"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

Автор: Шаталова Ольга Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза А. П. Маресьева
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная:  Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах.  Добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков. Воспитательная:  Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы.  Дальнейшее развитие групповой работы на уроке. Развивающая:  Выделять электрические явления в природе и технике.  Определять знак заряда наэлектризованного тела.  Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
Организационный момент. (1мин)

(3 мин)
Здравствуйте, ребята. Прошу садиться. На столах у вас лежат листочки. Пока я не скажу трогать их не нужно. Ребята, посмотрите, пожалуйста, как по праздничному украшен наш класс. Смотрите как много шариков! А скажите мне, пожалуйста, как они оказались на потолке? (шарики висят на потолке) Ученики делают предположения. Можно дернуть один шарик за веревку и показать, что гелием он не надут. Да, действительно, шарик наэлектризован. Именно так звучит тема нашего урока.

Запись темы. (1 мин)
В тетрадях записываем дату, тема урока. Электризация. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.
Вступительное слово учителя. (2 мин)
Слова “электричество”, “электрический ток ”, знакомы каждому. Но, вот объяснить, что это такое, мы сможем, лишь, изучив большой круг явлений, которые называются электрическими. История развития электричества интересна и поучительна. Послушайте, пожалуйста, такую легенду. «Дочь Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно всё ещё влажно, она принялась вытирать его ещё сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем, больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета подошёл корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натёрты шерстяной материей, притягивают лёгкие предметы, подобно тому, как магнит притягивает железо» Это все происходило в 7-6 веке до нашей эры. Наука об электричестве до 16 века так и оставалась в зачаточном "янтарном" состоянии. Крупный шаг вперед в изучении электрических явлений после древних греков сделал английский врач Уильям Гильберт (1540–1603).
Он установил, что свойство притягивать легкие предметы после натирания, кроме янтаря, приобретают также и алмаз, сапфир, аметист, горный хрусталь, сера, смола и некоторые другие тела. Гильберт их назвал "электрическими", то есть "подобными янтарю" (янтарь в переводе электрон, солнечный). Так в науку вошел термин "электричество", и было положено начало систематическому изучению электрических явлений. Давайте посмотрим каким образом можно наэлектризовать тела?
Опыт 1. (1,5 мин): М
елкие частицы бумаги притягиваются к наэлектризованной стеклянной палочке. Вывод делают дети. Одним из этапов развития учения об электричестве были опыты немецкого ученого Отто фон Герике (1602—1686). Он построил первую электростатическую машину, основанную на трении. Это был шар из плавленой серы, который приводился во вращение специальным приводом. Вращая шар и натирая его ладонями, Герике тем самым электризовал его. Наэлектризованный шар притягивал листочки золота, серебра, бумаги. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что, кроме притяжения, существует электрическое отталкивание. В настоящее время электрофорная машина выглядит такой, какая она стоит перед вами.
Опыт 2(2,5мин):
К кондукторам электрофорной машины подсоединяют султанчики, которые устанавливают на изолирующих подставках. Вращая ручку машины, наблюдают за их поведением. Мы рассмотрели электризацию трением, а существует еще несколько способов электризации. Электризацию соприкосновением и ударом мы рассмотрим на следующих уроках. СПОСОБЫ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ СОПРИКОСНОВЕНИЕМ УДАРОМ ТРЕНИЕМ
Запишем их в тетрадь
.(1 мин)
Мы выяснили как можно наэлектр. тела.(Показывая на тему урока). А теперь нам необходимо выяснить какие существуют заряды и как они взаимодействуют между собой. Для этого вы выполните практическое задание в группах. Одни группы будут изучать электризацию различных тел. А другие изучать взаимодействия заряженных тел. Перед вами лежат карточки с заданием. Внимательно прочтите его. Ваша задача состоит в том, чтобы выполнить работу и сделать вывод, заполнить карточку. Помните, что вы работаете в группах, поэтому выполняете работу все вместе. На работу вам дается 8 минут
. Помните о технике безопасности.(9 мин)

Задание для 1группы.

Изучение электризации различных тел.

Приборы и материалы (рис 1.)
1) пленка полиэтиленовая, 2) полоски бумажные, 3) линейка из оргстекла, 4) штатив, 5) нить, 6) карандаш. Порядок выполнения работы 1. На нитях подвешен карандаш к лапке штатива, как показано на рисунке. 2. Натрите эбонитовую палочку о бумагу. Поднесите линейку и бумагу поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы при этом наблюдаете? Карандаш ___________________. 3. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой и немного потрите. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу. Полоски ______________________. Вывод: тела можно наэлектризовать ____________________. В электризации участвуют всегда _____________ тела и электризуются после разделения_____________ тела.
Задание для 2 группы.

Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.


Приборы и материалы:
1) пленка полиэтиленовая на нити, 2) пленка полиэтиленовая, 3) полоска бумажная, 4) штатив, 5) нить. Порядок выполнения работы. 1. Полиэтиленовую пленку, подвешенную на нити к лапке штатива, потрите осторожно кусочком бумаги 2. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой, немного потрите. Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу. Как они взаимодействуют? _______________________. 3. Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие: Пленка с пленкой ________________________________; Бумажная полоска с пленкой _____________________________; Вывод: в природе существуют ____________________ вида электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака _____________________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________________. Далее проверяем выводы групп.
(4 мин)
Показываем на слайде вывод первой группы.
Выводы 1-ой группы

٧ Один из способов электризации - это трение.

٧При электризации трением участвуют всегда не менее двух тел.

