Воспитательная программа "Вдохновение" для детского клуба по месту жительства

Автор: Степанова Елена Анатольевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 5
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитательная программа "Вдохновение" для детского клуба по месту жительства
Дата публикации: 17.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Комитет по образованию администрации г. Мурманска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

гимназия № 5

Принято
педагогическим советом Протокол № 1 от « 01 » сентября 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ г. Мурманска гимназии № 5 ____________ И.В.Каменская Приказ № 140/3 от 01.09.2014 Программа «ВДОХНОВЕНИЕ» Составитель: Степанова Елена Анатольевна, педагог-организатор Срок реализации программы: 2 года Возраст обучающихся: 7-18 лет

Программа «Вдохновение»

Пояснительная записка
Свободное время или досуг является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. Грамотное, профессионально организованное проведение свободного времени детей и молодёжи не только их развлекает, но и развивает разнообразные задатки, даёт мощный стимул к творческому самовыражению ребят. Клубы для подростков – одно из мест, где они могут получить помощь, найти друзей и наставников, организовать свой досуг. Программа «Вдохновение» даёт возможность объединить подростков и взрослых в единый союз с учётом интересов каждого в выборе разнообразной деятельности, вместе постигать смысл и практический опыт традиционной культуры, познавая самих себя, свои возможности и постепенно приблизиться к осознанию своего предназначения в жизни.
Новизна программы
Данная программа предусматривает не только развитие творческих способностей воспитанников, но и формирование таких личностных качеств, как уверенность в своих силах, умение работать в команде, потребность совершать добрые поступки. Программа рассчитана на 2 года для обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет.
Актуальность программы
Сегодня, как никогда, актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением разнообразно и интересно проводить свой досуг. Программа «Вдохновение» дает возможность ребенку делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.
Педагогическая целесообразность
Современное состояние общественной жизни несет в себе опасность многих негативных явлений, связанных с усилением бездуховности, разрушением привычных устоев и нравственных ориентиров. Повсеместно заметен рост вандализма, жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения. Эти изменения отрицательно сказались на семье. 2
Разрушается нравственно – этические нормы и традиции семейного уклада. Усилилась конфликтность между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Угрожающие масштабы приняла безнадзорность детей. Программа «Вдохновение» жизни направлена на создание условий для становления здоровой и социально-мобильной личности, обладающей гуманистическими нравственными ориентациями и устойчивой мотивацией к творчеству.
Вид

программы
- модифицированная. Разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Под редакцией В. А. Горского).
Направленность программы
- социально-педагогическая.
Ведущая идея программы
– помощь ребёнку в образовании, духовном и интеллектуальном развитии, содействие жизненному самоопределению в процессе многообразной и творческой деятельности, основанной на изучении и сохранении народных традиций.
Цель программы:
- создание условий для проведения содержательного досуга, для развития общей культуры, творческих способностей подростков.
Задачи программы:
- профилактика асоциального поведения подростков; - развитие мотивации к познанию окружающего мира и творческой деятельности; - становление личности как субъекта собственной жизни.
Механизм реализации программы «ВДОХНОВЕНИЕ»

1.

Методы организации деятельности:
Индивидуальная работа: - Беседа - Поручение - Тренинг - Упражнение - Творческое задание КТД (коллективно-творческая деятельность): - Викторина - Игра (интеллектуальная, познавательная, краеведческая, развлекательная) 3
- Праздник - Турнир - Соревнование - Акция - Фестиваль - Конкурс - Экскурсия - Практическое занятие - Встреча с интересными людьми - Творческая мастерская - Выставка Работа с родителями: - Беседа - Консультация - Анкетирование
2.

Методы стимулирования:
- Поощрение - Одобрение - Предоставление прав - Награждение - Соревнование
3.

Принципы реализации программы:
Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Необходимо пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся, уникальности детских коллективов. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Принцип выбора. 4
Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Необходимо, чтобы подросток обладал полномочиями в выборе цели, содержания и формы своей жизнедеятельности. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащихся. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Необходимо с помощью достижения успеха в том или ином виде деятельности способствовать формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулировать осуществление ребенком работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я». Принцип доверия и поддержки. Обогащение арсенала, педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями и воспитания. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех. Необходимо доверие ребенку, вера в него» поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению. Принцип социальной востребованности Предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества.
4.

