Напоминание

"Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путём использования в работе пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка и чтения"

Автор: Афанасьева Наталия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Республиканский центр образования"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путём использования в работе пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка и чтения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Автор: Афанасьева Наталия Сергеевна,

Учитель начальных классов,

ГБОУ «Республиканский центр образования»

«Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно

отсталых учащихся путём использования в работе пословиц, поговорок, загадок,

скороговорок на уроках русского языка и чтения».

Русский язык наиболее трудный предмет для усвоения умственно отсталыми

школьниками.

Особенности

мыслительной

деятельности

бедность

словаря,

недоразвитие фонематического слуха крайне затрудняет понимание грамматических

правил, их запоминание и применение на практике. Большие трудности испытывают

учащиеся при чтении, понимании смысла прочитанного. При изучении программы по

русскому языку, чтению — основная цель — поиски путей, облегчающих усвоение

материала. Большую возможность представляет фольклорный материал, рифмованные

грамматические

правила

и

упражнения,

скороговорки

для

коррекции

и

звукопроизношения.

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое

богатство русского языка. Знакомство с ними в специальной (коррекционной) школе для

умственно отсталых учащихся развивает мышление и внимание, память детей, прививает

любовь к родному языку, способствует повышению культуры речи, лучшему усвоению

орфографии и грамматики, повышает уровень общих представлений о традициях и

обычаях русского народа.

Одной из важнейших задач коррекционной школы является сохранение и

укрепление

здоровья

учащихся.

Правильно

организованная,

систематическая

и

разнообразная работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка помогает

педагогу решить не только главную задачу уроков русского языка – овладение учащимися

грамматическими

понятиями

и

орфографической

грамотностью,

но

и

оказать

значительное влияние на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Целесообразное ведение речевого материала при изучении грамматических,

орфографических и пунктационных правил в виде пословиц и поговорок позволяет

добиться:

- прочного усвоения учащимися названных правил;

- повышения у школьников мотивации к учению;

- повышения внимания у детей;

- повышения интереса к изучению русского языка, традиций русского народа;

- повышения речевой активности;

- повышения самостоятельности при выполнении заданий различного характера;

- повышения уровня познавательной деятельности и коммуникативной функции речи,

а это, в свою очередь влияет на сохранность и укрепление психологического здоровья

учащихся, так как технология использования пословиц и поговорок на уроках русского

языка способствует созданию положительного эмоционального фона урока, созданию

ситуации успех для каждого учащегося, возникновению ситуации удовлетворения от

своей работы самими детьми. При использовании данного вида работы при изучении

программного материала исчезают ситуации, которые вызывают у учащихся чувства

тревожности и агрессии, облегчают ученикам понимание и запоминание материала.

Чтобы сформировать умение усваивать учебный материал через работу с пословицами

и поговорками, необходимо чётко формулировать учебную задачу и инструктаж работы с

наглядным и речевым материалом, использовать данный вид работы регулярно, научить

учащихся чётко следовать предложенному алгоритму по данному виду работы:

Отгадай пословицу (или поговорку), выполнив предложенное задание.

С помощью учителя определи смысл пословицы.

С помощью таблиц орфограмм выдели слово или предложение с изучаемым

правилом.

Объясни орфограмму :

- дай название орфограммы ;

- назови её признаки;

- назови способы проверки

- подбери ряд слов/предложений с данной орфограммой;

- выдели орфограмму в пословице/поговорке.

Использование пословиц и поговорок даёт возможность не только закрепить

данную тему, но и провести важный для учащихся воспитательный момент, формируя

познавательные возможности умственно отсталых учащихся. Каждая пословица чему-то

учит, кого-то воспитывает, учит понимать смысл жизни и поэтому такие уроки более

эмоциональны и эффективны, они приобщают детей к жизни и развивают познавательные

возможности учащихся, активизируя словарь. Накопленный материал помогает мне в

работе.

