Игра "Счастливый случай"

Автор: Малашина Мария Петровна
Должность: преподаватель анатомии
Учебное заведение: ГБПОУ "Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"
Населённый пункт: город Лукоянов, Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка обобщающего урока по Анатомии
Тема: Игра "Счастливый случай"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетноеобразовательное учреждение среднего профессионального образования "
Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького
"
(ГБОУ СПО ЛПК)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (С использованием игровой технологии) Повторительно-обобщающий урок по теме «Общая анатомия внутренних органов» (Игра «Счастливый случай») Составитель: Малашина М.П
.,
преподаватель естественных дисциплин г. Лукоянов 2014год
Цели: 1.Обобщить знания по темам: «Строение пищеварительной, дыхательной, мочеполовой системы» 2.Активизировать мыслительную деятельность обучающихся в процессе игры. 3.Воспитывать интерес к предмету. Оборудование: 1.Таблицы 2.Карточки 3.Секундомер 4.Табло 5.Бочонки лото 6.Музыкальное сопровождение. Литература: 1.Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека 2.Боярова О.В. С головы до пят 3.Сергеева Б.Ф Занимательная физиология 4.Загадки, пословицы, поговорки.
План занятия
1.Представление команд 2.1 гейм «Дальше, дальше» 3.2 гейм «Заморочки из бочки» 4.3 гейм «Ты мне я тебе» 5.4 гейм «Темная лошадка» 6.5 гейм «Гонка за лидером» 7.Вывод по уроку

Ход занятия
Звучит музыка игры «Счастливый случай»
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости и болельщики. Сегодня мы с вами собрались на игру «Счастливый случай». Мир вокруг человека очень сложен и внутри человеческого тела все устроено не просто. Кости и мышцы, волосы и ногти, работа мозга и оптические иллюзии – это целый мир и во все разобраться ничуть не легче, чем в движениях планет.Если мы лучше узнаем себя, то легче будет понять и других. Насколько хорошо команды познают самих себя, как им удается разобраться в процессах происходящих внутри нас, мы и увидим в процессе игры. Для познания командам предложены строение органов пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем, их функции и проекция органов на поверхность тела.
1.
Представление команд. В игре участвует первая команда – 4 человека, их девиз: «Мы нефроны, части водопровода, выводим грязь»
2.

1 гейм «Дальше, дальше»
За 1 минуту задаются 18 вопросов, участники дают ответ при правильном ответе на табло высвечивается очко. Если команда не знает ответа, то говорит «дальше». 1.Секрет выделяемый железой в кровь (гормон) 2.Полый орган (трубка) 3.Структурная единица легких(ацинус) 4.Образование сжимающее отверстие полых органов (сфинктер) 5.Серозная оболочка легких (плевра) 6.Структурная единица печени(долька) 7.Полость внутри зуба (пульпа) 8.Вход в глотку из ротовой полости (зев) 9.Структурная единица почек(нефрон) 10.Вздутия толстой кишки(гофры) 11.Самый большой резервуар почки(лоханка) 12.Пузырьки легких(альвеолы) 13.Собственная оболочка почки (фасция) 14.Обратное всасывание (реабсорбция) 15.Выходное отверстие желудка(привратник) 16.Жировая оболочка, покрывающая органы брюшной полости (сальник)
17.Неполые органы (паренхиматозные) 18.Оболочка, прикрепляющая органы брюшной полости (связка) Представляем вторую команду – участвуют 4 человека, их девиз «Мы ацинусы-части пористой губки, очищаем воздух» Задаются те же вопросы для второй команды. Сейчас мы увидим результаты 1 гейма на табло. Со счетом лидирует команда (объявляется счет и лидирующая команда) Музыкальная пауза, ассистент объявляет название 2 гейма
2 гейм «Заморочки из бочки»
Ассистент предлагает вытащить «заморочку» - вопрос под номером
№1
Выберите правильные ответы и зашифруйте их. На размышление 1 минута 1.Пищевод 1.Вырабатывает желчь 2.Рот 2.Перемешивает пищу 3.Гортань 3.Проводит воздух 4.Двеннадцатиперстная кишка 4.Скапливает мочу 5.Толстая кишка 5.Согревает воздух 6.Нос 6.Склеивает остатки пищи 7.Лоханка7.Расщепляет пишу 8.Трахея 8.Помогает говорить 9.Желудок9.Размельчает пишу 10.Печень10.Проводит пищевой комок
Дешифратор: 1-10;2-9;3-8;4-7;5-6;6-5;7-4;8-3;9-2;10-1.

