Напоминание

Внеурочная деятельность

Автор: Ситникова Ирина Васильевна
Должность: преподаватель естественнонаучных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Муромский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Муром
Наименование материала: ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Управляй и реализуй себя"
Тема: Внеурочная деятельность







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«

Управляй и реализуй себя

»

Пояснительная записка

Юношеский возраст - это возраст перехода к самостоятельной жизни, к

взрослому существованию, этап формирования собственного мировоззрения и

самосознания, этап принятия ответственных решений.

Общество

нуждается

в

высокообразованных,

инициативных

и

предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше

общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую

духовную культуру.

Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной

технологии — педагогики требований, основанных на внешней мотивации

деятельности учащихся, на принуждении. В новой технологии ставка делается на

внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные

потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению,

самоопределению и самоуправлению.

Этому способствует курс « Управляй собой и реализуй себя».

Данный курс научит вас регулировать свои отношения с окружающими,

уменьшать

тревожность,

снимать

стрессовые

состояния,

повысит

веру

в

собственные возможности. Каждый из вас сможет стать психотерапевтом для

себя, научившись по собственной воле восстанавливать силы после напряженного

умственного или физического труда. А также поможет вам, будущим выпускникам,

подготовиться

к

важнейшим

проблемам,

которые

поставит

перед

вами

самостоятельная

жизнь.

Вы

ознакомитесь

с

основными

способами

самоопределения, разработки своих целей жизни, поиска своего счастья, своего

дела, своего пути в жизни, узнаете, как обрести уверенность в своих силах,

уберечься от опасностей.

Цель курса – создание условий для формирования человека, способного к

самовоспитанию

и

саморазвитию,

обладающего

зрелым

уровнем

самосовершенствования.

Предметные задачи:

сформировать системообразующую теоретическую базу по теме курс

Метапредметные задачи:

сознательное управление учащимися своим развитием;

направить процесс самовоспитания, саморазвития;

помочь воспитанникам осознать и принять цели и содержание школьного

обучения и воспитания;

Личностные задачи:

организовать рефлексивную деятельность ребенка, приводящую к появлению

микро- и макропрограмм работы над собой.

познакомить с практическими приемами методами своего духовного и

физического развития, совершенствования.

В содержании курс опирается на следующие положения:

• Ориентация на возрастные особенности школьников.

• Ориентация на общечеловеческие нравственные ценности.

• Удовлетворение всех потребностей духовного развития личности.

• Системный подход.

• Амбивалентный подход.

• Психологизация процесса обучения (диагностика психических качеств,

рефлексивный психоанализ).

• Принцип доминантности.

В методах преподавания:

Ученик – субъект, а не объект процесса обучения.

Обучение приоритетно по отношению к развитию.

Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью

СУМ (самоутверждающие механизмы личности).

В

школьном

периоде

жизни

активно

проявляют

себя

и

требуют

удовлетворения

все

потребности

духовного

развития

ребёнка:

самопознания,

самовоспитания,

самоутверждения,

самоопределения,

самообразования,

саморегуляции,

самореализации.

Место курса в учебном плане

В курсе в систематизированном виде излагаются знания о человеческой

личности, отношениях людей друг с другом и обществом, об общечеловеческих

ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности – о многом, что необходимо

развивающемуся человеку, но чего нет в учебном плане и программах массовой

школы.

Согласно

годового

календарного

графика

данная

рабочая

программа

рассчитана на следующее количество часов: в классе – комплекте 10 –11 - 33 ч.

Календарно - тематическое планирование курса « Управляй собой и

реализуй себя»

Тема

Распределение

времени

1.

Семь ваших «Я»

2.

Умейте властвовать собой

3.

Психологический автопилот

4.

Подавление «строптивых» эмоций

5.

Берегите нервы

6.

Хозяин своего поведения. Мысли

управляют мыслями

7.

Самоуправление в конфликте

8.

Защита от манипуляций

9.

Надо ли подавлять эмоции?

10.

Релаксация. Саморегуляция в любви.

11.

Спасательный круг юмора

12.

Энергетическая саморегуляция

13.

Аутогенная тренировка. Медитация

14.

Гармония физического и психического

15.

Путь к космическому сознанию

16.

Живая Этика

17.

Осуществить себя

18.

Вечные вопросы жизни

19.

Счастье

20.

Каждый сам кузнец

21.

У начал семьи. Законы сохранения

22.

Будущим родителям о будущих детях

23.

От самоопределения к самоорганизации.

Карьера.

24.

Бизнес

25.

Подготовка к рынку. Рынок труда

26.

Мотивация достижения. Тренинг

мотивации достижения

27.

Свобода и ответственность. Среди законов

28.

