Автор: Думчева Мария Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Московский колледж архитектуры и градостроительства
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образовательная игра "Дай слово"
Интеллектуальная игра «Дай слово».
Дата проведения:
Класс:
Преподаватель:
Цель: привлечь внимание обучающихся к изучению русского языка, формировать умение
пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества.
Задачи:
обучающие : повторить и закрепить знания обучающихся по темам, изученным ранее;
развивающие: сформировать навыки по практическому решению поставленных задач,
способствовать развитию речи, мышления, памяти, творческой активности;
воспитывающие : развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на
вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Семен Данилов
Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 8 человек. Они должны
приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 3 тура-раунда. В каждом
раунде будет разыгрываться 10 вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл. Время на
обсуждение вопроса – 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая
большее количество баллов во всех турах.
Ход игры
I. Вступление
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодняшнюю встречу мы посвящаем его величеству –
Русскому языку, нам с вами предстоит сегодня поучаствовать в интеллектуальной игре
Брейн- ринг.
- Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?
Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это наш родной язык – мы на нем говорим,
читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Но хорошо ли мы
его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях? Вы скажете,
что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще
великий поэт А.С. Пушкин считал, что ошибка – обычное дело в русской речи. Он даже
подтвердил это в своих стихах, сказав:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил.
Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество
ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка.
А теперь проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Сегодня в нашей игре
принимают участие 2 команды: команда «Всезнайки» и команда «Эрудиты». Это
сильнейшие представители 8-11 классов – знатоки русского языка. Слово «брейн» в
переводе с английского означает «мозг, ум», и на интеллектуальном ринге сегодня
состязание лучших умов, знатоков русского языка.
Правила игры:
проводем 9 туров-раунда;
в каждом раунде будет разыгрываться вопросы и даваться задания, каждый
правильный ответ – 1 балл;
время на обсуждение вопроса – 30 секунд; выполнения задания 1 минута.
до истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднимает
сигнальную карточку и сообщает, кто ответит на этот вопрос;
если у игрока нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде
– 10 секунд;
после истечения времени команда должна дать ответ;
если и эта команда дает неправильный ответ, то тогда могут отвечать зрители.
победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов
во всех турах;
призовой фонд: вручение грамот.
1 раунд «Вопросы на логическое мышление»
1. Как известно, все исконно-русские женские имена оканчиваются либо на “а”, либо на
''я” : Анна, Мария…. Назовите одно-единственное женское имя , которое не оканчивается
ни на “а”, ни на ''я”.(Любовь)
2. (Мера веса, равная 16 кг) + (новогоднее дерево) = порода собаки.(Пуд -Ель)
3. (Любимое слово вороны) + (главная карта в колоде) = головной убор . (кар -туз)
4. (Наказание) + (неглубокое место) = сорт конфет (кара -мель)
5. (Алкогольный напиток) + (атмосферные осадки) = фрукт . (вино -град)
6. В кармане у моего приятеля бикфордов шнур , на одном конце огонь , а на другом –
дурак.(Сигарета)
7. Название какого домашнего животного состоит из 2-х противоположных друг другу
предлогов.(к -от)
8. Назовите три единственных исконно-русских существительных , которые
заканчиваются на - со (Мясо ,колесо ,просо)
9. Немецкая пословица гласит :”Слишком поздно -есть слишком поздно”, назовите
русскую аналогичную .(Кто не успел- тот опоздал)
10. Аналогичная пословица:” Глядеть как свинья на часовой механизм”, а как она звучит у
нас?(Глядеть как баран на новые ворота)
11. В Японии говорят:” Кто хочет иметь, тот должен копать”.А как говорят у нас?
(Любишь кататься, люби и саночки возить).
12. Французы говорят:” Не стирай свое грязное белье при людях”, назовите русский
аналогичный.( Не выноси сор из избы)
13. Какое русское женское имя означает “людям милая”? ( Людмила)
14. Что можно видеть закрытыми глазами? (Сон)
15. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
16. Какая буква в русском алфавите плачет? (Ы )
17. Чем кончается день и ночь? (Ь)
18. Назовите реку предлог? (По)
19. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (- … “ ” )
20. Перечислите все части речи с примерами?
