Уголок живой природы имеет огромное значение для
осуществления идей экологического воспитания детей.
Во-первых, постоянное присутствие растений и животных
формирует у детей чувство их необходимости.
Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и
доступность объектов способствуют развитию конкретных
представлений о растениях и животных.
В- третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого
уголка закладывает основы заботливого, ответственного и
бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к
природе.
В-четвертых , красивые и здоровые растения и животные влияют на
эмоции детей, развивая эстетические чувства.
Значения уголка природы в воспитании
Первая младшая группа (2- 3 года)
Возможности детей этого возраста крайне ограничены, трудовое
воспитание осуществляется главным образом в процессе
ознакомления малышей с доступными явлениями,
происходящими в природе.
Ознакомление детей с природой выполняется при наглядно-
действенном обучении (что делать? Как делать? Какой достигнем
результат?)
Вторая младшая группа (3 – 4 года)
Во второй младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы. Работа с каждой
подгруппой (поручения, связанны с трудом в природе) проводится 4 раза в месяц.
Дети учатся :
под руководством воспитателя поливать растения, протирать крупные листья; сажать
лук, крупные семена овощей и декоративных растений.
Приемы:
•
Уход за растениями начинаем с процесса полива, с усвоения детьми
приемов этой работы: правильно держать небольшую леечку, носиком
лейки упираться в край горшка. Воспитатель поясняет: «Ты положи
носик лейки на край цветочного горшка и поливай. Тебе не будет так
тяжело держать лейку, и не будут брызги разлетаться».
•
Показать детям проведя эксперимент, что почва бывает сухой и
влажной. При этом важно, чтоб дети поняли, что при отсутствии влаги
растения(листья, стебель) теряют упругость, поникают.
•
Обучения приемам обмывания листьев растения лучше начинать с
протирания больших, плотных, гладких листьев ( например, фикусы,
лимона и др.): «Пыли много на листьях. Растения надо мыть,
чтобы они были чистые, красивые, лучше росли. Сегодня мы будем
это делать. Я покажу вам, как обмывать листья. Надо отжать
тряпочку, чтобы с нее не капала вода, расправить ее, положить на
ладонь одной руки листочек и, поддерживая его снизу, медленно и
осторожно проводить тряпочкой по нему в одном направлении от
черешка к концу сверху, а потом с низу. Прополоскать тряпочку и
также протирать следующий лист». Растения моют теплой водой.
•
Посадка лука начинается с показа детям предварительно выращенного
зеленого лука. « Мы посадим луковицы, и у нас вырастет зеленый лук.
Луковицу надо посадить в землю в ямку вниз корешками., медленно
вдавливая луковицу чтобы она плотна сидела в земле. Обильно
поливаем посаженый лук. Хорошо работали, много лука посадили,
всем хватит. Когда лук вырастет, будем его есть.»
•
Привлечение детей к посеву овощей (гороха, фасоли). Вначале
воспитатель показывает детям семена бобов – блестящие, черные,
большие. Объясняет , что семена кладут в ямку, засыпают землей,
поливают водой. Объяснения и показ даются постепенно перед началом
каждого нового действия, так как малыши все сразу не запомнят и,
увлекшись одним, могут забыть о другом.
•
В раннем возрасте рыхлением почвы занимается воспитатель, а детей
привлекает к выполнению данной работы только изредка с познавательной
целью.
Оборудование:
Клеенчатые фартуки для работы в уголке природы – 4-6 штуки.
Тазы - 2 штуки.
Лейки – 4-6 штуки.
Тряпочки для протирания листьев – 5 штук
Палочки для рыхления почвы – 5 штук
Клеенки – 2 штуки.
Дидактические игры:
«Что хочет делать Маша?» Цель: уточнять представления детей о некоторых
трудовых действиях; инструментах и оборудовании, необходимых для
работы.
«Угадай на вкус (овощи)» Цель: учить детей определять по вкусу тот или
иной овощ.
«Домино «Дикие животные» Цель: учить детей различать и называть диких
животных
Средняя группа (4 – 5 лет)
В средней группе детей распределяют на 5 подгрупп. Работа с каждой
подгруппой (поручения, связанны с трудом в природе) проводится 2 раза
в месяц.
Дети учатся :
Под руководством воспитателя дети поливают растения, наполняют
емкости водой для отстаивания, опрыскивают мелкие и хрупкие листья
из пульверизатора, рыхлят землю, высаживают лук в ящики.
Приемы:
•
Привлечения детей к поливу растений . Вначале к работе привлекаются
по желанию 2 – 3 ребенка, а затем они работают поочередно. Детей
продолжают обучать технике полива: поливать растения по мере
необходимости; поливать водой комнатной температуры; увлажнять
одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности земли; при
этом выясняют, кому надо больше воды – маленькому или большому
растению. Дети делают вывод: чем больше растения, тем больше надо
поливать. В этом возрасте детей учат определять потребность земли во
влаге на ощупь. Дети должны знать, что сухая почва твердая,
рассыпается, мокрая земля – черная, темная. Накапливая опыт дети сами
определяют нужно полить растения или нет.
