Напоминание

“Введение в ботанику. Строение растительной клетки.”

Автор: Климова Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель ботаники
Учебное заведение: ГБПОУ ККБМК
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Краснодар
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: “Введение в ботанику. Строение растительной клетки.”







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технологическая карта теоретического занятия

Учебная дисциплина: “Ботаника”.

Специальности: “Фармация”.

Курс: 2 Семестр: I

Тема: “ Введение в ботанику. Строение растительной клетки.”

Группы: Фарм-21

Преподаватель: Климова И.Г.

Продолжительность: 90 мин.

Цели учебного занятия.

Образовательная: ознакомить учащихся с историей становления, предметом, задачами,

основными направлениями и понятиями ботаники как науки.

Развивающая: способствовать развитию у студентов научного мировоззрения и научных

представлений о ботанике как науке, основах строения и систематики растений.

Воспитательная:

способствовать воспитанию у студентов позитивного отношения и

стремления к здоровому образу жизни, просветить учащихся о последствиях вредных

привычек (курения, алкоголя, наркомании и т. д.).

Требования к знаниям и умениям:

знать:

- морфологию и анатомию растительных тканей и систематику растений;

- латинские названия семейств изучаемых растений и их представителей;

- охрану растительного мира и основы рационального использования растений.

Тип лекции: информационная.

Образовательные технологии: технология разноуровневого обучения, технология

личностно-ориентированного обучения с элементами проблемно-ситуационного метода,

проектно-исследовательская технология.

Методы и приемы обучения:

постановка проблемы, рассказ, беседа, сравнение,

демонстрация (слайдов, таблиц, плакатов, моделей и макетов).

Средства обучения.

1. Учебно-наглядные пособия: мультимедийная презентация по теме занятия, портреты.

2. Технические средства обучения: интерактивная доска, персональный компьютер.

3. Электронные ресурсы: электронные учебники, Интернет-ресурсы.

Литература.

1. Зайчикова, С.Г. Ботаника: учебник / С.Г. Зайчикова, Е.И. Барабанов. - М.: "ГЭОТАР-

Медиа", 2015 г.

Межпредметные связи: биология, цитология.

Внутрипредметные

связи:

“Морфология

растений”,

“Физиология

растений”,

“Систематика высших растений”, “Экология”, “География растений”, “Флорография”.

Хронологическая карта занятия.

№ п/п

Этапы занятия

Время

(мин.)

1.

Организационный момент.

2

2.

Вступление, мотивация изучения темы:

-формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной

значимости, новизны и степени изученности.

- постановка целей;

- изложение плана лекции, включающего основные вопросы,

подлежащие рассмотрению;

- характеристика рекомендуемой литературы.

3

3.

Актуализация имеющихся знаний, ретроинспекция.

3

4.

Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с

планом).

70

5.

Обобщение и систематизация изученного материала.

10

6.

Подведение итогов. Домашнее задание.

2

Итого:

90 минут

Вступление, мотивация изучения темы.

Ботаника - многоотраслевая наука о растениях, которая тесно связана с разнообразными

сторонами жизни и хозяйственной деятельности человека: медицино, сельским хозяйством

и различными отраслями промышленности.

Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция.

1. Что изучает наука ботаника?

2. С какими биологическими науками связана ботаника?

3. В чем отличие растительной клетки от животной?

4. Как связана ботаника и медицина?

Основная часть лекции.

План лекции:

1. История становления ботаники как науки. Предмет и задачи ботаники.

2. Основные разделы ботаники. Взаимосвязь ботаники и фармации.

3. Охрана растительных ресурсов. Красная книга.

4. Строение растительной клетки.

Конспект лекции прилагается.

Обобщение и систематизация изученного материала.

1. Каковы основные задачи ботаники как науки?

2. Какие разделы ботаники вы знаете?

3. Каковы этапы формирования ботаники как науки?

4. Как осуществляется охрана растительных ресурсов?

5. Какие растения заносятся в Красную книгу?

6. В чем основные отличия в строении растительной и животной клетки?

Подведение итогов.

