"Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей"

Автор: Пороло Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №5
Населённый пункт: г. Каменск - Шахтинский, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка родительского собрания 3 класс
Тема: "Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Ростовская область город Каменск-Шахтинский муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5 города Каменск - Шахтинского
Тема: «Ответственность родителей за воспитание и

образование своих детей».

3 класс

Цель:
Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи:
Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами. Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание и образование детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.
Форма проведения:
родительский лекторий.
Ход собрания.
Иметь детей - великое счастье. Только дети - не игрушка, не забава, не предмет для развлечения. Это люди, их надо воспитывать. А воспитывать детей очень трудно. Труднее чем писать роман, строить дома, управлять оркестром или плавить сталь. В чём же эти трудности? Они заключаются в том, что все люди разные. Не бывает даже двух одинаковых детей (даже если они близнецы), как нет двух одинаковых листочков на дереве, двух одинаковых рек. Природа не терпит шаблона, стандарта. И это хорошо. Иначе жизнь была бы скучной, однообразной. А поскольку нет одинаковых детей, с одинаковой меркой к ним подходить нельзя. Вот почему воспитывать очень трудно.
В воспитании больше, чем где бы это ни было, нужны воля, ум, терпение, благородство души. Всем родителям надо знать, что воспитание детей – не техническое решето, а сложное искусство, требующее больших и разносторонних знаний. Врач в своей работе руководствуется основным правилом «медицины», он лечит не болезнь, а больного, т.к. каждый болеет по-своему. Таки же правилом должен руководствоваться и родители. Надо воспитывать не поведение и характер вообще, а поведение и характер данного ребёнка. Иногда люди недоумевают, почему в данной семье, где, совершенно одинаково воспитывали двух детей, вырастают разные дети: один - родительское счастье, другой – горе и слёзы. Но ведь в этом вопросе содержится ответ – двух разных людей воспитывали одинаково. В этой семье разные замки пытались открыть одним ключом. А так не бывает. Время, отданное детям, окупится счастливыми судьбами людей. Нельзя никогда забывать, что воспитание детей – не частное дело родителей, а их общественная обязанность. Вот почему говорят, что семья обязана воспитывать, но и учить своих детей. Да и учить! Ваша помощь детям не должна ограничиваться контролем за обучением ребят. Хотя и контроль очень важен. Гораздо важнее другое – широкий и искренний интерес к внутреннему миру ребёнка. Это задушевный разговор с детьми о том новом, что они узнали на уроке, о том, что их удивило, заинтересовало, обрадовало.
Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в

школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только

весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на

которое гораздо большее влияние оказывают время, природа и семейная

жизнь.

К.Д. Ушинский
В любой школе: маленькой или большой; в любом классе: простом или экспериментальном есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически
закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Воспитание и образование детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, к другим людям, то насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф. Странно слышать, когда жалуются: « Ах, мой сын так плохо рассказывает. Читает мало, плохо учится». Какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пустом, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Есть такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор, поиграет в компьютерные игры и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется, это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста, и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал и делал. Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. Школа, семья и ребёнок — это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы призваны вместе решать все проблемы.
Родители учащихся являются участниками образовательных правоотношений. Их правосубъектность в сфере образования определяется Типовым положением об образовательном учреждении; Уставом образовательного учреждения.
Конституция РФ ст. 38 Забота о детях, их воспитание - равное право и

обязанность родителей.
 ОБЯЗЫВАЕТ родителей на заботу о нравственном, духовном и физическом развитии ребенка, до достижения им 18 лет, обязывает способствованию в получении среднего образования, обязывает на защиту прав и интересов ребенка путем его законного представительства и т.д.
Закон ОБ Образовании ст.52
 Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.  Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования. В соответствии с
законом «Об образовании»
, родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (то есть, образования в объеме девяти классов общеобразовательной школы) и создают условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
Обязанности родителей по воспитанию детей
1. Создавать благоприятные условия для полноценного обучения ребёнка.
2. Заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте; 3. Контролировать надлежащее посещение ребёнком образовательного учреждения. 4. Знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости их несовершеннолетних детей. 5. Предпринимать меры по ликвидации их несовершеннолетними детьми имеющихся у них академических задолженностей. 6. Взаимодействовать с образовательным учреждением, в котором обучается их несовершеннолетний ребёнок, в порядке, установленным Уставом соответствующего образовательного учреждения. 7. Заботиться о здоровье детей, физическом, психическом и нравственном развитии, предпринимать меры по реализации потребностей детей в питании, одежде, предметах досуга, отдыхе и лечении. 8. Не допускать жестокого обращения с детьми, наносящее вред психическому или физическому здоровью, оскорбление личности, эксплуатацию, грубое обращение, унижающее человеческое достоинство.
Семейный кодекс РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по

воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. В соответствии
с Конвенцией о правах ребенка
, дети имеют право на особую защиту и помощь. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Создание родителями в семье условий, обеспечивающих достоинство ребенка, является необходимым фактором воспитания ребенка.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение

обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к

различным видам юридической ответственности:
административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»); гражданско – правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации); семейно – правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации); уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)) Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.