"Психолого-педагогическая работа по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО"

Автор: Туйкина Людмила Саитьяновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №8 "Гвоздичка"
Населённый пункт: г.Янаул, Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогическая работа по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Психолого-педагогическая работа по

творческому развитию детей

старшего дошкольного возраста в

условиях ДОО

Выполнила:

Воспитатель

Туйкина

Людмила

Саитьяновна

МАДОУ ДС № 8

«Гвоздичка» г.Янаул

Башкортостан


Психолого-педагогическая работа по творческому развитию детей

старшего дошкольного возраста в условиях ДОО
Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. В это время у детей появляются такие психические новообразования, которые позволяют судить о норме или отклонениях в психическом развития. Так, результатом преодоления кризиса 3-х лет, становится появление инициативности, стремления к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать различные социальные роли, у него развивается фундамент самосознания – самооценка, он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как человека: доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и другие. Дошкольный возраст принято считать классическим возрастом игры, игра становится ведущим видом деятельности ,в этот период происходит расцвет сюжетно-ролевой игры, в которой формируются все психические процессы: память, мышление, воображение, внимание и др. Первые теории детской игры связывают с периодом XIX в., этой проблемой занимались такие мыслители как Ф. Шиллер, Г.Спенсер, В Вундт, Ж. Пиаже, в отечественной психологии: Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер и дригие. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко формируется знаковая функция сознания ребенка. В игровой деятельности дошкольник замещает предметы, берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности. В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие деятельности (они воспроизводят сцены из семейного быта, из взаимоотношений взрослых и т.д.). Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Дети младшего дошкольного возраста имеют ограниченное число сюжетов, т.к. сфера их
деятельности ограничена, у детей же более старшего возраста, сюжеты игр гораздо разнообразнее. В процессе игры дети знакомятся с правилами взаимоотношений между людьми, поведения в социуме и учатся строить свое поведение в соответствии с ними. Если дети 3-5 лет во время игры основное внимание уделяют атрибутам роли, то дети старшего дошкольного возраста очень ревностно относятся к выполнению правил (исполняя в игре правила общественного поведения, дети фокусируют внимание на том, что "бывает"). Игры-соревнования, для детей дошкольного возраста становятся наиболее интересными, т.к. эффект выигрыша к 5-7 годам является важным элементом игры. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей мотивация достижения успеха, элементы самооценки. Важное место в старшем дошкольном возрасте занимает конструктивная игра, которая в этот период начинает превращаться в трудовую деятельность (ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту, социально значимое). В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление, появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображения и представления, ребенок получает представление о своих возможностях, продолжает формироваться его самоощущение себя в социуме, его самооценка. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению. При использовании творческих заданий важно учитывать следующие дидактические принципы: 1. Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы. 2. Принцип открытости. Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения. 3. Принцип деятельности. Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности. 4. Принцип обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала. 5. Принцип интеграции. Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний. 6. Принцип личностной ориентации. Каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности. Формы, методы работы Средством педагогического воздействия на развитие творческого мышления дошкольников является система творческих заданий. Позиция педагога-психолога – недириктивная, побуждающая детей к активности, свободе самовыражения. Основные формы работы с воспитанниками: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность, мозговой штурм. Важно использовать в своей работе с детьми по развитию творческого мышления игры, творческие задания, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым и наглядным наполнением. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Импровизациидают представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей.
Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Творческая продуктивная деятельность позволяет не только развивать образное мышление, мелкую моторику, но является средством закрепления полученных знаний. В качестве педагогических условий развития творческих способностей можно выделить: учет психолого-возрастных особенностей детей, обеспечение творческого развития на занятиях по развитию речи, реализация педагогом личностно-ориентированного образования, создание эмоционального психологического комфорта, сочетание репродуктивной с продуктивной деятельностью ребенка, разработка системы дидактических средств (креативность педагога, система технических средств обучения, система упражнений, направленных на развитие творческих способностей через активизацию словаря). Условия, необходимые для возникновения творчества: 1. Условия, пробуждающие к творческой деятельности (потребности, мотивы, склонности, взаимодействия, эмоции). 2. Условия, обеспечивающие творческую деятельность (способности, волевые черты личности). 3. Условия, стимулирующие творческую деятельность. 4. Условия, развивающие творческую деятельность: — творческая, познавательная активность, — креативность личности педагога, — эмоциональный комфорт, — развивающая среда. Мы рассматриваем развивающую среду как комплекс психолого- педагогических условий развития творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Среди них можно выделить следующие: 1. Образовательное пространство: система занятий по развитию вербального творчества, способность к диалектичному мышлению педагога, ориентация на зону ближайшего развития детей, создание условий
и средств организации обучения и развития, технология обучения: мето ды и приемы, формы, средства обучения; проблемность обучения, система упражнений, активизирующих речевое и творческое развитие, наблюдение за окружающим миром. 2. Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми. 3. Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития. 4. Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр. 5. Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности. Педагогические системы по развитию творческих способностей детей базируются на основе следующих принципов: 1. Принцип наглядности. Творческое мышление и речь дошкольника во многом развиваются на наглядной основе. Поэтому в исследовательских ситуациях желательно использовать различные конкретные предметы, названия которых должен знать ребенок: игрушки, рисунки, картины. 2. Принцип творческого сотрудничества. Работа по развитию творческих способностей будет успешной только в том случае, если педагог найдет подход к ребенку. Необходимо, чтобы дошкольник выполнял задания без всякого принуждения и даже с удовольствием. Поэтому большую роль играет личность педагога, его способность к творческому саморазвитию. 3. Заинтересованность ребенка в выполнении творческих заданий. Внимание дошкольника не может долго задерживаться на одном и том же предмете, событии, явлении. Это внимание нужно поддерживать любыми способами, вызывая интерес дошкольника к выполняемому заданию.
4. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Каждый ребенок имеет индивидуально-возрастные особенности своего как физического, так и умственного развития. Педагог должен учитывать степень утомляемости, уровень умственного развития, особенности характера каждого ребенка. 5. Установка на творческое выполнение задания. Ребенку дают понять, что он будет выполнять предлагаемое ему задание совершенно самостоятельно, без подсказки. Сам должен решить, как ему лучше ответить на вопросы. Он совершенно свободен в выборе способов выполнения задания. В последнее время выдвигаются новые, нетрадиционные принципы обучения: — интенсификации и оптимизации учебного процесса; — компьютеризации учебного процесса; — сотрудничества и партнерства, разумного сочетания коллективного и индивидуального творчества на учебном занятии; — лингво-педагогической целесообразности; — учета актуального, ближайшего перспективного развития обучаемого; — создания благоприятного психологического и морального микроклимата на учебном занятии; — дифференцированного подхода к обучаемым. Дидактические принципы (общие и частные) определяют выбор методов и приемов обучения. Л. Ю. Субботина, рассматривая базовые положения, определяющие деятельность педагога по развитию творческих способностей, предложи ла следующие принципы: 1. Прежде, чем приступать к развитию творческих способностей, следует сформировать речевые и мыслительные навыки. 2. В центре внимания должно быть овладение смысловыми понятиями. 3. Стимулировать разные виды активности (познавательную, коммуникативную, творческую активность и самостоятельность). 4. Создавать проблемные ситуации.
5. Процесс развития творческих способностей происходит в связи с общим развитием содержания детской деятельности, в единстве репродуктивной и продуктивной деятельности. На занятиях в условиях ДОО необходимо использовать продуманную и эффективную систему творческих заданий, ориентированную на развитие творческих способностей детей.