Автор: Киселева Юлия Сергеевна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №37
Населённый пункт: город Выборг, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Тесты как средство оперативного контроля знаний"
Ю.С. КИСЕЛЕВА
МБОУ СОШ №37 г. ВЫБОРГ
ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Над темой «Тесты как средство оперативного контроля знаний» работаю не первый
год.
В практику работы школы (аттестация учащихся, аттестация школы, олимпиады,
конкурсы) прочно вошла проверка знаний учащихся посредством теста. Такой вид
проверки применяется и при проведении вступительных экзаменов в вузы.
Тесты имеют цель помочь учителю в организации текущего контроля.
Тесты имеют перед обычными формами контроля ряд преимуществ, главное из
которых – оперативность: его можно провести и проверить быстрее, чем обычную
самостоятельную работу, а оценки можно объявить сразу. Тем не менее, система тестов не
может полностью заменить традиционные формы контроля.
Подбор тестов идет с учетом требований, предъявляемых ФГОС.
Как правило, тесты составлены так, что дают возможность проверки результатов на
любом этапе изучения темы и позволяют установить причину, по которой учащийся не
справился с тем или иным заданием. Таким образом, тесты являются не только
инструментом оценки, но и инструментом диагностики.
В тестах учтены наиболее вероятные ошибки учащихся.
Хочется отметить еще одну особенность тестов – тесты воспринимаются
большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд
психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые характерны для
обычных форм контроля.
Проведение тестирования особенно актуально для учеников пятых классов, у которых
еще не сформированы учебные навыки: медленно пишут, боятся отступить от
устоявшихся канонов начальной школы.
Практика проведения тестирования показала, что учителю необходимо четко
отслеживать уровень сложности тестов для каждого класса индивидуально. Если в тестах
дается более пяти заданий – для слабых классов необходимо снижать планку оценивания.
Для пятых классов рекомендуются следующие типы тестирования: натуральные числа
и шкалы, сложение и вычитание натуральных чисел, умножение и деление натуральных
чисел, площади и объемы, обыкновенные дроби, сложение и вычитание десятичных
дробей, умножение и деление десятичных дробей, инструменты для вычисления
изменений. По моему мнению, из имеющихся многочисленных литературных источников,
наиболее удачными являются:
1.Комарова В.В. Математика. 5 класс. Тесты к школьному курсу. М. - АСТ-Пресс. - 1999
г.
Тест разбит на 2 уровня – первый позволяет проверить насколько учащийся может
повторить новую информацию, второй – насколько учащийся понял и научился применять
новые знания. Количество заданий варьируется (до 13). Каждый тест дан в одном
варианте.
2.Юрченко Е.В. , Ел.В. Юрченко – Математика, 5-6. Тесты. М., Дрофа, 2001
Тесты скомпанованы по тематическому принципу. Первые 5 заданий проверяют
базовый уровень. Остальные рассчитаны на более свободное овладение материалом
школьной программы. Нестандартные задания отмечены звездочкой. Каждый тест дан в
четырех вариантах.
3.Гришина Е.В. Математика. 5 класс. Тесты.- Саратов, Лицей. – 2004 г.
Тестов 2 варианта. Каждый вариант содержит обязательную и дополнительную части,
что позволяет организовать контроль знаний с учетом индивидуальных особенностей.
4.Гусева И.Л.,Пушкин С.А., Рыбаков Н.В., Сборник тестовых заданий для
тематического и итогового контроля. Математика 5 класс, М.,Интеллект-Центр, 2009.
В сборник включены тематические тесты двух типов. Выполнение теста первого типа
состоит из 2-х частей (А и В на 10-15мин), второго типа – из 3-х частей (А, В,С – 20 -25
мин).
5.Минаева С.С., 20 тестов по математике 5-6 классы, М, Экзамен, 2011
Содержание тестов полностью соответствует новому образовательному
стандарту(второго поколения).Тест состоит из 2 частей: часть 1 направлена на проверку
достижения базовой тематической подготовки учащихся, часть 2 нацелена на проверку
более высокого уровня овладения материалом.
Для учащихся с 6 по 9 класс основная масса тестов: на заполнение пропусков, на
установление ложности или утверждения, тест с выбором ответа, на установление
соответствия.
В старшей школе имеется такой учебный материал, значение которого не переходит на
оперативный уровень, то есть требованиями к математической подготовке не обозначено
владение на уровне умений или навыков. Иными словами, проверять должно знание и
понимание какого-либо теоретического факта. В каждом тесте около 20-30% от общего
числа заданий предлагается выполнить с полной записью решения. Именно с помощью
таких заданий учитель может проверить логику рассуждений, обоснованность выводов,
правильность употребления математической терминологии и символики.
В старшей школе рекомендуются следующие формы тестовых заданий:
- задания с готовыми ответами;
- задания со свободным кратким ответом;
- задания со свободным полным ответом;
- задания на дополнение высказывания;
- альтернативные задания.
Рекомендации по проведению и объявление критерия оценок нужно проводить перед
каждым написанием теста.