Автор: Рыкова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ МСОШ №20
Населённый пункт: город Миасс,Челябинская область
Наименование материала: Классный час в 3 классе
Тема: "Я иду в гости. Законы гостеприимства"
Классный час в 3 В класса.
Классный руководитель Рыкова Светлана Ивановна.
Тема: «Я иду в гости. Законы гостеприимства»
Цель: 1. поговорить с детьми о поведении гостя и хозяина, о культуре поведения
за столом. Скорректировать представления детей о гостеприимстве.
2. Развивать эстетический вкус, уважительное отношение к окружающим людям.
3. Воспитывать желание пользоваться законами гостеприимства.
Ход внеклассного часа
(Появляются хозяин с хозяйкой в русских народных костюмах)
Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин. Веселья вам да радости!
Хозяйка. Давно мы вас ждем- поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому –
правду, кому – песенку, а всем – вкусные угощения. (Входят гости. Кланяются
хозяевам, рассаживаются.)
Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем
ли места хватило?
Один из гостей. Гостям-то, известное дело, хватило места. Да не тесновато ли
хозяевам?
Хозяин. В тесноте да не в обиде. (Хозяева усаживаются)
Учитель. Итак, ребята, мы увидели, как давным-давно было принято встречать
гостей. Русский человек всегда считался и считается самым приветливым и
гостеприимным хозяином. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя
хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или
приятным гостем? Давайте-ка попробуем сегодня разобраться в этом. Но сначала
посмотрите другой сюжет.
(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяин
увлечено играет в настольную игру. К «двери»подходят гости и звонят.
Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице
недовольное выражение.)
Хозяин. А, это вы!
Гости (стоя на пороге). Ты ведь приглашал нас сегодня поиграть в новую игру.
Хозяин(недовольно). Ну, ладно проходите. Только:
Не ходите по ковру –
Вы протрете там дыру.
Встаньте с этого дивана
А не то там будет яма.
И не трогайте кровать –
Простынь можете помять.
И не трогайте игрушки.
Не ложитесь на подушки.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути…
Ах, не лучше ль вам уйти?
(Гости растерянно пятятся назад и уходят.)
Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозяин? (Щедрым,
тактичным, терпеливым)
-Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу или
разобьет что-нибудь?
-А как поступит, если ему нужно срочно куда-нибудь идти, а гость еще не
собирается уходить?
- А еще хозяин должен уметь занять своих гостей и правильно угостить.
-А что вы скажете об этом госте?
ДАЛЕЕ следует репортаж со Дня рождения или битва с пищей с дальнейшим
обсуждением.
Репортаж (презентация)
Внимание, внимание! Наш микрофон установлен в квартире, где состоится
праздничный обед в честь именинницы Милочки. Празднично накрыт стол.
Гости держатся непринужденно. Все веселы и радостны. Их пятеро – лучших
Милочкиных друзей: Рита и Вита, Коля и Оля, и еще крайне воспитанный
мальчик Стас.
Итак, все друзья за столом. Начался праздничный обед.
Моментально приходит в движение вся посуда, тарелки становятся
летающими.
Бах! Кто-то упал со стула, не выдержав напряжения момента.
Коля судорожно сжимает в кулаке ложку, словно это кувалда. Что он
собирается предпринять? Он пытается выловить скользкую рыбешку
ложкой. Ай-я-яй! Коля роняет ее в мороженое.
Оля подносит ко рту переполненный стакан с соком, из которого торчит
ложка. И тут раздается душераздирающий крик. Оля угодила ложкой себе в
глаз. А томатный сок оказался на белой Милочкиной юбке.
Героическая девочка Милочка пытается рассказать что-то гостям, набив рот
одновременно колбасой, сыром и печеньем.
Крайне воспитанный мальчик Стас с другого конца стола, налегая на него
всем телом, тянется с грозным оружием – вилкой в руках. Стас пытается
вилкой зацепить лакомый кусочек мяса, но почему-то его вилка направлена
прямо в глаз Милочке.
