"ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Автор: Бражкина Антонина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Дружба"
Населённый пункт: город Качканар, Свердловская область
Наименование материала: Проект
Тема: "ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1 МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Разработчик: Бражкина Антонина Владимировна Качканар 2015
2 Содержание. 1. Титульный лист 2. Содержание……………………………………………………….2 3. Введение…………………………………………………………...3 4. Реферативная часть……………………………………………….5 5. Проектная часть………………………………………………….13 6. Заключение………………………………………………………16 7. Список информационных источников…………………………17 8. Приложения………………………………………………………18
3
Введение.
По словам В.А. Сухомлинского: « Без игры нет и не может быть умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» Актуальность темы обусловлена тем, что дети младшего возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Актуальность данной темы вижу в том, что формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путём внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр с математическим содержанием. Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета. Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
4 Основанием для разработки проекта являются нормативно-правовые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) п 2.6 Федеральный закон от 29.12. 2012 №273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. “Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации” (от 9.12.2004г). Примерная образовательная программа дошкольного образования. Детство Представленный проект, включает все важные составляющие: цели, задачи, содержание, методы, средства и формы обучения детей дошкольного возраста.
Цель педагогического проекта:
игровая деятельность в математическом развитии младших дошкольников.
Задачи:
1.Изучить психолого - педагогическую, методическую литературу по данному проекту. 2.Обосновать необходимость использования дидактического материала для формирования элементарных математических представлений; 3. Изучить методику проведения дидактических игр с детьми младшего возраста. 4. Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр. 5. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
Объект:
Процесс математического развития у младших дошкольников.
Предмет:
Использование игровой деятельности через дидактические игры.
5
Реферативная часть.

Сущность и понятие математического развития младших

дошкольников.
Основоположники системы дошкольного образования, математического образования дошкольников Я.А.Каменский и И.Г.Песталоцци считают, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Значимость формирования математических знаний у детей дошкольного возраста отмечали ученые на разных этапах развития дошкольной педагогики (Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель, М. Монтесори, Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер м многие другие) . Большой вклад в теорию развития математических способностей внесли А. Н. Колмогоров, В. А. Крутецкий, Л. В. Виноградова, А. М. Леушина, А. А. Столяр, А. В. Белошистая и др. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о: пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще дидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала. Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников прошла долгий путь своего развития, а именно: I этап – историческое развитие:
6 Ø выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми отечественными и зарубежными педагогами (К. Д. Ушинский, В. А. Лай и другие); Ø представление классической системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель); Ø математическое развитие дошкольников средствами веселой занимательной математики (вторая половина XVIII-ХIХ в. в.) II этап – становления методики математического развития дошкольников (с 20-30 г. г. до середины 60 г.); Ø определение содержания методов и приёмов работы с детьми, определение дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей; Ø естественное математическое развитие ребёнка в детском саду и семье, по методу Е. И.Тихеевой. Создание развивающей среды, как условие полноценного математического развития; Ø разработка разнообразных методов Л. В.Глаголевой при обучении сравнению величин. Ø разработка дидактических игр, игровых занимательных упражнений, как основной путь математического развития детей по методике Ф. Н. Блехер. III этап – научно-обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А. М. Леушиной (50-60 годы) Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников прошла долгий путь становления, что способствовало постепенному и глубокому изучению всех вопросов обучения детей математике до школы. Таким образом, математическое развитие рассматривается как следствие обучения математическим знаниям. В какой-то мере это, безусловно, наблюдается в некоторых случаях, но происходит далеко не всегда. Если бы данный подход к математическому развитию ребенка был верным, то достаточно было бы отобрать круг знаний, сообщаемых ребенку, и подобрать «под них» соответствующий метод обучения, чтобы сделать этот процесс
7 реально продуктивным, т.е. получать в результате «поголовное» высокое математическое развитие у всех детей.
Сущность и понятие игры.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны — отсутствие цели в игре, а с другой — игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то
8 воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний. Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность « прожить » в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого
. Целевые ориентации игровых технологий
:
-

дидактических
( расширение кругозора, познавательная деятельность ; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
- развивающих
( развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); -
воспитывающих
( воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.); - социализирующих ( приобщение к нормам и ценностям общества ; адаптация к условиям среды и др.). Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие
развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,

