Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Автор: Купрюхина Лариса Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ КО "Калужская школа-интернат №1"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Презентация
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Формирование функциональной грамотности

обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Подготовила учитель русского языка и

литературы

Л.Ю. Купрюхина

ГКОУ КО «Школа-интернат №1»

«Функционально грамотный человек способен использовать все

постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения

и навыки для решения максимально широкого диапазона

жизненных задач в различных сферах деятельности, общения

и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев

лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук

Прием "Напиши письмо литературному герою"

Этот прием позволяет обратиться к персонажу напрямую, проанализировать

его поступок или поступки с точки зрения собственного опыта,

аргументированно высказать свою позицию и предложить иные способы

выхода из сложившейся ситуации.

Главная ценность этого приема заключена в том, что он позволяет увидеть, как

близко ученик пропустил через себя события, насколько он ориентируется в

жизненных ситуациях, реально ли он их оценивает. Данный прием хорошо

применять на заключительных этапах урока или предложить, как домашнее

задание. Я этот прием использовала на уроке литературы в 6 классе на

примере романа А.С. Пушкина "Дубровский".

Задание: придумайте рекламу, используя фразеологизмы

Комар носу не подточит. ( реклама средства от комаров)

Утрем простуде нос. (реклама противовирусного препарата)

Работа с фразеологическими оборотами на уроках русского языка направлена на обогащение

словарного запаса обучающихся, расширение кругозора, привития чувства любви и уважения

к русскому языку. Использование в речи фразеологизмов способствует развитию чувства

языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной.

Прием "Словарь жаргонных слов". Это задание можно использовать при изучении темы

"Синонимы" в 5 классе.

Ребята, скажите, пожалуйста, используете ли вы жаргонизмы в общении с

одноклассниками? Составьте словарик жаргона вашего класса. Подберите к

каждому жаргонному слову несколько синонимов из литературного языка.

обучающихся

Учащиеся действительно

употребляют жаргонные слова,

чтобы выглядеть «круто» - быть не

такими, как все, утвердиться в среде

сверстников и отличаться от

взрослых. Но при выполнении этого

задания обучающиеся поймут, что

они не являются необходимыми

словами в нашей речи и их можно

заменить.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в

будущем, какие профессиональные и прикладные навыки

потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной

траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в

будущем мы однозначно можем и должны обучить их

функциональной грамотности.