"Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни человека. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София"
Автор: Берлева Вера Ивановна Должность: учитель географии, православной культуры
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная Крутовская школа"
Населённый пункт: с. Крутое, Старооскольский р-н, Белгородская обл.
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни человека. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КРУТОВСКАЯ ШКОЛА»
Христианские добродетели вера, надежда,
любовь в жизни человека. Святые Вера,
Надежда, Любовь и мать их София .
Открытый урок по православной культуре
Берлёва Вера Ивановна
, учитель
православной культуры МБОУ «Крутовская
ООШ»
КРУТОЕ- 2013
Тема: Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни человека.
Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
Задачи:
· сформировать у учащихся представление о главных христианских добродетелях;
· рассмотреть проявление добродетелей на примере жизнеописания святых;
· решение поставленной проблемы урока.
Проблема: Жизнь человека с верой, надеждой и любовью или без них?
Варианты решения:
1. Человек может жить без веры, надежды, любви;
2. Жизнь человека неразрывно связана с верой, надеждой, любовью.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Рассказать историю жизни святых Акилины и Вита.
3. Сообщение темы урока
Сегодня мы продолжим знакомиться с именами святых, мученически
пострадавших за веру в Христа.
4. Изучение нового материала.
«Дорогие ребята, сегодня в круговороте жизни мы часто проходим мимо чьей-
то проблемы, не помогаем там, где могли бы, забываем о Боге.
Скажите, а когда человек вспоминает о Боге?»
В истории христианства, однако, есть немало примеров верности Богу, вере.
Откройте учебники и рассмотрите рисунок 32.
Скажите, кого вы видите? Как звали девочек? (Вера, Надежда, Любовь) Какого
возраста девочки? ( Вере-12 лет, Нажежде-10, Любови-9 лет)
Есть ли какое-либо внешнее отличие девочек от наших современных? ( одежда,
причёска, выражение лица)
Что интересного вы заметили на изображении? (Нимб)
Чьё изображение украшалось нимбом?
Кого называют святыми людьми? (это люди, которых освятил Бог за
проявленную веру в Бога)
Сегодня мы познакомимся с историей жизни святых Веры, Надежды, Любови и
матери их Софии.
Видеоролик
Давайте послушаем с вами песнопение о Вере, Надежде и Любови (Звучит
песня – Вера, Надежда, Любовь. Из музыкального пособия к 5-му году
обучения «Звуковая палитра»)
В христианстве есть такие добродетели – вера, надежда и любовь.
Что обозначает слово «добродетель»?
Давайте обратимся к словарю (Читают)
Проблема: Жизнь человека с верой, надеждой и любовью или без них?
Варианты решения:
1. Человек может жить без веры, надежды, любви.
2. Жизнь человека неразрывно связана с верой, надеждой, любовью.
Сегодня на урок я принесла три цветка, символизирующие три главные
добродетели. Если мы определим, что названная добродетель нужна человеку,
мы поставим цветок в вазу.
Ребята, как вы понимаете, что такое вера?
- Хорошо. Ну а если человек не будет верить, разве он не сможет жить? Ведь
для физической жизни человека нужны воздух, вода, пища.
«Ребята, а если человек не видит смысл в своих действиях, есть ли цель в его
жизни и к чему это может привести? Какой вывод мы можем сделать?»
Смысл человеческой жизни теряется, если он не верит ни во что. Представим,
что человек потерял веру даже в себя… тогда получится, что он не видит
смысла в своих действиях. Вывод можно сделать такой – человек не может
жить без веры
Хорошо. Мы с вами определили, что вера – важная добродетель в жизни
каждого человека. Итак, без веры человек не может жить.
Мы отправляем в вазу первый цветок.
А важна ли для человека любовь?
Если не будет любви, то на земле будет жить только зло, ведь все поступки
хорошие совершаются от любви к другим людям, своему Отечеству
Ребята, давайте вспомним «Притчу о блудном сыне». О какой любви идет тут
речь?» «Здесь идет речь о родительской любви, которая способна на долгое
терпение, прощение»
Значит: жизнь человека невозможна без любви. Мы ставим второй цветок.
Осталась последняя добродетель – надежда. Разве обязательно человеку на что-
либо надеяться?
Ребята, у вас на парте лежит листочек с Притчей о надежде, прочитаем ее».
(Приложение 2)
Скажите, почему так важно, чтобы человек надеялся? Что дает надежда
человеку?
Надежда человеку дает силы в трудных ситуация, помогает найти выход из
них. Есть даже песня со словами «Надежда – мой компас земной», то есть
она направляет человека по жизненному пути
Надежда – важная добродетель, придающая жизненные силы человеку,
помогающая в разных ситуациях. И последний цветок занимает своё место в
нашей вазе.
Таким образом, мы собрали букет. Что это значит?
Вера, надежда, любовь – важные добродетели в жизни человека, без которых
жизнь стала бы просто невозможной.
IV. Закрепление.
Итак, ребята, давайте представим жизнь человека в виде дерева. Мы знаем, что
каждая часть – ветви, ствол, корни – основные его части, и если исключить хотя
бы одно, то это уже будет не дерево. Предлагаю вам разместить наши
добродетели на вашем дереве и объяснить их расположение.
В основание (корни) мы поместили веру, ибо именно она дает человеку
жизненные силы, ствол – это любовь, в которой он нуждается и дарит своим
близким, а ветви это надежда, которую порождают вера и любовь. Надежда
на светлое будущее, надежда на свои силы, на других людей
«Молодцы!»
V. Итог урока
Дорогие ребята, сегодня мы решали с вами важную проблему о месте в жизни
человека веры, надежды, любви. Какой вывод мы можем сделать?
Ученик 2:
«Есть у меня букет чудесный,
Всего в нем только три цветка:
Горошек белый да две розы
Над ним склонилися слегка.
И я люблю букет заветный…
И сам не знаю отчего, –
Но каждый раз душе легко,
Когда гляжу я на него.
И каждый раз я вижу снова
Все то, чего уж нет теперь,
И каждый раз мне кто-то шепчет
Слова: «люби, надейся, верь!»
Домашнее задание:
Написать сочинение на тему: «Вера, надежда, любовь в моей жизни»
Урок окончен. Спасибо!
ПРИТЧА О НАДЕЖДЕ
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Было так тихо, что
слышалось, как они разговаривают:
Первая сказала: – Я СПОКОЙСТВИЕ, к сожалению, люди не умеют меня
сохранить, думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть! И огонек
этой свечи погас.
Вторая сказала: - Я ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят
ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше. Едва она
произнесла это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Третья свеча произнесла: – Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть
дальше, люди не ценят меня и не понимают, они ненавидят тех, которые их
любят больше всего – своих близких. И эта свеча угасла.
Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись он
закричал: – ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ – Я БОЮСЬ
ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал.
Четвертая свеча сказала: – НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ,
ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА!
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай
мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии
немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там
расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий
голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из
жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был
наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют
хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче!
я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном
твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и
сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче!
я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном
твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и
дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного
теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв
и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому,
услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного
теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти.
Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет
служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал
мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын
твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него
откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё
мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей
был мертв и ожил, пропадал и нашелся.