
которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную
ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей
среды – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют
свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома
экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-
музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день,
самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В
обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец
экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и
дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы
педагога, воспитанников и их семей.