№ 2
Выберите правильные ответы и зашифруйте их. На размышление 1 минута
1.Пищеварительная1.Выстилает орган изнутри 2.Дыхательная2.Осуществляет передвижение 3.Мочевая 3.Образует сжиматель 4.Половая4.Осуществляет газообмен 5.Серозная5.Воспроизведение себе подобных 6.Мышечная 6.Выделяет секрет в полость 7.Слизистая 7.Выводит ядовитые продукты 8.Эндокринная8.Уменьшает трение 9.Экзокринная9.Обеспечивает питательными веществами 10.Круговой10.Выделяет секрет в кровь
Дешифратор:1-9;2-4;3-7;4-5;5-8;6-2;7-1;8-10;9-6;10-3.

№ 3
Камешки в птичьих желудках вещь обыденная. Что же заставляет птиц глотать камни? На размышление 30 секунд (У птиц нет зубов, камешки помогают перетереть пищу)

4 Данный вопрос «Счастливый случай» команда ответившая на вопрос получает 2 очка и начинает новый гейм первой. Когда ставят пищу на сковородке, то что не посредственно касается её стенок, поджаривается быстрее, это понятно, ведь стенки сковородки много горячее, чем остальная пища. Но почему стенка кишечника ускоряет пищеварение, она же совсем не горячая? На размышление 1 минута (Слизистая оболочка кишечника имеет железы выделяющие ферменты, они усиливают переваривание)
№ 5
. Повсюду в нашем организме спрятаны маленькие органы – работяги. Без них мы бы не смогли прожевать и проглотить пищу, они охраняют вход в организм от врагов, заставляют его быстрее расти. На размышление 30 секунд. (Железы)

№ 6.
Хороший скульптор утверждает, чтобы высечь фигуру надо удалить её лишнее. А что лишнего удаляют у человека? На размышление 30 секунд. (Аппендикс, миндалины) За каждый правильный ответ 1 очко, если команда не отвечает, право ответа передается противоположной команде, затем командам болельщиков, которые тоже могут принести победное очко команде Время на размышление указано. В конце подводятся итоги Музыкальная пауза. Ассистенты поднимают табличку с названием нового гейма.
3 гейм – «Ты мне я тебе
» Игру начинает «счастливая» команда. Игроки задают друг другу вопрос, за каждый правильный ответ – очко, если не отвечает команда, могут ответить болельщики и принести команде победное очко. Время на размышление 30 секунд Вопросы команды «Ацинусы» - Назвать проекцию внутренних органов, показать её и рассказать о строении 1)Гортани 2)Почек 3)Желудка 4)Глотки Рассказать о строении структурной единицы почек. Вопросы команды «Нефроны» -Назвать проекцию внутренних органов, показать её и рассказать о строении 1)Пищевода 2)Легких 3)Печени 4) Мочевого пузыря Рассказать о строении структурной единицы легких.
4 гейм «Темная лошадка»

Представление ведущего. Задаются вопросы и загадки сначала одной команде, затем другой. Если не отвечает команда, вопрос передается в зал. Предложение командам самим загадать загадку и присудить дополнительное очко. Счетчики высвечивают очко.
Вопросы «Темной лошадки»
1. О какой важной части тела говорят, что это одновременно и флирт, и печка, и сторожевой пост? (нос) 2. Какой орган называют складом и диспетчером? (печень) 3. У чурочки две печурочки(нос) 4. Под небом дощечка не сохнет, не мокнет, не куржавеет (язык) 5. Белые силачи, рубят калачи Красный говорун подкладывает (язык, зубы) 6. Стоят вилы, на вилах грабли Над граблями ревун Над ревуном сапун Над сопуном глядун Над глядуном поле А за полем дремучий лес (человек) 7. Один болтун, другой свистун Третий едун Два брата видака Да два слышака Два бегуна Дав брата ухвата (человек) 8. Плосконька досочка По краям обшивочка А в середке дырочка (ухо) 9. Скок да скок, за решеткой зверек Что ты знал, обо всем рассказал.(язык)
10. За стеной костяной соловейко поет. (язык)
5 гейм «Гонка за лидером» или 2 минуты
Параллельно и одновременно зачитываются вопросы обеим командам, кто отвечает правильно- очко. Счётчики высвечивают на табло. 1. Органы расположения брюшной полости (внутренние) 2. Хрящ, закрывающий вход в гортань при глотании (надгортанник) 3. Система органов, снабжающая организм кислородом (дыхательная) 4. Орган, вырабатывающий сперматозоиды (яичко) 5. Какой орган имеет форму боба (почка) 6. Хрящ, образующий основание гортани (перстневидный) 7. Система органов. Выделение продукты переработки в жидком виде (мочевая) 8. Орган, в который выходят протоки желчного пузыря и поджелудочной железы (двенадцатиперстная кишка) 9. Орган, через который проходит и пища, и воздух (глотка) 10. Какой процесс мочеобразования происходит в капсуле (фильтрация) 11. Какой орган имеет форму конус (легкое) 12. Область проекции кишечника на поверхности тела (пупочная) 13. Часть зуба под десной (коронка) 14. Орган, выводящий мочу из почек ( мочеточник) 15. В каком органе развивается оплодотворенное яйцо (матка) 16. Какая из почек находится ниже другой (правая) 17. Строительный материал зуба (дентин) 18. Как называется фильтр крови, содержащий воду и все вещества плазмы (первичная моча) 19. Самый крупный хрящ гортани (щитовидный) 20. Орган, проводящий воздух от трахей к легким (бронхи) Подведение итогов. Команде победительнице – приз.

