Напоминание

Видео, как технология в деятельности педагога дополнительного образования

Автор: Титова Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО ЦРТ Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Видео, как технология в деятельности педагога дополнительного образования







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи»

Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Видео, как технология в деятельности педагога дополнительного образования»

Составитель:

Титова Татьяна Евгеньевна,

Педагог дополнительного образования ГБУДО «ЦРТ»

Калининского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2022

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение

Рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса.

2.

Рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия.

3.

Приложение 1. Положение о мастер-классе.

4.

Приложение 2. Регистрационный лист участников мастер-класса.

5.

Приложение 3. Памятка для педагога для подготовки и проведения мастер-класса.

6.

Приложение 4. План-конспект мастер-класса (Форма).

7.

Приложение 5. Опрос-анкета для участника мастер-класса.

8.

Приложение 6. Вариант конспекта открытого занятия.

9.

Приложение 7. Вариант конспекта открытого занятия.

10.

Приложение 8. Карточка комплексного анализа учебного занятия.

3

-

Введение

Сегодня в эпоху цифровизации и быстрого ритма жизни видео контент стал привычным

способом получения информации. Человек использует его как для получения новых навыков и

знаний, так и как развлечение.

Для подачи нового материала педагоги используют такие формы как видеоурок, онлайн-

трансляция в социальных сетях, короткое вертикальное видео длительностью до 60 секунд,

видеолекция, «туториал» короткое или длинное руководство по получению нового навыка или

знания, видеозапись лекции или мастер-класса и др.

Это формат донесения информации подходит для распространения среди большей

аудитории, также для отсутствующих на занятиях по причинам болезни и др. обучающихся, среди

вольных слушателей и потенциальных будущих учеников.

Видео формат позволяет педагогу не повторять один и тот же материал, если в аудитории

он уже был представлен, а создавать новый контент и искать интересные решения и материалы для

подачи дальнейшей программы.

Педагог проводить мастер-классы не только в очном формате, но и в онлайн формате или в

записанном видео для тех, кто физически не может присутствовать на мероприятии.

Педагог дополнительного образования может идти в ногу с тенденциями современного

мира и выходит в «онлайн» для того, чтобы обмениваться опытом с коллегами на онлайн-

конференциях, междугородних форумах, конкурсах повышения профессионального мастерства.

Большинство современных детей и подростков для поиска ответа на различные вопросы

используют мобильный телефон и «Интернет», педагог может использовать один из видео

форматов для привлечения внимания его учеников и увеличения их заинтересованности предметом

обучения.

Также педагог может вовлекать обучающихся и создавать с ними различные тематические

видео: короткие видео, видео «скетчи», небольшие юмористические истории с использованием тем

учебной программы, «туториалы», видеоблог, запись мастер-класса, документальный фильм, шоу.

Это поможет в игровой форме заинтересовать обучающегося практикой и получением нового

знания.

Видео может демонстрироваться на платформах учебного заведения в социальных сетях, на

официальном сайте и др.

Для этих целей может быть проведён интенсив для обучающихся по видеоформатам.

Данный интенсив проводится в три этапа.

Этапы проведения интенсив по видеоформатам:

1.

Знакомство с видеоформатами. Демонстрация форматов «короткое вертикальное видео»,

видеоурок, «туториал», видеоблог на примере кейсов блогеров-художников. Выделение

отличительных черт каждого формата. Опрос обучающихся о полученном материале.

4

Ознакомление с заданием для интенсива. Распределение на группы и выбор одного из трёх

форматах: видеоурок, короткое вертикальное видео, видеоблог.

2.

Классификация видео контента:

1. Видеоурок представляет собой запись на профессиональную фотокамеру или камеру

мобильного телефона и монтаж мастер-класса на тему из учебной программы.

Запись может осуществлять педагог самостоятельно, а также привлечь профессионального

оператора и монтажера.

Видеоурок может быть записан для демонстрации обучающимся на самом занятии, если нужно

дать задание для практики и для домашнего задания, которое он сможет пересмотреть дома и

лучше подойти к его выполнению.

Демонстрационный видео мастер-класс может быть материалом для привлечения наборы

обучающихся в группы и для их родителей. Он может использоваться для демонстрации

профессиональных навыков педагога, компетентности в его сфере деятельности.

2. Короткое вертикальное видео можно использовать для быстрого донесения информации: для

показа определенного навыка, для того, что ученик смог несколько раз просмотрев видео понять,

как делается тот или иной художественный прием и др.

Этот формат видео дает возможность быстро усвоить информацию связанную, например, с

историей искусства. При создании видео можно взаимодействовать со зрителем, задавая ему

вопрос «А знаете ли Вы что…?» и рассказать интересный факт о значимой личности или важном

навыке для обучающегося. Вовлеченность учеников увеличивает использование трендов в

создании видеоконтента, использование песен современных исполнителей, фильмов и видео, это

позволяет больше интересовать детей предметом обучения и мотивировать к созданию новых

проектов.

