Напоминание

"Я иду в гости. Законы гостеприимства"

Автор: Рыкова Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ МСОШ №20
Населённый пункт: город Миасс,Челябинская область
Наименование материала: Классный час в 3 классе
Тема: "Я иду в гости. Законы гостеприимства"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Классный час в 3 В класса.

Классный руководитель Рыкова Светлана Ивановна.

Тема: «Я иду в гости. Законы гостеприимства»

Цель: 1. поговорить с детьми о поведении гостя и хозяина, о культуре поведения

за столом. Скорректировать представления детей о гостеприимстве.

2. Развивать эстетический вкус, уважительное отношение к окружающим людям.

3. Воспитывать желание пользоваться законами гостеприимства.

Ход внеклассного часа

(Появляются хозяин с хозяйкой в русских народных костюмах)

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин. Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас ждем- поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хозяйка. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому –

правду, кому – песенку, а всем – вкусные угощения. (Входят гости. Кланяются

хозяевам, рассаживаются.)

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем

ли места хватило?

Один из гостей. Гостям-то, известное дело, хватило места. Да не тесновато ли

хозяевам?

Хозяин. В тесноте да не в обиде. (Хозяева усаживаются)

Учитель. Итак, ребята, мы увидели, как давным-давно было принято встречать

гостей. Русский человек всегда считался и считается самым приветливым и

гостеприимным хозяином. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя

хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или

приятным гостем? Давайте-ка попробуем сегодня разобраться в этом. Но сначала

посмотрите другой сюжет.

(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяин

увлечено играет в настольную игру. К «двери»подходят гости и звонят.

Хозяин отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице

недовольное выражение.)

Хозяин. А, это вы!

Гости (стоя на пороге). Ты ведь приглашал нас сегодня поиграть в новую игру.

Хозяин(недовольно). Ну, ладно проходите. Только:

Не ходите по ковру –

Вы протрете там дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать –

Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

Не ложитесь на подушки.

И не надо книги брать –

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

(Гости растерянно пятятся назад и уходят.)

Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозяин? (Щедрым,

тактичным, терпеливым)

-Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу или

разобьет что-нибудь?

-А как поступит, если ему нужно срочно куда-нибудь идти, а гость еще не

собирается уходить?

- А еще хозяин должен уметь занять своих гостей и правильно угостить.

-А что вы скажете об этом госте?

ДАЛЕЕ следует репортаж со Дня рождения или битва с пищей с дальнейшим

обсуждением.

Репортаж (презентация)

Внимание, внимание! Наш микрофон установлен в квартире, где состоится

праздничный обед в честь именинницы Милочки. Празднично накрыт стол.

Гости держатся непринужденно. Все веселы и радостны. Их пятеро – лучших

Милочкиных друзей: Рита и Вита, Коля и Оля, и еще крайне воспитанный

мальчик Стас.

Итак, все друзья за столом. Начался праздничный обед.

Моментально приходит в движение вся посуда, тарелки становятся

летающими.

Бах! Кто-то упал со стула, не выдержав напряжения момента.

Коля судорожно сжимает в кулаке ложку, словно это кувалда. Что он

собирается предпринять? Он пытается выловить скользкую рыбешку

ложкой. Ай-я-яй! Коля роняет ее в мороженое.

Оля подносит ко рту переполненный стакан с соком, из которого торчит

ложка. И тут раздается душераздирающий крик. Оля угодила ложкой себе в

глаз. А томатный сок оказался на белой Милочкиной юбке.

Героическая девочка Милочка пытается рассказать что-то гостям, набив рот

одновременно колбасой, сыром и печеньем.

Крайне воспитанный мальчик Стас с другого конца стола, налегая на него

всем телом, тянется с грозным оружием – вилкой в руках. Стас пытается

вилкой зацепить лакомый кусочек мяса, но почему-то его вилка направлена

прямо в глаз Милочке.

Опасный момент! Рывок! Фу! Опасность миновала. Милочка цела! А Стасу

каким-то чудом удалось зацепить свою добычу. Правда, он опрокинул соусник

и залез рукавом в салат.

