Напоминание

Благодарим и помним … Посвящается учителю-творцу Стефановой Инне Александровне, преподававшей русский язык и литературу в Кысыл-Сырской средней школе Вилюйского улуса Республики Саха Якутия

Автор: Ходюкова Ольга Борисовна
Должность: учитель домашнего обучения
Учебное заведение: МБОУ КССОШ
Населённый пункт: Республика Саха Якутия
Наименование материала: Рассказ " Благодарим и помним"
Тема: Благодарим и помним … Посвящается учителю-творцу Стефановой Инне Александровне, преподававшей русский язык и литературу в Кысыл-Сырской средней школе Вилюйского улуса Республики Саха Якутия







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

« Хорошему учителю достаточно иметь только

два качества – большие знания и большое сердце»

Лев Толстой

Рассказ

Благодарим и помним …

Посвящается учителю-творцу Стефановой Инне Александровне,

преподававшей русский язык и литературу в Кысыл-Сырской

средней школе Вилюйского улуса Республики Саха ( Якутия)

Как же правильно Вы подметили, что сохранённые в памяти образы создают

атмосферу духовной жизни, что есть нескончаемый воспитательный процесс…

Именно эти слова подтолкнули вновь вернуться в далёкое прошлое время своей

школьной жизни 70-ых годов прошлого века. Очень благодарна предоставленному случаю

рассказать всему миру о нашей учительнице русского языка и литературы Стефановой

Инне Александровне.

Наш небольшой геологический поселок Кысыл-Сыр находился в глухой тайге.

Родители наши неустанно, много и мужественно работали, чтобы найти и разведать газ,

который сейчас поступает из нашего поселка на большую территорию Якутии. А мы –

дети, конечно же, учились в школе. Только школа, естественно, была не такая большая и

современная, как сейчас, а деревянная и маленькая, но зато там были настоящие парты, за

которыми можно было поместиться даже втроем. Да и классы были небольшими. Окна

замерзали в начале зимы и оттаивали только весной. Но отопление уже было не печное, и мы

всегда раскладывали рукавицы на чугунные батареи, чтобы варежки набрали побольше

тепла, которое потом согревало на улице, пока мы шли домой. Некоторые дети умудрялись

таким образом прогревать даже валенки перед уходом домой, ставя их тоже на батареи, а

сами бегали по крашеному полу школы в шерстяных вязаных носках, причем

специально скользили, а дома вечером их журили родители за протертые носки. Но это было

обычное детское озорство, которое моментально улетучивалось, когда появлялся учитель.

Особенно, если подходила Инна Александровна. Она не ругалась, не кричала, но все

переставали баловаться. Её не боялись, а просто уважали, и было стыдно при ней нарушать

порядок и дисциплину в школе.

Да, действительно, было стыдно видеть немой укор в её глазах. Урок за уроком Инна

Александровна преподавала нам не только правила русского языка, но и правила жизни по

совести. Мы росли и взрослели, учились уже в новой школе, правда тоже деревянной, но

большой и просторной, с классами-кабинетами, со светлой столовой.

Чем старше мы становились, тем серьёзней были темы разговоров с любимым учителем.

Она не была нашим классным руководителем, но она всегда беседовала с нами обо всем.

Разговаривала о любви, дружбе, верности, умении оставаться человеком в сложных

ситуациях, приводила примеры из литературных произведений и опыта жизни. Когда Инна

Александровна касалась темы Великой Отечественно войны, наступала звенящая тишина.

Мне казалось, что в этот момент я слышала стук не только своего сердца, а стук всех сердец

моих одноклассников. Слышно и видно было, что сердце учителя тоже готово было

вырваться из груди. Мы знали, что Инна Александровна с семьей пережила Блокаду

Ленинграда. Она рассказывала об этом немногословно, скупо, с дрожью в голосе и пальцах.

Я запомнила навсегда, как мы бросались в столовой подбирать хлеб и хлебные крошки с

пола, лишь бы только она не увидела и не расстроилась, да и стыдно было очень, Мы ведь

знали про хлебные карточки во время войны, и про цену хлеба в Ленинграде.

Еще в школе я полюбила русский язык и литературу. Вы догадались, почему это

произошло? Да-да, благодаря моей любимой

учительнице –

Стефановой Инне

Александровне! С такой любовью она преподавала свой предмет, что я до сих пор помню

считалочки и прибауточки по правилам русского языка, которые она нам дала.

А еще был такой случай. 27 февраля 1974 года в нашей семье родилась моя младшая

сестрёнка, и родители дали мне право выбрать ей имя. Я, не задумываясь, выпалила:

« Инна!» Так я назвала свою сестрёнку в честь своей любимой учительницы. Когда Инна

Александровна узнала об этом, она улыбнулась, а её глаза наполнились теплотой и

благодарностью.

Инна знала эту историю и говорила, что это обязывает её хорошо учиться. Так и

получилось. Она окончила школу с медалью, далее училась в Медицинской Академии на

фармацевта. Сейчас проживает в Канаде и продолжает много и плодотворно учиться и

работать.

Роль Инны Александровны Стефановой в развитии гармоничной личности действительно

неоценимо

велика.

Я

осознано

это

поняла,

когда

начала

общаться

со

своими

одноклассниками в нашей группе «Выпуск 1979». А случилось это так.

Крещенский Сочельник. Вечер.

Тихо сижу в ночи.

Телефон словно манит и манит:

« Включи же меня, включи».

Включаю!

О Боже! Группа!

– Приветствуем, Оля, тебя!

И унесло меня ветром в школьные наши года…

И вот уже около года мы общаемся в нашей группе одноклассников. Мы так часто с

теплотой и любовью вспоминаем наших учителей и, конечно же, Инну Александровну.

Оказывается, многие мои одноклассники научили своих детей и учат внуков правилам

русского языка с теми самыми присказками и стихами, которым нас в своё время научила

Инна Александровна!

Знали бы вы, какие у меня удивительные одноклассники! Мы не общались более 40 лет,

но теперь, когда появилась группа, общаемся постоянно! И я вам скажу как педагог, что тип

и стиль общения нашей группы на высоком уровне. Чувствуется рука учителя, мастера

своего дела, учителя-творца – Стефановой Инны Александровны.

Мои ровесники-одноклассники много читают современной литературы, до сих пор

перечитывают классику, увлекаются поэзией, продолжают изучать русский язык, посещают

выставки, концерты и театры, делятся в группе впечатлениями и информацией. Много

путешествуют.

Никто из нас не стал олигархом, но каждый знает цену заработанного рубля. Работают

на предприятиях, в офисах, библиотеке, автотранспорте, в сфере обслуживания и охране,

трудятся на приусадебных участках, помогают детям и внукам,

воспитывают их,

присматривают и ухаживают за пожилыми родителями, служат в храме. Милосердие,

сочувствие, умение выслушать и помочь – вот основные черты моих одноклассников.

Каждый в группе под защитой друг друга. И порадуются, и помолятся, если надо.

Я пришла работать уже в каменную трёхэтажную школу. А в этом году, после

современного ремонта, школа стала настоящим дворцом. Конечно, никто уже не греет

варежки на батареях, потому что в школу и из школы можно приехать на автобусе и, даже

на такси…

Но так хочется тепла из той маленькой деревянной школы, где тебя каждый день ждал твой

любимый учитель. Светлая память Стефановой Инне Александровне – учителю русского

языка и литературы.

Ходюкова Ольга Борисовна педагог КССОШ

п. Кысыл-Сыр декабрь 2021 года