Напоминание

Глобализация и культурная политика

Автор: Тягнеряднев Андрей Николаевич
Должность: студент
Учебное заведение: НИУ "БелГУ"
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: Глобализация и культурная политика







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Тягнеряднев А.Н.

Белгородский государственный научно-исследовательский университет

Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимодействия глобализации и

культурной политики. Рассматривается само понятие глобализации, истоки и причины

данного процесса, оценка глобализации с различных точек зрения. Анализируется

специфика культуры как феномена, рассматривается проблема всеобщей мировой

культуры в условиях глобализации, рассматривается понятие и задачи культурной

политики.

Ключевые слова: глобализация, культура, государство, индивид, культурная

политика, интеграция, дифференциация.

Понятие глобализации давно вошло в лексикон современного человека,

но несмотря на его значительную распространенность в литературе

различных сфер, данное понятие еще не имеет четкой дефиниции. Данный

термин часто понимают слишком широко, подразумевая под ним вообще

любые

изменения,

происходящие

на

данном

этапе

в

экономике,

политической сфере, культуре. Отсюда задачей нашего исследования

является

прослеживание

взаимодействия

глобализации

и

культурной

политики, выяснение значения этого взаимодействия.

Процесс глобализации наиболее ярко начал проявляться в 80-90-е годы

ХХ века, так как именно в это время происходят самые значительные

перемены в истории человечества. Приходит осознание, что необходимо

решать значительные глобальные проблемы для дальнейшей жизни.

Глобализация

всегда

оценивается

двояко.

С

одной

стороны,

глобализация

сопровождается

значительным

техническим

и

научным

прогрессом, что позитивно влияет на взаимодействие между отдельными

индивидами, обществами, странами. С другой стороны, глобализация

приносит массу сложных проблем, связанных не только с геополитической

обстановкой, но и с этническими проблемами, вопросом культурной

идентификации каждого отдельно взятого человека. Но как бы не относились

к глобализации один факт неоспорим – она стала неотъемлемой частью

нашей жизни.

Медленно, но верно глобализация приводит к тому, что каждый

индивид все сильнее ощущает свою принадлежность не к отдельно взятой

стране или национальности, а ко всему миру. Все чаще людям приходится

вступать в контакты с людьми другой нации или другой веры.

Одной из причин глобализации, как считает американский профессор

Майкл Интрилигейтор, являются особенности культурного развития в

последние несколько десятилетий. Дело в том, что глобализация приводит к

унифицированным стандартам СМИ, искусства, музыки, киноиндустрии,

глобализация сделала английский язык международным средством общения.

Поэтому сейчас некоторые мировые страны, например, Франция, считают

глобализацию результатом усилий США по организации культурной,

политической, экономической гегемонии.

Касательно

культурной

политики

глобализация

должна

быть

рассмотрена с двух точек зрения: сохранение и развитие культуры в ее

общечеловеческом

представлении

и

функционирование

отдельно

существующих культур разных стран. Как пишет К. Севги, «сосредоточив

внимание на определении культуры как позитивно значимого опыта

человечества, накопленного в ходе исторического развития и многократно

повторяющегося в устойчивых способах и результатах деятельности людей,

мы, тем самым, признаем в наличии культуры тенденций к глобализму» [4, с.

107].

Специфика культуры как феномена двойственна. С одной стороны,

когда

индивид

приобщается

к

какой-либо

культуре,

он

становится

адресантом какого-либо человеческого опыта. Логично, что в процессе

перенимания каких-либо культурных основ и ценностей человек теряет свою

индивидуальность. С другой стороны, с самой культурой происходит то же

самое. Культура является результатом деятельности какого-либо общества

людей, затем она усваивается отдельно взятым индивидом, который обладает

собственными

ценностными

и

мировоззренческими

установками,

в

результате чего принятая этим индивидом культура может стать практически

неповторимой от своих первоначальных образцов. Отсюда следует, что

мировая культура в целом функционирует и проявляет свою сущность только

через совокупное существование отдельно взятых культур, поэтому важность

их сохранения является важнейшей задачей в условиях глобализации

культуры. Несмотря на это, вопросы и проблемы и культурной глобализации

в недостаточной мере рассматриваются в кругу глобальных проблем

современности.

Здесь стоит привести точку зрения И.О. Валлерстайна на счет того,

возможно ли вообще существование всеобщей, универсальной культуры. По

его мнению, в данный момент людей нельзя рассматривать как живущих в

рамках общих культурных общин, так как каждый отдельно взятый индивид

вбирает в себя множество составляющих от различных культурных

парадигм,

поэтому

любой

человек

это

неповторимое

культурное

своеобразие. История, как считает известный социолог соответствует «скорее

тенденции к культурной дифференциации, культурному разнообразию,

культурному усложнению» [1, с. 148].

