Автор: Шайхутдинова Инга Зайдулловна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Зангари"
Населённый пункт: с. Каймашабаш, Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Сказка "Капелька, льдинка и снежинка"
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Разработчики:
Шайхутдинова И. З.
Миншарапова Л.В.
Нуруллина Л.М.
Гайняхметова А.З.
Амирова Г.З.
Хабибуллина Д.А.
Тема : сказка «Капелька, льдинка и снежинка»
Возрастная группа: средняя
Форма НОД: «Экспериментирование»
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Цель:
Создать условия для формирования у детей средней группы знаний о снеге, о льде и их свойствах посредством исследовательской деятельности.
Задачи
Образовательные задачи:
1. Расширить представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый) .
3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается
в лед.
4. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.
Развивающие задачи:
1. Развивать исследовательские навыки.
2. Продолжать развивать обследовательские действия.
3. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать у детей желание помочь.
2. Воспитывать аккуратность.
Оборудование и материалы : ёмкость со снегом, кубики льда, стаканы одноразовые 14 штук, тазик, карты-схемы
Планируемый результат:
используемые в ходе совместной
познавательно-исследовательской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих
интегративных качеств ребенка:
проявление интереса к познавательной, исследовательской деятельности;
самостоятельность в исследовании свойств снега;
активность, творчество в выполненинии различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;
инициативность в общении со сверстниками и взрослым;
владение умением договариваться, распределять действия в сотрудничестве;
способность планировать и согласовывать свои действия;
готовность рассказать о способе решения той или иной задачи;
владение способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, по образцу, инструкции педагога.
В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской
деятельности: игровой, двигательной, художественно-эстетической, коммуникативной
ЗАДАЧИ
образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников
группы
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе
экспериментирования с водой.
Задачи:
1.
Расширять знания детей о свойствах воды.
2.
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
3.
Обогащать словарный запас: глубокая , мутная, прозрачная. Развивать
диалогическую речь детей.
4.
Развивать общую и мелкую моторику.
5.
Формировать познавательный интерес, доброжелательные отношения друг к
другу.
Этапы
(последовательность)
деятельности
Содержание деятельности
Действия,
деятельность
педагога
Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет
к достижению
запланированных результатов
Планируемый
результат
Приветствие
Здравствуйте, ребята.
Давайте познакомимся. Меня зовут Инга
Зайдулловна, я пришла из другого садика
А как зовут вас?
Знакомится с детьми
Дети представляются, знакомятся
с педагогом
Готовность детей к
общению со
взрослым и
совместной
деятельности
Целеполагание
-Ребята, вы любите сказки?
-А какие сказки вы знаете?
-Организует диалог
- Задает вопросы,
- Слушают;
- Выражают собственные мысли;
Появление у детей
заинтересованности
-Какое время года сейчас?
-Вы знаете сказки про зиму?
-Я вам расскажу сказку интересную
сказку. Хотите послушать?
Есть у Матушки –природы 3 дочери.
Зовут их Капелька, Снежинка и Льдинка.
- Они все –помощницы природы.
Где вы можете встретить в природе
капельку?
- Где можете встретить снежинку?
- А когда появляется лед и где?
Ребята хоть они и сестры, но они разные,
не похожи друг на друга.
стимулирующие
процесс мышления.
- Мотивация детей к
исследовательской
деятельности.
, желание
принимать участие
в познавательной
деятельности.
Выдвижение гипотезы
-А хотите проверить чем они отличаются
друг от друга?
-Интересно, что же быстрее растает
снежинка или льдинка?
-Ребята как вы думаете?
- Задает вопросы,
стимулирующие
процесс мышления;
- Обсуждение
проблемы с детьми.
- Подведение детей к
постановке цели
эксперимента.
Выдвигают гипотезу
Выдвинуто
несколько рабочих
гипотез
Планирование
деятельности по
проверке гипотезы
Проверим?
Предлагает провести опыт.
- Обсуждение
проблемы с детьми,
подведение детей к
постановке цели
- Используют материалы,
которые можно применить для
эксперимента.
- Формулируют цели
Составлен алгоритм
действий по
проведению
эксперимента
эксперимента,
- Выдвижение
гипотезы
эксперимента;
- Выдвигают гипотезы.
Осуществление
эксперимента
- Ребята пойдемте к столу. Проведем опыт.
Для начала мы повторим с вами правила.
Слушайте меня внимательно, не
толкайтесь. Говорите тихо, не кричите.
