Автор: Елена Витальевна Каминская
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 города Тюмени
Населённый пункт: Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Принципы работы над дыханием при заикании
Содержание
Введение...................................................................................................................3
1.
Задачи и направления развития дыхания при заикании................................4
2.
Дидактические принципы работы с дыханием при заикании......................8
Заключение............................................................................................................14
Список литературы...............................................................................................16
2
Введение
Работа по развитию речевого дыхания является важным разделом в
системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с заиканием.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно
обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность
речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания
изменять силу и высоту голоса.
Вопросами коррекции заикания занимались многие специалисты (Р.М.
Боскис, Н.А. Власова, Е.Ф. Рау, Н.А. Чевелева, В.И. Селиверстов, Р.Е.
Левина, Н.И. Жинкин, А.И. Богомолова, А.Г. Шембель, С.С. Ляпидевский и
др.). И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская в своих работах
большое
внимание
уделяли
вопросам
развития
речевого
дыхания.
Восстановление дыхания заикающихся детей должна проводиться с учетом
принципов логопедической коррекции. Это определило тему исследования:
«Принципы работы над дыханием при заикании».
Целью данной работы является Изучение принципов работы над
дыханием при заикании.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1.
Раскрыть основные этапы работы над дыханием при заикании.
2.
Дать
содержательную
характеристику
принципов работы над
дыханием при заикании.
3
1.
Задачи и направления развития дыхания при заикании
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются [1]:
1) формирование навыков правильного речевого дыхания;
2) укрепление мышц лица и грудной клетки;
3) улучшение функции внешнего (носового) дыхания;
4) развитие фонационного (озвученного) выдоха;
5) выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
6) тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;
7) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной
системы;
8) повышение умственной работоспособности детей;
9) нормализация звукопроизношения и просодических компонентов
речи;
10) закрепление лексических тем и грамматических категорий;
11) стимуляция интереса к занятиям.
Эффективность
логопедической
работы
достигается
благодаря
этапности, системности и концентричности в подаче материала. Работа по
развитию речевого дыхания с детьми дошкольного возраста с заиканием
должна проводиться в игровой форме, т.к. игра является для дошкольников
основным видом деятельности. При выборе упражнений для реализации
конкретных задач следует подбирать упражнения несколько более сложные,
чем те, которые может выполнить дошкольник, но не настолько сложные,
чем те, которые он и не пытается повторить (принцип развивающего
обучения). Упражнения по развитию дыхания,
органов артикуляции,
формированию навыков голосообразования и голосоведения, расширению
диапазона звучания постепенно усложняются на протяжении всего курса
логопедических занятий [2].
Основой для речевого дыхания является диафрагмально-реберное
дыхание, когда вдох и выдох осуществляются за счет изменения объема
4
грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие
сокращения
диафрагмы,
межреберных
дыхательных
мышц,
а
также
брюшных мышц живота. Целесообразно приучать детей всегда делать вдох
ртом, через слегка приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык
спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая
улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным
началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание
поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е.
между
грудной
клеткой
и
животом.
При
вдохе
стенка
живота
приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе
мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Важно приучать детей не
задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на
длительном
плавном
выдохе.
Движение
диафрагмы
осуществляет
естественный массаж всех органов живота [33, 39].
Диафрагмальное дыхание самое правильное и самое полезное, по сути,
постоянно тренирует важные функции организма: сердечную, нервную,
иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение,
поднимает
настроение,
укрепляет
здоровье,
увеличивает
внимание,
мышление. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне
мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В
дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при
выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.) [1].
В логопедической работе над речевым дыханием у детей используются
элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Эта
дыхательная гимнастика - создавалась как способ восстановления певческого
голоса (А.Н. Стрельникова была оперной певицей). Стрельниковская
гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом
делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно
включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедра, брюшной пресс,
плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего
5
организма,
повышенную
потребность
в
кислороде.