Таким образом, ботаника – это важнейшая наука, которая возникла и развивалась в

связи с практическими потребностями человека и, в настоящее время, тесно связана со

многими отраслями жизни человека, включая медицинскую сферу.

Домашнее задание.

1. Материал лекции.

2. Литература для подготовки:

1. Зайчикова, С.Г. Ботаника: учебник / С.Г. Зайчикова, Е.И. Барабанов. - М.: "ГЭОТАР-

Медиа", 2015 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект лекции по теме

“Введение в ботанику. Строение растительной клетки”.

План лекции:

1. История становления ботаники как науки. Предмет и задачи ботаники.

2. Основные разделы ботаники. Взаимосвязь ботаники и фармации.

3. Охрана растительных ресурсов. Красная книга.

4. Строение растительной клетки.

Ботаника - наука о растениях. Ботанические знания зародились и быстро накапливались

в связи с практической деятельностью человека. Ботаника как наука сформировалась более

2 тыс. лет назад. Основоположниками ее были выдающиеся деятели древнего мира

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) и Теофраст (371-286 гг. до н.э.). Они обобщили

накопленные сведения о разнообразии растений и их свойствах, приемах возделывания,

размножения и географическом распространении.

Предмет ботаники: разнообразные растения, их строение, жизнедеятельность, условия

обитания, происхождение и эволюционное развитие.

Задачи ботаники:

1.

Изучение отдельно взятых растений и их совокупностей - растительных сообществ;

2.

Исследование структуры и закономерностей роста растений, их отношения с

окружающей средой;

3.

Изучение закономерностей распространения и распределения отдельных видов и

всего растительного покрова на земле;

4.

Определение этапов эволюции царства растений и классификации;

5.

Определение запасов хозяйственно ценных растений и пути их рационального

использования;

6.

Разработка научных основ интродукции новых кормовых, лекарственных, плодовых,

технических и других растений.

Основные разделы ботаники:

Морфология - наука о закономерностях строения и развития жизненных форм

растений и отдельных органов.

Флорография - раздел ботаники, занимающийся распознаванием и описанием новых

видов.

Систематика - наука о разнообразии видов и причинах этого разнообразия.

Фитогеография - раздел ботаники, основная задача которого состоит в изучении

закономерностей распространения и распределения видос и их сообществ на Земле.

Экология - изучает взаимосвязь растений с окружающей средой.

Физиология растений - наука о процессах жизнедеятельности растений.

Ботаника и фармация.

Около 30% всех выпускаемых медицинских препаратов готовят из растительного сырья.

Источником сырья служат как дикорастущие, так и культивируемые растения.

Взаимосвязь разделов ботаники и фармации:

1. Анатомия растений - основа микроскопического анализа ЛРС. 2. Морфология - основа

макроскопического метода анализа ЛРС. 3. Физиология растений необходима для изучения

метаболизма в растениях БАВ, особенностей их накопления. 4. Систематика растений

необходима для распознавания их в природе. 5. Ботаническая география - основа

рациональной заготовки лекарственных растений и их охраны. 6. Экология растений

(фитоценология) - при введении растений в культуру или их интродукции.

Охрана растительных ресурсов.

Наиболее серьезная мера сохранения растений - это охрана их местообитаний. Для этого

создаются заповедники, заказники, природные национальные парки. Редкие и исчезающие

виды растений заносятся в Красную книгу.

Красная книга - это государственный документ, содержащий обобщенные сведения о

современном состоянии видов, которые находятся под угрозой исчезновения, а также

способы их сохранения и научно обоснованного возрождения.

Строение растительной клетки.

Все растительные клетки в целом состоят из клеточной стенки, покрывающей клетку

плотной оболочки, и протопласта - внутреннего содержимого клетки.

Клеточная стенка состоит в основном из целлюлозы и гемицеллюлозы и выполняет

защитную и транспортную функции.

Протопласт состоит из цитоплазмы - внутреннего жидкого содержимого клетки, и

органоидов клетки - ядра с ядрышком, пластид, ЭПС, рибосом, митохондрий и др.