"Тесты как средство оперативного контроля знаний"

Автор: Киселева Юлия Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №37
Населённый пункт: город Выборг, Ленинградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Тесты как средство оперативного контроля знаний"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Ю.С. КИСЕЛЕВА МБОУ СОШ №37 г. ВЫБОРГ ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Над темой «Тесты как средство оперативного контроля знаний» работаю не первый год. В практику работы школы (аттестация учащихся, аттестация школы, олимпиады, конкурсы) прочно вошла проверка знаний учащихся посредством теста. Такой вид проверки применяется и при проведении вступительных экзаменов в вузы. Тесты имеют цель помочь учителю в организации текущего контроля. Тесты имеют перед обычными формами контроля ряд преимуществ, главное из которых – оперативность: его можно провести и проверить быстрее, чем обычную самостоятельную работу, а оценки можно объявить сразу. Тем не менее, система тестов не может полностью заменить традиционные формы контроля. Подбор тестов идет с учетом требований, предъявляемых ФГОС. Как правило, тесты составлены так, что дают возможность проверки результатов на любом этапе изучения темы и позволяют установить причину, по которой учащийся не справился с тем или иным заданием. Таким образом, тесты являются не только инструментом оценки, но и инструментом диагностики. В тестах учтены наиболее вероятные ошибки учащихся. Хочется отметить еще одну особенность тестов – тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые характерны для обычных форм контроля. Проведение тестирования особенно актуально для учеников пятых классов, у которых еще не сформированы учебные навыки: медленно пишут, боятся отступить от устоявшихся канонов начальной школы. Практика проведения тестирования показала, что учителю необходимо четко отслеживать уровень сложности тестов для каждого класса индивидуально. Если в тестах дается более пяти заданий – для слабых классов необходимо снижать планку оценивания. Для пятых классов рекомендуются следующие типы тестирования: натуральные числа и шкалы, сложение и вычитание натуральных чисел, умножение и деление натуральных чисел, площади и объемы, обыкновенные дроби, сложение и вычитание десятичных дробей, умножение и деление десятичных дробей, инструменты для вычисления изменений. По моему мнению, из имеющихся многочисленных литературных источников, наиболее удачными являются: 1.Комарова В.В. Математика. 5 класс. Тесты к школьному курсу. М. - АСТ-Пресс. - 1999 г. Тест разбит на 2 уровня – первый позволяет проверить насколько учащийся может повторить новую информацию, второй – насколько учащийся понял и научился применять новые знания. Количество заданий варьируется (до 13). Каждый тест дан в одном варианте. 2.Юрченко Е.В. , Ел.В. Юрченко – Математика, 5-6. Тесты. М., Дрофа, 2001 Тесты скомпанованы по тематическому принципу. Первые 5 заданий проверяют базовый уровень. Остальные рассчитаны на более свободное овладение материалом школьной программы. Нестандартные задания отмечены звездочкой. Каждый тест дан в четырех вариантах. 3.Гришина Е.В. Математика. 5 класс. Тесты.- Саратов, Лицей. – 2004 г. Тестов 2 варианта. Каждый вариант содержит обязательную и дополнительную части, что позволяет организовать контроль знаний с учетом индивидуальных особенностей.
4.Гусева И.Л.,Пушкин С.А., Рыбаков Н.В., Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 5 класс, М.,Интеллект-Центр, 2009. В сборник включены тематические тесты двух типов. Выполнение теста первого типа состоит из 2-х частей (А и В на 10-15мин), второго типа – из 3-х частей (А, В,С – 20 -25 мин). 5.Минаева С.С., 20 тестов по математике 5-6 классы, М, Экзамен, 2011 Содержание тестов полностью соответствует новому образовательному стандарту(второго поколения).Тест состоит из 2 частей: часть 1 направлена на проверку достижения базовой тематической подготовки учащихся, часть 2 нацелена на проверку более высокого уровня овладения материалом. Для учащихся с 6 по 9 класс основная масса тестов: на заполнение пропусков, на установление ложности или утверждения, тест с выбором ответа, на установление соответствия. В старшей школе имеется такой учебный материал, значение которого не переходит на оперативный уровень, то есть требованиями к математической подготовке не обозначено владение на уровне умений или навыков. Иными словами, проверять должно знание и понимание какого-либо теоретического факта. В каждом тесте около 20-30% от общего числа заданий предлагается выполнить с полной записью решения. Именно с помощью таких заданий учитель может проверить логику рассуждений, обоснованность выводов, правильность употребления математической терминологии и символики. В старшей школе рекомендуются следующие формы тестовых заданий: - задания с готовыми ответами; - задания со свободным кратким ответом; - задания со свободным полным ответом; - задания на дополнение высказывания; - альтернативные задания. Рекомендации по проведению и объявление критерия оценок нужно проводить перед каждым написанием теста.