Также для привлечения внимания к предмету обучения может использоваться юмористический

скетч на определенную тему.

3. Онлайн-трансляция, онлайн-урок.

Данный формат подходит для работы с обучающимися в дистанционном формате. Такой вариант

пришел во время пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году и получил огромную

популярность в различных учебных заведениях. Онлайн формат позволяет вовлечь большое

количество людей, желающих поучаствовать в мастер-классе, лекции, мотивационной речи. Этот

формат записывается на профессиональную фотокамеру или камеру мобильного телефона с

обязательным подключением сети «Интернет». Обучающиеся вовлечены в диалог с педагогом при

помощи чата или голоса. Педагог может воспользоваться «Сферум», как площадкой для

проведения онлайн мастер-класса или лекции.

4. «Туториал» - короткое или длинное видео, записанное на фотокамеру или телефон с четкой

инструкцией и заданием для выполнения. В данном видео педагог расскажет о том, как, за сколько

5

шагов, какими материалами, за какое время осуществить определенную задачу. Длинный формат

позволяет подробно описать каждый шаг, с точностью до деталей рассказать о пути и о

результатах. Короткий «туториал» используется для решения несложных задач.

5. Видеоблог – это более персонализированный вариант видеоконтента, где фокус внимания идет

личность педагога, не только на его профессиональные, но и на мягкие навыки. Здесь педагог

может рассказать о своем пути становления, как профессионала, о своих достижениях, творчестве и

проектах. Он может продемонстрировать на своем примере обучающимся, какие результаты будут,

если заниматься любимым делом, может давать профессиональную оценку тем или иным

произведениям, связанным с темой обучения педагога. Данный контент приближает педагога к

обучающимся, добавлять уважения и интереса к личности педагога.

6. Запись мастер-класса производится оператором или самим педагогом. Она может быть как в

длинном, так и в коротком формате. Данный видеоматериал может быть полезен для обмена

опытом с коллегами, для демонстрации на площадках в Интернете и образовательных форумах,

конференциях и других мероприятиях. Обучающиеся могут быть вовлечены в процесс для

демонстрации профессиональных навыков педагога и создания наглядного примера работы с

детьми для дальнейшей работы над методическими материалами. Данный ролик может

использоваться, как рекламный для привлечения новичков, так и для родителей для демонстрации

проделанной работы педагога с детьми.

7. Документальный фильм может быть на разные темы: определенный период в истории изучения

предмета, личность, история пути педагога, работы определенной группы обучающихся, их путь,

стремления и проекты, которые они реализуют, также это может быть история отдельного человека

из обучающейся группы и его проекта и др. Он может быть снять как на камеру, так и на телефон.

8. Формат «Шоу» дает возможность обучающимся раскрыть свой потенциал не только в предмете

обучения, но и другим навыкам, например, театр, танец, песня и др. Для создания «шоу» нужен

профессиональный подход и команда: нужен сценарий, оператор, монтажер, профессиональный

свет, костюмы, грим, заставки, дизайнер, ведущий, кастинг и др. Для создания такого формата

нужна интересная идея, персонажи, соревновательный момент и наличие главного приза, можно

небольшого.

Этот формат может продемонстрировать результаты работы обучающихся, вовлечь их в

интересное действие, объединяющее в себе несколько видов искусства помимо основной

программы обучения. Если формат понравится зрителю, то это может быть отличной мотивацией

для дальнейшей карьеры педагога.

Как записать мастер-класс самостоятельно?

Для самостоятельной записи мастер-класса понадобится профессиональная фотокамера или

мобильный телефон с камерой хорошего качества, штатив, кольцевая лампа или другой

качественный источник света, микрофон или наушники.

6

Знакомство обучающихся с разными видеоформатами.

Занятие, посвящённое туториалам.

,Сегодня на первый план выдвигается индивидуализация профессиональной деятельности

педагога. Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта является

мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет

раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их

достижения и новые возможности.

Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым

запасом».

Педагогов привлекает в мастер-классе то, что они дают возможность получить полную

информацию о накопленном опыте, освоить и использовать апробированные программы,

методики, технологии.

Мастер-класс есть уникальная форма накапливания профессионализма педагогов.

Культура передачи своего профессионального опыта есть определенный результат

мастерства педагога.

К

особенностям

проведения

мастер -

классов

при

обучении

в дополнительном образовании можно отнести:

-

привлечение для занятий опытных педагогов и социальных партнеров,

знаменитых личностей, важных общественных деятелей;

-

участие обучающихся и педагогов одновременно в мастер - классах;

-

специальная

организация

учебно-образовательного

пространства

для

более

эффективного проведения мастер - классов.

Мастер-классы возможно классифицировать следующим образом:

1. по степени присутствия:

- дистанционные (с использованием современных медиа средств: интернет,

телевизионная трансляция, запись на DVD диски, видеокассеты); - с личным

присутствием педагога.