9
развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие
дошкольника в целом. «математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий».
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Роль дидактических игр.
Одним из эффективных средств пробуждения интереса к математике, наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Для детей младшего школьного возраста игра – это учеба, труд, способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на чувства, сознание, волю и поведение ребенка в целом. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
10 В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни». В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников. Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из
11 средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры. Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое
12 изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать. Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом. В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде и т. п.
13
Практическая часть.
База реализации проекта МДОУ ЦРР детский сад Дружба Качканар Цель проекта использование дидактических игр для развития математических способностей детей. Задачи проекта 1. развивать творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. 2. развивать логическое мышление дошкольника. Адресная направленность проекта (участники проекта) дети второй младшей группы воспитатель Продолжительность проекта (сроки, этапы реализации проекта) сентябрь 2014г- май 2015г Форма педагогического проектирования комплекс дидактических игр При подборе и проведении дидактических игр и упражнений учитывались следующие условия: игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей. При этом роль несложного и в то время занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Дидактические игры и упражнения способствуют развитию внимания, мышления, памяти, речи, логики и всех мыслительных процессов. Играя с ребёнком в дидактические игры мы так же развиваем способность к наблюдению, сравнению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, к творческому воображению, точность, настойчивость, то есть воспитываем эмоционально-волевую сферу ребёнка. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: а) с игрушками и предметами; б) настолько-печатные; в) словесные.
14 На третьем году жизни у ребёнка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях между предметов ближайшего окружения. Поэтому перед педагогом стоит задача – формировать умение различать
количество
предметов: «много», «мало», «один». Для решения этих задач можно использовать следующие игры: 1. «Расскажи про наши игрушки» 2. «Цветные автомобили» 3. «Курочка и цыплята» 4. «У зайки день рождения» 5. «кому сколько нужно» и другие. В процессе игр и активной деятельности с предметами у детей развиваются представления об их
величине и форме
. Воспитатель формирует опыт различения предметов контрастных размеров, активно использует игрушки, имеющие выраженную форму сенсорных – геометрических эталонов – шар. Для знакомства с этими формами я использую игры: 1. «Катится, не катится» 2. «Строим дом» 3. «Прокати шарик в ворота» 4. «Что ты достал? » 5. «Что в мешочке? » и другие. Следует привлекать внимание малышей к предметам контрастных размеров (большой-маленький) . Игры на различие предметов
по величине:
1. «Мишка и Мишутка» 2. «Прятки с картинками» 3. «Кто найдёт такой же» 4. «Грузовик привёз кубики» и другие. По ознакомлению детей
с формой
были подобраны следующие игры: 1. Подбери фигуру. 2. Назови геометрическую фигуру. 3. Подбери по форме. 4. Найди предмет такой же формы. 5. «Найди то, что я покажу». 6. Геометрическое лото. 7. Домино фигур. По ознакомлению
с цветом
такие игры, как:
15 1. Воздушные шары. 2. Спрячь мышку. 3. Подбери по цвету. 4. Собери капельки в стакан. 5. Бегите ко мне. 6. Сложи цветочек. 7. Сложи пирамидку. По ознакомлению
с ориентированием в пространстве
такие игры, как: 1. Замри. 2. Аист. 3. В лесу. 4. Динамические картинки. 5. Котята разбежались. 6. Наоборот.
Заключение.
Таким образом, в игровой форме прививая ребёнку знания из области математика, можно научить его выполнять различные действия, развивать память, мышление, творческие способности.
16 Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог. Данный комплекс дидактических игр может использоваться педагогами как сборник в помощь воспитателям. В дальнейшей работе по этой теме планирую изучить методы логического мышления и использовать логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера, игры Никитина. В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Уважать личность каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Таким образом сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса, что отвечает сути Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования. Список информационных источников. 1. Брунер Дж Развитие игровой деятельности и ее особенности СПб 2004г. 210с. 2. Галькерин И.Я. Эльконин Д.Б. Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления М., 1967г. 110с.
17 3. Л. Ю. Козина «Игры для дошкольников по математике» Москва 2008г. 4. В. А. Кутецкий «Психология математических способностей дошкольников» Москва-Кноус, 2005г. 5. Математика от трех до семи: Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов.-М.,2001. 6. В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия» Москва Мозаика- Синтез 2008г. 7. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
Приложения.

