Автор: Олюнина Эльвира Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 "Радуга"
Населённый пункт: г. Кирс, Верхнекамского района, Кировской области
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: Занятие с использованием интеллект-карты "Весна"
Конспект НОД с использованием интеллект-карты «Весна»
Цель: Формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью
интеллект -карт.
Научить детей составлять интеллект –карты.
Задачи:
1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных
весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи
между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам;
формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять,
уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и
признаки, словесно-логическое
мышление,
зрительное
внимание,
наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию
движений, самостоятельность,.
3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание
общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к
природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую
атмосферу в группе.
Виды
детской
деятельности:
игровая, коммуникативная,
двигательная,
продуктивная.
Активизация словаря:
• Весна,
• весенние месяцы: март, апрель, май;
• приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются
цветы; • солнце, ручеек, сосулька, птицы.
Техническое обеспечение занятия
Оборудование: магнитофон, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П. И.
Чайковский, мяч, указка-сосулька.
Демонстрационный материал: интеллект-карта.
Раздаточный материал: детали-заготовки для составления картинки-пейзажа на
каждого ребенка, для составления интеллект- карты.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна»,
наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной
литературы о весне.
Планируемые результаты:
- воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;-у
них
сформирован
навык
употребления
имени
прилагательного
с
именем
существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
- дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием интеллект –
карт.
- расширены представления воспитанников об окружающем мире.
Ход НОД
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Дети входят в группу под негромкую музыку.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица!
Мы сегодня поиграем с вами в игры.
В нашей первой игре вы узнаете, на какую тему мы будем играть
1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)
Ребята вы знаете, что в каждой игре есть правило и вот правило первое
- Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов:
ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи, птицы капель.
• Какие слова запомнил ты?
• Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
Скажите мне, пожалуйста,
• К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна).
• А какие же весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).(МОЛОДЦЫ)
• А вы знаете, какое время года было до весны? (Зима)
• А какое время года наступит после весны? (Лето)
• А вот скажите мне пожалуйста, какое время года будет между зимой и
летом? (Весна).
Да мы сегодня будем играть на тему ВЕСНА
Воспитатель:
А Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это (КОРОБКА)
Висит за окошком Кулек ледяной.
Он полон капели И пахнет весной. (Сосулька).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу
с вами поиграть. (пригласить детей на коврик)-приглашаю вас присесть на коврике и
поиграть.
2. Игра «Волшебная сосулька».
(Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает.
Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).
Воспитатель: Весна (какая):? ( теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная,
дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная.
Весной люди какую обувь носят?
Весной мы что сажаем? Весной мы, что слышим на улице (пение птиц)
Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной
не перепутаете? (Дети встают полукругом).
Давайте проверим! Вот в следующей игре мы и проверим.
3. Игра «Скажи наоборот».
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне
будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам
легче
было
выполнить
задание, весна отправила
нам
свой
солнечный мячик:
(использовать жёлтый мяч)
• Зима ушла, а весна – … (пришла).
• Зима холодная, а весна – … (тёплая).
• Зимой солнце морозит (не греет, а весной – … (греет).
• Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
• Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
• Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
• Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
• Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!
(Дети садятся на стульчики).
4. Игра «Писатели, рассказчики» (Составление рассказа о весне с помощью
карты).
Воспитатель: Ребята, а вы любите придумывать рассказы (ДА), а вот следующая
игра называется «Писатели, рассказчики» (Составление рассказа о весне с помощью
карты).
А теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а
поможет нам в этом схема-картинка. Вы должны будете выбрать картинки, которые
соответствуют времени года весна. Выбрав рисунки, мы с вами начнём оформлять
нашу - карту. В центре карты мы должны написать или собрать слово Весна, кто
желает? А другие картинки мы оформим вокруг этого слова и от центра ярким
фломастером проведём стрелочку к маленьким картинкам, что именно весной
происходит. Вот карта наша готова
Вы желаете немножко отдохнуть?
Физкультминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза,
Улыбнулись (улыбаются,
Потянулись (тянутся,
Раз – росой умылись (умываются,
Два – изящно покружились (кружатся,
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают,
А четыре – полетели (бегают,
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети проходят на стульчики на доске карта для составления полного рассказа
о весне).
Воспитатель: Ребята, а сейчас вы разделитесь на две группы, а делиться мы будем
так … каждая группа составит свой рассказ по схеме, но есть одно правило рассказ
будет начинаться со слова ВЕСНА.
(Дети проходят на стульчики на доске карта для составления полного рассказа
о весне).
«Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют
отдельные предложения).
Примеры составления предложений по интеллект- карте: Весной…
• Ярко светит солнце.
• Тает снег.
• Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
• На деревьях набухают почки, появляется трава.
• Просыпаются медведь и ежик.
• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
• Просыпаются насекомые.
• Весной появляются первые цветы – подснежники.
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За
вашу хорошую работу весна вам дарит подарки, весенние яркие медали.
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Рефлексия:.
Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше
всего
понравилось?
А
что
вам
больше
всего
запомнилось?
Ваша
карта
получилась интересной, содержательной и я думаю, что мы с вами будем её
дополнять,
наблюдая
за
природой
на
прогулках
и
у
нас
получиться
очень интересная, содержательная карта которую
повесим в уголке природы.
Спасибо вам за активное участие в игре и ваш труд.