"Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС"
Автор: Шишигина Наталия Викторовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ ООШ №2 "Детский сад №2"
Населённый пункт: г.о.Октябрьск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС"
Организация игровой деятельности детей раннего
возраста в соответствии с ФГОС
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает
«полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста),
обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация
Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5
образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных
видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных
механизмах развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие
смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание
образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на
раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций
Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных,
пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для
организации занятий (так называемая совместная деятельность)
либо самостоятельной деятельности
малышей.
Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст —
это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.
Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным
условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных
периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами —
основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка
отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни
ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное
состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется,
радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и
сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет
инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление,
развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно
в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей,
желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами
сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и
эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро
перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять
взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их
деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее
сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело
направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать
самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не
только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности
развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо
сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно:
определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм
воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания
игровой деятельности детей; наконец, большое
значение приобретает вопрос об оборудовании игр в
соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть
организована следующим образом:
1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья
Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк,
медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные
театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и
другие украшения.
2. уголок сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности
предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и
большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с
определенными предметами, обучения культуре общения
3. уголок конструирования
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы
строительного материала.
4. спортивный уголок
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через
них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных
шариков. Спортивный надувной комплекс.
5. уголок изобразительной деятельности
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных
животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки,
фломастеры и «волшебный экран»
6. музыкальный уголок
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен,
барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
7. художественно-речевой уголок
Яркие картинки, книжки.
8. экологический уголок
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.
Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи
следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:
дидактические игры;
сюжетно-ролевые игры;
подвижные игры;
пальчиковые игры;
сюжетное конструирование и др.
Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста
будет включать в себя
такие компоненты как:
планомерное обогащение жизненного опыта детей;
совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта
игровых умений;
своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового
опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на
побуждение и
самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых
сторон жизни.
Список литературы:
1.
Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
2.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
3.
Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
4.
Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
5.
Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
6.
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
7.
Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. -
№4. – с.22.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает
«полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста),
обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация
Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5
образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных
видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных
механизмах развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие
смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание
образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на
раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций
Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных,
пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для
организации занятий (так называемая совместная деятельность)
либо самостоятельной деятельности
малышей.
Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст —
это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.
Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным
условием их полноценного развития.
Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных
периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами —
основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка
отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни
ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное
состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется,
радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и
сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет
инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление,
развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно
в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей,
желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами
сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и
эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро
перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять
взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их
деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее
сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело
направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать
самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не
только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности
развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо
сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно:
определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм
воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания
игровой деятельности детей; наконец, большое
значение приобретает вопрос об оборудовании игр в
соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть
организована следующим образом:
1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья
Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк,
медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные
театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и
другие украшения.
2. уголок сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности
предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и
большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с
определенными предметами, обучения культуре общения
3. уголок конструирования
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы
строительного материала.
4. спортивный уголок
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через
них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных
шариков. Спортивный надувной комплекс.
5. уголок изобразительной деятельности
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных
животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки,
фломастеры и «волшебный экран»
6. музыкальный уголок
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен,
барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.
7. художественно-речевой уголок
Яркие картинки, книжки.
8. экологический уголок
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.
Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи
следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:
дидактические игры;
сюжетно-ролевые игры;
подвижные игры;
пальчиковые игры;
сюжетное конструирование и др.
Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста
будет включать в себя
такие компоненты как:
планомерное обогащение жизненного опыта детей;
совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта
игровых умений;
своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового
опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на
побуждение и
самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых
сторон жизни.
Список литературы:
1.
Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
2.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
3.
Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
4.
Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
5.
Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
6.
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
7.
Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. -
№4.