Консультация для родителей "Подвижные игры в семье для профилактики плоскостопия и искривления позвоночника для детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Подольский Владимир Борисович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС№ 356
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Подвижные игры в семье для профилактики плоскостопия и искривления позвоночника для детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 16.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно- оздоровительного направления развития воспитанников № 356 г. Челябинска.
Консультация для родителей

«Подвижные игры в семье для профилактики

плоскостопия и искривления позвоночника

для детей младшего дошкольного возраста»
Подготовил воспитатель МБДОУ ДС№356 Подольский Владимир Борисович
Челябинска 2015 Без сомнения, для каждого живого существа движение является жизнью. Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Так почему у детей наблюдается нарушение осанки? Важнейшая причина это высокий процент рождаемости ослабленных детей, и сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий . И важно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения. Особое значение в профилактике нарушения осанки дошкольника занимают подвижные игры. Подвижная игра — одно из важных средств воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. В игре формируются положительные черты характера. в игре, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников Для укрепления здоровья воспитанников дополнительно к основным авторам, предусмотренных в программе, мною используются методики таких авторов:
Асачева Л.Ф. Горбунова О.В.-Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Галанов А.С.- Игры для укрепления здоровья малышей. Железновы Екатерина и Сергей -Гимнастика для малышей Кузнецов В.С. -Физические упражнения и подвижные игры Овчинникова Т. С.- Двигательный игротренинг для дошкольников Трясорукова Т. П-. Речедвигательный тренинг Задачи ортопедических игр:  воспитывать сознательное отношение к занятиям;  усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;  обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку;  обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы;  обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами; В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп. 1. Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.). 2. Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку и т.д.).

Игры и упражнения
Несколько интересных игр и упражнений для детей, которые помогут сформировать красивую и правильную осанку и укрепят мышцы спины.
"Зебра"
Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).
"Цветочная поляна"
На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).
"Извилистая дорожка"
На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.
"Полоса препятствий"
Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д. Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки,
силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.
Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса
Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
"Рыбки и акулы"
Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки. Правила: 1. разбегаться можно только после команды "Лови!"; 2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его; 3. пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
"Морская фигура"
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя,
опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки. Правила: 1. принятую после слова "замри!" позу нельзя менять; 2. при повторении игры необходимо найти новую позу; 3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
"Футбол"
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
"Кораблики"
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
Игры и упражнения для профилактики плоскостопия
Плоскостопие встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие.

Игра «Донеси, не урони»
Игроки сидят на стульях. У каждого под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги простынку и дотащить ее любым способом (скача на одной ноге или четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки. Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости. Оборудование: стулья, простынки.
Эстафета "Загрузи машину"
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры. Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см. Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета "Построим лесенку"
Оборудование: то же.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой. Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Игра-имитация "Перейди вброд"
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет). Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
"Нарисуй картину"
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета). Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
"Сложи узор"
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок. Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
"Рисуем кистью"

Оборудование: бумага, гуашь, кисти. Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).
"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки. Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).
"Найди клад"
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
"Стирка"
Оборудование: платочки (салфетки). На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
Игра «В гости к мишке»
Посадив игрушку - медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит: Маша (имя ребенка) и Егорка
Часто ходят к мишке с горки. Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра) , затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка. Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.
Игра «Качели-карусели»
Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой - за обе ноги, и раскачивает его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами: «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость. Цель игры: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата. В результате проведения ортопедических игр и коррекционной работы с детьми, выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета и формировании правильной осанки.
Занимательные веселые игры для укрепления осанки.

Самая простая игра, и в то же время самая интересная, это носить предметы на голове. Можно постараться выполнять обычные поручения: принеси куклу, садись на диван, посмотри в окно, но делать все это с книгой на голове. Посоревнуйтесь с ребенком, положите книгу и себе на голову, или папе, когда он смотрит футбол. Посмотрите, у кого книга с головы упадет быстрее. Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!»— это ошибка, так как в бессознательном человека частица «не» обычно не воспринимается. А лучше всего играйте чаще в игры на развитие осанки. В более старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцевальном кружке или балетной школе.