"Принципы, методы и формы работы в учреждении дополнительного образования детей"
Автор: Ластовка Лариса Васильевна Должность: заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДДТ "Эврика"
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Принципы, методы и формы работы в учреждении дополнительного образования детей"
Образовательный процесс в
учреждении дополнительного
образования детей
– специально
организованная деятельность педагогов
и учащихся, направленная на решение
задач образования, воспитания и
развития личности.
Образовательный процесс в
учреждении дополнительного
образования детей
– специально
организованная деятельность педагогов
и учащихся, направленная на решение
задач образования, воспитания и
развития личности.
Цель образовательного процесса
–
создание условий для самовыражения,
саморазвития и самоопределения
учащихся.
.
Цель образовательного процесса
–
создание условий для самовыражения,
саморазвития и самоопределения
учащихся.
.
Принципы
образовательного
процесса
Принцип
– основное, исходное
положение – руководящая идея
педагогической теории, концепции,
определяющая содержание,
организационные формы и методы
учебной и воспитательной работы.
.
Принципы
образовательного
процесса
Принцип
– основное, исходное
положение – руководящая идея
педагогической теории, концепции,
определяющая содержание,
организационные формы и методы
учебной и воспитательной работы.
.
Сегодня сформулировано 4 группы
принципов, являющихся научно-
педагогической и практической основой
организации образовательного процесса
в учреждении дополнительного
образования детей
Сегодня сформулировано 4 группы
принципов, являющихся научно-
педагогической и практической основой
организации образовательного процесса
в учреждении дополнительного
образования детей
1.Общестратегические
принцип
развития
(детей, педагогов,
образовательной среды, учреждения);
принцип
гуманизации
– в основе
образовательного процесса лежат непреходящие
ценности общекультурного человеческого
достоинства, внимание к историческим ценностям
и их роли в развитии искусства, науки и культуры;
принцип
демократизации
– предоставление
каждому ребенку права выбора своей
образовательной траектории развития и участия в
образовательном процессе;
принцип
единства
гуманизации
и
демократизации
– предоставление каждому
ребенку права на свободу, счастье, развитие
способностей и подготовку его к жизни в обществе.
1.Общестратегические
принцип
развития
(детей, педагогов,
образовательной среды, учреждения);
принцип
гуманизации
– в основе
образовательного процесса лежат непреходящие
ценности общекультурного человеческого
достоинства, внимание к историческим ценностям
и их роли в развитии искусства, науки и культуры;
принцип
демократизации
– предоставление
каждому ребенку права выбора своей
образовательной траектории развития и участия в
образовательном процессе;
принцип
единства
гуманизации
и
демократизации
– предоставление каждому
ребенку права на свободу, счастье, развитие
способностей и подготовку его к жизни в обществе.
2. Ценностно-ориентационные
принцип природосообразности
– учет
возрастных и индивидуальных
особенностей, задатков, возможностей
учащихся при включении их в различные
виды деятельности;
принцип культуросообразности
–
ориентация на потребности общества и
личности учащихся, единство человека и
социокультурной среды, адаптация детей к
современным условиям жизни общества;
принцип жизнесообразности
– реакция на
актуальные потребности сегодняшнего
дня.
2. Ценностно-ориентационные
принцип природосообразности
– учет
возрастных и индивидуальных
особенностей, задатков, возможностей
учащихся при включении их в различные
виды деятельности;
принцип культуросообразности
–
ориентация на потребности общества и
личности учащихся, единство человека и
социокультурной среды, адаптация детей к
современным условиям жизни общества;
принцип жизнесообразности
– реакция на
актуальные потребности сегодняшнего
дня.
3.
Конструктивно
-
технологические
принцип детоцентризма
– интересы ребенка
являются приоритетом, превращая его в
равноправного субъекта образовательного
процесса;
принцип дифференциации и индивидуализации
образования
– в образовательном процессе
выявляются и развиваются склонности,
способности детей в различных направлениях
деятельности с учетом их возможностей и
интересов;
принцип увлекательности и творчества
–
образовательный процесс должен способствовать
развитию творческих способностей детей;
принцип системности
– преемственность знаний;
принцип сотрудничества
– совместная
деятельность детей и взрослых.
3.
Конструктивно
-
технологические
принцип детоцентризма
– интересы ребенка
являются приоритетом, превращая его в
равноправного субъекта образовательного
процесса;
принцип дифференциации и индивидуализации
образования
– в образовательном процессе
выявляются и развиваются склонности,
способности детей в различных направлениях
деятельности с учетом их возможностей и
интересов;
принцип увлекательности и творчества
–
образовательный процесс должен способствовать
развитию творческих способностей детей;
принцип системности
– преемственность знаний;
принцип сотрудничества
– совместная
деятельность детей и взрослых.
4. Ориентация педагогов на непрерывность
своего собственного образования и развития.
Образовательный процесс сочетает
различные типы занятий:
-групповые,
-индивидуальные,
- теоретические,
-практические,
-творческие,
- игровые и т.д.
4. Ориентация педагогов на непрерывность
своего собственного образования и развития.
Образовательный процесс сочетает
различные типы занятий:
-групповые,
-индивидуальные,
- теоретические,
-практические,
-творческие,
- игровые и т.д.
Чаще всего в образовательном процессе
используются традиционные формы организации
деятельности:
учебные занятия,
лекции,
семинары,
конференции,
экскурсии,
турпоходы,
учебные игры и т.п.