Все
упражнения
выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при
абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и
повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную
зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает
рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта
дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и
помогает при массе различных заболеваний органов и систем, в том числе и в
коррекции речевого дыхания при заикании [6].
При формировании сильного плавного ротового выдоха необходимо
научить
ребенка
контролировать
время
выдоха,
расходовать
воздух
экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять
воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр
необходим постоянный контроль за правильностью дыхания [4].
Дыхание,
голосообразование
и
артикуляция,
как
считали
И.Г.
Выгодская,
Е.Л.
Пеллингер,
Л.П.
Успенская,
-
это
единые
взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку речевого дыхания,
улучшение
голоса
и
уточнение
артикуляции
необходимо
проводить
одновременно. Задания следует усложнять постепенно: сначала тренировка
длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, слогах, потом
- словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т.д. В каждом
упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный
выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Необходимо
следить, чтобы при вдохе поза у ребенка была свободной, плечи опущены.
Артикуляция гласных и согласных звуков в каждом упражнении уточняется.
Задания выполняются по 3-5 раз с паузами [3].
При проведении игр, направленных на развитие речевого дыхания,
необходимо учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют
ребенка,
даже
могут
вызвать
головокружение.
Поэтому
такие
игры
6
необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и
обязательно чередовать с другими упражнениями [9].
При обследовании речи детей с заиканием, как указывал В.И.
Селиверстов, необходимо обращать внимание на место, форму и частоту
речевых
судорог,
на
сохранные
речевые
возможности
ребенка,
на
сопутствующие речевые и двигательные нарушения, на отношение ребенка к
своему речевому дефекту и наличие психологических особенностей. Это
необходимо для определения объема и направленности последующих
речевых занятий по коррекции заикания и в частности, речевого дыхания.
Место возникновения судорог (артикуляционных, дыхательных, голосовых,
смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются
на слух или зрительно. В зависимости от полученных результатов этого
обследования выбирается преимущественная направленность отдельных
речевых
упражнений.
Так,
например,
при
тонических
судорогах
артикуляционного
характера
преимущественно
используются
речевые
упражнения с опорой на гласные звуки, упражнения на расслабление мышц
речевого аппарата. При голосовых судорогах целесообразны речевые
упражнения с гласными звуками, с разной громкостью их произнесения (от
шепота к громкой речи) [2].
Логопедическая работа по развитию речевого дыхания у детей
дошкольного возраста с заиканием необходимо проводит в 3-х направлениях:
1) выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью
проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит
нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха;
2) обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному,
удлиненному выдоху с использованием элементов дыхательной гимнастики
А.Н. Стрельниковой и разнообразного наглядного материала;
3) обучение рациональному, экономному ротовому выдоху в процессе
произнесения звуков, слогов, слов, фраз (проводится одновременно с
развитием артикуляции звуков и голосообразованием).
7
Работа
по
формированию
речевого
дыхания
включает
в
себя
следующие этапы:
1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата
(постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного
выдоха через рот).
2) Формирование длительного фонационного выдоха.
3) Формирование речевого выдоха [4].
Таким образом, работа по развитию речевого дыхания у детей
дошкольного возраста с заиканием направлена на развитие объема легких,
формирование диафрагмального типа дыхания, короткого вдоха и плавного,
длительного выдоха, одновременно уделяя большое внимание правильному
развитию артикуляторного аппарата, что является основой для звучного
голоса.
2.
Дидактические принципы работы с дыханием при заикании
Система
коррекционного воспитания
и
обучения
при
заикании
строится на основе общей теории обучения (дидактики), объектом изучения
которой являются закономерности и принципы, методы, организационные
формы и средства [7].
В
современной
коррекционной
педагогике
принято
выделять
следующие
основные
дидактические
принципы:
индивидуализации
и
коллективности,
систематичности
и
последовательности,
сознательной
активности, наглядности, прочности и др. Совокупность этих принципов и
своеобразие их реализации в отношении к заикающимся детям определяют
все
стороны
коррекционного
обучения
—
содержание,
методы
и
организационные формы [1].