2. по составу аудитории:

-

для педагогов;

-

для обучающихся;

-

смешанная группа (педагог и обучающийся).

3. по месту проведения:

-

аудитория (кабинет);

-

в мастерской художника, в музее, на выставке;

-

на пленэре.

4. по охвату аудитории:

-

индивидуальные;

7

-

групповые (одновозрастные, разновозрастные).

Сегодня мастер-класс – является обязательной составляющей конкурсов педагогического

мастерства.

Мастер-класс - это особая форма учебного занятия, которая основана на

«практических»

действиях

показа и

демонстрации творческого

решения

определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер класс - это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской)

педагогической системы.

Мастер класс - занятие, даваемое мастером, на котором опыт и мастерство передается

участникам путем прямого и комментируемого показа приемов работы.

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на

«практических»

действиях

показа и

демонстрации творческого

решения

определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс - современная форма проведения обучающего тренингасеминара для

отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения

профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и

приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс - это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу

«здесь и сейчас».

Целью мастер-класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, в течение

занятия научить и научиться чему-то конкретному.

Основные задачи мастер-класса.

-создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования

роста творческого потенциала педагогов;

-

повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

-

распространение передового педагогического опыта;

-

внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса.

При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач

разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и

предполагаемые временные рамки их осуществления.

Примерный план проведения мастер-класса:

-

вступительная

часть,

где

руководителем

мастер-класса

даются

необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его

отдельных составных частей;

-

основная демонстрационная часть;

8

-

комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те

элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят

оригинальный характер;

-

обсуждение занятия самими участниками мастер-класса.; -

подведение

итогов руководителем мастер-класса.

Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как

они будут способствовать раскрытию новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-

класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится для начинающих педагогов. В

таком случае иллюстративный (и весь дидактический) материал должен быть использован в

максимальном объеме и в то же время очень строго структурирован по содержанию и порядку его

демонстрации. Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.

Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся

повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно

получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь

возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе.

В случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных педагогов главную роль

играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и

копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.

Поэтому в первом случае обсуждение направлено на удовлетворение интереса педагогов к тем

или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае имеет место полноценная дискуссия, в

ходе которой педагог, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то интересное, что

придает обсуждению характер взаимообогащения.

После проведения мастер-класса желательно педагогу, проводившему его, провести

самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастеркласса, чтобы затем внести в

содержание и форму проведения какие-либо коррективы. Поэтому желательно осуществление

видеозаписи мастер-класса. Такая запись может использоваться и как наглядное пособие для других

педагогов, желающих провести мастер-классы.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил, она

основывается на педагогической интуиции педагога и на творческой восприимчивости

слушателя.

Помимо чисто практического назначения, мастер-класс преследует еще одну очень важную

цель – интеллектуальное и эстетическое развитие педагога. В это понятие вкладывается

развитие способности самостоятельно и нестандартно мыслить.

Основные

преимущества

мастер-класса

уникальное

сочетание

индивидуальной работы, возможность приобретения и закрепления практических знаний и навыков,

развития гибкости мышления.

Мастер-класс сродни семинару, но, в отличие от семинара, мастер-класс – это всегда

«практическое» мероприятие. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и

9

благожелательным контролем мастера, который внимательно выслушает и ответит на все

интересующие вопросы.

Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то,

что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

Мастер-классы могут различаться по предмету предлагаемой деятельности.

Мастером может быть предложен:

1.

Обзор актуальных проблем и технологий;

2.

Различные аспекты и приёмы использования технологий;

3.

Авторские методы применения технологий на практике;

4.

Тонкости,

нюансы

и

недокументированные

возможности

при

использовании технологии в конкретных задачах.

В ходе мастер-класса участники:

-

изучают разработки по теме мастер-класса;

-

участвуют в обсуждении полученных результатов;

-

задают вопросы, получают консультации;

-

предлагают для

обсуждения

собственные

проблемы,

вопросы,

разработки;

-

высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Специфика мастер-класса в системе дополнительного образования детей:

Как?

На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что – их отдельные элементы.

Вместо этого – масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А

самое главное – такое мероприятие не должно быть скучным, оно должно заинтересовывать,

«цеплять» слушателя.

Для кого?

1.

Мастер-классы

особенно

полезны

для

тех

педагогов

дополнительного

образования, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую

образовательную программу.

2.

Они полезны для тех педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную

образовательную технологию, методику, приём и т.п.

3.

Мастер-классы полезны для всех без исключения педагогов дополнительного

образования, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство.

4.

Они полезны тем, у кого есть портфолио. Список выполненных работ ляжет

в копилку собственного опыта, поможет в само презентации на любом уровне.

Чему научат?

Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности

ограничены. Зато здесь будет:

-

описание общего алгоритма работы;

1

0

-

разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как

можно использовать подобные разборы в своей работе;

-

обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу

и получить по ней развернутый комментарий.

