"Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Автор: Эстерлин Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 47 "Лесовичок"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


« Проектный метод как средство повышения познавательной

активности дошкольников»
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как развивать у детей любовь к природе и стремление защищать ее? И как научить детей ценить красоту и хрупкость природы? Педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Метод проектов соответствует комплексно- тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Особую педагогическую значимость метода проекта мы видим в том, что: - он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка; - это метод, идущий от детских потребностей и интересов, то есть позволяет создать систему интересов, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем; - проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы
непрерывного образования. Федеральные государственные требования призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, дает представления об окружающей среде. Одной из основных задач по формированию у дошкольников представлений об окружающей среде является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование основ экологической культуры является важнейшим условием гармонично развитой личности. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром природы. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия. Природа — важнейшее средство познания окружающего мира. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий рассматривает национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к природе и культуре малой Родины. Любовь к Родине начинается с любви к природе.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только начиная с дошкольного возраста. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В нашем городе и дошкольном образовательном учреждении можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Недалеко от детского сада находится парк, лес, где у детей совместно с взрослыми есть возможность проводить практическую, исследовательскую деятельность в природных условиях. Проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.