Принцип индивидуального подхода. Индивидуализация коррекционно-
логопедического
воздействия,
дифференцированный
подход,
предполагающий
учёт
особенностей
высшей
нервной
деятельности
конкретного
ребёнка,
причин
и
механизмов,
симптоматики
речевого
8
нарушения,
структуры
речевого
дефекта,
возрастных
и
прочих
индивидуальных особенностей ребёнка [2].
Это связано с тем, что дети одного и того же возраста отличаются как
по уровню развития речи, всех фонематических процессов, так и по степени
выраженности и патогенезу нарушения (заикания). Логопедическая работа
начинается с всестороннего обследования ребёнка, сбора подробного
анамнеза. Анализ анамнестических сведений, полученных в результате
опроса родителей, а также содержащихся в медицинских картах детей
служит основой для получения общей картины этиопатогенеза (причин и
механизма)
нарушения
речи
у
детей,
объективных
данных
об
индивидуальных особенностях ребёнка, сведений о коррекционной работе,
если таковая проводилась ранее до поступления в ДОУ, а также речевом
окружении, социуме ребёнка [4].
Логопедическое обследование (полное и всестороннее) проводится на
начало года для каждого, а не только для вновь прибывших детей с целью
установления полной клинической и структурно-лингви-стической картины
имеющегося речевого дефекта. Проводится в индивидуальной форме;
результаты обследования на начало года заносятся в речевую карту. Туда же
вносятся краткие записи в течение года, отмечаются изменения в речевом
статусе [1].
На
конец
учебного
года
проводится
итоговое
логопедическое
обследование, фиксируются результаты коррекционной работы за год с
данным ребёнком, анализ, динамика речевого развития ребёнка в сравнении с
самим собой, а не с другими детьми, что также характерно для личностно-
ориентированной системы обучения (т.е. сравнение по вертикали, а не по
горизонтали) [7].
На
основе
данных
всестороннего
обследования
составляется
индивидуальный план коррекционных мероприятий для каждого ребенка,
учитывающий
программные
требования
возрастной
группы,
а
также
структуру, особенности речевого дефекта ребенка, проводится деление детей
9
на под-группы, группы и индивидуально, что позволяет в дальнейшем
реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию
логопедических занятий [3].
Одной
из
ведущих
и
преобладающих
форм
коррекционного
воздействия для детей с заиканием является индивидуальная форма занятий.
Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно-
ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности. Это связано с
тем, что нет абсолютно одинаковых речевых нарушений: у каждого свои,
только ему присущие индивидуальные затруднения, моторные особенности
речевого аппарата, слуховое внимание, восприятие, темпы продвижения,
компенсаторные возможности и многое другое. Целью индивидуальных
занятий является формирование правильного дыхания. При этом учитывается
тип заикания [8].
Деятельность заикающегося ребенка также может влиять на качество
его речи в зависимости от: а) ее вида; б) степени сложности (элементарные
действия, комплекс действий); в) отношение ее к речи во времени (описание
того, что есть, было или будет). Это определяет выбор упражнений [5].
Принцип систематичности и последовательности в коррекции дыхания
предполагает
учет
следующих
этапов:
расширения
физиологических
возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного
дыхания и формирование длительного выдоха через рот); формирование
длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха [4].
Весь процесс обучения идет от простого к сложному, от известного к
неизвестному, от легкого к трудному. Свободная и громкая речь у
заикающихся достигается путем последовательных речевых упражнений,
произносимых ими сначала беззвучно, потом шепотом, тихо, громко,
обычным голосом. Плавность и ритмичность речи у заикающихся может
воспитываться в такой последовательности:1) пение; 2) пение с движениями;
3) ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений; 4)
10
ритмизованная речь (стихи, проза) без движений; 5) опора на гласные звуки;
6) разнометричная речь [8].