21. С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получить название дня и ночи? (с- утки)
22. Перечислить по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа,
ни названия дня.(Позавчера ,вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
23. Подберите синонимы: горе- бежать- жара-
веселый- рынок-
24. Назовите фразеологизмы с существительными – глаз, нос, голова.
Какая команда назовет больше?
25. Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
26. Какие два местоимения мешают водителю на дороге? (Я, мы)
27. Назовите пословицы, в которых упоминаются числительные “1” и “7” (Семь раз
отмерь один раз отрежь, Семеро одного не ждут, Один в поле не воин)
2 раунд «Вопросы по грамматике русского языка»
1.Сколько всего знаков препинания в русском языке? (10)
2.Какие буквы не обозначают звуков? (Ъ ,Ь)
3.К какому спряжению относятся глаголы брить, стелить? (к 1 спряжению)
4.Основная единица языка? (слово)
5.Как называются устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы)
6.Сколько букв в русском алфавите? (33)
7.Назовите степени сравнения прилагательных ? (сравнительная, превосходная)
8. Я,ты,он – какой разряд местоимений ? (личные)
9.Последняя буква в алфавите? (я)
10.Какие виды связи слов в словосочетаниях знаете? (согласование,
управление ,примыкание)
11.Что нужно делать с существительными дорога, сера, чтобы превратить их в
прилагательные? (поменять ударение)
12.Какие части речи не изменяются? (наречие и категория состояния)
13.Какая русская буква алфавита всегда стоит под ударением? (ё)
14.Какой падеж существительного не употребляется с предлогами? (именительных падеж)
15.Сколько падежей в русском языке? (6)
16.К какой части речи относятся слова “уж”,замуж”,“невтерпеж”? (наречие)
17.Какие вы знаете типы текстов? (описание, рассуждение, повествование)
3 раунд.
1.Составить предложения из слов, начинающихся на любую согласную букву.
2.Из набора букв слова “демонстрация” составить всевозможные слова.
4 раунд
А сейчас вопросы на смекалку.
1. Что говорят, когда рыба срывается с крючка? Определите часть речи. (Эх! Междометие).
1 балл
2. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «я»? (Австрия). 1 балл
3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не
в свое дело. (Нос). 1 балл
4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их
развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.(Уши). 1 балл
5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда
кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер). 1
балл
6.Есть ли ноги у газеты, книги? ( Есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу, газету вверх
ногами). 1 балл
7. В каком глаголе имеется сто отрицаний? (Стонет). 1балл
5 раунд
Пословицы
Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную
пословицу команда получает 1 балл.
1) что не вырубишь топором? (Что написано пером).
2) чем долг красен? (Платежом).
1) где черти водятся? (В тихом омуте).
2) что любят деньги? (Счет).
1) что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов).
2) в какие сани не следует садиться? (Не в свои).
6 Раунд
Конкурс капитанов
Теперь просим выйти капитанов. Вам предстоит выполнить следующее задание.
Попробуйте произнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Но эта
скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное
задание. На листах написаны скороговорки. Вам предстоит быстро и без ошибок их
прочитать.
1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
2. Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь, не выговоришь.
7 Раунд
Грамматичекая арифметика
Для каждой команды раздается карточка с примерами.
Задание: решите примеры.
Первой команде: Ров + поза = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл
Кипа + сатин = ? музыкант. (Пианистка). 1балл
Тоска + пар + шов = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл
Второй команде: Охра + под = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл
Паста + клин = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл
Лик + пена = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл
8 раунд
Конкурс «Соберите «рассыпанное» предложение».
Объясните его значение.
1.Не, разевай, каравай, на, рот, чужой, а, да, затевай, свой, пораньше, вставай.
2.Не, уже, что, тем, сделал, хвались, сделать, что, а, можешь, тем.
9 раунд
Конкурс «Как об этом говорят?»
Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
1. О том, кто часто меняет свои решения. (У него семь пятниц на неделе). 1балл
2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-
нибудь. (Фома неверующий). 1 балл
3. О кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит). 1 балл
4. О болтливом человеке. (У него язык без костей). 1 балл
5. О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней). 1 балл
6. О ленивом человеке. (Ел да устал, спал да намаялся).1 балл
Подведение итогов, подсчет очков, объявление победителей.
Учитель: Всем спасибо за участие!