"Золотое правило нравственности"

Автор: Конькова Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Золотое правило нравственности"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Цель:
дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали. Оборудование: учебное пособие «Основы светской этики», ЦОР, проектор, компьютер, интерактивная доска. Ход урока
1.Оргмомент.
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. -Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
I. Актуализация знаний.


А) Давайте вспомним тему нашего прошлого урока. О чем мы говорили на прошлом уроке? Проранжируйте признаки нравственного поступка.
Б) Работа с притчей
. «Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу. Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» – Я. – А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же». (По книге «Классическая басня».)
У.: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным. Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей. Д.: И зло обернётся к тебе тоже. Д.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.
У: Выберите пословицу, которая подходит к этой басне.

У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

II. Сообщение нового материала.

У.: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?
Золотая монета, золотая брошь, золотое правило
(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)
У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?
Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.
У.: Да, верно темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое

правило нравственности».

У: Какие задачи мы сегодня поставим на уроке, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем

уроке?

У.: Итак, тема нашего урока «Золотое правило нравственности».

Чтение статьи по учебному пособию на стр. 42–43.

У.:- По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие

пометы:
V «знаю» + «совершенно новая информация» ? «не понял»
Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы.
Обсуждаем.
У.: Почему появилось золотое правило?
Д.: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае. Д.: Как правильно доказать, что я правильно поступил.
У.: Подтвердите ваши мысли цитатой из статьи.

У.: Как и когда появилось это правило?
Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом». Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью». В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
У.: Чему учат эти правила?
Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни. Д.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло. Д.: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.
Д: Учат правильно жить.
У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных

для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым

правилом нравственности. Прочитаем его ещё раз (стр. 42).

У.: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм применения этого

правила? Перечитайте последний абзац статьи
.
Групповая работа (стр. 43).
Алгоритм  Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.  Каково будет мне, если со мной так поступят?  Хочу ли я, чтобы со мной так поступили? Нет. Лучше так не поступать.
У.: Вспомните примеры того, как действует это правило действует в сказках, жизни?

Вспомните примеры того, как действует это правило действует жизни? Можно из своей

жизни или из жизни ваших друзей или знакомых.

Домашнее задание.
Запишите правило в тетради. Задание: Попробуйте придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Итог урока.
Вернуться к задачам урока.
Рефлексия.
На сегодняшнем уроке я: 1. понял, что знаю очень мало; 2. остался доволен результатами своей работы; 3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников; 4. иной ответ.