Комплекс дидактических игры по ознакомлению детей с формой:

1. Подбери фигуру
Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу.
18 Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания. Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках. Ход игры. Показываю круг и, обводя его пальцами, спрашиваю: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показываю овал, тоже обвожу его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделываю с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирую внимание на углах. Исправляю неточные и ошибочные ответы детей. «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными». Прошу детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на начерченную фигуру и только при полном совпадении - класть. В конце игры подвожу итог: « Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».
2. Назови геометрическую фигуру
Дидактическая задача. Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Материал. 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты. Ход игры. Игра проводится с подгруппой (5 – 6 детей). Я достаю из конвертов таблицы и предлагаю детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур и назвать их. При первой игре использую не более трёх таблиц. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры фигур, помогаю – рукой ребёнка проделываю нужные действия в воздухе.
19 Продолжительность игры – 10-15 минут. При повторном проведении игры увеличиваю число таблиц, и меняет их.
3. Подбери по форме
Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета величины. Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке). Ход игры. Раздою детям на подносах карточки и фигуры. «Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показываю круг, вызываю отдельных детей для ответа. Далее этот вопрос повторяю с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. «Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, предлагаю обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.
4. Найди предмет такой же формы.
Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). По три – четыре предмета каждой из этих форм, обруч. Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические, на втором – предметы. «Мы сейчас будем играть в игру «Найди предмет такой же формы». Я буду катить обруч, ребёнок, к которому он подкатился, подойдёт к столу и найдёт предмет такой формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребёнок, которого он выберет».
20 Качу, обруч к ребёнку (первым выбираю более смышлёного воспитанника). Ребёнок, к которому подкатился обруч, выходит, я показываю круг и предлагаю найти предмет такой же формы. Найденный предмер ребёнок показывает остальным детям, если он выбран правильно, то они хлопают в ладоши. Вызванный ребёнок выбирает кого-либо из сидящих, который говорит, что этот предмет круглой формы. Предмет кладём рядом с кругом. Затем качу, обруч к следующему ребёнку и предлагаю другую форму. Игра продолжается пока все предметы не будут подобраны к образцам.
5. «Найди то, что я покажу»
Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура – с формой другого предмета. Материал. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм. Ход игры. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры – образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо – круглой формы; флажок, кубик, пирамидку – треугольной формы; книгу, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т.п. После этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает « Коробка и кольцо – предметы круглой формы». Дети поочередно выполняют задание. Длительность и повторность. Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами – образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3 – 4 раза. Продолжительность игры – 15 минут.
21
6. Геометрическое лото
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приёмов обследования. Материал. Пять карточек с изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта), треугольной (пирамидка, ёлка, морковь, палатка, косынка). Ход игры. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Геометрическое лото» и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы». В игре принимает участие пять детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.
7. Домино фигур
Дидактическая задача. Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах. Дети знакомятся также с новой фигурой — многоугольником. Материал. 28 карточек, на каждой половинке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.
22 Ход игры. В игре принимают участие 2–4 детей. Карточки выкладываются на стол фигурами вниз. Воспитатель знакомит детей с материалом игры, объясняет правила. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль - пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из общего числа карточек (при условии, когда играющих двое-трое). Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет права на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения. Игра проводится 2—3 раза.
Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей с цветом:

1. Воздушные шары
Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: название шести цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полозки бумаги или картона (15х0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов. Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берёт один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребёнок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Ани хорошо получилось – синий шарик привязан к синей ниточке» и т. п. Затем раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках), и дети самостоятельно проделывают ту же работу. Если ребенок затрудняется правильно выполнить задание, воспитатель вначале сам подбирает и
23 «привязывает» по два шарика на полоске ребенка, а остальные шарики предлагает найти и «привязать» самостоятельно.
2. Спрячь мышку
Дидактическая задача. Закреплять у детей представления о шести цветах. Словарь: название шести цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Материал. Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20х15 см), посередине белый квадрат (8х8 см), на котором нарисована мышка (Мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10 см), большая мягкая игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы 10х8 см, белые квадраты на них 5х5 см, цветные квадраты 6х6 см. Ход игры. Дети мы сегодня с вами будем играть в игру «Спрячь мышку». Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 6 квадратов всех цветов. Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку. Вызываю по очереди 3 детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.Если кто – либо допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». «Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 6 квадрата всех цветов. « А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших подносиках, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки». Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой в руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
24 Итог. «Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек». При повторном проведении игры детям раздаётся по три «домика». Детям сидящим рядом дают листочки разных цветов.
3.Подбери по цвету
Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения). Материал. Кукла. У каждого ребёнка карточка – коврик (30х20), разделенная на шесть клеток (10х10) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). Ход игры. Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю дверь и виду куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. « Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Таня и принесла интересную игру. Здравствуй Таня, поздоровайтесь с Таней ребята. Кукла Таня хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине». « Дети посмотрите, в корзинке лежит игра «Подбери по цвету» и мы будем в неё играть. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показываю синюю машину). Правильно, машина. А это – что? Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? Если дети затрудняются ответить то я им помогаю. Правильно, одна из них синяя, а другая – красная, они отличаются по цвету». Так же выясняем цвета остальных игрушек. «А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Прикладываю поочерёдно красную машину к красной и синей клетке и спрашиваю у детей, на какой из них машина «спряталась». То же проделываю с синей машиной. Дети выполняют задание. После того как, дети разложили силуэты игрушек, кукла Таня ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность выполнения задания. Если
25 ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить силуэт игрушки. Кукла Таня подводит итог. «Все ребята молодцы, хорошо справились с заданием. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий раз. Теперь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания".
4. Собери капельки в стакан.
Цель. Научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению. Словарь: название шести цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Материал. Цветные стаканчики 6 цветов, кружочки разного цвета. Ход игры. Играют 2 - 4 ребенка. Попросить детей собрать капельки в стакан: «Наберем целый стакан одинаковых капелек». Выигрывает тот, кто быстрее соберет все капельки одного цвета в стаканчик.
5. Живое домино
Дидактическая задача. Продолжать знакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу. Материал. Ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). Ход игры. Повязываю детям на руки ленты разных цветов в виде браслетов и предлагаю всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет лент повязанных на руках, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той и другой стороны. Игра может быть повторена два-три раза со сменой лент.
6. Бегите ко мне
Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание. Материалы. Флажки шести цветов спектра или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние).
26 Ход. Раздайте детям флажки трёх цветов и предложите побегать с ними по группе. Затем поднимите красный флажок и громко скажите: «Бегите ко мне!» Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх. В следующий раз поднимите флажок другого цвета. Эту игу можно усложнить, постепенно увеличивая количество флажков (до 6 цветов) или поднимая два флажка одновременно.
7. Сложи цветочек.
Цель. Научить размещать цвета по наглядному образцу. Материал. Мозаика, альбом. Ход игры. Попросите найти мозаику нужного цвета как на первой странице альбома. Выполнить пошаговые действия, опираясь на альбом. Назвать какого цвета получился цветочек.
8. Сложи пирамидку.
Цель. Научить размещать цвета по наглядному образцу. Материал. Мозаика, альбом. Ход игры. У ребенка есть опыт собирания игрушечной пирамидки. Попросите найти мозаику нужного цвета как на странице альбома. Выполнить пошаговые действия, опираясь на альбом. Назвать какого цвета колечки получились у пирамидки.
Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей с ориентированием

в пространстве:

1. Замри
Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу. Игровое правило. Останавливаться строго по сигналу. Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны
27 сказать: «Справа от меня…, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.
2. Мяч по кругу
Дидактическая задача. Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед. Игровое правило. Не уронить мяч, следовать команде. Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.
3. Аист
Дидактическая задача. Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле. Игровое правило. Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Ход игры. Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»: Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют: Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова - правою ногой, Снова – левою ногой. После – правою ногой, После – левою ногой,
28 Вот тогда придёшь домой.
4. В лесу
Дидактическая задача. Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу. Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа. Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка. Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями. - Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить? - Почему вы так думаете? - Каковы признаки лета? В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку. - Как вы думаете, что может находиться над деревом? Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему. - Что вам это облако напоминает? - А что может находиться под деревом? Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку. - Покажите правую руку, левую. - Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка. - С какой стороны от дерева находится гриб, заяц? - Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.
29 - Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.
5. Динамические картинки
Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов. Игровое правило. Выкладывать картинки по заданию. Материал. Фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик. Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик. Ввожу детей в игровую ситуацию: - Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды. Дети располагают свои картинки по моему заданию. - Берёзка справа от ёлки. - Ворона над ёлкой. - Заяц слева от ёлки. - Лиса идёт к ёлке. - Куст под ёлкой. - Ёжик идёт от ёлки. - Грибок под ёлкой. - Домик за ёлкой. - Белка на ёлке. В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.
6. Котята разбежались
Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.
30 Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок. Материал. Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета. Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.
7. Наоборот
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу. Материал. Мяч. Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.) Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.