Карточки с заданиями для команд
Задание 1 Выберите правильные ответы и зашифруйте их. На размышление 1 минута 1.Пищевод 1.Вырабатывает желчь 2.Рот 2.Перемешивает пищу 3.Гортань 3.Проводит воздух 4.Двеннадцатиперстная кишка 4.Скапливает мочу 5.Толстая кишка 5.Согревает воздух 6.Нос 6.Склеивает остатки пищи 7.Лоханка 7.Расщепляет пишу 8.Трахея 8.Помогает говорить 9.Желудок 9.Размельчает пишу 10.Печень 10.Проводит пищевой комок Задание 2 Выберите правильные ответы и зашифруйте их. На размышление 1 минута 1.Пищеварительная1.Выстилает орган изнутри 2.Дыхательная2.Осуществляет передвижение 3.Мочевая 3.Образует сжиматель 4.Половая4.Осуществляет газообмен 5.Серозная 5.Воспроизведение себе подобных 6.Мышечная 6.Выделяет секрет в полость 7.Слизистая 7.Выводит ядовитые продукты 8.Эндокринная8.Уменьшает трение 9.Экзокринная 9.Обеспечивает питательными веществами 10.Круговой 10.Выделяет секрет в кровь

№ 3
Камешки в птичьих желудках вещь обыденная. Что же заставляет птиц глотать камни? На размышление 30 секунд

4 Данный вопрос «Счастливый случай» команда ответившая на вопрос получает 2 очка и начинает новый гейм первой. Когда ставят пищу на сковородке, то что не посредственно касается её стенок, поджаривается быстрее, это понятно, ведь стенки сковородки много горячее, чем остальная пища. Но почему стенка кишечника ускоряет пищеварение, она же совсем не горячая? На размышление 1 минута
№ 5
. Повсюду в нашем организме спрятаны маленькие органы – работяги. Без них мы бы не смогли прожевать и проглотить пищу, они охраняют вход в организм от врагов, заставляют его быстрее расти. На размышление 30 секунд.
№ 6.
Хороший скульптор утверждает, чтобы высечь фигуру надо удалить её лишнее. А что лишнего удаляют у человека? На размышление 30 секунд.
Вопросы команды «Ацинусы»
- Назвать проекцию внутренних органов, показать её и рассказать о строении 1)Гортани 2)Почек 3)Желудка 4)Глотки Рассказать о строении структурной единицы почек
Вопросы команды «Нефроны»

-Назвать проекцию внутренних органов, показать её и рассказать о строении 1)Пищевода 2)Легких 3)Печени 4) Мочевого пузыря Рассказать о строении структурной единицы легких
Вопросы «Темной лошадки»
1. О какой важной части тела говорят, что это одновременно и флирт, и печка, и сторожевой пост? (нос) . Под небом дощечка не сохнет, не мокнет, не куржавеет (язык) 2. Какой орган называют складом и диспетчером? ( печень) 3. У чурочки две печурочки( нос) 5. Белые силачи, рубят калачи Красный говорун подкладывает ( язык, зубы) 6. Стоят вилы, на вилах грабли Над граблями ревунНад ревуном сапун Над сапуном глядун Над глядуном поле А за полем дремучий лес (человек) 7. Скок да скок, за решеткой зверек Что ты знал, обо всем рассказал.(язык) 8. Плосконькадосочка По краям обшивочка А в середке дырочка (ухо) 9. За стеной костяной соловейко поет.(язык) 10. Один болтун, другой свистун Третий едун Два брата видака Да два слышака
Два бегуна Два брата ухвата (человек) Подведение итогов игры