Священный долг

29.

Вера и суеверия

30.

Жизнь без розовых очков

31.

Ваше здоровье, господа!

32.

К своей социальной зрелости

33.

Эскиз будущей жизни

Содержание курса по теме «Управляй собой»

I. Внешняя саморегуляция: создание и управление своим внешним обликом

и поведением. Поведение в обществе данной культуры. Знание этикета, овладение

мимическими и пантомимическими умениями (управление телом). Искусство

общения, искусство играть заданную роль в обществе, строить свои отношения с

окружающими.

II.

Внутренняя

саморегуляция:

управление

физическим

состоянием,

эмоциями, сознанием. Классические формы управления физическим состоянием:

профилактика

здоровья,

гигиена

тела,

занятия

физкультурой

и

спортом,

закаливание организма, физический труд, режим труда и отдыха, полноценное

питание. Контроль за своими потребностями.

Эмоциональная

саморегуляция.

Самоконтроль,

самообладание.

Способы

угашения отрицательных эмоций: страха, тревожности, ненависти, обиды, боли,

стыда, зависти. Самовнушение. Аутогенная тренировка. Достижение согласия с

самим собой.

Психологическая самозащита.

Классические формы воздействия на работу своего сознания. Развитие

памяти, воображения, логических и творческих интеллектуальных способностей.

Взаимосвязь физической, эмоциональной и умственной саморегуляции.

Релаксация.

Доминантное поведение и деятельность. Законы доминанты по А.А.

Ухтомскому. Доминанта на саморегуляцию и самосовершенствование. Вера в себя.

III. Саморегуляция и самосовершенствование в различных философских

системах.

Йога

как система саморегуляции физического состояния и сознания,

дисциплина тела и ума. Йоговское понимание смысла жизни и места человека во

Вселенной. Карма и создающие её силы: мысли, страсти и поступки.

Медитация

как методика формирования доминанты на психическое и

умственное самосовершенствование и саморегуляцию.

Примеры практических занятий:

• упражнение «Осознание собственной индивидуальности»;

• упражнение «Развитие внимания и памяти»;

• релаксация;

• упражнения Йоги;

• определение знака и интенсивности космической энергетики человека;

• разбор социально-педагогических задач-проб;

• сочинения на основе самонаблюдений и наблюдений за окружающими.

Содержание курса по теме «Реализуй себя» (самореализация)

I. Жизненные пути и основные сферы самореализации личности. Проблема

смысла жизни и счастья, составляющие счастья. Пять источников несчастий

человеческого «Я»; как их избежать.

II. Путь к счастью в личной жизни. Любовь и расчёт в личных отношениях.

Проблема одиночества.

Этика и психология семейной жизни. Права и обязанности супругов.

Качества, необходимые для семейной жизни.

Подготовка себя к роли родителей. Дети – плод любви. Семейное воспитание.

Семья С.Т. Аксакова. Воспитание в семье Б.П. и Л.А. Никитиных.

III. Подготовка себя к трудовой (деловой) карьере.

От самоопределения к самореализации. Образование и специальность: выбор

цели и пути её достижения. Карьера. Хотеть, уметь, мочь.

Свобода и ответственность. Закон. Честолюбие и тщеславие.

IV. Подготовка к рыночным социальным отношениям.

Частная собственность как фундамент свободы и рынка. Деньги и товар.

Предпринимательство и бизнес. Доходы и налоги. Конкуренция и банкротство.

Работа и безработица. Воспитание в себе честности, умений делового общения,

предприимчивости, практицизма.

V. Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде.

Подготовка себя к психологической самозащите.

Основы безопасности жизнедеятельности. Оружие самообороны и правовые

основы его применения. Меры против обмана, шантажа, рэкета. Поведение при

взаимодействии с органами правопорядка. Экологическая безопасность.

VI. Дальнейшее жизненное самосовершенствование

.

Самосовершенствование — правильное использование опыта жизни и знание

своих

возможностей.

Расширение

своего

самосознания.

Восхождение

к

индивидуальности.

VII. Заключение: выбор жизненной стратегии.

Примеры практических занятий:

• подготовка и самостоятельное проведение урока в среднем звене;

• деловые игры;

• разбор социально-педагогических задач-проб;

• тренинг мотивации достижения;

• сочинения и творческие работы по человековедческим проблемам.

Учебно-методическая литература

1.

Селевко Г.К., Назаровой И.Г., Левиной О.Г. Управляй собой. М.:

Народное образование, 2001. Серия «Самосовершенствование личности».

2.

Селевко Г.К., Назаровой И.Г., Левиной О.Г. Реализуй себя. М.:

Народное образование, 2001. Серия «Самосовершенствование личности».