"Трудовое воспитание в детском саду в уголке природы"

Авторы: Харченко Эльвира Александровна, Лялина Татьяна Викторовна
Должности: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 36 "Звоночек"
Населённый пункт: Пермский край, г. Чайковский
Наименование материала: презентация
Тема: "Трудовое воспитание в детском саду в уголке природы"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Трудовое воспитание в детском

саду в уголке природы.

Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей.
Во-первых,
постоянное присутствие растений и животных формирует у детей чувство их необходимости.
Во-вторых,
систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных.
В- третьих,
привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе.
В-четвертых
, красивые и здоровые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
Значения уголка природы в воспитании


Первая младшая группа (2- 3 года)
Возможности детей этого возраста крайне ограничены, трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями, происходящими в природе. Ознакомление детей с природой выполняется при наглядно- действенном обучении (что делать? Как делать? Какой достигнем результат?)

Вторая младшая группа (3 – 4 года)
Во второй младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы. Работа с каждой подгруппой (поручения, связанны с трудом в природе) проводится 4 раза в месяц.
Дети учатся :
под руководством воспитателя поливать растения, протирать крупные листья; сажать лук, крупные семена овощей и декоративных растений.

Приемы:
• Уход за растениями начинаем с процесса полива, с усвоения детьми приемов этой работы: правильно держать небольшую леечку, носиком лейки упираться в край горшка. Воспитатель поясняет: «Ты положи носик лейки на край цветочного горшка и поливай. Тебе не будет так тяжело держать лейку, и не будут брызги разлетаться». • Показать детям проведя эксперимент, что почва бывает сухой и влажной. При этом важно, чтоб дети поняли, что при отсутствии влаги растения(листья, стебель) теряют упругость, поникают.
• Обучения приемам обмывания листьев растения лучше начинать с протирания больших, плотных, гладких листьев ( например, фикусы, лимона и др.): «Пыли много на листьях. Растения надо мыть, чтобы они были чистые, красивые, лучше росли. Сегодня мы будем это делать. Я покажу вам, как обмывать листья. Надо отжать тряпочку, чтобы с нее не капала вода, расправить ее, положить на ладонь одной руки листочек и, поддерживая его снизу, медленно и осторожно проводить тряпочкой по нему в одном направлении от черешка к концу сверху, а потом с низу. Прополоскать тряпочку и также протирать следующий лист». Растения моют теплой водой.
• Посадка лука начинается с показа детям предварительно выращенного зеленого лука. « Мы посадим луковицы, и у нас вырастет зеленый лук. Луковицу надо посадить в землю в ямку вниз корешками., медленно вдавливая луковицу чтобы она плотна сидела в земле. Обильно поливаем посаженый лук. Хорошо работали, много лука посадили, всем хватит. Когда лук вырастет, будем его есть.» • Привлечение детей к посеву овощей (гороха, фасоли). Вначале воспитатель показывает детям семена бобов – блестящие, черные, большие. Объясняет , что семена кладут в ямку, засыпают землей, поливают водой. Объяснения и показ даются постепенно перед началом каждого нового действия, так как малыши все сразу не запомнят и, увлекшись одним, могут забыть о другом.
• В раннем возрасте рыхлением почвы занимается воспитатель, а детей привлекает к выполнению данной работы только изредка с познавательной целью.
Оборудование:
Клеенчатые фартуки для работы в уголке природы – 4-6 штуки. Тазы - 2 штуки. Лейки – 4-6 штуки. Тряпочки для протирания листьев – 5 штук Палочки для рыхления почвы – 5 штук Клеенки – 2 штуки.
Дидактические игры:

«Что хочет делать Маша?»
Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
«Угадай на вкус (овощи)»
Цель: учить детей определять по вкусу тот или иной овощ.
«Домино «Дикие животные»
Цель: учить детей различать и называть диких животных

Средняя группа (4 – 5 лет)
В средней группе детей распределяют на 5 подгрупп. Работа с каждой подгруппой (поручения, связанны с трудом в природе) проводится 2 раза в месяц.
Дети учатся :
Под руководством воспитателя дети поливают растения, наполняют емкости водой для отстаивания, опрыскивают мелкие и хрупкие листья из пульверизатора, рыхлят землю, высаживают лук в ящики.

