"Актуальные вопросы в системе дополнительного образования детей"

Автор: Дюкова Гульмира Мухамадьяровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУДОД "КЦДТ МО "Ахтубинский район"
Населённый пункт: с.Капустин Яр, Астраханская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Актуальные вопросы в системе дополнительного образования детей"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения. Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер(т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка). Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же,дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми. В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях:основы профессионального воспитания; основы социального воспитания. Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка :  этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;  культура организации своей деятельности;  уважительное отношение к профессиональной деятельности других;  адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;  знание и выполнение профессионально-этических норм;  понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры(корпоративная ответственность). Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:  коллективная ответственность;  умение взаимодействовать с другими членами коллектива  толерантность;  активность и желание участвовать в делах детского коллектива;  стремление к самореализации социально адекватными способами;  соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида). Названные позиции носят достаточно общий характер (т.е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т.е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.
Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования. Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них. Индивидуальная воспитательная работа в детском творческом объединении Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:  помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;  выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;  формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;  способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому«ситуацию успеха»;  развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками,выступлениями, презентациями и др.);  формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;  создает условия для развития творческих способностей учащегося. К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок домой, и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими учащимися.От этих, на первый взгляд, мелочей во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя. Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым учащимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания (о чем уже было сказано выше). Методика работы с детским коллективом Для формирования полноценного детского коллектива , способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:  вся деятельность проходит в сфере свободного времени ребенка;  выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно;  содержания и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.
К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью. Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива. Решающим же фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка. Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:  профессионал,который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;  педагог,который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;  воспитатель,который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника;  лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена. Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:  создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значительным;  создание«ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;  использование различных форм массовой воспитательной работы, в которой каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;  создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности. Приведем несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива. Начать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того чтобы это реально произошло, недостаточно ограничится обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе. Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога. Дополнением к названным действиям может стать договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации, что будет формировать у каждого ответственность не только за собственную деятельность, но и за действия других.
Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно используемый ритуал – прием в члены детского объединения, в ходе которого каждому новичку вручат членский билет, значок (галстук, шеврон и др.) с изображением детского объединения, познакомят его с летописью и самыми успешными воспитанниками. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива разучит девиз и гимн коллективного творчества ребят и педагога. Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера.Первоначально это может быть староста учебной группы, который будет помогать педагогу в организационных вопросах – проверке присутствующих на занятии,выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону). Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т.к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов,элементов одежды и др.), организация дежурства во время или после занятия,раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т.д. Еще одним способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм «внеучебных» мероприятий. Для сплочения ребят не принципиально, будет ли это День рождения коллектива,прогулка по городу или тематический клубный день. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения Следующий этап работы по формированию детского коллектива – выборы относительно постоянного детского актива (совета, старосты, детского парламента и др.), который будет в значительной степени определять жизнедеятельность детского творческого объединения: именно от детского актива может исходить инициатива в определении тематики и форм не только массовых дел досугово-развивающего характера, но и учебной работы. Например, подготовки выставочных работ, конкурсных выступлений,тематических проектов в рамках учебного года и т.д. Выборы такого актива должны быть приняты всеми членами детского коллектива как добровольное действие, а не как желание педагога. Поэтому необходимо провести предварительную подготовительную работу с детьми, в ходе которой педагог и ребята обсудят необходимость выбора актива, его функции, состав, период деятельности и регулярность смены членов актива. Только когда все вопросы будут решены, всем коллективом можно провести выборы. «Подкрепить» работу актива можно специальным документом – положением об активе, в котором будут зафиксированы все позиции, связанные с его деятельностью. Очень сплачивает детский коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.п. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех. При организации детской группы в ходе названных мероприятий можно использовать те же приемы, которые были перечислены выше, ведь работа с коллективом имеет одни и те же закономерности вне зависимости от места и сроков его деятельности.
Методы, средства и принципы воспитания Методы воспитания. Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения. Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю.К. Бабанского, который выделяет три группы методов по их месту в процессе воспитания:  методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут,пример;  методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение,педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;  методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения). Средства воспитания. Средства воспитания – это источник формирования личности. К ним относятся:  различные виды деятельности (трудовая, игровая и др.);  вещи и предметы;  произведения и явления духовной и материальной культуры;  природа;  конкретные мероприятия и формы работы. Принципы воспитания. Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выраженные через нормы, правила, организацию и проведение воспитательной работы. В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания:  Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества,перспективами его развития, отвечать его потребностям.  Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.  Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности)воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции.  Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему.В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии,взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви,доброжелательности.  Принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.
 Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.  Принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе.  Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении,социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях. Что же касается социума, то здесь педагогу можно порекомендовать, с одной стороны, максимально использовать возможности того региона, где расположено образовательное учреждение, с другой стороны, в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице). педагог дополнительного образования ДюковаГ.М.