•
В этом возрасте дети знают, что листья растений надо обмывать. Мелкие
листья можно опрыскивать из пульверизатора.
•
Детей обучают рыхлению земли обращая внимания на то, что
уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже
растут, что рыхления надо проводить осторожно, аккуратно.
Вначале рыхлят землю крупных растений, находящихся далеко друг от
друга. Можно привлечь ребят к удалению омертвевших частей растений,
сухих листьев стеблей.
•
Дать детям представления о способах полива (в поддон, под листья) и
применению разных способов ухода за листьями
Оборудование:
Клеенчатые фартуки для работы в уголке природы – 6 штук.
Тазы – 4-6 штуки.
Лейки – 4 -6 штук.
Тряпочки для протирания листьев – 10 штук.
Пульверизатор – 4-6 штуки.
Палочки для рыхления земли - 4-6 штук.
Клеенки – 2 штуки
Дидактические игры:
«Угадайте, что я делаю?» Цель: расширять представления
детей о трудовых действиях. Развивать внимания.
«Третий лишний». Цель: расширять представление детей о
перелетных птицах и зимующих птицах.
«Что растениям необходимо для роста?» Цель: закреплять
представления детей о том, что растениям нужны вода, свет,
тепло.
Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)
В старшей и подготовительной к школе группах детей делят на 5 подгрупп. Работа
с каждой подгруппой (поручения, связанны с трудом в природе) проводится 3 раза
в месяц.
Дети учатся :
Дети под руководством воспитателя ухаживают за растениями (полив,
опрыскивание, подготовка воды к поливу),. Высаживать лук в ящики. Высаживать
в ящики корнеплоды, петрушку, укроп. Сажать бобовые для наблюдений.
Черенковать растения. Высевать семена огурцов, помидор, перца на рассаду.
Высевать семена цветов на рассаду.
Приемы:
В этом возрасте вводится дежурство.
•
Продолжают обучать поливке растения, определять степень
влажности земли.
•
По мере необходимости дети рыхлят почву комнатных растений,
определяя потребность в этом по трещинам на земле, по стеканию
воды во время поливки. Они узнают также, что рыхлить землю
нужно по – разному.
•
В данном возрасте дети узнают об уходе за растениями по
алгоритму, который расположен на цветочном горшке. Дети
закрепляют представления о дифференцированном уходе за
влаголюбивыми, теплолюбивыми, светолюбивыми,
засухоустойчивыми растениями; названия комнатных растений
разновидности одних и тех же растений: и разницу в способах
ухода.
•
Посадка корнеплодов проводится опираясь на опыт детей.
«Ребята, давайте вспомним, как сажается лук. Скажите, где
находится корешок и верхушка луковицы?»
•
В данном возрасте дети узнают об уходе за растениями по паспорту,
который расположен на цветочном горшке. Дети закрепляют
представления о дифференцированном уходе за влаголюбивыми,
теплолюбивыми, светолюбивыми, засухоустойчивыми растениями;
названия комнатных растений разновидности одних и тех же
растений: и разницу в способах ухода.
•
Перед посевам семян дети рассматривают эти семена, рассказывают,
какие овощи, цветы из них вырастут. Затем воспитатель берет вату,
кладет ее в блюдце, на вату кладет несколько семян какой – нибудь
овощной культуры или цветов, поливает их водой и ставит в теплое
место: «Посмотрим, как будет пробуждаться семечко, что из него
появится».
•
Выращивания растения проводится после беседы с детьми, где
выясняется, из чего может вырасти растение (из луковицы, из семян);
дети узнают от воспитателя, что комнатные растения можно вырастить
из черенков (веточка с листочками). Воспитатель объясняет и
показывает, как надо сажать черенки: на дне горшка – донное
отверстие. В горшок насыпаем слоями песок, землю, песок, землю.
Затем полить. Подождать, пока вода впитается, и палочкой в середине
сделать небольшую лунку. Осторожно и бережно посадить в нее
черенок, до первого листочка, легко прижать землю вокруг черенка.
Дети выполняют последовательность работы, отвечая на вопросы: «С
чего начнете? Что будете делать потом? Черенки каких растений
посадили?»
«Что сначала, что потом?» Цель: уточнять знание детей о правилах
пересадки комнатных растений.
«Я знаю» Цель: закреплять знание детей о природе, развивать
познавательный интерес.
«Доскажи словечко» Цель: упражнять в узнавании птиц по описанию;
развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Познавательно – речевая игра «Овощи» Цель: совершенствовать
знание детей об овощах.