Образовательный процесс в учреждении
дополнительного образования выполняет две
группы функций: обучающие и социально-
педагогические.
К нетрадиционным формам организации
образовательного процесса относят:
·
занятия-соревнования
: конкурсы, турниры,
викторины, эстафеты и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
практику
: репортаж, интервью, изобретение,
комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный
журнал, живая газета и т.п.;
·
занятия на основе нетрадиционной
организации учебного материала
: презентация,
исповедь и т.п.;
·
занятия-фантазии:
сказка, спектакль, сюрприз,
приключение и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
деятельность
: суд, следствие, Ученый Совет,
парламент и т.п.
К нетрадиционным формам организации
образовательного процесса относят:
·
занятия-соревнования
: конкурсы, турниры,
викторины, эстафеты и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
практику
: репортаж, интервью, изобретение,
комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный
журнал, живая газета и т.п.;
·
занятия на основе нетрадиционной
организации учебного материала
: презентация,
исповедь и т.п.;
·
занятия-фантазии:
сказка, спектакль, сюрприз,
приключение и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
деятельность
: суд, следствие, Ученый Совет,
парламент и т.п.
Обучающие функции – удовлетворение детьми
их разнообразных потребностей в форме
интеллектуальных, психолого-педагогических
услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять
знания, развивать умения и навыки, которые он
получает в общеобразовательной школе,
предоставляющих возможность изучать отрасли
знаний, которые не находят применение в школе
и других образовательных учреждениях. К
обучению функций можно отнести
допрофессиональную и начальную
профессиональную подготовку
Обучающие функции – удовлетворение детьми
их разнообразных потребностей в форме
интеллектуальных, психолого-педагогических
услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять
знания, развивать умения и навыки, которые он
получает в общеобразовательной школе,
предоставляющих возможность изучать отрасли
знаний, которые не находят применение в школе
и других образовательных учреждениях. К
обучению функций можно отнести
допрофессиональную и начальную
профессиональную подготовку
Социально-педагогические функции –
воспитание, социальная защита,
оздоровление, реабилитация, коммуникация,
рекреация и компенсация, социальная
адаптация.
Образовательный процесс в учреждении
дополнительного образования строится в
соответствии со спецификой его
содержания и организации.
Социально-педагогические функции –
воспитание, социальная защита,
оздоровление, реабилитация, коммуникация,
рекреация и компенсация, социальная
адаптация.
Образовательный процесс в учреждении
дополнительного образования строится в
соответствии со спецификой его
содержания и организации.
К содержательным особенностям можно отнести:
· многообразие функций, видов деятельности и
дополнительных образовательных программ;
· многообразие содержательных аспектов
деятельности: теоретический, практический,
исследовательский, опытный, познавательный,
творческий, производственный, самообразовательный и
др.;
· индивидуальный подход в сочетании с социальной
направленностью деятельности; возможность
индивидуальной работы с одаренными детьми;
· реализация вариативных, дифференцированных,
комплексных образовательных программ.
К содержательным особенностям можно отнести:
· многообразие функций, видов деятельности и
дополнительных образовательных программ;
· многообразие содержательных аспектов
деятельности: теоретический, практический,
исследовательский, опытный, познавательный,
творческий, производственный, самообразовательный и
др.;
· индивидуальный подход в сочетании с социальной
направленностью деятельности; возможность
индивидуальной работы с одаренными детьми;
· реализация вариативных, дифференцированных,
комплексных образовательных программ.
К организационным особенностям
образовательного процесса в УДОД относят:
занятия проводятся в свободное от основной учебы
время;
обучение организуется на добровольных началах
всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный
характер;
детям предоставляется возможность сочетать
различные направления и формы занятий;
допускается переход учащихся из одной группы в
другую (по тематике, возрасту, уровню
интеллектуального развития).
К организационным особенностям
образовательного процесса в УДОД относят:
занятия проводятся в свободное от основной учебы
время;
обучение организуется на добровольных началах
всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный
характер;
детям предоставляется возможность сочетать
различные направления и формы занятий;
допускается переход учащихся из одной группы в
другую (по тематике, возрасту, уровню
интеллектуального развития).
Функции педагога при организации образовательного процесса:
1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного
образования, его деятельностью и перспективами развития, с
профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с
органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.
2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в
учреждении.
3. Организация мероприятий для формирования единого
детского коллектива.
4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч,
групповых и индивидуальных занятий и консультаций.
5. Обеспечение согласованности всех мероприятий,
предусмотренных планом учреждения.
6. Своеобразная разработка и составление перспективных
планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом
особенностей и интересов нового набора детей.
7. Организация теоретических и практических занятий,
самостоятельной творческой деятельности детей.
8. Организация воспитательной работы, индивидуальных
занятий; работа с родителями.
9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных
учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.
Функции педагога при организации образовательного процесса:
1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного
образования, его деятельностью и перспективами развития, с
профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с
органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.
2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в
учреждении.
3. Организация мероприятий для формирования единого
детского коллектива.
4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч,
групповых и индивидуальных занятий и консультаций.
5. Обеспечение согласованности всех мероприятий,
предусмотренных планом учреждения.
6. Своеобразная разработка и составление перспективных
планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом
особенностей и интересов нового набора детей.
7. Организация теоретических и практических занятий,
самостоятельной творческой деятельности детей.
8. Организация воспитательной работы, индивидуальных
занятий; работа с родителями.
9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных
учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.