"Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников"
Автор: Эстерлин Татьяна Валентиновна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 47 "Лесовичок"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников"
« Проектный метод как средство повышения познавательной
активности дошкольников»
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего
Мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через
эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к
природе и желание общаться с ней.
Именно на этапе дошкольного детства
ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает
представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются
первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные
элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и
чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой
культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем,
исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые:
солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе
и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость
природы?
Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что
является его личной целью.
Проектирование образовательной деятельности является
актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает
реализовать принцип интеграции образовательных областей и может
быть направлена на организацию игровой, познавательно-
исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской
деятельности. Метод проектов соответствует комплексно-
тематическому принципу построения образовательного процесса, так как
предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.
Особую педагогическую значимость метода проекта мы видим в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает
возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов, то есть позволяет
создать систему интересов, в том числе и выбор интересных и
значимых для ребенка тем;
- проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей,
родителей, а порой и всего персонала детского сада.
В последние годы происходят существенные изменения в системе
дошкольного образования. Особый интерес в этом плане
представляет дошкольное детство, как первая ступень системы
непрерывного образования.
Федеральные государственные требования призваны решать проблемы,
связанные с повышением качества образования. Главное - внимание
акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности
дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой
проблемы, является метод проектной деятельности.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и
воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к
различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества,
практические умения у детей, в данном случае, дает представления об
окружающей среде.
Одной из основных задач по формированию у дошкольников
представлений об окружающей среде является формирование экологической
культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют
достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к
природе и практические умения, направленные на охрану природы.
Формирование основ экологической культуры является важнейшим
условием гармонично развитой личности. Чем раньше мы начинаем вводить
в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование
культуры общения с миром природы. Спецификой метода является
сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для
ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей –
исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой
ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к
программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта
возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства
для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за
них ответственность, учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально.
Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся
практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта
ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений,
развиваются такие качества личности, как самостоятельность,
инициативность, любознательность, опыт взаимодействия.
Природа — важнейшее средство познания окружающего мира. Сколько
открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое
существо, увиденное малышом.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора
интеграции социальных и педагогических усилий рассматривает
национально - региональный компонент. При этом акцент делается на
воспитание любви к природе и культуре малой Родины. Любовь к Родине
начинается с любви к природе.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной
природе, к людям можно только начиная с дошкольного возраста. Потом
поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на
окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно
развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами
ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
В нашем городе и дошкольном образовательном учреждении можно найти
интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых,
птиц. Недалеко от детского сада находится парк, лес, где у детей совместно с
взрослыми есть возможность проводить практическую, исследовательскую
деятельность в природных условиях. Проектная деятельность одна из
эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.