Условия проведения мастер-класса.

Есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать при проведении мастер-

класса. А именно:

1.

Удобное для проведения занятий помещение;

2.

Технические

средства:

компьютер,

проектор, экран,

колонки,

микрофон,

магнитофон, видеомагнитофон, доска, интерактивная доска и т.п.;

3.

Канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т.д.);

4.

Вода, чай, кофе, продукты питания для использования в перерыве и др.

-

Формы проведения мастер-класса

Они могут быть различны: обмен опытом, идеями, лекция с элементами презентации

+ практическая работа, написание экспресс-сценария и пр.

В зависимости от объекта мастер-класса степень интерактивности, вовлеченности

участников мастер-класса различна. И от субъекта требуется разная подготовительная работа.

Технологию подготовки и проведения мастер-классов желательно освоить каждому

педагогу, имеющему индивидуальную практику и позитивные результаты преподавательской

деятельности, а также разработавшему авторские методики работы с детьми, повышающие

качество дополнительного образования.

Алгоритм проведения мастер-класса:

Первый

этап

«индуктор»:

начало,

мотивирующее

творческую

деятельность каждого участника. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному

мышлению, задание «вокруг» слова, предмета, рисунка, звука, воспоминания, исторического

сюжета. Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное

личностное начало Мастера. Второй этап – работа с материалом: текстом, красками,

звуками, природным материалом, картой, картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в

хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» – создание «своего» мира:

текста, рисунка, закона, т.е.

«изобретение велосипеда».

Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников

мастер-класса. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного

результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает все

другие).

Четвертый этап – «разрыв» как озарение, как новое видение предмета, как переход к

новому осознанию предмета. «Разрыв» – это кульминация творческого процесса и мастерской

творчески работающего педагога.

1

1

Пятый этап – рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а

самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Документация по мастер-классу:

Как показала практика, для качественного проведения мастер-класса, необходимо

наличие определённого пакета документов, который бы включал в себя такие документы, как:

-

положение о мастер-классе;

-

памятка для педагога для проведения мастер-класса; -

регистрационный лист

участников мастер-класса:

-

информационная справка о мастер-классе, либо сертификат участника;

-

план-конспект мастер-класса;

-

справка для участника мастер-класса; -

опрос-анкета для участника мастер-класса;

-

рекомендуемая литература о мастер-классе.

Открытое занятие.

Открытое занятие в учреждении дополнительного образования детей может проводиться

по инициативе педагога, администрации или вышестоящих

организаций, при проведении аттестации педагога, проверке учреждения, в целях изучения и

распространения передового опыта - педагогической деятельности и т.п.

На открытое занятие могут быть приглашены педагоги данного учреждения, представители

администрации, работники других учреждений, члены различных экспертных комиссий, а

1

2

также родители, представители общественности, науки и пр.

Необходимость проведения открытого занятия может быть обусловлена различными

факторами, и соответственно само занятие будет иметь различные цели. Открытое занятие

для коллег может способствовать анализу используемых педагогом нетрадиционных форм

обучения, новых педагогических технологий.

Открытое

занятие

не

просто

иллюстрация

опыта

педагога,

а

«неординарная» встреча с детьми, которая должна их заинтересовать, увлечь и «зажечь».

Это маленький спектакль, маленькое путешествие, объединенное одной темой, но с

использованием различных форм. Очень важно, чтобы открытое занятие было

профессиональным, проблемным, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и

ребенка в душе каждого остался праздник творчества.

Для того чтобы открытое занятие было ярким, интересным, обучающим,

воспитывающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, заранее спланировать:

-

поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую);

-

отобрать содержание и способы работы в соответствии с поставленными целями и

особенностями детского коллектива;

-

четко

продумать

методическое

и

техническое

обеспечение,

логику

и

преемственность этапов учебного занятия;

-

создать благоприятный климат на занятии;

-

пробудить активность каждого ребенка.

Главная задача педагога дополнительного образования – активизировать детей,

добиться включения в работу всех, заинтересовать их.

План открытого занятия – личное дело педагога. Главное – чтобы оно отличалось

целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой деятельности педагога и

ребенка.

Структура открытого занятия в соответствии с его логикой должна быть четкой, со

строгим переходом от одной части к другой в соответствии с дидактической целью занятия и

закономерностями процесса обучения.

В целом, занятие любого типа можно представить, как последовательность следующих

этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного,

итогового. Каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности,

содержанием и конкретными задачами. Наиболее сложная работа на занятии – организация

обратной связи, то есть обращение к учащимся, выяснение понимания ими учебного материала.

Какой бы ни была цель проведения открытого занятия, необходимо обязательно провести

подробный комплексный анализ. Суть анализа - определение уровня работы педагога,

содержания и форм его работы, совершенствование деятельности данного творческого

объединения.

Знакомство с программой объединения необходимо для определения уровня

подготовленности воспитанников на момент его проведения.