Приемы:
• Привлечения детей к поливу растений . Вначале к работе привлекаются по желанию 2 – 3 ребенка, а затем они работают поочередно. Детей продолжают обучать технике полива: поливать растения по мере необходимости; поливать водой комнатной температуры; увлажнять одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности земли; при этом выясняют, кому надо больше воды – маленькому или большому растению. Дети делают вывод: чем больше растения, тем больше надо поливать. В этом возрасте детей учат определять потребность земли во влаге на ощупь. Дети должны знать, что сухая почва твердая, рассыпается, мокрая земля – черная, темная. Накапливая опыт дети сами определяют нужно полить растения или нет.
• В этом возрасте дети знают, что листья растений надо обмывать. Мелкие листья можно опрыскивать из пульверизатора. • Детей обучают рыхлению земли обращая внимания на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже растут, что рыхления надо проводить осторожно, аккуратно. Вначале рыхлят землю крупных растений, находящихся далеко друг от друга. Можно привлечь ребят к удалению омертвевших частей растений, сухих листьев стеблей. • Дать детям представления о способах полива (в поддон, под листья) и применению разных способов ухода за листьями

Оборудование:
Клеенчатые фартуки для работы в уголке природы – 6 штук. Тазы – 4-6 штуки. Лейки – 4 -6 штук. Тряпочки для протирания листьев – 10 штук. Пульверизатор – 4-6 штуки. Палочки для рыхления земли - 4-6 штук. Клеенки – 2 штуки
Дидактические игры:

«Угадайте, что я делаю?» Цель:
расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимания.
«Третий лишний». Цель:
расширять представление детей о перелетных птицах и зимующих птицах.
«Что растениям необходимо для роста?» Цель:
закреплять представления детей о том, что растениям нужны вода, свет, тепло.

Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)
В старшей и подготовительной к школе группах детей делят на 5 подгрупп. Работа с каждой подгруппой (поручения, связанны с трудом в природе) проводится 3 раза в месяц.
Дети учатся :
Дети под руководством воспитателя ухаживают за растениями (полив, опрыскивание, подготовка воды к поливу),. Высаживать лук в ящики. Высаживать в ящики корнеплоды, петрушку, укроп. Сажать бобовые для наблюдений. Черенковать растения. Высевать семена огурцов, помидор, перца на рассаду. Высевать семена цветов на рассаду.

Приемы:
В этом возрасте вводится дежурство. • Продолжают обучать поливке растения, определять степень влажности земли. • По мере необходимости дети рыхлят почву комнатных растений, определяя потребность в этом по трещинам на земле, по стеканию воды во время поливки. Они узнают также, что рыхлить землю нужно по – разному. • В данном возрасте дети узнают об уходе за растениями по алгоритму, который расположен на цветочном горшке. Дети закрепляют представления о дифференцированном уходе за влаголюбивыми, теплолюбивыми, светолюбивыми, засухоустойчивыми растениями; названия комнатных растений разновидности одних и тех же растений: и разницу в способах ухода. • Посадка корнеплодов проводится опираясь на опыт детей. «Ребята, давайте вспомним, как сажается лук. Скажите, где находится корешок и верхушка луковицы?»
• В данном возрасте дети узнают об уходе за растениями по паспорту, который расположен на цветочном горшке. Дети закрепляют представления о дифференцированном уходе за влаголюбивыми, теплолюбивыми, светолюбивыми, засухоустойчивыми растениями; названия комнатных растений разновидности одних и тех же растений: и разницу в способах ухода.
• Перед посевам семян дети рассматривают эти семена, рассказывают, какие овощи, цветы из них вырастут. Затем воспитатель берет вату, кладет ее в блюдце, на вату кладет несколько семян какой – нибудь овощной культуры или цветов, поливает их водой и ставит в теплое место: «Посмотрим, как будет пробуждаться семечко, что из него появится».
• Выращивания растения проводится после беседы с детьми, где выясняется, из чего может вырасти растение (из луковицы, из семян); дети узнают от воспитателя, что комнатные растения можно вырастить из черенков (веточка с листочками). Воспитатель объясняет и показывает, как надо сажать черенки: на дне горшка – донное отверстие. В горшок насыпаем слоями песок, землю, песок, землю. Затем полить. Подождать, пока вода впитается, и палочкой в середине сделать небольшую лунку. Осторожно и бережно посадить в нее черенок, до первого листочка, легко прижать землю вокруг черенка. Дети выполняют последовательность работы, отвечая на вопросы: «С чего начнете? Что будете делать потом? Черенки каких растений посадили?»

Оборудование:
Клеенчатые фартуки -10-15 штук Тазы – 4- 6 штук . Лейки - 4-6 штук Тряпочки для протирания листьев – 10 штук Пульверизатор - 4-6 штук Палочки для рыхления земли - 4- 6 штук Клеенки – 2 штуки
Дидактические игры:

«Что сначала, что потом?» Цель:
уточнять знание детей о правилах пересадки комнатных растений.
«Я знаю» Цель:
закреплять знание детей о природе, развивать познавательный интерес.
«Доскажи словечко» Цель:
упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Познавательно – речевая игра «Овощи»
Цель: совершенствовать знание детей об овощах.