Пути реализации программы:
Сроки реализации: 2014 – 2016 г.г. Участники: учащиеся гимназии №5, подростки микрорайона. Социальные партнёры: - Мурманская областная детско-юношеская библиотека; - МУК «ЦДБ города Мурманска» библиотека-филиал №15; - Музеи; - ОДН Октябрьского округа; - ГИБДД; - социально-психологическая служба гимназии №5; - ветераны педагогического труда гимназии №5
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты и способы определения результативности Результат – отражение выполнения поставленной цели и задач. Учащиеся 7 – 12 лет Учащиеся 13 – 18 лет 5
- овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками; - овладение элементами организации досуговых дел; - умение создавать творческие работы, искать оригинальные решения; - умение воспринимать и эмоционально откликаться на окружающие события; - бережное отношение к своему здоровью, соблюдение норм поведения в окружающей среде; - овладение элементами самосовершенствования и саморазвития; - умение адаптироваться в окружающем мире - усвоение основ коммуникативной культуры личности; - развитие организационных способностей и поведенческих навыков; - умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении творческих проблем; - умение регулировать своё поведение, эмоциональное состояние; - соблюдение правил здорового образа жизни, становление активно- отрицающей позиции по отношению к вредным привычкам; - развитие потребности к самосовершенствованию и саморазвитию; - становление активной жизненной позиции Предусматривается наблюдение и контроль за развитием личности ребёнка. Механизм оценки вплетается в процесс деятельности, проводится как в скрытой форме (игра, состязание, проверка собственных сил), так и через участие в коллективных творческих делах, через анкетирование.
Модель выпускника
социально-активный толерантный нравственный гуманный здоровый творческий
Содержание программы
6 ВЫПУСКНИК
Традиционно приоритетными в работе детского клуба «Фантазия» являются культурно-досуговая, художественно-эстетическая, гражданско- патриотическая и экологическая направленности. Культурно-досуговая направленность Задачи данного направления – выявление, развитие и поддержание творческих способностей детей и подростков, их личностных качеств, формирование культуры общения в коллективе и общепринятых нравственных норм поведения. В рамках этой деятельности проводятся мероприятия различных форм (праздники, интеллектуально познавательные, познавательно- развлекательные игры, конкурсные программы, беседы, викторины. Традиционными мероприятиями являются: - праздник «Знакомьтесь, Фантазия!» - праздник «В гостях у Фантазии»; - новогодние программы; - конкурсные программы ко Дню Защитника Отечества, Дню Св.Валентина, 8 Марта; - Рождественские посиделки, Масленица-объедуха, День невинного смеха и безобидных обманов. Программа клуба предполагает развитие и укрепление семейных связей. Для этого разработан цикл внеклассных мероприятий «Семейные ценности», который в 2011-2012 г.г. был дополнен конкурсом «Дочки-матери», праздниками «Наши любимые бабушки», «Пусть всегда будет мама!» Художественно-эстетическая направленность Задачи данного направления – соединение эстетического воспитания с трудовой подготовкой, изучение швейного оборудования и различных способов обработки материалов. Традиционными мероприятиями являются: - организация «Волшебной мастерской»; - акция «Учись делать добро!»; - конкурс причёсок и макияжа «Импровизация в стиле…»; - конкурс «Сластёна» - конкурс «Умницы и рукодельницы»; - участие в гимназических, городских и областных выставках декоративно-прикладного творчества. Гражданско-патриотическая направленность 7
Изучение истории родной земли, истории Отечества – важнейшее направление в воспитании у детей, подростков патриотизма, чувства любви к малой и большой Родине, в воспитании таких качеств как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества. В клубе проводятся беседы «Улицы города», «Здравствуй Мурманск!», «Загляните в семейный альбом», «Сундучок семейных традиций», акции милосердия «Учись делать добро!», уроки безопасности «Одни дома», «Красный, желтый, зеленый», встречи с психологом, с ветеранами. Экологическая направленность Содействие формированию сознательного и бережного отношения детей и подростков к окружающей природе, родному краю, развитие интереса к живой природе Кольского полуострова – все это благотворно влияет на развитие и воспитание личности гражданина России. Для этого в клубе предусмотрены следующие мероприятия: экологические викторины «Мир вокруг нас», проект «Наши пернатые друзья», праздник «День Земли».
Оценка эффективности программы
Программа предусматривает наблюдение и контроль над развитием личности ребёнка, осуществляемый в ходе анкетирования и тестирования. Анкеты позволяют лучше узнать детей, проанализировать их межличностные отношения и воспитательную работу в целом, обдумать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности. Критерии оценки Анкетирование: входящий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль. Тестирование: входящий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль. Анкеты (см. приложение): - «Личный опыт школьника»; - « Какой у тебя учитель?» - « Вот я какой!» - « Вот я какая!» - «Мой портрет в интерьере» - «Мои десять Я» и др. Тесты (см. приложение): - «Человек – личность» 8
- «Твоё любопытство» - «Узнай свой характер» - «Я и Родина» - «Какой твой друг?» - «Быть патриотом» и др.
Методическое обеспечение программы
1. Педагогические технологии, используемые в воспитательной деятельности - личностно – ориентированные технологии - игровые технологии -технология творческой деятельности - технология исследовательской деятельности - технология коллективных творческих дел. 2. Материально-техническое обеспечение: - настольные игры; - компьютер; - принтер; - телевизор; - канцелярские товары; - сценарии, разработки; - музыкальный центр; - методическая литература; - столы, стулья.
Список литературы и интернет-источников:
9
1. А.В.Агарков «Энциклопедия игр и развлечений». М., 2001. 2. С.Афанасьев, С.Каморин «Триста творческих конкурсов». Кострома, 2002 . 3. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования. №1-3, М., 2004. 4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Ю.Л.Гусева «Творческие игровые программы для школьников». Ярославль, Академия развития, 2008. 5. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», М., «Просвещение», 2009. 6. М.С.Коган «С игрой круглый год в школе и на каникулах». Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2008. 7. Конвенция ООН о правах ребёнка. 8. Н.Г.Малкова, О.П.Гончукова «Классный час и в шутку, и всерьёз». Ярославль, Академия развития, 2006. 9. Методика организации уроков коллективного творчества. М., 2004. 10.М.Р.Мирошкина «Как составить программу работы клуба по месту жительства» Методические рекомендации для клубных работников. М., 2000. 11. Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Вестник образования России, №7, 2006. 12. Стандарты второго поколения. Примерные программы внеурочной деятельности. Под редакцией В.А.Горского. М., Просвещение, 2011. 13. Н.В. Чудакова «Праздники для детей и взрослых». М., 2003. 14. Н.Б.Шешко «Сценарии праздников в начальной и средней школе». Минск, 2007. 15. Энциклопедия деловых и интеллектуальных игр. ИКФ «Сталкер», 1995. 10