Автор: Купрюхина Лариса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ КО "Калужская школа-интернат №1"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Презентация
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
«Формирование функциональной грамотности
обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Подготовила учитель русского языка и
литературы
Л.Ю. Купрюхина
ГКОУ КО «Школа-интернат №1»
«Функционально грамотный человек способен использовать все
постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения
и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах деятельности, общения
и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев
лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук
Прием "Напиши письмо литературному герою"
Этот прием позволяет обратиться к персонажу напрямую, проанализировать
его поступок или поступки с точки зрения собственного опыта,
аргументированно высказать свою позицию и предложить иные способы
выхода из сложившейся ситуации.
Главная ценность этого приема заключена в том, что он позволяет увидеть, как
близко ученик пропустил через себя события, насколько он ориентируется в
жизненных ситуациях, реально ли он их оценивает. Данный прием хорошо
применять на заключительных этапах урока или предложить, как домашнее
задание. Я этот прием использовала на уроке литературы в 6 классе на
примере романа А.С. Пушкина "Дубровский".
Задание: придумайте рекламу, используя фразеологизмы
•
Комар носу не подточит. ( реклама средства от комаров)
•
Утрем простуде нос. (реклама противовирусного препарата)
Работа с фразеологическими оборотами на уроках русского языка направлена на обогащение
словарного запаса обучающихся, расширение кругозора, привития чувства любви и уважения
к русскому языку. Использование в речи фразеологизмов способствует развитию чувства
языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной.
Прием "Словарь жаргонных слов". Это задание можно использовать при изучении темы
"Синонимы" в 5 классе.
Ребята, скажите, пожалуйста, используете ли вы жаргонизмы в общении с
одноклассниками? Составьте словарик жаргона вашего класса. Подберите к
каждому жаргонному слову несколько синонимов из литературного языка.
обучающихся
Учащиеся действительно
употребляют жаргонные слова,
чтобы выглядеть «круто» - быть не
такими, как все, утвердиться в среде
сверстников и отличаться от
взрослых. Но при выполнении этого
задания обучающиеся поймут, что
они не являются необходимыми
словами в нашей речи и их можно
заменить.
•
Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в
будущем, какие профессиональные и прикладные навыки
потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной
траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в
будущем мы однозначно можем и должны обучить их
функциональной грамотности.