1

3

План проведения открытого занятия должен содержать следующие разделы:

1.

Тема открытого занятия.

2.

Время и место проведения занятия.

3.

Участники открытого занятия (возраст учащихся, год обучения).

4.

Цель и задачи проведения занятия.

5.

Содержание проводимого занятия.

6.

Необходимое оснащение занятия.

7.

Ожидаемый результат.

Как правило, определяется не более одной - двух целей занятия. Они должны быть

достаточно конкретны, достижимы за одно занятие и соответствовать выбранной теме. Одной из

традиционных ошибок педагогов при формулировании целей занятия становится их

абстрактность или излишняя масштабность.

Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их, определять содержание основных

этапов занятия.

Ход занятия.

В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность от вводного

до заключительного, время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа, формы

работы педагога и детей.

План проведения занятия должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним, можно было

получить полное представление о предстоящем занятии, и чтобы он являлся необходимым

подспорьем для самого педагога.

Во время проведения занятия педагогу необходимо проанализировать соответствие

содержания данного занятия теме; последовательность действий; разнообразие и

целесообразность используемых форм обучения; уровень заинтересованности учащихся в

усвоении учебного материала, их

подготовленность и активность; формы изучения и закрепления материала; меру контакта с

воспитанниками, настрой их на продуктивную работу, поддержание необходимого уровня

внимания и снятие напряжения (чаще всего возникающего в присутствии посторонних людей);

осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению; завершенность

занятия.

Знакомство с мнением специалистов, присутствовавших на занятии, дает возможность

выявить актуальность и содержательность занятия, целесообразность и эффективность

используемых технологий.

Сравнительный анализ плана и занятия дает возможность определить степень

подготовленности данного занятия, умение планировать свою работу и использовать

импровизацию.

Собеседование присутствующих с педагогом, а также беседы с учащимися и родителями

помогут снять ряд возникших вопросов и замечаний, выявить причины недостатков, а также

1

4

оценить уровень и адекватность самооценки.

Аналитическая справка должна включать в себя основные выводы о

результатах занятия, как положительные, так и отрицательные, обоснование этих выводов,

условия, способствовавшие достижению положительных результатов, причины выявленных

недостатков и возможные варианты дальнейшего роста педагога.

Перечень источников

1.

Боровиков Л.И. Как творчески работающему педагогу дополнительного

образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в

Новосибирской области. – 2004. – No 1.

2.

Инчикова Т.А., Родионова Т. Н. Использование «звездочки обдумывания» и

технологической карты в проектировании. Мастер-класс // Дополнительное образование и

воспитание. – 2006. – No 11. – С. 47-51.

3.

Касаткина С.В. Изготовление деревянной игрушки-матрешки. Мастер класс //

Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – No 11. – С. 52-55.

4.

Литвинова А.Х. Мастер-класс: за или против? // Методист. – 2004. – No 5.

– С. 36-37.

5.

Нечитайлова Е.В. «Технология мастер - класса в системе совершенствования

педагогического мастерства учителя»//«Советы учителю» Ростов-на-Дону - 2003, No11, 39с.

6.

Мастер-классы

и

педагогические

семинары

в

дополнительном

образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты / Сост.:

Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А.С., Прыгунова А. П. –М.:

МГДД(Ю)Т, 2009. –108 с.

7.

Русских Г.А.. Практическое использование методики мастер - класса в работе

учителя наук естественного цикла – «Народное образование», 2001, No3.

8.

Хорошилова Т.В. Мастер-класс в ансамбле народного танца «Россиянка»//

Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – No 3. – С. 36-41.

1

5

Приложение 1

-

ПОЛОЖЕНИЕ о

мастер-классе 1. Общие

положения

1.1. Мастер-класс – один из наиболее эффективных современных способов

обмена и распространения педагогического опыта путем прямого комментированного показа

приемов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде, в

процессе которого его участники приобретают соответствующие практические навыки.

1.2. Мастер-класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о

накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные

им на практике программы, методики, технологии.

1.3. Ведущим (автором) мастер-класса является педагог-мастер –

высококвалифицированный педагогический работник (педагог дополнительного образования,

педагог-организатор, методист, руководитель структурного подразделения учреждения),

владеющий инновационным опытом работы, обладающий индивидуальным стилем

педагогической деятельности, достигший высоких результатов в сфере своей профессиональной

деятельности.

1.4. Педагог-мастер при проведении мастер-класса руководствуется настоящим

Положением и несет ответственность за достоверность и объективность фактов, представленных

в материалах мастер-класса.

2.

Цель, задачи, ожидаемые результаты мастер-класса.

2.1.

Цель

мастер-класса

повышение

профессионального

мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного

педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

2.2.

Задачи мастер-класса:

-

конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер-

класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической

деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;

-

обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, составляющим основу

транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;

-

демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность

обучающихся;

-

популяризация его инновационных идей, авторских находок;

1

6

-

оказание

помощи

участникам

мастер-класса

в

определении

задач

их

профессионального самосовершенствования.