٧ Электризуются все тела. Показываем на слайде вывод второй группы.
1) Существуют два вида зарядов; 2) Одноименные заряды отталкиваются, а разноименные притягиваются.
(2 мин)
Как и мы с вами, в 1733 году француз Ш. Дюфе впервые устанавливает существование двух родов зарядов. Представление о положительном и отрицательном зарядах было введено в 1747 году Франклином. Каучуковая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным. Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”. Забегая вперед скажем что заряд обозначается буквой q (ку) – электрический заряд. В последствии было установлено, что все вещества можно расположить в так называемый ряд, в котором выше записанное тело электризуется при трении о нижние положительно, а нижние отрицательно. Асбест Мех (кролика) Стекло Слюда Шерсть Кварц Мех (кошки) Шелк Кожа человека Хлопок Дерево Янтарь Медь
Резина Сера Целлулоид Каучук Ребята, кому не понятно как пользоваться радом Франклина? А какие вопросы есть у вас? Очень хорошо что все понятно. Тогда вопросы есть у меня.
Вопросы: (1 мин)
- Итак, как можно наэлектризовать тело? - Сколько тел при этом заряжается? - Какие два вида зарядов существует? - А как они взаимодействуют? - Определите заряд шарика. Сейчас вам предлагается решить тест. Тест не сложный, вам дается 4 минуты.
(3 минут)
Закрыть все!!!!
Вариант 1.
1. Тело, которое наэлектризовано: А. нагревается; Б. охлаждается; В. приходит в движение; Г. притягивает к себе другие тела. 2. Стекло при трении о шелк заряжается: А. положительно; Б. отрицательно. 3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена? Рисунок 1. А. 1; Б. 2; В. 3.
4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды (см. тот же рисунок)? А. 1; Б. 2; В. 3. 5. Какой заряд имеет большой шар? Рисунок 2. А. положительный; Б. отрицательный.
Вариант 2.
1. Электрические заряды бывают: А. положительными; Б. отрицательными; В. положительными и отрицательными; Г. разными. 2. При натирании о мех каучук электризуется: А. положительно; Б. отрицательно. 3. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена наэлектризованная палочка? Рисунок 1. А. положительный; Б. отрицательный. 4. Какой заряд имеет наэлектризованная палочка, поднесенная к гильзе? Рисунок 2. А. положительный; Б. отрицательный. 5. В каких случаях эти наэлектризованные шарики должны отталкиваться? А.1 и 3; Б. 2 и 3; В.1 и 2; Г. 2. Взаимопроверка. (ключи на слайде). А теперь обменяйтесь вариантами и проверьте ответы друг друга. - Поднимите руки те, кто допустил одну ошибку? Поднимите руки те, кто не допустил ошибок? Молодцы.
В конце урока вы мне его сдадите, те кто допустил одну ошибку получат оценку «4», а те кто не одной «5».
Практическое применение.(5-7 мин)

- Ребята, а где мы в быту встречаемся с электризацией?
-Ребята, мы с вами должны знать и практическое применение электризации. Скажите, пожалуйста, где применяется электризация? Делают предположения. Скажите, а как электризацию используют для покраски машины? Зачем краску заряжают отрицательным зарядом?
Маляр без кисточки.
Движущие на конвейере окрашиваемые детали, например, корпус автомобиля, заряжают положительно, а частицам краски придают отрицательный заряд, и они устремляются к положительно заряженной детали. Слой краски на ней получается тонкий, равномерный и плотный. Действительно одноимённо заряженные частицы красителя отталкиваются друг от друга - отсюда равномерность окрашивающего слоя. Расход краски снижается, Так как она осаждается только на детали. Метод окраски изделий в электрическом поле сейчас широко применяют в нашей стране.
Смешивание веществ.
Если мелкие частицы одного вещества зарядить положительно, а другого – отрицательно, то легко получить их смесь, где частицы распределены равномерно.
- Как смешивание с помощью электризации применяется на хлебокомбинате? На хлебозаводе теперь не приходится совершать большую механическую работу, чтобы замесить тесто. Заряженные положительно крупинки муки воздушным потоком подаются в камеру, где они встречаются с отрицательно заряженными капельками воды, содержащей дрожжи. Крупинки муки и капельки воды, притягиваясь, друг к другу, образуют однородное тесто.
Вредная электризация.

Ткацкая фабрика:
Например, электризация волокон вызывает их взаимное отталкивание, что мешает работе ткацких станков. Заряженную ткань трудно раскраивать. Такая ткань, кроме того сильно загрязняется вследствие притяжения к ней частичек пыли.
Типография.
При разматывании больших рулонов бумаги в типографиях они также заряжаются, и может возникнуть разряд. Вследствие электрического притяжения бумага склеивается и получается брак. Теперь подведем итог. (2 мин) Мы с вами сегодня на уроке познакомились с электризацией. Узнали о том что существуют 2 рода зарядов. Что одноименные заряды отталкиваются, а разноименные притягиваются. Узнали, как используют электризацию. Пришло время записать домашнее задание.
Домашнее задание.

Выучить §25,26 учебника. А в качестве творческого задания вы можете подготовить сообщение о «полезной » и «вредной» электризации. Ваш труд будет оценен. Оценки Рефлексия. А теперь я попрошу оценить вас наш урок. У вас на столах у каждого лежат «заряды» «+» и «-». А на двери весят смайлики. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое, вам было комфортно, положите положительный заряд к улыбающемуся смайлику, а если вам было не интересно, вы многое не поняли, то отрицательный заряд положите к грустному смайлику. Спасибо за внимание.