Автор: Розенко Полина Константиновна
Должность: студент
Учебное заведение: СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: Г Железноводск
Наименование материала: Статья
Тема: Расширение экологических представлений средствами анималистического жанра живописи
РАСШИРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА
ЖИВОПИСИ
Розенко П.К.
студент
Научный руководитель: Поповкина О.П.,
старший преподаватель кафедры начального и дошкольного образования
Филиал СГПИ в г. Железноводске, Россия
EXPANSION OF ECOLOGICAL REPRESENTATIONS OF OLDER
PRESCHOOLERS BY MEANS OF THE ANIMALISTIC GENRE OF
PAINTING
Rozenko P.K.
Student
Supervisor adviser: O.P. Popovkina,
Senior Lecturer, Department of Primary and Preschool Education
Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk, Russia
Аннотация: в статье раскрыта сущность понятия «экологические
представления», определены педагогические средства, методы, приемы,
направленные
на
внедрение
анималистического
жанра
живописи
как
эффективного средства расширения экологических представлений старших
дошкольников.
Annotation: the article reveals the essence of the concept of "ecological
representations", defines pedagogical means, methods, techniques aimed at
familiarizing with the animalistic genre of painting as an effective means of
expanding the ecological representations of older preschoolers.
Ключевые слова:
экологические представления, анималистический
жанр, живопись.
Key words: ecological representations, animalistic genre, painting.
Дошкольный
возраст
является
одним
из
ключевых
этапов
в
экологическом образовании детей. В этот период зарождаются экологические
представления,
являющиеся
основой
для
систематизации
знаний
об
окружающем мире, гуманного отношения к природе.
Согласно Л. А. Венгеру, экологические представления - это отражение
окружающего мира, визуальный и в то же время обобщенный образ,
отражающий характерные черты предмета. Это визуальные образы ранее
воспринимавшихся объектов и явлений, которые в настоящее время не
воздействуют на органы чувств.
Значимость
расширения
экологической
культуры
состоит
в
формировании единицы общества с осторожным отношением, становлением
экологического поведения, которое будут способствовать формированию
общества с эмоционально-нравственным и бережным отношением к природе.
Мыслители и учителя прошлого в своих трудах придавали природе
огромное значение в целостном становлении личности ребенка. Так, Н. М.
Аксарина, Л. С. Выготская, А. А. Люблинская считают, что способность
воспринимать мир развивается в дошкольном возрасте. Одним из главных
источников развития является окружающая природа.
Еще в дошкольном возрасте необходимо дать ребенку опорное базовое
поведение, нацеленное на бережное отношение к природным ресурсам,
сохранение, защиту и улучшение состояния окружающей среды. С раннего
детства ребенок должен получить знания о природе и бережном отношении к
растительному и животному миру, о поддержании чистоты воды, воздуха и
земли, необходимых для существования человека на планете.
По общему признанию и определению ученых природа принадлежит к
абсолютным ценностям высшего порядка, поэтому расширение экологических
представлений приобретает актуальность в системе гармоничного развитии
личности.
Наибольший
вклад
в
экологическое
воспитание
детей
внесли
О.В.Дыбина, О.А.Соломенникова, С.Н.Николаева. В своих трудах специалисты
рекомендовали
использовать
различные
методы
обучения:
наглядные,
словесные,
практические,
игровые
и
др.
В
дошкольном
учреждении
необходимо
познакомить
детей
с
различными
закономерностями
и
взаимосвязями в окружающем мире. Одним из таких методов расширения
экологических представлений выступает анималистический жанр живописи,
предполагающий
изображение
животных,
учитывая
их
характерные
особенности.
Анималистический жанр живописи — это жанр искусства, в котором
важнейшим объектом изображения выступают животные и птицы.
Анималистический жанр живописи - один из самых сложных и
выразительных жанров изобразительного искусства, он является высшей
ступенью
художественного
освоения
природы,
вдохновенно
и
образно
воссоздающий
ее
красоту.
Знакомство
детей
с
жанром
помогает
их
эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе отношение к
природе и ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему
краю, родной земле.
Экологическое воспитание дошкольников особенно ярко выражается
через
восприятие
детьми
изобразительного
искусства,
выполненного
в
анималистическом жанре живописи.
Исходя из этого, можно предположить, что использование средств
анималистического жанра живописи будет эффективно влиять и достигать
положительного
результата
в
процессе
расширения
экологических
представлений детей старших дошкольников.
Возможности дошкольного периода в становлении начал экологической
культуры велики, их реализация целиком связана с содержанием, методами и
средствами экологического воспитания детей.
Среди эффективных средств в воспитании экологической культуры у
старших дошкольников в психолого-педагогической литературе выделяются
реальные и виртуальные экскурсии, экологические акции, художественная
литература и т.д.
Среди
инновационных
педагогических
средств
расширения
экологических
представлений
широко
используются
моделирование,
экологическая тропинка, экологическая игра и др.
Анималистическое творчество детей несёт в себе иллюстративный
характер
и
имеет
большое
педагогическое
значение
в
экологическом
воспитании. Расширение экологических представлений ребенка происходит,
прежде всего, через метод восприятия красоты природы.
Одним из наиболее интересных методов анималистического жанра
живописи является рассматривание художественных произведений. Картины
помогают подробно, внимательно рассмотреть животных в их естественной
среде, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в
естественных условиях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости,
динамичности.
Таким
образом,
в
настоящее
время
одной
из
значительных
педагогических
проблем
является
воспитание
экологической
культуры,
эффективным решением будет являться реализация идеи непрерывного
экологического образования и воспитания. Анималистический жанр живописи
занимает значительное место не только в изобразительном искусстве, но и в
экологическом воспитании старших дошкольников. Анималистический жанр
формирует у детей самосознание, осознанно-правильное, ответственное и
бережное отношение к окружающему миру. Произведения анималистического
жанра вызывают у детей яркий интерес к познанию, любовь к природе,
восприятие себя как частички целого мира.
Список литературы:
1.
Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников //
Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
2.
Киреева Л. Г., Бережнова С. В.
Формирование экологической
культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. 2-е изд.: Учитель,
2019.- 283с.
3.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание
через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-
е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256с.
4.
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания
детей. М.: Новая школа, 2009, 232с.
5.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования
детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва:
Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
6.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования //
Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
7.
Островская Г.И. Формирование экологического сознания детей
старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения
природы: дис. … канд. пед. наук / Островская Г.И. – Екатеринбург, 1998. –
164с.
8.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
/
Под
ред.
Н.
Е.
Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. — 368с.
9.
Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития
детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические
рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-
методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. -
Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.