2.3. Ожидаемые результаты мастер-класса (безотносительно к его конкретному

содержанию) могут включать:

-

понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;

-

практическое

освоение

ими

важнейших

навыков

в

рамках

транслируемого опыта;

-

активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;

-

повышение уровня их профессиональной компетентности по основным

аспектам демонстрируемой деятельности;

-

рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля

творческой педагогической деятельности.

3.

Содержание деятельности педагога-мастера во время

проведения мастер-класса

3.1. Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме

мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) и информирование о

предлагаемой форме представления опыта педагога-мастера.

3.2. Постановка цели и задач мастер-класса, активизация деятельности его участников

(тренинг, разминка и т.п.).

3.3. Представление опыта мастера как системы через прямой комментированный показ в

действии основных приемов и методов работы педагога-мастера с использованием тех или иных

форм:

-

элементов открытого занятия с участием обучающихся;

-

практического

занятия

с

участниками

мастер-класса

путем

непосредственного

контактного

обучения

основным

приемам

осуществления

представляемой деятельности;

-

ролевых, имитационных игр с участниками мастер-класса и др.

3.4. Рефлексия:

самоанализ проведенного занятия (или другой формы представления опыта)

педагогом-мастером;

ответы на вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию

(игре и т.п.);

общая дискуссия;

заключительное слово педагога-мастера.

3.5 Консультирование педагогом-мастером участников мастер-класса по использованию

представленного педагогического опыта.

1

7

4.

-

Организация мастер класса

4.1. Мастер-класс может проводиться как на уровне учреждения – для обучающихся, так и

на окружном, городском уровнях – для других образовательных учреждений.

4.2. Информация о планируемых на следующий учебный год мастер-классах

согласовывается с методистом отдела и подается не позднее 15 мая текущего года, для внесения его

в годовой план работы.

4.3. Перечень мастер-классов размещается на сайте учреждения.

4.4. Мастер-класс может проводиться как отдельное (разовое) мероприятие, так и в виде серии

мероприятий, объединенных одной темой.

4.5. Подготовку мастер-класса (в том числе приглашение участников – педагогов

соответствующего

профиля

деятельности) и

его

проведение осуществляет

учреждение или отдел, в котором работает педагог-мастер.

4.6. Участие педагогических работников в проведении мастер-классов учитывается при

аттестации.

Приложение 2

-

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЛИСТ

-

УЧАСТНИКОВ МАСТЕР КЛАССА

Название мастер-класса_____________________________________________

ФИО педагога-мастера______________________________________________

Дата______________________________________________________________

1

8

п/п

ФИО

Место работы

Должность

Контактный

телефон и

электронный

адрес

Приложение 3

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

МАСТЕР-КЛАССА

-

Этап подготовки

Приглашение на мастер-класс в различных формах:

1.

Через Интернет: объявление на сайте, электронная почта.

2.

Через текстовые формы: листовки, буклеты, объявления, афиши.

3.

Через

личные

контакты:

устная информация

по

телефону,

на мероприятии и т.д.

Структура объявления о мастер-классе:

1.

ФИО автора.

1

9

2.

Сведения об авторе.

3.

Фото.

4.

Тема мастер-класса.

5.

Аннотация мастер-класса.

6.

Кому адресован, на какой возраст детей рассчитан.

7.

Дата.

8.

Аудитория.

9.

Примерная продолжительность.

10.

Контактный телефон, электронный адрес.

Подготовка помещения:

1.

Посадочные места + столы или планшеты.

2.

Специальное покрытие (в случае ролевых игр, спец. упражнений и т.п.).

3.

Технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон,

магнитофон, видеомагнитофон, доска, интерактивная доска и т.п.

4.

Оборудование в зависимости от профиля: станки, мольберты, спортивные

снаряды, музыкальные инструменты и т.п.

5.

Расходные материалы.

6.

Канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры

и т.п.

7.

Напитки: минеральная вода, чай, кофе и т.п.

Регистрация участников:

-

Лист регистрации участников.

-

Ответственные за регистрацию.

Раздаточный материал для участников мастер-класса:

-

Информационная справка о мастер-классе (см. Приложение 1).

-

Методические рекомендации по применению представляемой технологии.

-

Дидактические материалы: схемы, чертежи, фотографии, видеоматериалы,

презентация и другие материалы по усмотрению мастера.

План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера; по окончании

мастер-класса представляется методисту отдела в электронном виде для последующей подготовки к

печати сборника мастер-классов).

Структура плана-конспекта мастер-класса:

-

Тема.

-

Цель и задачи мастер-класса.

-

Ожидаемые результаты.

-

Ход мастер-класса.

2

0

-

Методы и приемы.

-

Дидактические материалы.

-

Список литературы.

