Напоминание

"Принципы, методы и формы работы в учреждении дополнительного образования детей"

Автор: Ластовка Лариса Васильевна
Должность: заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДДТ "Эврика"
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Принципы, методы и формы работы в учреждении дополнительного образования детей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


 Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.  Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.
 Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.  .  Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.  .

Принципы

образовательного

процесса
 Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.  . 
Принципы

образовательного

процесса
 Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.  .
 Сегодня сформулировано 4 группы принципов, являющихся научно- педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей  Сегодня сформулировано 4 группы принципов, являющихся научно- педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
 1.Общестратегические 
принцип

развития
(детей, педагогов, образовательной среды, учреждения); 
принцип

гуманизации
– в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры; 
принцип

демократизации
– предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе; 
принцип

единства

гуманизации

и

демократизации
– предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.  1.Общестратегические 
принцип

развития
(детей, педагогов, образовательной среды, учреждения); 
принцип

гуманизации
– в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры; 
принцип

демократизации
– предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе; 
принцип

единства

гуманизации

и

демократизации
– предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

2. Ценностно-ориентационные
 принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;  принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;  принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня. 
2. Ценностно-ориентационные
 принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;  принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;  принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.
 3.
Конструктивно
-
технологические
 принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;  принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;  принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;  принцип системности – преемственность знаний;  принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.  3.
Конструктивно
-
технологические
 принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;  принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;  принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;  принцип системности – преемственность знаний;  принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.

4. Ориентация педагогов на непрерывность

своего собственного образования и развития.
  Образовательный процесс сочетает различные типы занятий:  -групповые,  -индивидуальные,  - теоретические,  -практические,  -творческие,  - игровые и т.д. 
4. Ориентация педагогов на непрерывность

своего собственного образования и развития.
  Образовательный процесс сочетает различные типы занятий:  -групповые,  -индивидуальные,  - теоретические,  -практические,  -творческие,  - игровые и т.д.
 Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности:  учебные занятия,  лекции,  семинары,  конференции,  экскурсии,  турпоходы,  учебные игры и т.п.  Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования выполняет две группы функций: обучающие и социально- педагогические.
 К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:  · занятия-соревнования : конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную практику : репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;  · занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала : презентация, исповедь и т.п.;  · занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную деятельность : суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.  К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:  · занятия-соревнования : конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную практику : репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;  · занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала : презентация, исповедь и т.п.;  · занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную деятельность : суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.

Обучающие функции
– удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку 
Обучающие функции
– удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку

Социально-педагогические функции
– воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация. 
Образовательный процесс в учреждении

дополнительного образования строится в

соответствии со спецификой его

содержания и организации.

Социально-педагогические функции
– воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация. 
Образовательный процесс в учреждении

дополнительного образования строится в

соответствии со спецификой его

содержания и организации.


К содержательным особенностям можно отнести:

· многообразие функций, видов деятельности и

дополнительных образовательных программ;

· многообразие содержательных аспектов

деятельности: теоретический, практический,

исследовательский, опытный, познавательный,

творческий, производственный, самообразовательный и

др.;

· индивидуальный подход в сочетании с социальной

направленностью деятельности; возможность

индивидуальной работы с одаренными детьми;

· реализация вариативных, дифференцированных,

комплексных образовательных программ.

К содержательным особенностям можно отнести:

· многообразие функций, видов деятельности и

дополнительных образовательных программ;

· многообразие содержательных аспектов

деятельности: теоретический, практический,

исследовательский, опытный, познавательный,

творческий, производственный, самообразовательный и

др.;

· индивидуальный подход в сочетании с социальной

направленностью деятельности; возможность

индивидуальной работы с одаренными детьми;

· реализация вариативных, дифференцированных,

комплексных образовательных программ.


К организационным особенностям

образовательного процесса в УДОД относят:

занятия проводятся в свободное от основной учебы

время;

обучение организуется на добровольных началах

всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный

характер;

детям предоставляется возможность сочетать

различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в

другую (по тематике, возрасту, уровню

интеллектуального развития).

К организационным особенностям

образовательного процесса в УДОД относят:

занятия проводятся в свободное от основной учебы

время;

обучение организуется на добровольных началах

всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный

характер;

детям предоставляется возможность сочетать

различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в

другую (по тематике, возрасту, уровню

интеллектуального развития).

 Функции педагога при организации образовательного процесса:  1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.  2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.  3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.  4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.  5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.  6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.  7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.  8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.  9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.  Функции педагога при организации образовательного процесса:  1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.  2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.  3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.  4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.  5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.  6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.  7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.  8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.  9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.