Принцип систематичности и последовательности включает не только
логическую, но и организационную сторону логопедического воздействия на
заикающихся, так как овладение определенными знаниями, навыками и
умениями осуществляется систематически, регулярно и по плану. Только в
этом случае происходит регулярная тренировка нервных процессов, которая
собственно и лежит в основе лечения неврозов [1].
Курс логопедических занятий представляет завершенную, целостную
по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися и
разделяется
на
периоды
(подготовительный,
тренировочный,
закрепительный). В каждом периоде можно выделить ряд этапов (например,
молчания, сопряженной, отраженной речи, речеручного режима и т. д.).
Каждый этап логопедической работы состоит из связанных между собой
занятий [3].
Принцип сознательности и активности детей на занятиях. Данный
принцип рассматривается не только в плане познавательной деятельности, но
и
в
плане
эмоционально-волевой,
т.
е.
чувственно-практической,
деятельности.
Обучение
предполагает
сознательное
многократное
выполнение сходных действий на различном материале и в разных условиях.
Понимание заикающимися цели логопедических занятий — одно из
необходимых условий коррекции заикания в случаях, когда заикающиеся
осознают
свой
недостаток,
стесняются
его,
переживают,
по-разному
маскируют или пытаются преодолеть, чувствуют свою неполноценность,
ущемленность [2].
Цель логопедических занятий логопед должен видеть не только в
преодолении самого речевого дефекта, его проявлений, но и связанных с ним
особенностей поведения и личности самого заикающегося; в необходимости
перестройки его отношения к себе, к дефекту, к оценке окружающих [8].
11
Владение
логопедическими
приемами
преодоления
проявлений
заикания, особенностей своего поведения и речи позволяет заикающемуся
активнее и успешнее включаться в процесс преодоления дефекта речи и
связанных с ним недостатков. Заикающийся, своей активностью добившийся
избавления от заикания, как считал Г. Д. Неткачев, будет всегда помнить, что
его правильная речь есть его собственное приобретение — плод труда и
энергии и уже никогда не отнимется от него. В работе с заикающимися
логопед опирается также на специфические средства обучения.
Принцип наглядности. На логопедических занятиях с заикающимися
используются соответственно их возрасту общепринятые в учебном процессе
пособия и технические средства обучения и специфические, направленные
непосредственно на коррекцию неправильной речи [2].
К
первым
относятся:
учебные
наглядные
пособия,
учебники,
литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и
пальчиковый театр, диафильмы, радио- и телепередачи, магнитофонные
записи, пластинки и пр. [7].
К специфическим техническим средствам относятся: корректофон
Деражне, аппарат «Эхо» (АИР), аппарат звукоусиления, магнитофон.
Выработке
навыков
правильной
речи
способствуют
обучающие
магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, чтобы
обратить внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность,
выразительность, грамматическую правильность фразы. Магнитофонные
занятия рекомендуется проводить в тех случаях, когда у заикающегося
имеется фиксированность на своем дефекте и осознание своей неправильной
речи [2].
Таким образом, основными принципами занятий по формированию
речевого дыхания при заикании: осознанность выполнения упражнений;
постепенность, систематичность (основа принципа - переход от простого к
сложному, от легкого к трудному); повторность (упражнение, выполненное
один раз, не вызывает каких-либо устойчивых и существенных изменений.
12
При постоянной тренировке развивается автоматизм); индивидуальный
подход (в работе над речевым дыханием следует учитывать возраст ребенка,
состояние дыхательного аппарата, общее состояние здоровья);
13
Заключение
Изучение принципов работы над дыханием при заикании позволило
сделать следующие выводы:
Основными принципами работы над дыханием при заикании являются
принципы
научности
и
доступности,
сознательной
активности,
систематичности
и
последовательности,
прочности,
связи
теории
с
практикой, индивидуализации и коллективности.