Приложение 4

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА (Форма)

Тема: ____________________________________________________________

Педагог-мастер: ___________________________________________________

Дата проведения: __________________________________________________ Время

проведения: _________________________________________________ Место проведения:

_________________________________________________

Продолжительность мастер-класса: ___________________________________

Цель мастер-класса: ______________________________________________ Задачи:

-

обучающие: ______________________________________________________

-

развивающие: ____________________________________________________

-

воспитательные: __________________________________________________

Оборудование: ____________________________________________________

Раздаточный материал: ___________________________________________

Структура мастер-класса

1.

Вводная часть: __________________________________________________

2.

Основная часть: _________________________________________________

3.

Заключительная часть: ___________________________________________

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью:

Ход мастер-класса

1.

Вводная часть: __________________________________________________

2

1

2.

Основная часть: _________________________________________________ 3.

Заключительная часть: ___________________________________________ Приложение 5

Опрос-анкета:

Уважаемые коллеги!

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся организации,

проведения и результативности мастер-класса.

Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и

совершенствования различных мастер-классов.

1. Из каких источников Вы узнали об этом мастер-классе?

o

_______________________________________________________________

2. Какие причины побудили Вас посетить именно этот мастер-класс?

o

желание усовершенствовать собственную методику

o

стремление познакомиться с

педагогом

o

желание ознакомиться с новыми образовательными технологиями;

o

простое любопытство

o

другое__________________________________________________________

3. Что Вам понравилось?

o

оригинальная

методика

o

личность педагога

o

инновационные подходы

o

отдельные

педагогические приемы

o

техническое

оснащение

o

структура занятия

o

организация

мастер-класса

o

атмосфера мастер-класса

o

другое__________________________________________________________

4.

Что,

по

Вашему

мнению,

в

данном мастер-классе

требует дополнительных разъяснений?

o

методика

o

отдельные педагогические приемы

o

техническое оснащение

o

структура занятия

o

организация

мастер-класса

o

другое__________________________________________________________

5. Чем для Вас был полезен данный мастер-класс:

o

стала

понятной авторская система педагога-автора

o

повысилась моя

компетентность по ряду аспектов

o

получил следующие навыки_______________________________________ 6. Считаете ли Вы

мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и

воспитания?___________________

__________________________________________________________________

2

2

7.

Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведенного мастер-

класса Вы считаете целесообразными?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

8.

Что бы Вам хотелось еще узнать по теме проведенного мастеркласса?

_________________________________________________________________

9.

Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей

деятельности? ____________________________________________________

10.

Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастеркласса?

_________________________________________________________________

11.

Оцените, пожалуйста, качество раздаточного материала по шкале от

1 до 5___________________________________________________________________

12. В заключение опроса, пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе:

Пол __________________________

Возраст _______________________

Должность ____________________

Место работы _________________________

Благодарим Вас за участие в опросе!

Приложение 6

-

Несколько вариантов конспекта открытого занятия: Открытое занятие

Открытое занятие по _______________________________________________

Ф.И.О. педагога____________________________________________________

Группа___ года обучения. Возраст обучающихся:________лет.

Кол-во человек на занятии: __________________________________________

Тема занятия группы: ______________________________________________ Цель занятия:

_____________________________________________________ Задачи:

обучающие

развивающие

воспитательные

Место проведения занятия: __________________________________________ Время

проведения: _________________________________________________ Методические,

2

3

дидактические пособия ________________________________ Ход занятия:

п/п

Содержание урока

Дозировка

Организационнометодические

указания

1

Подготовительная часть

мин

2

Основная часть

мин.

3

Заключительная часть

мин.

Оборудование_____________________________________________________

Наличие документации: ____________________________________________

Педагогический анализ занятия группы: ______________________________

Предложения и рекомендации руководителя: __________________________

__________________________________________________________________

Ф.И.О., должность _________________________________________________ Приложение

7

Конспект открытого занятия по программе (2 вариант)

Педагог___________________________________________________________

Дата проведения___________________________________________________

Время____________________________________________________________

Группа___________________________________________________________

Тема занятия______________________________________________________ Цель занятия:

_____________________________________________________ Задачи урока:

Обучающие _______________________________________________________

Развивающие______________________________________________________

Воспитательные____________________________________________________

Инвентарь________________________________________________________

Содержание занятия

Дозировка

Организационнометодические

указания

Вводно-подготовительная часть занятия

(мин)

Основная часть занятия

(мин)

Заключительная часть занятия

(мин)

Подведение итогов

работы, самоанализ

2

4

Приложение 8

КАРТОЧКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Отдел

Творческое объединение

Педагог

Дата и время проведения занятия

Характеристика группы:

год обучения

возраст детей

численность группы по журналу (чел.)

численность группы на занятиях (чел.)

Тема занятия:

Тип занятия:

Используемые на занятиях

дидактические материалы, здоровье

сберегающие технологии

Организационные основы занятия

(наличие заполненного журнала,

программы работы объединения,

соблюдение техники безопасности и

режимных моментов).