У вас на столе снег и льдинке. Возьмите в
одну руку снег, в другую – льдинку.
Сжимаем ладошку.
- Обсуждение с
детьми алгоритма
действий по
проведению опыта,
подведение детей к
выполнению
алгоритма действий;
- Помощь в
организации в
практической
деятельности.
- Составление алгоритма
действий по проведению
эксперимента.
- Осмысление содержания
карточек - схем эксперимента.
- Осуществление эксперимента.
Составлен алгоритм
действий по
проведению
эксперимента.
Наблюдение за
преобразованием
объекта
Ребята сосчитаем до 5 и раскроем
ладошки
Что вы можете сказать о снежинке?
Что можете сказать о льдинке?
- Обсуждение с
детьми алгоритма
действий по
проведению опыта;
подведение детей к
выполнению
алгоритма действий.
Составление алгоритма действий
по проведению эксперимента.
Осмысление
предлагаемого
содержания
Фиксация
преобразования
объекта
Ребята, давайте это покажем на схеме.
По мере
необходимости
совместное
выполнение
практических
действий.
- Проверка предположений на
практике;
- Отбор нужных средств,
реализация действий
Подтверждение
гипотезы.
Выводы
Что может быстрее таять снег или лед?
Где встречаются в природе эти сестры?
Оценивание
результатов,
подведение итогов.
Самооценивание, повторное
осмысление проблемы с новой
точки зрения.
Убеждаются в
правильности
гипотезы
Физкультминутка
«Снежинки»
А теперь мы возьмем по снежинке и
поиграем
Закружились, завертелись белые
снежинки.
(дети кружатся)
Вверх взлетели белой стаей легкие
пушинки.
(поднимают руки)
Чуть затихла злая вьюга, улеглись
повсюду,
(приседают, прижимают руки к полу)
Заискрили, засверкали – все дивятся
чуду.
(разводят руки в стороны)
Выполнение
физминутки вместе с
детьми
Двигательная активность детей
Соблюдение
правила игры,
распределение
вниманиея во время
игры,
эмоциональная
разрядка
Выдвижение гипотезы
- Ребята, а как же можно сделать так,
чтобы лед быстрее растаял?
-как вы думаете?
- Задает вопросы,
стимулирующие
процесс мышления;
- Обсуждение
проблемы с детьми.
- Подведение детей к
постановке цели
эксперимента.
Выдвигают гипотезу
Выдвинуто
несколько рабочих
гипотез
Планирование
деятельности по
проверке гипотезы
Давайте проведем следующий опыт с
льдинкой
- Обсуждение
проблемы с детьми,
подведение детей к
постановке цели
эксперимента,
- Выдвижение
гипотезы
- Используют материалы,
которые можно применить для
эксперимента.
- Формулируют цели
эксперимента;
- Выдвигают гипотезы.
Составлен алгоритм
действий по
проведению
эксперимента
Осуществление
эксперимента
- У вас на столе 2 стакана- с холодной и с
теплой водой. Потрогайте стаканы
руками, осторожно не пролейте.
Давайте приклеим кружочки к стакану.
Синий кружочек- холодная вода, красный
кружочек- теплая вода.
- Обсуждение с
детьми алгоритма
действий по
проведению опыта,
подведение детей к
выполнению
алгоритма действий;
- Помощь в
организации в
практической
деятельности.
- Составление алгоритма
действий по проведению
эксперимента.
- Осмысление содержания
карточек - схем эксперимента.
- Осуществление эксперимента.
Составлен алгоритм
действий по
проведению
эксперимента.
Фиксация
преобразования
объекта
Ребята, давайте это покажем на схеме.
По мере
необходимости
совместное
выполнение
практических
действий.
- Проверка предположений на
практике;
- Отбор нужных средств,
реализация действий
Подтверждение
гипотезы.
Выводы
В каком стакане льдинка быстро растаяла?
Ребята вам понравилось проводить
опыты?
Какие опыты мы проводили?
Что нового вы узнали?
Оценивание
результатов,
подведение итогов.
Самооценивание, повторное
осмысление проблемы с новой
точки зрения.
Убеждаются в
правильности
гипотезы
Открытость
(презентация)
На память я хочу вам подарить снежинки.
Вы теперь сами можете придумать
интересную историю про снежинку и
рассказать дома родителям.
До свидания ребята. Мне с вами очень
понравилось.
Детям предоставляется
возможность выбора,
самостоятельно или вместе
придумать историю снежинки в
группе или дома с родителями