"Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие"

Автор: Мидяшкина Вероника Евгеньевна
Должность: воспитатель физической культуры
Учебное заведение: МДОУ №1 "Росинка"
Населённый пункт: город Козьмодемьянск, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка
Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно- образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде «ребенок-педагог- родитель»,инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Оснований для модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении появилось достаточно много. Но основными позициями можно считать следующие: 1) необходимость формирования у каждого ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих; 2) необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания дошкольников. В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает: Знание правил гигиены и ухода за своим телом; Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности. Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей. Реализация проекта «Спортивный детский сад» осуществляется на базе дошкольного учреждения в течение учебного года с группами старшего дошкольного возраста.
Паспорт проекта

Тема «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного

возраста через физическое развитие».

База исследования:
МДОУ№1 «Росинка».
Участники проекта:
дети, воспитатель по физической культуры, воспитатель физической культуры (плавание), воспитатели дошкольных групп, специалисты ДОУ, методист, заведующий ДОУ, родители, коллектив преподавателей, и учащиеся спортивной школы.

Условия реализации проекта
Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы; - Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха; - Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения; - Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту; - Реализация различных форм систематической работы с родителями;
-
Развивающая среда ДОУ. Физкультурный зал с наличием в нем: -тренажеров; -стандартного и нестандартного оборудования. Спортивная площадка (на участке детского сада) с наличием спортивного оборудования.
Проблема проекта:
Какую программу необходимо создать для формирования у детей дошкольного возраста положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом?
Цель проекта:
Создать модель по формированию у детей дошкольного возраста положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом; способствовать обогащению социального и позновательного развития в области спорта, спортивных достижений в страны, личных достижений спортсменов; содействовать реализации задач в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи проекта:

1.
Создать условия для возникновения мотивации у детей и их родителей к занятиям спортом, физкультурой. Следованию здоровому образу жизни.
2.
Познакомить детей с различными видами спорта, особенностями двигательных приемов, атрибутами и специализированным спортивным оборудованиям, историей развития спортивных игр.
3.
Формировать двигательный опыт детей за счет освоения новых доступных движений, выполненных под руководством специалиста высокого класса.
4.
Совершенствовать навык сенсорного восприятия окружающего мира у детей раннего возраста.
5.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к спорту и уважение к труду спортсменов.
6.
Расширять представление у детей и их родителей об особенностях занятий физической культурой и спортом.
7.
Проводить образовательные программы среди родителей в области физического и «валеологического» воспитания детей; содействовать активизации интереса к совместным спортивным мероприятиям, проведению совместного отдыха и досуга.

8.
Содействовать развитию развитию интереса к определенному виду спорта через совместную активную деятельность детей и родителей в рамках активной физической деятельности.
9.
Поддерживать конструктивное, как психологически, так и физически, взаимодействие детей и родителей в рамках активной физической деятельности.
10.
Расширить методическую базу путем создания фото- и видеокартотек по ознакомлению с различными видами спорта; информировать педагогов детского сада о методических рекомендациях и новейших разработках по ознакомлению с профессиональным спортом.
Этапы реализации проекта

Этап 1.
 Провести работу по сбору и обобщению информации об известных спортсменах своего района или города с целью проведения позновательных встреч с детьми дошкольного возраста(обозначать даты встреч).  Выполнить подборку видео- и аудиоматериалов к соответствующим видам спорта.  Создать электронную библиотеку и информационные папку, включающие в себя: историю развития спортивных игр, описание достижений выдающихся спортсменов, правил, приемов и особенностей спортивных игр, атрибутики, оборудования и экипировки спортсменов , методические рекомендации по обучению спортивным играм дошкольников, спортивное литературное творчество.
Этап 2.
 Организовать и провести с ветеранами спорта, действующими спортсменами, участниками спортивных школ и школ олимпийского резерва, тренерами: -мастер-классы по баскетболу и волейболу « Маленькие баскетболист и волейболисты» с участием спортсмена; по плаванию- с участием спортсмена. -викторина «О спорте знаем все..» с детьми старшего дошкольного возраста. -встречи-беседы с действующими спортсменами;  Посещать соревнования и спортивные мероприятия различного уровня: спортивные праздники, эстафеты, тренировки спортсменов и спортивных команд.  Участвовать в спортивных соревнованиях среди дошкольных учреждений.  Организовать работу семейного клуба «Роса» на базе дошкольного образовательного учреждения.
 Организовать информационные выставки в группах детского сада на темы «Растем здоровыми», «Спортивный калейдоскоп», «SPORTафиша».  Организовать выставки и конкурсы детских работ совместно с родителями: - поделки из природного и бросового материала «Моя любимая спортивная игра»; -коллаж или фотографии (формат не более А4) на темы «Спорт в фотографии»; стихотворения, песни, загадки собственного сочинения на тему «Ода спорту», «Виды спорта», «Спортивный инвентарь»; -иллюстрированный альбом, посвященный спорту и физкультуре в каждой группе детского сада, в который помимо фотографий должна входить информация по представленному виду спорта (правила игры, история создания, инвентарь, выдающиеся спортсмены, методика и особенности преподавания в детском саду данного вида спорта, его элементов).  Организовать выставку книг и периодических изданий на спортивную тематику и тему физического развития детей дошкольного возраста.
Этап 3.
 Подвести итоги работы по проекту в виде: -итоговой конференции в условиях детского сада с участием педагогов учреждения; -фотогалереи в учреждении по данной тематике; -видеофильма, методических разработок, фотоархива, дидактических альбомов по ознакомлению с различными видами спорта на основе материалов по данному проекту.
Дополнительные мероприятия:

-
интегрированные занятия по развитию физических качеств и воспитанию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста; -консультации для родителей по вопросам физического развития детей раннего возраста. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КОЗЬМОДЕМЬЯНСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №1«РОСИНКА» ПРОЕКТ «Спортивный детский сад» Составители: Мидяшкина В.Е. воспитатель физической культуры Тихонова М.Н. воспитатель физической культуры (плавание) Козьмодемьянск 2015-2016