Индивидуальный подход в логопедической работе выражается, прежде
всего, в тщательном изучении каждого ребенка с заиканием перед началом и
в процессе работы с ним и в выборе средств коррекционно-воспитательной
работы в зависимости от его психологических особенностей и речевых
возможностей.
Дидактический
принцип
систематичности
и
последовательности
предполагает в процессе внедрения знаний, развития навыков и умений
делать это не сразу, не в один прием, во всем объеме и со всеми деталями, а
постепенно, последовательно, что обеспечивает посильность их усвоения
детьми. Реализация этого дидактического принципа, согласно которому
освоение
нового
подготавливается
предшествующим,
делает
процесс
обучения непрерывным, осуществляемым без скачков. Систематичность и
последовательность
занятий
обеспечивает
прочность
воспитываемых
навыков правильной речи, дыхания у детей с заиканием.
Принцип сознательности и активности в коррекции дыхания означает,
что без сознательного и, тем более, активного участия заикающегося ребенка
в процессе преодоления у него заикания практически невозможно говорить о
каких-либо положительных результатах логопедической работы. За редким
исключением, дети с заиканием уже с дошкольного возраста осознают свой
недостаток, стесняются его, переживают, по-разному маскируют или
пытаются преодолеть, чувствуют свою неполноценность, ущемленность.
Поэтому цель занятий состоит не только в преодолении самого нарушения
14
дыхания и его проявлений, но и в коррекции связанных с ним особенностей
поведения и личности самого ребенка, в необходимости перестройки его
отношения к себе, к своему дефекту, к оценкам окружающих.
Принцип
наглядности
предполагает
использовать
разнообразные
наглядные пособия и технические средства обучения.
Дидактический принцип прочности требует, чтобы знания, умения и
навыки, приобретаемые заикающимися детьми на занятиях, были прочными
и
обладали
свойством
воспроизведения
и
применения
в
различных
ситуациях.
Не менее существенным принципом является мотивированность
обучения. Каждый ребенок должен понимать необходимость занятий.
Следует помнить, что, говоря о мотивированности коррекции нарушенной
функции, мы одновременно решаем проблему профилактики нарушений
дыхания в будущем. Мотивация обучения позволяет последовательно и
систематично усложнять конкретные педагогические задачи, которые не
всегда одинаково интересны для ребенка. Они могут быть слишком просты и
поэтому неинтересны или настолько сложными, что, пытаясь их решить,
обучающийся понимает, что это ему не по силам, что в свою очередь
вызывает отчаяние и мешает восстановительному процессу.
Принцип учета возрастных особенностей детей. Работа по развитию
речевого дыхания с детьми дошкольного возраста с заиканием должна
проводиться в игровой форме, т.к. игра является для дошкольников
основным видом деятельности.
Логопедическая
работа
по
развитию
речевого
дыхания
должна
строится с учетом данных полученных в результате комплексной оценки
состояния дыхания и голосового аппарата.
Таким образом, основные дидактические принципы, преломленные по
отношению к детям с заиканием, являются основополагающими. Знание этих
основ предопределяет успешность (и в целом и в частностях) коррекционно-
педагогической работы с заикающимися детьми.
15
Список литературы
1.
Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание. М.: Академия,
2003. 208 с.
2.
Власова Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей
дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных
детских домов //
3.
Логопедия: Заикание: хрестоматия / сост. Л. И. Белякова, Е. А.
Дьякова. М.: Академия, 2003. С. 148–153. 4.
4.
Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
5.
Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избр. тр. / ред.сост. Г.
В. Чиркина, П. Б. Шошин. М.: АРКТИ, 2005. 224 с.
6.
Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у
дошкольников. М.: Владос, 2004. 128 с.
7.
Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г. В. Чиркиной. М.:
Аркти, 2003. 165 с.
8.
Селиверстов В. И. Заикание у детей. М.: Владос, 2000. 208 с. 10.
Чевелева Н. А. Заикание у детей // Логопедия: Заикание: хрест. / сост. Л. И.
Белякова, Е. А. Дьякова. М.: Академия, 2003. С. 153–163.
16