Опасный момент! Рывок! Фу! Опасность миновала. Милочка цела! А Стасу
каким-то чудом удалось зацепить свою добычу. Правда, он опрокинул соусник
и залез рукавом в салат.
Наверное, вы слышите сопение и чавканье? Это Рита поедает аппетитный
салат. Этот процесс требует от нее большого напряжения.
А вот Вита уже закончила трапезу. Она сыто выходит из-за стола, задевая
свою тарелку.
Бац! Тарелка вдребезги! И все содержимое тарелки: огрызки, кости, мятые
салфетки, остатки пищи - все это живописно легло на полу.
Битва с пищей подходит к концу.
Живописный пейзаж после битвы открылся восхищенному взору. Скатерть
белая залита красным соком, надкушенные огурцы торчат из бокалов.
Рыбешки плавают в растаявшем мороженом.
Здорово потрудились ребята!
-Расскажите о своих впечатлениях по поводу прослушанного.
-Так какую же проблему поднял автор в рассказе?
Сценка «В гостях»
После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.
Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть я тебе марки свои
покажу и конструктор новый… Магнитофон послушаем.
Виктор. Ладно. Приду.
Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждал товарища. Он налил в таз
теплой воды и собрался выстирать носовые платки. В это время резко и
сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шел к двери,
кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.
(Игорь открывает дверью на пороге – Виктор.)
Виктор. Привет, это я!
(Он проходит в комнату, бросает мокрый плащ и шапку в кресло и
оглядывается.)
Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что?
(Он хватает модель парусника с письменного стола.)
Игорь. Это отцу подарили. На память.
Виктор. Здорово сделано. А мачты из дерева, что ли?
(Виктор нажимает посильнее, и мачта ломается. Игорь смотрит испуганно.
Но ничего не говорит. Виктор берет и рассматривает другие предметы.)
Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего барахло в доме
всякое держите?
(Виктор открывает флакон с духами, пальцем пробует крем, дунул в пудру.
Игорь в это время наливает чай.)
Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селедка, что ли? И селедку давай.
Я знаешь, как соленое люблю!
Автор. И, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку.
Виктор. Ну я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я
взял: мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.
Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гостя? Каким должен быть
гость?
- Мы рассмотрели с вами поведение хозяина и поведение гостя.
И тот и другой вам не понравились. Почему вы их критиковали?
-А знаете ли вы, что существуют законы гостеприимства. Давайте попробуем
разыграть разные ситуации и выделить из них законы гостеприимства. (о Коле и
Мише; о Лене)
Законы:
1.
Веди себя культурно в дома и в гостях.
2.
Приглашая в гости, называй точное время.
3.
На день рождения принято ходить вовремя и с подарком.
4.
Не опаздывай в гости, но и не приходи рано.
5.
С гостями будь вежлив и весел.
6.
Умей приветливо встретить и проводить гостей.
7.
Веди себя культурно за столом.
Хозяйка. А знаете ли вы как в старину проходили посиделки?
Хозяин. Хозяин должен был уметь занять своих гостей и правильно угостить.
Давайте гости поиграем в шутливые диалоги.
Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах,
щелкают орешки да творят насмешки.
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет
-А велика дыра?
-Один ворот остался.
-Фома. Что из леса не идешь?
-Да медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Да он не идет!
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!
-Сынок, сходи за водичкой на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит – надо идти!
Хозяйка. на посиделках обязательно пели песни и частушки.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Шире круг, шире круг.
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
По деревне я шла
И Ванюшу видела –
Под кустом сидел и плакал:
Курица обидела.
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
Сидит ежик на березе
Белая рубашечка,
На головке – сапожок,
На ноге фуражечка.
Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
(На середину выскакивают мальчишки, они танцуют в присядку.)
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова.
Надевает сапоги.
Хозяйка. Ух, как у нас весело! Я хорошая хозяйка. Не хотите ли конфеточек
покушать?
Учитель. И так, ребята. Какие вы можете сделать выводы из сегодняшнего
занятия? Чему вы сегодня научились?
-Какие правила гостеприимства вы усвоили?
А сейчас небольшой экзамен.