Наверное, вы слышите сопение и чавканье? Это Рита поедает аппетитный

салат. Этот процесс требует от нее большого напряжения.

А вот Вита уже закончила трапезу. Она сыто выходит из-за стола, задевая

свою тарелку.

Бац! Тарелка вдребезги! И все содержимое тарелки: огрызки, кости, мятые

салфетки, остатки пищи - все это живописно легло на полу.

Битва с пищей подходит к концу.

Живописный пейзаж после битвы открылся восхищенному взору. Скатерть

белая залита красным соком, надкушенные огурцы торчат из бокалов.

Рыбешки плавают в растаявшем мороженом.

Здорово потрудились ребята!

-Расскажите о своих впечатлениях по поводу прослушанного.

-Так какую же проблему поднял автор в рассказе?

Сценка «В гостях»

После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.

Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть я тебе марки свои

покажу и конструктор новый… Магнитофон послушаем.

Виктор. Ладно. Приду.

Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждал товарища. Он налил в таз

теплой воды и собрался выстирать носовые платки. В это время резко и

сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шел к двери,

кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

(Игорь открывает дверью на пороге – Виктор.)

Виктор. Привет, это я!

(Он проходит в комнату, бросает мокрый плащ и шапку в кресло и

оглядывается.)

Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что?

(Он хватает модель парусника с письменного стола.)

Игорь. Это отцу подарили. На память.

Виктор. Здорово сделано. А мачты из дерева, что ли?

(Виктор нажимает посильнее, и мачта ломается. Игорь смотрит испуганно.

Но ничего не говорит. Виктор берет и рассматривает другие предметы.)

Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего барахло в доме

всякое держите?

(Виктор открывает флакон с духами, пальцем пробует крем, дунул в пудру.

Игорь в это время наливает чай.)

Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это селедка, что ли? И селедку давай.

Я знаешь, как соленое люблю!

Автор. И, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку.

Виктор. Ну я пошел. Пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я

взял: мне палку обстругать надо. Отдам как-нибудь.

Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гостя? Каким должен быть

гость?

- Мы рассмотрели с вами поведение хозяина и поведение гостя.

И тот и другой вам не понравились. Почему вы их критиковали?

-А знаете ли вы, что существуют законы гостеприимства. Давайте попробуем

разыграть разные ситуации и выделить из них законы гостеприимства. (о Коле и

Мише; о Лене)

Законы:

1.

Веди себя культурно в дома и в гостях.

2.

Приглашая в гости, называй точное время.

3.

На день рождения принято ходить вовремя и с подарком.

4.

Не опаздывай в гости, но и не приходи рано.

5.

С гостями будь вежлив и весел.

6.

Умей приветливо встретить и проводить гостей.

7.

Веди себя культурно за столом.

Хозяйка. А знаете ли вы как в старину проходили посиделки?

Хозяин. Хозяин должен был уметь занять своих гостей и правильно угостить.

Давайте гости поиграем в шутливые диалоги.

Хозяйка. Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах,

щелкают орешки да творят насмешки.

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег.

-Можно зашить.

-Да иглы нет

-А велика дыра?

-Один ворот остался.

-Фома. Что из леса не идешь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Да он не идет!

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

-Сынок, сходи за водичкой на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит – надо идти!

Хозяйка. на посиделках обязательно пели песни и частушки.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Шире круг, шире круг.

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

Не хотела я плясать.

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

По деревне я шла

И Ванюшу видела –

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

Сидит ежик на березе

Белая рубашечка,

На головке – сапожок,

На ноге фуражечка.

Балалаечка – гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

(На середину выскакивают мальчишки, они танцуют в присядку.)

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова.

Надевает сапоги.

Хозяйка. Ух, как у нас весело! Я хорошая хозяйка. Не хотите ли конфеточек

покушать?

Учитель. И так, ребята. Какие вы можете сделать выводы из сегодняшнего

занятия? Чему вы сегодня научились?

-Какие правила гостеприимства вы усвоили?

А сейчас небольшой экзамен.