2

5

Критерий анализа

Примечание

В

ы

с

окий

уровен

ь

С р

ед

ний

уровен

ь

Н и

зк

ий

уровень

2

6

Содержание занятия

(научность, доступность,

последовательность

изложения материала)

Соответствие типа занятия

методам, приемам и

средствам обучения

Активность и

самостоятельность

учащихся, организация их

творческой деятельности

Уровень освоения

обучающимися материала

занятия

Индивидуальная работа с

обучающимися

Связь учебного материала с

жизнью, практическая

польза

Эмоциональный

климат

на занятиях

Дисциплина во время

занятий (готовность к

занятиям,

своевременность начала

занятия)

Использование ТСО,

наглядного и

дидактического материала

Материально-техническое

обеспечение занятия

Общие выводы: __________________________________________________

«_____» ________________20___г. _______________

(п

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Междисциплинарный курс,

группа

Преподаватель

Титова Татьяна Евгеньевна

Тема занятия

Видео, как технология в деятельности педагога

дополнительного образования

Цель

повышение профессионального мастерства обучающихся –

участников

мастер-класса

в

процессе

активного

педагогического общения по освоению опыта работы

педагога-мастера.

Задачи

обучающие

развивающие

воспитательные

создание условий для общения,

самореализации и

стимулирования роста

творческого потенциала

обучающихся

повышение

профессионального

мастерства и квалификации

участников

внедрение новых

технологий обучения и

воспитания

Актуальность использования средств

ИКТ

Сегодня на первый план выдвигается индивидуализация творческой деятельности

обучающегося. Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта

является мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он

позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов,

продемонстрировать их достижения и новые возможности

.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

(универсальные, ОЭР на CD-ROM,

ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и

программное обеспечение (локальная

сеть, выход в Интернет,

мультимедийный компьютер,

программные средства)

Образовательные ресурсы Интернет

8

Характеристика этапов занятия

Название

этапа

Задачи

Длитель

но

сть

Основной вид

деятельности

со

средствами

ИКТ

Вид

деятельности

преподавателя

Вид

деятельнос

ти

обучающих

ся

Планируем

ый

образовател

ьн

ый результат

Организационн

ый

Настрой

2 мин.

Демонстрация

титульного слайда

Организация

Организация

Организация,

запуск

интенсива

Момент.

Объяснение

материала

учащихся на

деятельности

собственной

восприятие

учащихся и

деятельности

учебного

собственной

материала

деятельности.

Выполнение

задания

(командное)

1.Озвучить

суть

задания

10мин.

Демонстрация

слайда с тезисами

Разъяснение

обучающимся целей

и задач задания

Активное

выполнения

задания

с

положительн

ым

результатом

2.Сформулир

ов ать

алгоритм

выполнения

3 Поделиться

на команды

,

9

1

0

Контрольный

этап

Проведение

защиты

выполненн

ых

работ

10мин.

Показ видео

обучающимися,

которое было

выполнено по задания

Организова

ть контроль

выполненн

ой

практической

работы

Демонстрация

результата выполнения

практического задания

Обучающиеся

демонстрируют и

поясняют группе

построенные

модели

Рефлексия

Проведение

анализа

урока

5 мин.

Презентация

Самоанализ

и

самооценка

через

исследовательскую

и

практическую

деятельность

Обучающие

ся

анализируют

занятие, дают

оценку

приобретенным

умениям и навыкам

11

2.

Сценарий занятия

1.Организационный момент

Преподаватель:

1.

Здравствуйте!

Сегодня

у

нас

практическое

занятие

по

теме

«Видео, как технология в деятельности педагога

дополнительного образования». Интенсив по туториалам

Видео, как технология в деятельности

педагога дополнительного образования

Рассказываешь какие бывают форматы видео, их различия, какие

удобнее проще.

2.

Постановка целей и задач учебного занятия

Цель нашего занятия:………………….

Задачи:…………………………..

Ц

ЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

:

повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе

активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи:

12

3.Распределение на группы и выполнение первого задания

После распределения на группы по N человек и каждая группа создает

туториал как снимать тот или иной вариант видео- закрепление услышенного

материала.

Это будет видео туториал. То есть нужно создать именно видео- обьяснение

как снимать видео.

Далее самое интересное!

2.1 Команды меняются идеями друг с другом и снимают видео, идея которого

была выдвинута другой командой.

Темы видео:

- короткое вертикальное видео на 60 секунд

-СКЕТЧИ

-видеоблог

ЗАДАНИЕ

1.Делимся на команды

2.Каждой команде выдается тема видео

Темы:

-Скетч

-короткое вертикальное видео

-

,

Объясняется все подробнее каждой команде выдается алгоритм действия

13

4.Контрольный этап.

Просмотре видео, проверка на усвоение пройденного материала, изучение

ошибок

5.Рефлексия.

Давайте подведем итоги занятия.

14