По

мнению

С.Н.

Иконниковой,

«глобализация

часто

вызывает

сопротивление различных культур, а часто и гипертрофию специфических

черт

той

или

иной

общности.

Противодействующие

национальные,

этнические интересы закрывают возможности развития. В этих условиях

важнейшими принципами культурного взаимодействия становятся принципы

единства и сотрудничества. Эти идеи могут быть реализованы не столько

путем преодоления конфликтов и антагонизма, сколько созданием условий,

которые позволили бы подняться над ними, появлением новых форм

взаимодействия» [2, с. 23].

Несмотря на то, что глобализация объединяет все страны, политика

каждого государства в области культуры реализуется своеобразно, но в эту

политику должны быть вложены следующие идеи, учитывающие важность

культуры для существования каждого отдельно взятого государства:

1.

Осуществление мер, направленных на поддержание творческих

инициатив – истока развития человека, поддержание новых форм творчества.

2.

Осуществление свободного обмена информацией в условиях

глобализации, получение доступа к современным средствам коммуникации,

их освоения.

3.

Пересмотр политики в области культуры, совершенствование ее

концепции с учетом воздействия глобализации.

4.

Развитие

на

основе

толерантности

и

взаимопонимания.

Необходимость осознания того, что мировая культура может существовать

только в рамках диалога культур национальных.

Отрицательным моментом является то, что часто культура понимается

слишком ограниченно, как ограниченно понимаются и социокультурные

процессы. В результате этого вопросы глобализации в культуре понимаются

слишком неглубоко, они сводятся к проблеме культурного мирового

тоталитаризма, о котором мы упоминали в начале статьи, а действительно

важные вопросы, такие как 1) суть глобализации культуры, 2) факторы,

влияющие на глобализацию, остаются нерешенными или решенными

слишком поверхностно и неоднозначно.

Важным моментом в построении новой мировой культурной системы

является ориентация на равенство всех культур. Это означает, что нет какой-

либо

иерархически

высшей

культуры,

поэтому

каждую

нужно

рассматривать, исходя из ее уникальности, защищая ее суверенность.

Культурную

политику

можно

считать

«процессом

налаживания

партнерских связей между правительством, бизнесом, общественными

организациями и частными лицами в области культуры, это вектор,

складывающийся

под

влиянием

множества

противоречивых

курсов,

определяемых различными субъектами, порой впрямую не направленных

непосредственно

на

развитие

культуры,

это

система

постоянно

возобновляющихся

в

обществе

отношений

государственной

власти,

негосударственных структур, социальных групп по вопросам культурного

развития общества» [3, с. 66].

В сфере культурной политики лежит решение множества задач,

например,

помощь

в

общественном

взаимодействии,

содействие

экономическому росту, развитию страны в целом, но основная задача

культурной политики – созидание и реализация человеческого потенциала,

так как он является определяющим аспектом развития общества, ведь каждая

страна имеет одну цель своего существования: обеспеченность каждого

отдельно взятого гражданина духовными и материальными благами.

Также задачей культурной политики каждого государства можно

считать также сохранение культурного плюрализма и содействие ему. При

этом нельзя считать культурную политику государства каким-то побочным

компонентом общей политики государства. Политика культурная должна

осуществляться безотрывно от политики социальной и экономической.

В качестве заключения отметим сложность проблемы культурной

политики в России. Во-первых, каждый россиянин является потребителем

той или иной культуры, поэтому должен самоопределиться в процессе ее

выбора,

осуществляющегося

в

условиях

как

никогда

стремительных

общественных изменений. Во-вторых, необходимо устранить зачастую

весьма противоположные точки зрения представителей населения о векторах

развития современного человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.

Валлерстайн, И.О. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире /

И.О. Валлерстайн. – Санкт-Петербург: Петрополис, 2001. – 414 с.

2.

Иконникова, С.Н. Сценарии культурной политики в условиях глобализации /

С.Н. Иконникова // Вестник Московского государственного университета культуры и

искусств. – 2011. – № 3. – С. 21-29.

3.

Кондрашов, С.В. Влияние глобализации на вектор культурной политики

РФ / С.В. Кондрашов // Высокие технологии и инновации в науке : сборник избранных

статей Международной научной конференции. – Санкт-Петербург: «НАЦРАЗВИТИЕ»,

2020. – С. 65-67.

4.

Севги, К. Феномен глобализации и культурная политика / К. Севги //

Вопросы политологии. – 2020. – Т. 10. – № 53. – С. 106-115.