Работа над пословицами и поговорками может проводиться как на этапах повторения и

обобщения, актуализации полученных ранее знаний, подготовки к усвоению нового

материала, так и на этапе закрепления умений и навыков по изученной теме. Главное,

чтобы

эта

работа

была

разнообразной

и

систематической,

соответствовала

индивидуальным психофизическим возможностям учащихся, учитывала потребности

каждого ребёнка в отдельности.

Мною был подобран материал по разным орфрграммам:

ЖИ – ШИ

Стишок – запоминалка.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи;

Кружи, дружи, служи, спеши –

Запомни слоги ЖИ и ШИ

ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

С буквой И всегда пиши:

Мыши, ежики, моржи:

Лыжи, лужи, камыши.

Пословицы, поговорки.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Как поживешь, так и прослывешь.

Шила в мешке не утаишь.

Конь бежит – земля дрожит.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Чужими руками жар не загребай.

Кому пирожки да пышки, а кому синяки да шишки.

Хороший человек не забывается.

Что о том тужить, чего нельзя воротить.

Языком не спеши, а делом не ленись.

Век живи, век учись.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Не боги горшки обжигают.

Загадки

Что за звездочка такая

На пальто и на платке?

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь – вода в руке. (снежинка)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые

На них поставил две ноги –

И по большим снегам беги. (лыжи)

Хвост длинен, сами крошки

Боятся очень кошки. (мыши)

Живет – лежит,

Умрет – побежит. (снег)

С людьми дружит, дом сторожит. (собака)

Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может. (мельница)

Что вниз вершиной растет? (сосулька)

Лежит меж грядок

Зелен и сладок. (огуречик)

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит. (эхо)

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (ёж)

Зимой греет, весной тлеет

Летом умирает, осенью оживает. (снег)

Бежит, бежит – не выбежит,

Течет, течет – не вытечет. (река)

Брат с братом через дорожку живут,

Один другого не видят. (глаза)

Стоял на белой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (гриб)

Скороговорки

1.Жили-были журавль да овца.

Накосили стожок сенца.

Не сказать ли сказку с конца?

2.

Шапкой Миша шишки сшиб.

3.

В живом уголке жили ежи и ужи.

4.

Шишки на сосне, шашки на столе.

5.

Шила шубку – сшила юбку.

6.

Наша река широка, как Ока.

7.

Коля бежит с другом по лугу.

ЧА – ЩА

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА –

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЧА и ЩА.

Сочетания ЧА и ЩА

В словах пища и свеча,

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать –

Нужно с буквой А писать.

Пословицы, поговорки.

Товарищ за товарища в огонь бросится.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Делу время, а потехе – час.

Январь год начинает, а декабрь кончает.

Час от часу не легче.

На бога надейся, а сам не плошай.

На вкус и цвет товарища нет.

Все хорошо, что хорошо кончается.

Загадки

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (чайник)

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (туча)

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки. (морковь)

И день и ночь

Стучим, стучим. (часы)

Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (дождь)

Черные птички

На каждой страничке,

Мочат, ожидают,

Кто их прочитает. (буквы)

Есть совсем другая птица.

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой. (двойка)

Белая чайка

По черному полю скакала,

Следы за собой оставляла. (мел)

Пузатый, носатый

На печке сопел.

Потом вдруг нечаянно

Песню запел. (чайник)

Пять мешочков шерстяных –

Греются братишки в них. (перчатки)

ЧУ – ЩУ

1.

Щука, чум, ищу, молчу – Я слова учу, учу. Чу да ЩУ, ЧУ да ЩУ –Я пятерку

получу.

2.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок и чудо, и чугун,

Чудак и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и чулан.

Кричу, ворчу, ищу, тащу –

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ.

Пословицы, поговорки.

Чужая сторона – дремучий бор.

Чужая сторона и без ветра сушит и без зимы знобит.

Научит горюна чужая сторона.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

От добра добра не ищут.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

В чужую дудку не наиграешься.

Чужим богат не будешь.

Хлебушко – калачу дедушка.

Чужим ртом сыту не быть.

Чужим умом умен не будешь.

Не верь чужим речам, верь своим очам.

На чужой роток не накинешь платок.

За чужим погонишься – свое потеряешь.

В чужом глазу сучек видим, а в своем и бревна не замечаем.

Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.

Загадки

Пять чуланов – одна дверь. (перчатки)

Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомца встречу – соскочу, привечу. (шапка)

Стоит чудесная скамья.

На ней уселись ты и я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год, из класса в класс. (парта)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог. (ранец)

Растянулась, как гармошка,

Стучишь – я рада стуку.

Но одного я не прощу –

Коль не подашь мне руку. (дверь)

Закричу, заурчу,

На небеса улечу. (вертолёт)

Закрепили клеем прочно

И ко мне прислали срочно.

Я его не пожалею:

Получу и вмиг расклею. (конверт)

Скороговорки

Встретил в чаще еж ежа:

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой дрожа,

Сгорбясь, съежась

Два ежа.

2.

Тащу, не дотащу, Боюсь, что выпущу.

3.

Волки рыщут, пищу ищут.

4.

Мамаша давала Ромаше. Сыворотку из-под простокваши.

5.

Отлежал бычок бочок. Не лежи, вставай бычок.

6.

Гуси на лугу прячутся в стогу.

7.

На горе гогочут гуси. Под горой огонь горит

8.

Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат.

9.

Галдят грачата на галчат. Галдят галчата на грачат.

10. Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

11. Пустили щуку в речку, Пирог спустили в печку.

12. Чайные чашки в печали,Стуча и бренча закричали.

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

1.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

«Зуб» - на «ЗУБЫ», «лед» - на «ЛЬДЫ» -

Будешь грамотным и ты.

2.

– Где растет морковь?

- На грядках.

- Буквы пишутся где?

- В тетрадках.

- Чистим что мы?

- Чистим зубки.

- Одеваем в холод?

- Шубки.

- Любим все?

- Снежки, салазки.

- А читаем часто?

- Сказки.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? – Нет грядок.

А тетрадка – нет тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки! Проверяем – шубы.

Ждем снежинок и салазок,

И побольше чудных сказок.

Пословицы, поговорки.

- Берегись бед, пока их нет.

- Без труда хлеб не родится никогда.

- Грозен враг за горами, а грозней за плечами.

- Доброе дело – добрый и всход.

- Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.

- Свой глаз – алмаз.

- Береги нос в сильный мороз.

- Где снег, там и след.

-Хороши в дорожку пирожки с горошком.

-Враг боек, да наш народ стоек.

-Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Загадки

Вся дорожка усыпана горошком. (млечный путь)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (ветер)

Алый сапог в земле горит. (свёкла)

Телятки гладки, привязаны к грядке. (огурцы)

Без поводка бежит. (ручей)

В маленьком горшочке каша сладка. (орех)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка. (матрёшка)

Стоит Антошка на одной ножке. (гриб)

До чего народ доходит, самовар в упряжке ходит. (паровоз)

У нас под крышей белый гвоздь висит.

Солнце взойдет, гвоздь упадет. (сосулька)

Летом гуляет, а зимой отдыхает. (медведь)

ПРАВОПИСАНИЕ ЧН и ЧК

Речка, ночка, строчка,

Точка, почка, дочка,

Срочный, булочный, ночной,

Точный, суточный, речной –

Знаем мы, наверняка,

Где ЧН, а где ЧК.

Пословицы, поговорки.

-

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

-

Умел начать, умей и закончить.

-

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

-

Одна ласточка весны не делает.

-

Вместе тесно, да врозь скучно.

-

Хлеба нет – и корочки в чести.

-

Хороша веревочка длинная, а речь короткая.

-

Невеличка – птичка, да коготок остер.

-

Всякая птичка свои песни поет.

Загадки

Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет. (бабочка)

У маленькой Катюшки уселся на макушке

Не мотылек, не птичка – держит две косички. (бант)

Стоят в поле сестрички,

Платья беленые, шапочки зеленые. (берёзки)

Повернулось к солнцу золотое донце. (подсолнух)

На потолочке в уголочке висит сито, не руками свито. (паутина)

Белая бочка, нет в ней сучочка. (ямчко)

Ни куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Носом качнет – вода потечет. (лейка)

Всем, кто придет, и всем, кто уйдет, она ручку подает. (дверная дверь)

Скороговорки

- У мосточка под кусточком две лисички, две сестрички.

- Синичка, синичка – воробью сестричка.

- Елка, елка, елочка, колкая иголочка.

- Курочка шустра, пестра, уточка с носка плоска.

- Загудела дудочка, дудочка – погудочка.

- Очень часто блюдца у Танечки бьются.

- Палочки, крючочки, закорючки, точки бегали толпою и по одиночке.

МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо «шесть» получим шест,

Вместо «есть» получим ест,

Станут пенками «пеньки»;

Уголками – «угольки»,

И «банька» в банку превратится.

Вот, что может получится,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Пословицы, поговорки.

-

Жизнь дана на добрые дела.

-

Ждать да догонять – нет хуже.

-

Упустишь огонь – не потушишь.

-

Не дорог подарок – дорога любовь.

-

Есть калачи – не сидеть на печи.

-

Пахать – не в дуду играть.

-

Весна красна цветами, а осень снопами.

-

Тяп-ляп – не выйдет корабль.

-

Чай пить – не дрова рубить.

-

У кольца нет конца.

-

Мельница сильна водою, а человек едою.

-

У горькой беды нет сладкой еды.

-

Век живи, век учись.

-

Ученику – удача, учителю – радость.

Загадки

Синенькая шубенка покрыла весь мир. (небо)

Конь бежит, земля дрожит. (конь)

Белая скатерть всю землю покрыла. (снег)

Без рук, без ног, рисовать умеет. (мороз)

Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (гриб)

Два конца, два кольца, посредине гвоздь. (ножницы)

Мальчик с пальчик, шапка красная. (подосиновик)

Рыженький, маленький зверек по деревьям скок-поскок. (белка)

Семьсот ворот – один выход. (сеть)

Верчусь весь век, а не человек. (часы)

Черный конь прыгает в огонь. (кочерга)

С людьми дружит, дом сторожит. (собака)

Скороговорки

- У Саньки новенькие санки.

Сенька – в сугроб, и Санька – в сугроб.

Возьми ложку, да покушай горошку.

Где кисель, там и сел.

Угольки поставили в уголки.

У Ваньки у Встаньки несчастные няньки, несчастные няньки у Ваньки у Встаньки.

Тень, тень, потетень, выше города плетень.

Наш гость купил трость.

Больший интерес учащихся к работе с пословицами и поговорками на уроках

русского языка вызывают использование следующих приёмов:

Складывание частей пословиц: учащимся на карточках даются разные части

пословиц. Задача учащихся: собрать пословицу.

Сотавление пословиц и поговорок из данных слов: учащимся на карточках даются слова,

из которых нужно составить пословицу или поговорку (для успешного выполнения

задания необходимо указывать тематику пословиц и поговорок: о временах года, о

дружбе, о Родине и т.п.). Задача учащихся: внимательно прочитать слова, собрать

пословицу, прочитать её.

ТРУД, А, КОРМИТ, ПОРТИТ, ЛЕНЬ. Труд кормит, а лень портит

У, МОРОЗ, ЛЬДУ, СКУПОГО, В, НЕ ВЫПРОСИШЬ.

У скупого в мороз льду не выпросишь.

Отгадывание пословиц путём подстановки букв

Т - - Е Е - - ШЬ - ДА - - Ш - Б – ДЕ – Ь.

(Тише едешь – дальше будешь.)

БЗ ТРД НЕ ВНШЬ РБК ИЗ ПРД.

(Без труда не вынешь рыбку из пруда).

Описанные выше приёмы работы проводятся на этапе отгадывания пословицы или

поговорки. Использование на уроке данных приёмов позволяет повысить концентрацию

внимания учащихся, создать эмоциональный настрой школьников, развивает процессы

памяти, мышления и восприятия, позволяет осуществить индивидуальный подход к

каждому учащемуся, а значит, сохраняет и укрепляет психологическое здоровье детей,

ведь здоровый ребёнок – это ребёнок, получающий удовольствие от обучения, от работы,

которую он выполняет и от результата, которого он достиг.